Офтоп
Лена Очкова

«Разработка для Apple Watch — это игра в ограничения»

Бывший руководитель мобильных проектов Mail.Ru Group о разработке игр для «умных» часов

Константин Сахнов, научный руководитель программы«Менеджмент игровых интернет проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ и бывший руководитель мобильных проектов Mail.Ru Group, рассказал vc.ru о своем опыте создания приложения для Apple Watch и дал несколько советов по разработке, связанных с особенностями «умных» часов.

Недавно я получил уникальный опыт разработки игр для «умных» часов Apple Watch и хочу поделиться им с вами. Начать стоит с того, какие цели привели нас к решению делать игры для часов и почему это может быть интересно вам.

Новый свободный рынок

Анализируя рынок «умных» часов, мы разрабатывали игру «Эволюция: Герои Утопии». К тому моменту она уже успешно преодолела Vertical Slice (этап создания игры, на котором можно продемонстрировать базовый игровой процесс). Именно к ней и делалась версия для часов.

Рынок Apple Watch не выглядит очень уж привлекательным, но разработка приложения для них обходится сравнительно недорого. Ниша игр для часов более или менее свободна, и в разработке для них есть доля оппортунизма. Выйти на еще не занятый рынок и наработать опыт создания приложений для него — стратегически верное решение. Да, вероятность того, что рынок часов значительно расширится, а тем более монетизируется, прямо скажем, невелика. Но при этом стоимость создания игры для часов незаметна для бюджета проекта.

Неожиданный эксперимент

Портфель многих игровых компаний включает в себя не только те продукты, что проверены временем и закреплены экспертизой команды. Часто мы пробуем что-то новое, осознавая, что оно может как привести к успеху, так и остаться незамеченным.

Когда мы начинали разрабатывать игру для часов, на рынке была только WatchOS 1 — операционная система с крайне ограниченной функциональностью. Следующая версия системы недалеко ушла от своей предшественницы. Главное, что нужно понимать, — приложения для часов не являются самостоятельным продуктом. Они поставляются только как дополнение к мобильной версии и для их работы нужно, чтобы игра была установлена на телефоне.

Уникальность игрового процесса

«Герои Утопии» — это кликер. В играх такого жанра главной механикой является постоянное развитие персонажей. Игрок наращивает свою мощь экспоненциально, совершая однотипные действия. Идеальный жанр для портирования на часы.

Говоря о геймплее, мы думали в первую очередь о дублировании игрового процесса мобильной версии на часах. Это должна быть единая игра с единым прогрессом, и неважно, где игрок ее запускает: на компьютере в Facebook, на планшете, телефоне или часах, — его прогресс и геймплей везде одинаков.

Особенности платформы

Сейчас в сети уже достаточно обзоров на Apple Watch, их операционную систему и средства разработки. Не буду заострять на этом внимание. Но для тех, кто еще не успел ознакомиться с этой темой, резюмирую: разработка для Apple Watch — это игра в ограничения. Ограничения будут подстерегать геймдизайнера везде: от размера экрана и доступных ему средств разработки GUI до производительности и полной зависимости часов от телефона.

Постараюсь дать лишь ряд практических советов, которые позволят вам сэкономить время.

Единый графический пакет

Несмотря на то, что сейчас существует две версии часов с различным размером экрана: 38 мм и 42м, — достаточно нарисовать один пакет графики, который затем будет масштабироваться под нужное разрешение экрана. В нашем случае это был пак для минимального разрешения. Масштабирование на часах не отразился на качестве графики и скорости приложения.

Системная область

Тут как в Warcraft: «Всегда должен быть Король Лич». Черную полоску вверху экрана с индикатором времени убрать невозможно, но ее вполне можно приспособить под свои цели. Например, выводить туда заголовок экрана. Аналогично со многими другими системными элементами, такими как индикаторы пейджинга: нельзя сделать им кастомный фон или заменить их на свои картинки.

Покадровая анимация

Набор инструментов для создания анимаций на WatchOS 2 очень ограничен. Это покадровая смена анимации, примитивные движения объекта по прямой из точки А в точку В, масштабирование и альфа-канал.

Большой объем основной версии приложения

Так как версия для часов является своего рода аддоном, простите за грубое сравнение, то разработчик поставляет ее вшитой в основной дистрибутив игры. Будьте готовы увидеть, как растет объем приложения, который так хочется уместить в заветные 100 Мб. Одно из решений проблемы — докачка контента с сервера с помощью мобильного приложения при первом запуске игры на часах. Важно понимать, что докачать версию для часов целиком невозможно — речь идет лишь о загрузке ее контента. К счастью, именно он и занимает основной объем.

Оптимизация графики

С графическим контентом на часах работать можно и нужно. К примеру, в нашем кликере основной вес приложения пришелся на монстров и задники. Первых мы сжали, перейдя от PNG-24 к PNG-8, вторых — высокой компрессией JPEG. Также можно экономить за счет уменьшения размеров изображения. Спасибо, кэп.

Борьба за производительность

Это один из важнейших пунктов, потому что подгрузка ресурсов на часах — как при запуске приложения, так и в процессе игры — занимает заметное время. Мы решали этот вопрос уменьшением объема контента, частичной предзагрузкой и показом анимаций получения награды, пока загружается следующий противник.

Элементы управления и интерфейсы. Никаких мультитачей и кастомной обработки управления. Все, что есть в вашем распоряжении для создания удобного GUI, — два типа интерфейсов (Page based и Hierarchical) и возможность показывать кастомные всплывающие окна, спасающие в самых неожиданных ситуациях.

Синхронизация контента

Практически любая игра выпускает обновления. Но даже если вы один раз сделали все, что задумано, вам все равно придется столкнуться с задачей синхронизации данных на часах и в телефоне.

Здесь важно не забывать три вещи:

  • При включении игры на часах требовать от телефона сохранить текущий прогресс и передать на часы для синхронизации.
  • Заблокировать приложение на телефоне, чтобы не создавать конфликтов, пока запущена версия на часах.
  • Не забыть разблокировать телефон при завершении игры на часах и передать на него обновленный прогресс.

Стабильность

Тестируйте версию для часов особенно тщательно. У ваших игроков не будет возможности переинициализировать ее простым перезапуском, как приложение на телефоне. Если игра на часах капитально зависла, пользователю остается только деинсталлировать ее и установить заново из утилиты Watch на мобильном.

Геймплей кликера

Стоящая перед нами задача была столь же непростой, сколь интересной, — перенести на часы базовый игровой процесс. Нет, не сделать версию для часов, а именно повторить тот же геймплей с максимально приближенными ощущениями на новой платформе.

К тому моменту в нашем уютном кликере уже появились диалоги, сюжетные боссы, мощная социальная составляющая и другие нетипичные для кликера гейм-механики. Чтобы понять, что именно нужно портировать на часы, мы ответили на вопрос, на что игрок тратит основное время, играя в кликеры.

Версия для часов получила три элемента геймплея:

  1. Убийство монстров. Ну конечно. Кликать по монстрам в кликере — а как же иначе? Здесь важно отметить, что на часах мы дали игроку убивать только монстров. Он не продвигается по прогрессу сюжета, не вызывает диалоги и не сражается с боссом. Эти ограничения продиктованы скоростью клика и размером экрана, на котором совершенно некомфортно читать текст. Играя на планшете или смартфоне, обычный игрок использует сразу несколько пальцев, а по маленькому экрану часов тремя пальцами попасть затруднительно. Об использовании двух рук говорить не приходится.
  2. Прокачка спутников. Этот элемент был перенесен практически полностью, за исключением эволюции, которая требует убийства боссов и отсутствия возможности читать описания героев и их способностей.
  3. Сбор офлайн-награды. И это очень важный момент. Запустить игру на часах, которые постоянно на руке, чуть проще, чем лезть в карман за телефоном и дожидаться загрузки приложения. Кликнуть на иконку приложения на часах и забрать награду получается быстро и удобно.

Вместо выводов

В заключение дам последний совет: если после всего прочитанного вы все же решились делать игру на часах, позаботьтесь не только о разработке, но и об информировании игрока. Установка игры на часы — непривычный процесс, к которому еще не привыкли даже обладатели часов. Тем более что факт наличия у вашей игры версии для Apple Watch не является для них чем-то само собой разумеющимся.

Позаботьтесь о том, чтобы пользователь узнал, что может играть в вашу игру на часах, и получил четкую инструкцию по установке игры на свой гаджет.

Как говорил Нер'зул и многие до него, не ошибается тот, кто ничего не делает. Дерзайте.


Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.

0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Константин спасибо за статью . Полезный Опыт .
P.S Удачи Вам и хороших показателей проекты

1

"проекту"

0

Евгений, спасибо!
Если будут какие-то вопросы по часам, буду рад поделиться имеющейся информацией.

1

Интересно, жду развития событий с нетерпением))) Уважаемая редакция? Прошу, Вас, к следующему выпуску прикрепить информацию о том, как это отразится на акциях и торгах! Благодарю!:wave:

1

Сам кликер уже показал хорошие цифры и на софтлонче и после. Конечно, на старте цифры всегда лучше) но пока ретеншн 2,7 выглядят выше всех ожиданий.
Как Вы подметили, ждём развития событий =)

0

Константин, а Android Wear и Tizen не рассматривали?

0

Пока нет. Но при разработке заложились, что версия для Aaple Watch может быть не единственной для носимых устройств. Но это скорее на всякий случай,

0

И Тизен, и Wear менее ограничены, чем Watch, и, как по мне, при наличии приложения под Android наручный девайс может стать более удобным контроллером для игры. Но в данном случае интересует именно причина отказа от поддержки этих платформ. Было какое-то обоснование? Или просто не рассматривали такую возможность?

0

Причины просты: перед нами стояли сжатые сроки, требующие окончить разработку к концу года. В то же время, было много вопросов, связанных с новым для нас рынком часов. А программисты Android были полностью заняты разработкой мобильной версии под эту платформу. Поэтому мы решили сосредоточиться на Apple Watch. В дальнейшем не исключён запуск и на аднроидных часах.

1

Примерно тоже самое я писал год назад про свою игру для Apple Watch http://apptractor.ru/develop/istoriya-uspeha-movie-blocks.html.

Миллионы не заработал

К слову сказать, рынок игр для Apple Watch все еще в зачаточном состоянии.

0

Спасибо за ссылку. Динамику рынка предсказывать не стану, но продажи часов в штатах худо бедно идут. Надежда всегда есть) А вот что касается монетизации игр на носимых устройствах, то тут ситуация ещё интересней.

0

Сделали игру которую зафичерили в аппсторе для часов. Прибыль там действительно не фонтан, но с выходов WatchOS3 разрабам могут дать более удобные инструменты, а пользователи таки оценят часы.

0

WatchOS3 - это хорошее дело. Так же как состоявшийся осенью релиз WatchOS2 стал шагом вперёд по сравнению с первой версией. Но это увы не снимает вопросов к железу.

0

Наверное очень удобно играть, держа руку на весу. Примерно такие же ощущения можно испытать игра на ПК без стула. Прям вот верх комфорта.

0

А дело в том, что на часах долго никто не играет. Я сам носил часы, "вживаясь в роль". Собирал фидбек с пользователей. Это очень короткие сессии.
Конкретно в кликере, как я и написал в статье, очень удобно использовать часы для сбора оффлайн награды.

0

И Тизен, и Wear менее ограничены, чем Watch, и, как по мне, при наличии приложения под Android наручный девайс может стать более удобным контроллером для игры. Но в данном случае интересует именно причина отказа от поддержки этих платформ. Было какое-то обоснование? Или просто не рассматривали такую возможность?

0

Сорри, не так запостил вопрос.

0
Читать все 17 комментариев
Яндекс.Маркет. Отвратительный сервис

Кто и что там рассказывает про высокотехнологичную и клиентоориентированную компанию Яндекс?!?
Вместо заказанного товара, от этой компании можно получить ПОТЕРЯННЫЕ ВРЕМЯ, НЕРВЫ и ДЕНЬГИ. И допом к этому СОВЕРШЕННО РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.
Сделала заказ на Яндекс.Маркет № 211201-556-9156 от 01.12.21 в 23-30. Пришло уведомление о…

Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

Пользователи пожаловались на недоступность платформы для продажи хендмейд-товаров Etsy Статьи редакции

Они предположили, что Etsy могли заблокировать из-за решения суда, который признал запрещённой одну его страницу.

Разговор PRO: аналитика рекламы

Эксперты компании Registratura, входящей в iConText Group, вместе со своим клиентом «Олант» приняли участие в спецпроекте AdIndex.ru, где поговорили о рекламной аналитике.
Сергей Ерофеев, генеральный директор Registratura, Андрей Сахаров, руководитель отдела продаж Registratura, и Филипп Иванов, директор по интернет-маркетингу и e-commerce «Олант»…

Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

Крупнейшие сделки среди ТОП-5 стартапов в FinTech отрасли за ноябрь. Тренды, которые ждут нас в 2022

Самая детальная аналитическая подборка наиболее крупных сделок среди стартапов разных индустрий — эксклюзивно только для читателей Venture Club.

Фото: Курьер Delivery Club из Рыбинска в ретро-форме Статьи редакции

Сотруднику выдали шинель и фуражку, а рюкзак поменяли на ящик с кожаными ремешками.

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

null