Кейс: Актуальность как инструмент роста сервиса «Хата на НГ» Статьи редакции

Разработчик сервиса «Хата на НГ» Искандер Мамедов написал для рубрики Growth Hacks колонку об актуальности как инструменте роста проекта.

Сейчас в интернете можно найти массу статей на тему Growth Hacks, есть отдельные сайты посвященные этому, на vc.ru есть отдельная рубрика по данной теме, некоторые даже говорят о полноценной профессии growthhacker.

Но даже при таком изобилии информации я не нашел статью, посвященную такому гроусхаку, как «актуальность». Я читал достаточно много статей и везде писали про привлечение новых пользователей с помощью виральности, материальной выгоды для пользователя, SEO, но никто даже не вспоминал о гроусхаке, который, на самом деле, лежит на поверхности.

Я сейчас говорю не о том, что продукт должен быть актуальным в наше время — это должно быть априори. Я говорю об актуальности длиной в неделю или месяц. Поясню на примере юмора. Есть шутки универсальные и актуальные. Универсальная — эта шутка, которая была смешная два года назад и будет смешной еще долго. Например, вот эта:

Она универсальная, потому что люди так делали всегда и сомневаюсь, что через пару лет что-то изменится. И вот вторая шутка:

После презентации iPhone 5 эта картинка облетела весь интернет и это было действительно очень смешно. Однако, сейчас iPhone в виде меча максимум вызовет улыбку на лице. Так и приложения, сайты, игры могут быть актуальными и привязанными к определенному событию в мире. У таких продуктов может быть резкий рост числа пользователей в определенный момент времени из-за актуальности продукта.

Ярким примером «актуального» продукта является вышедшая игра «Побег со световым мечом» от Google, посвященная премьере седьмой части саги «Звездные войны». В игре вы управляете световым мечом, которым вы отбиваетесь от выстрелов штурмовиков. В качестве меча в игре вам служит ваш смартфон. Взмахивая смартфоном, вы видите взмахи меча в браузере компьютера. Суть игры — убежать с корабля.

Чтобы вы оценили, насколько взрывной был рост, я просто скажу, что в первые часы после запуска игра «упала», позднее пользователи жаловались на очень долгое ожидание синхронизации смартфона и компьютера. А у Google, если мне не изменяет память, редко что-то падает. Не думаю, что у огромной корпорации стояла цель привлечь пользователей в новый проект, но тем самым они смогли привлечь внимание к своему бренду.

На «Звездных войнах» пытались пиариться все, кому не лень, но Google в этом преуспел. Они начали подготовку к выходу фильма за месяц до премьеры: в переводчик добавили перевод с межгалактического языка; в Youtube поменяли цвет полосы прокрутки видео, а слайдер громкости превратился в световой меч; в Gmail можно поменять тему оформления и много всего другого.

Довольно часто в качестве «актуала» в подобных продуктах выступают политические события. Летом в Брянске выпустили Mortal Kombat с кандидатами на пост губернатора в качестве персонажей. Недавно вышла игра в стиле Flappy Bird с Дональдом Трампом и другими кандидатами в президенты США. А в далеком 2013 году на Android появилась игра «Янукович: Тюряга 3D». Гроусхак налицо — игра за сутки вышла в лидеры Google Play в разделе «бесплатные игры».

В том, что актуальность продукта может дать хороший рост посещаемости я убедился и на своем опыте. Поскольку одной из самых актуальных тем перед Новым годом является «Хата на НГ», мы с другом решили запустить сайт поиска квартиры на Новый год и так его и назвали.

Сайт представляет собой агрегатор объявлений о посуточной аренде жилья от наших сайтов-партнеров. Их у нас было 3: Kvartirkov, Addressua, Dobovo. Изначально сайт был рассчитан на Москву, Санкт-Петербург, Киев, Львов, Одессу и Харьков, но поскольку в России никто не согласился стать нашим сайтом-партнером — мы убрали Москву и Питер, потому что мы просто парсили объявления с Avito и в этом не было никакого смысла.

В принципе, мы ничем не отличались от обычных сайтов агрегаторов недвижимости, но мы смогли вызвать к себе интерес просто за счет того, что у нас было актуальное название. Единственное отличие от остальных подобных сайтов было в выдаче информации о квартирах. Обычно показывают списком по 20 квартир на странице, мы же показывали всего одну.

В первые два дня после запуска сайта мы решили пройтись по целевой аудитории и тупо спамили во «ВКонтакте» в комментариях к заметкам с подобной темой. Затем мы написали заметку на «Пикабу» об открытии сайта, но через час запись удалили. В сумме это нам принесло около 700 пользователей.

На третий день мы решили написать у себя на страницах во «ВКонтакте» об открытии сайта и попросили друзей распространить информацию — тогда наши показатели подскочили вверх и это приносит свои плоды до сих пор.

Гроусхак здесь состоит в том, что люди, которые видели комментарий или заметку о нашем сайте, в большинстве случаев переходили по ссылке, потому что им было любопытно. В среднем около 40% людей, увидевших ссылку, переходили на сайт и потом они охотно делились ссылкой с друзьями.

Также актуальные сайты привлекают журналистов, потому что иногда им приходится чем-то наполнять сайт и «почему бы не написать в преддверии Нового года о сайте с хатами на НГ»?

Изначально мы написали письма в ain.ua (крупное украинское онлайн-издание об интернете и стартапах) и TJ. От TJ мы ответа не получили, хотя они любят про такие штуки писать, а вот ain.ua статью написали. Вслед за ними перепечатали статью Studway, iGate, «Киев Власть», iLenta, Tech Today (MTS) и даже «Комсомольская правда».

За две недели работы сайта у нас такие показатели, как видно на скриншоте выше. Как видите, в среднем практически каждый пользователь переходил на сайт партнера и, как видно по кликам на «Следующая квартира» — активность на сайте была хорошей, хоть и заманивал он только актуальностью. Еще один показатель, который не попал на скриншот — максимальное количество одновременно находящихся на сайте человек — 37.

Очень важно при использовании такого гроусхака, как актуальность, не забывать о самом продукте. Создание продукта четко под какое-то событие ничего не даст, если вы не «сконвертируете» однажды зашедших пользователей в постоянных клиентов.

Возможно, Google с помощью игры с побегом джедая хотел показать, на что способен браузер, и привлечь внимание разработчиков к такому виду игр. А приложение с кандидатами в президенты США — это продукт Washington Post, который таким образом привлекает внимание к своему бренду. Нужно понимать, что делается это все не просто так и каждый пользователь, который зашел на ваш сайт, важен.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Superstartuper

То, что автор открыл для себя как "актуальность", в маркетинге уже изрядное время известно как ситуативный маркетинг.
Конечно, внезапно расплодившимся гроусхакерам (а то и гроус-ретенторам), не знакомым с основами маркетинга это в новинку.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Яковенко

Хотелось что-нибудь написать, но ничего толкового не придумал..

Ответить
Развернуть ветку
irmr

Ну и где теперь этот Янукович 3Д?
Статья какая-то капитанская. Актуальностью все пользуются: начиная от слайдеров на тему ЗВ и харлемшейков и заканчивая разукрашиваниями аватарок и бесплатными поездками в аэропорты.

Ответить
Развернуть ветку
Искандер Мамедов

Янукович 3Д уже нигде. Статья о привлечении, а не об удержании.

Специально для вас в статье была строка: "о гроусхаке, который, на самом деле, лежит на поверхности".

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Yakushev

Вы рассказали просто о том, как привлекали на сайт трафик всеми доступными бесплатными способами, это не гроуз хак. Где показатели Ваши? Чего Вы вообще добились? Конверсия? Без этого просто вода.

Ответить
Развернуть ветку
Искандер Мамедов

Гроусхак - поиск лазеек для роста. В названии статьи говорится про то, какой именно гроусхак мы применили. Если бы это был просто обычный агрегатор - никто бы не обращал на нас внимания и публикаций в СМИ мы бы не добились. Показатели на скриншоте с Яндекс Метрики вас не устроили?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Yakushev

Те показатели, которые вы выставили не имеют никакого отношения к монетизации, вы просто показали количество трафика, но был ли хорош этот трафик? Сколько людей забронировали хаты?) Конечно, молодцы, что привлекли внимание СМИ, но вот завтра вас забудут а результаты какие? Вот что интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Искандер Мамедов

5760 пользователей было на сайте и 4649 переходов на сайты-партнеры. А нам партнеры платят за переходы, поэтому конверсию можно подсчитать и самим) О том, сколько хат забронировали мы не можем сказать, так как мы являемся всего лишь агрегатом.

Я думал уже в феврале написать о результатах того, что было после. Вообще в планах за счет набранной ссылочной массы поднять наш следующий проект.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шехов

Что-то заработали?

Ответить
Развернуть ветку
Искандер Мамедов

Заработали. Но эти цифры раскрыть не могу.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Горелова

почему

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sviridov

Потому что врать стыдно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 13 комментариев
null