Офтоп
Лена Очкова

«Разработка для Apple Watch — это игра в ограничения»

Бывший руководитель мобильных проектов Mail.Ru Group о разработке игр для «умных» часов

Константин Сахнов, научный руководитель программы«Менеджмент игровых интернет проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ и бывший руководитель мобильных проектов Mail.Ru Group, рассказал vc.ru о своем опыте создания приложения для Apple Watch и дал несколько советов по разработке, связанных с особенностями «умных» часов.

Недавно я получил уникальный опыт разработки игр для «умных» часов Apple Watch и хочу поделиться им с вами. Начать стоит с того, какие цели привели нас к решению делать игры для часов и почему это может быть интересно вам.

Новый свободный рынок

Анализируя рынок «умных» часов, мы разрабатывали игру «Эволюция: Герои Утопии». К тому моменту она уже успешно преодолела Vertical Slice (этап создания игры, на котором можно продемонстрировать базовый игровой процесс). Именно к ней и делалась версия для часов.

Рынок Apple Watch не выглядит очень уж привлекательным, но разработка приложения для них обходится сравнительно недорого. Ниша игр для часов более или менее свободна, и в разработке для них есть доля оппортунизма. Выйти на еще не занятый рынок и наработать опыт создания приложений для него — стратегически верное решение. Да, вероятность того, что рынок часов значительно расширится, а тем более монетизируется, прямо скажем, невелика. Но при этом стоимость создания игры для часов незаметна для бюджета проекта.

Неожиданный эксперимент

Портфель многих игровых компаний включает в себя не только те продукты, что проверены временем и закреплены экспертизой команды. Часто мы пробуем что-то новое, осознавая, что оно может как привести к успеху, так и остаться незамеченным.

Когда мы начинали разрабатывать игру для часов, на рынке была только WatchOS 1 — операционная система с крайне ограниченной функциональностью. Следующая версия системы недалеко ушла от своей предшественницы. Главное, что нужно понимать, — приложения для часов не являются самостоятельным продуктом. Они поставляются только как дополнение к мобильной версии и для их работы нужно, чтобы игра была установлена на телефоне.

Уникальность игрового процесса

«Герои Утопии» — это кликер. В играх такого жанра главной механикой является постоянное развитие персонажей. Игрок наращивает свою мощь экспоненциально, совершая однотипные действия. Идеальный жанр для портирования на часы.

Говоря о геймплее, мы думали в первую очередь о дублировании игрового процесса мобильной версии на часах. Это должна быть единая игра с единым прогрессом, и неважно, где игрок ее запускает: на компьютере в Facebook, на планшете, телефоне или часах, — его прогресс и геймплей везде одинаков.

Особенности платформы

Сейчас в сети уже достаточно обзоров на Apple Watch, их операционную систему и средства разработки. Не буду заострять на этом внимание. Но для тех, кто еще не успел ознакомиться с этой темой, резюмирую: разработка для Apple Watch — это игра в ограничения. Ограничения будут подстерегать геймдизайнера везде: от размера экрана и доступных ему средств разработки GUI до производительности и полной зависимости часов от телефона.

Постараюсь дать лишь ряд практических советов, которые позволят вам сэкономить время.

Единый графический пакет

Несмотря на то, что сейчас существует две версии часов с различным размером экрана: 38 мм и 42м, — достаточно нарисовать один пакет графики, который затем будет масштабироваться под нужное разрешение экрана. В нашем случае это был пак для минимального разрешения. Масштабирование на часах не отразился на качестве графики и скорости приложения.

Системная область

Тут как в Warcraft: «Всегда должен быть Король Лич». Черную полоску вверху экрана с индикатором времени убрать невозможно, но ее вполне можно приспособить под свои цели. Например, выводить туда заголовок экрана. Аналогично со многими другими системными элементами, такими как индикаторы пейджинга: нельзя сделать им кастомный фон или заменить их на свои картинки.

Покадровая анимация

Набор инструментов для создания анимаций на WatchOS 2 очень ограничен. Это покадровая смена анимации, примитивные движения объекта по прямой из точки А в точку В, масштабирование и альфа-канал.

Большой объем основной версии приложения

Так как версия для часов является своего рода аддоном, простите за грубое сравнение, то разработчик поставляет ее вшитой в основной дистрибутив игры. Будьте готовы увидеть, как растет объем приложения, который так хочется уместить в заветные 100 Мб. Одно из решений проблемы — докачка контента с сервера с помощью мобильного приложения при первом запуске игры на часах. Важно понимать, что докачать версию для часов целиком невозможно — речь идет лишь о загрузке ее контента. К счастью, именно он и занимает основной объем.

Оптимизация графики

С графическим контентом на часах работать можно и нужно. К примеру, в нашем кликере основной вес приложения пришелся на монстров и задники. Первых мы сжали, перейдя от PNG-24 к PNG-8, вторых — высокой компрессией JPEG. Также можно экономить за счет уменьшения размеров изображения. Спасибо, кэп.

Борьба за производительность

Это один из важнейших пунктов, потому что подгрузка ресурсов на часах — как при запуске приложения, так и в процессе игры — занимает заметное время. Мы решали этот вопрос уменьшением объема контента, частичной предзагрузкой и показом анимаций получения награды, пока загружается следующий противник.

Элементы управления и интерфейсы. Никаких мультитачей и кастомной обработки управления. Все, что есть в вашем распоряжении для создания удобного GUI, — два типа интерфейсов (Page based и Hierarchical) и возможность показывать кастомные всплывающие окна, спасающие в самых неожиданных ситуациях.

Синхронизация контента

Практически любая игра выпускает обновления. Но даже если вы один раз сделали все, что задумано, вам все равно придется столкнуться с задачей синхронизации данных на часах и в телефоне.

Здесь важно не забывать три вещи:

  • При включении игры на часах требовать от телефона сохранить текущий прогресс и передать на часы для синхронизации.
  • Заблокировать приложение на телефоне, чтобы не создавать конфликтов, пока запущена версия на часах.
  • Не забыть разблокировать телефон при завершении игры на часах и передать на него обновленный прогресс.

Стабильность

Тестируйте версию для часов особенно тщательно. У ваших игроков не будет возможности переинициализировать ее простым перезапуском, как приложение на телефоне. Если игра на часах капитально зависла, пользователю остается только деинсталлировать ее и установить заново из утилиты Watch на мобильном.

Геймплей кликера

Стоящая перед нами задача была столь же непростой, сколь интересной, — перенести на часы базовый игровой процесс. Нет, не сделать версию для часов, а именно повторить тот же геймплей с максимально приближенными ощущениями на новой платформе.

К тому моменту в нашем уютном кликере уже появились диалоги, сюжетные боссы, мощная социальная составляющая и другие нетипичные для кликера гейм-механики. Чтобы понять, что именно нужно портировать на часы, мы ответили на вопрос, на что игрок тратит основное время, играя в кликеры.

Версия для часов получила три элемента геймплея:

  1. Убийство монстров. Ну конечно. Кликать по монстрам в кликере — а как же иначе? Здесь важно отметить, что на часах мы дали игроку убивать только монстров. Он не продвигается по прогрессу сюжета, не вызывает диалоги и не сражается с боссом. Эти ограничения продиктованы скоростью клика и размером экрана, на котором совершенно некомфортно читать текст. Играя на планшете или смартфоне, обычный игрок использует сразу несколько пальцев, а по маленькому экрану часов тремя пальцами попасть затруднительно. Об использовании двух рук говорить не приходится.
  2. Прокачка спутников. Этот элемент был перенесен практически полностью, за исключением эволюции, которая требует убийства боссов и отсутствия возможности читать описания героев и их способностей.
  3. Сбор офлайн-награды. И это очень важный момент. Запустить игру на часах, которые постоянно на руке, чуть проще, чем лезть в карман за телефоном и дожидаться загрузки приложения. Кликнуть на иконку приложения на часах и забрать награду получается быстро и удобно.

Вместо выводов

В заключение дам последний совет: если после всего прочитанного вы все же решились делать игру на часах, позаботьтесь не только о разработке, но и об информировании игрока. Установка игры на часы — непривычный процесс, к которому еще не привыкли даже обладатели часов. Тем более что факт наличия у вашей игры версии для Apple Watch не является для них чем-то само собой разумеющимся.

Позаботьтесь о том, чтобы пользователь узнал, что может играть в вашу игру на часах, и получил четкую инструкцию по установке игры на свой гаджет.

Как говорил Нер'зул и многие до него, не ошибается тот, кто ничего не делает. Дерзайте.


Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.

0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Константин спасибо за статью . Полезный Опыт .
P.S Удачи Вам и хороших показателей проекты

1

"проекту"

0

Евгений, спасибо!
Если будут какие-то вопросы по часам, буду рад поделиться имеющейся информацией.

1

Интересно, жду развития событий с нетерпением))) Уважаемая редакция? Прошу, Вас, к следующему выпуску прикрепить информацию о том, как это отразится на акциях и торгах! Благодарю!:wave:

1

Сам кликер уже показал хорошие цифры и на софтлонче и после. Конечно, на старте цифры всегда лучше) но пока ретеншн 2,7 выглядят выше всех ожиданий.
Как Вы подметили, ждём развития событий =)

0

Константин, а Android Wear и Tizen не рассматривали?

0

Пока нет. Но при разработке заложились, что версия для Aaple Watch может быть не единственной для носимых устройств. Но это скорее на всякий случай,

0

И Тизен, и Wear менее ограничены, чем Watch, и, как по мне, при наличии приложения под Android наручный девайс может стать более удобным контроллером для игры. Но в данном случае интересует именно причина отказа от поддержки этих платформ. Было какое-то обоснование? Или просто не рассматривали такую возможность?

0

Причины просты: перед нами стояли сжатые сроки, требующие окончить разработку к концу года. В то же время, было много вопросов, связанных с новым для нас рынком часов. А программисты Android были полностью заняты разработкой мобильной версии под эту платформу. Поэтому мы решили сосредоточиться на Apple Watch. В дальнейшем не исключён запуск и на аднроидных часах.

1

Примерно тоже самое я писал год назад про свою игру для Apple Watch http://apptractor.ru/develop/istoriya-uspeha-movie-blocks.html.

Миллионы не заработал

К слову сказать, рынок игр для Apple Watch все еще в зачаточном состоянии.

0

Спасибо за ссылку. Динамику рынка предсказывать не стану, но продажи часов в штатах худо бедно идут. Надежда всегда есть) А вот что касается монетизации игр на носимых устройствах, то тут ситуация ещё интересней.

0

Сделали игру которую зафичерили в аппсторе для часов. Прибыль там действительно не фонтан, но с выходов WatchOS3 разрабам могут дать более удобные инструменты, а пользователи таки оценят часы.

0

WatchOS3 - это хорошее дело. Так же как состоявшийся осенью релиз WatchOS2 стал шагом вперёд по сравнению с первой версией. Но это увы не снимает вопросов к железу.

0

Наверное очень удобно играть, держа руку на весу. Примерно такие же ощущения можно испытать игра на ПК без стула. Прям вот верх комфорта.

0

А дело в том, что на часах долго никто не играет. Я сам носил часы, "вживаясь в роль". Собирал фидбек с пользователей. Это очень короткие сессии.
Конкретно в кликере, как я и написал в статье, очень удобно использовать часы для сбора оффлайн награды.

0

И Тизен, и Wear менее ограничены, чем Watch, и, как по мне, при наличии приложения под Android наручный девайс может стать более удобным контроллером для игры. Но в данном случае интересует именно причина отказа от поддержки этих платформ. Было какое-то обоснование? Или просто не рассматривали такую возможность?

0

Сорри, не так запостил вопрос.

0
Читать все 17 комментариев
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

«Сбер» представил «умную» колонку SberBox Time Статьи редакции

Стоит 7990 рублей.

«Сбер»
Глава СберМаркета Асан Курмангужин запустил подкаст Asan Talks в YouTube

В выпусках Асан берет интервью у топ-менеджеров крупных компаний и обсуждает вопросы саморазвития и лидерства

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

«Бизнесом чуть-чуть занимаюсь, чтобы не закиснуть мозгами»: Олег Тиньков рассказал о продолжении борьбы с лейкемией Статьи редакции

Бизнесмен считает, что победить болезнь окончательно невозможно.

Олег Тиньков
VC превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что VC превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

Победа над ленью и гайд по усвояемости добавок: 5 лучших постов «Реддита» посвященных умным веществам
Wildberries запустил партнёрские сортировочные центры — партнёры смогут заработать на обработке чужих заказов Статьи редакции

Ритейлер рассчитывает, что программа ускорит обработку и доставку товаров.

ЦБ определит фиксированную сумму для возврата после кражи денег мошенниками Статьи редакции

За квартал банки вернули жертвам около 8% от украденных денег.

OPS-инструкция для стартапа по доставке: как выжить и наладить операционку

В преддверии первой годовщины запуска сервиса гиперлокальной доставки Прямиком, который развивает наша компания, вспомнили с ребятами из операционного отдела, как всё начиналось. Андрей Резник, региональный менеджер Master Delivery, и Анатолий Голованец, старший менеджер по франчайзингу, собрали ТОП-5 советов для тех, кто сейчас в самом начале.

PlayStation от Sony Group запускает сервис ежемесячной подписки

Sony Group планирует создать новую услугу подписки, чтобы конкурировать с популярным сервисом Xbox от компании Microsoft, пишет Bloomberg.

null