«Встряски расставляют всё на свои места» Статьи редакции

Олег Тиньков взял интервью у Дмитрия Костыгина, совладельца сетей «Юлмарт», «Рив Гош» и «Улыбка радуги»

Олег Тиньков побеседовал с Дмитрием Костыгиным — предпринимателем и инвестором, совладелецем интернет-магазина «Юлмарт», сетей «Рив Гош», «Дикая орхидея», «Улыбка радуги», акционером Dream Industries (Bookmate, Zvooq.ru) — о его биографии, торговле, книгах и кризисе. vc.ru приводит выдержки из интервью, опубликованные в блоге «Тинькофф Банка».

Кризис 89−92 годов был посильнее

Дима, ты у нас очень известен в узких кругах, поэтому я-то про тебя знаю. А широкая публика — нет. Расскажи вкратце о себе.

Я в бизнесе с 1988 года. Начинал на Рижском рынке здесь, в Москве, под мелодии «Ласкового мая». Мне с товарищами удалось построить несколько малых, средних и, в общем-то, достаточно больших компаний. Теперь хочу построить уже и глобальную. Вообще сделать глобальную компанию — это наша общая петербургская мечта.

Как из Петербурга попал на Рижский рынок?

А я из-под Нижнего Новгорода, поэтому я ездил через Москву в Петербург, у меня там были дальние родственники.

Вы же все на «Апрашке» [рынок «Апраксин двор» в центре Петербурга] начинали?

Я на «Некрасовском» больше проводил времени.

А если мы уже заговорили про то поколение, то в чем основное отличие сегодняшнего молодого предпринимателя от нас из 90-х?

— Когда Горбачев разрешил индивидуальную трудовую деятельность, был 1986 год. Я как-то не мыслил в бизнесе, я скорее мыслил чего-то поделать. Не понимал ни бухучет, ни оборотные капиталы. Я продавал какие-то кроссовки, брюки и прочее — сначала просто втянулся в это, а потом увидел некий диспаритет цен на рынках Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга. В общем, начал, как сейчас говорят, арбитражем заниматься.

Сейчас молодежь более развитая — мыслит гибче, видит больше. В наше же время надо было побольше смелости и поменьше знаний. А сейчас надо больше знаний и ещё больше смелости.

Мое наблюдение: ты инвестируешь в основном в ритейл. Ты считаешь, что розничная торговля — это более стабильное звено в торговле или там самое стабильное звено в экономике? Ты не смотришь ни на производство, ни на финансы. Почему ритейл?

Здесь нет никакой философии, так сложилось. Чем больше в какой-то индустрии находишься, тем больше у тебя знакомых и связей в твоей сфере.

Хотя, если пробежаться по прошлому, я только начинал с торговли. Потом я ушел в финансовые услуги, а потом мы практически с тобой параллельно занимались производством продукции питания. То есть мы делали и пельмени, и майонез, и кетчуп, и кондитерские изделия. Плюс, у нас есть производство нижнего белья, под Смоленском.

«Дикая орхидея».

«Дикая орхидея», в частности. Поэтому производство мы знаем и любим. Это достаточно сложно. Сейчас оно стало еще поинтереснее, с ослаблением курса нашей валюты.

Когда ты покупал свои проекты, они были, так скажем, в кризисном состоянии.

«Рив Гош» был в отличной форме, а сейчас у нас вообще был рекордный год. У «Улыбки радуги» тоже был рекордный год.

А «Орхидея»? Она же была дико убыточной. Вы их реструктуризировали?

А «Орхидею» мы формально не покупали. Мы уже в аукционах покупали отдельное имущество в виде фабрик, брендов, недвижимости. Формально мы с нуля построили компанию, которая основана на некоторых остатках былой активности, в частности, Александра Федорова [основателя розничной сети «Дикая орхидея»], и сейчас выглядит неплохо. Там какая-то мелкая прибыль и это, конечно, сильно завязано на собственное производство.

Расскажи про главный твой актив, «Юлмарт». Насколько я помню, вы были первые-вторые на российском рынке онлайн-торговли. Как по итогам 2015 выглядите?

По поводу «первые-вторые». Мы-то, конечно, безусловно, первые, если немножко в этом разбираться. С другой стороны, это всё не очень важно, потому что надо быть раз в десять побольше от сегодняшнего. Надо торговать где-то миллиардов на 500 рублей в сегодняшних ценах, чтобы быть серьезным онлайн-ритейлером. А типа 100 или 200 млрд — это вообще не тот масштаб.

Так у вас меньше 100 млрд где-то по итогам.

Да, мы были по итогам 2015 еще поменьше. Но в 2016 видим, что будем где-то в районе 100 млрд. Но опять же, это всё не суть. Надо быть в разы побольше, для того, чтобы быть устойчивее и интереснее.

А за счет чего вы так здорово ворвались на рынок?

На самом деле, прорыв будет только в следующем году.

За счет чего?

— Я пришел в «Юлмарт», когда там был только первый ЦИЗ, центр исполнения заказов, это был 2010 год. Я впечатлился и, конечно, увидел перспективы. Но сегодня эти перспективы кажутся в разы больше. Мы стали активно развиваться, исходя из принципа «либо Цезарь, либо никто».

И второе: мы, конечно, много думаем над продуктом. Мы пилим мобильную версию, архитектуру, юзер-экспириенс. Следующий год будет совсем прорыв.

У вас головной офис в Петербурге или в Москве?

В Петербурге, да. На улице Благодатной.

Знаем такую. Хорошо у вас с кадрами, дешево.

Поэффективнее, да. У нас отличный коллектив. К сожалению, еще два года назад мы сделали вывод о том, что нам придется самим строить недвижимость, чтобы торговать эффективно.

Большинству интернет-бизнесов удается это избегать, а нам пришлось строить. Это и есть задача нас как предпринимателей — оценить уникальность ситуации. Каждый человек — предприниматель, поэтому задача нашей предпринимательской части, с одной стороны, понять повторяющееся, а с другой стороны — оценить уникальность ситуации.

Чем уникальна ситуация в российском интернет-ритейле? Amazon и eBay отпраздновали двадцатилетие, они с 1995 года появились. В России их стали копировать где-то с 1998, примерно через 3−4 года.

Даже называли практически одинаково…

Да, называли похоже. Были «Озон.ру», «Молоток.ру», был Enter. Был забег из десятков компаний, из десятков предпринимателей. И до сих пор по факту в России нет мощного интернет-ритейлера. «Юлмарт», конечно, яркий участник. Мы надеемся, очевидно, что единственный, но, время покажет. И нет национального маркетплейса, а-ля eBay или а-ля AliExpress.

А «Авито» чем является?

Доской объявлений. Мы разделяем: доска объявлений — это когда просто объявления с какими-то возможностями.

А «Яндекс.Маркет»?

Тоже доска объявлений. Они немножко идут в сторону маркетплейса, биржи. Функция маркетплейса номер один — это клиринг между сторонами. Кто-то кликнул, что-то купил, а расчеты обеспечивает третья сторона, которая гарантирует, что одна сторона получит товар, а вторая деньги.

А зачем вы стали продавать в «Юлмарте» гречку?

У нас много всяких экспериментов идёт и, надеюсь, будет ещё больше. Если говорить сейчас про гречку — то это, конечно, одна из многочисленных маркетинговых идей. Это не системная купля-продажа, а маркетинговая история. Но со следующего года, надеюсь, с марта или с апреля мы уже полноценно продукты питания начнём хотя бы в режиме B2B предлагать.

Когда мне жалуются на персонал, я отправляю читать Макаренко

Ты был первым, насколько я знаю, кто перевел «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.

Да, загорелся когда-то её идеями.

Она из Петербурга, кстати.

Да. Ну вот, собственно, это был один из факторов, почему я на это подорвался. Поскольку мы общались с иностранцами, по молодости, один из них, профессор экономики из Гонолулу, подарил эту книжку.

Первую именно «Атлант расправил плечи» я прочитал и приятно удивился. Потом он мне прислал «Мы живые», она оказалась про Петербург, такой классический сюжет а-ля «Доктор Живаго». А тогда книжный бум был, это, соответственно, 91−92 года. Я так загорелся простенькой книжкой, а поскольку сама Алиса Розенбаум не знала английского языка и уезжала уже в зрелом возрасте, она писала достаточно примитивно с точки зрения английского читателя.

Я понял, что там с моей английской спецшколой я вполне в состоянии быстро это перевести и напечатать. Через знакомых получил права на это издание и в 93-м году, издал и как-то этой идеей загорелся. «Источник» в 95-м издал, а «Атланта» в 97-м.

Потом лет десять я эти идеи аккуратно двигал. Потом, проведя некоторое время в Швейцарии, мои взгляды поменялись. Теперь я стал осторожней со взглядами.

Если дальше говорить про книги, которые поменяли твое мнение, какие бы три книги ты порекомендовал прочесть обязательно? Тем, кто занимается или интересуется бизнесом.

Ну, №1 — «Древо познания», безусловно. Это написали чилийские биологи, Варела и Матурана. Книжка еще 50-х годов ещё.

Это фундаментальная вещь, и, поскольку у меня медицинское образование, то она мне далась легко и как бы всё так поставила на место. Большинство, кому я её рекомендовал, говорят, что вообще непонятно, что это такое, там аксоны, дендриты. Но её стоит перечитать. Я её перечитывал раз, наверное, пять, прежде чем она так вот у меня легла.

Вторая?

Наверное Кропоткин, «Эволюция как фактор взаимопомощи».

Третья?

— Это Макаренко, «Педагогическая поэма». Он много чего строил, причем с малолетними преступниками. Поэтому когда мне жалуются на персонал, я говорю, мол, почитайте, Макаренко, он работал с малолетними преступниками и ничего, построил приличный завод фотоаппаратов, единственный тогда в России.

Встряски расставляют всё на свои места

В какой бы ты сейчас бизнес вложился, в сегодняшней, текущей ситуации? Вот ты — молодой начинающий предприниматель. Куда бы ты пошел?

Есть несколько книг про легендарных инвесторов. Был такой Дориот [Джордж Дориот, основатель AR&D, венчурный инвестор], который инвестировал еще в 50−60 годы. Тогда тоже были легендарные компании, как Google и прочие. DEC тогда была одна из таких больших компаний того времени.

Каждые 10−20 лет есть свои взлеты. Есть такая фраза о венчурным инвестировании: Always invest in people, А with idea A, always consider investing in people A with idea B, never invest in people B with idea A. Поэтому я больше за людей и не про идеи. И не ставлю для себя каких-то философско-индустриальных ограничений, куда можно бы вкладывать или куда нет.

В этом плане я смотрел на инвестиции во Вьетнаме, в Панаме, в Америке, в Швейцарии, да по всему миру. На сегодня Россия в этом плане стала глобальной страной. Здесь требуются навыки — точно такие же, как требуются в Бразилии, в Америке, в Японии, в Сингапуре.

Все вокруг в каких-то в чемоданных настроениях, мол, ближайшие 20 лет всё будет плохо. Все уезжают, а ты вот, как я прочёл недавно, говоришь, что нет, всё хорошо, наоборот, растем. Ты тоже, как я, большой оптимист. Почему?

Во-первых, потому, что мы не в первый раз это видим. Кризис 89−92 годов был посильнее. Тогда была гиперинфляция, это был развал страны, переход с одного социального строя в другой. Это то, что бывает один раз в сотни лет. И мы это пережили вполне неплохо.

И кризис 98-го года — это был государственный дефолт, это такое падение валюты в 4 раза, тоже мы видели и вполне, так сказать, выживали. То есть, сейчас оснований сказать, что произошло что-то такое экстраординарное, нет. И второе — что такие встряски расставляют всё на свои места.

А что тебя мотивирует в бизнесе именно?

Любовь.

К чему-то или к кому-то?

Вот такая, да. Вселенская.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Igor Bedrzhitskiy

Очередное интервью с этим персонажем и в очередной раз ни слова о попытке (даже двух) рейдерского захвата одной из крупнейших ритейловых сетей в стране (кстати питерской) - Ленте. С захватом офиса, золотыми парашютами, контрактами на поставки продукции собственных фирм и т.д. - все как у нас любят. Собственно нынешние акционеры Ленты от греха выкупили с премией его пакет (и его подельников) - оттуда и все его "накопления" для инвестиций в IT и другие ритейл активы.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Бигль

А можно где-то подробнее ознакомиться с историей Ленты?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tarasov
Ответить
Развернуть ветку
Григорий Бигль

Благодарствую. Интересная статья, особенно то, что касалось непосредственно Юлмарта.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tarasov
Ответить
Развернуть ветку
Roman BL

Надо признать что новые бизнес секреты чисто фуфло. Выпуски планируются как пиар новых совместных проектов с приглашёнными. Полезного 0 сплошные разговоры ни о чем и позерство.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

СМИ для рекламы и нужны, каждый зарабатывает как может.

Ответить
Развернуть ветку
sstyle

Про то что кризис 90х был сильнее - посмеялся. Когда этот кончится, тогда и надо оценивать. Мы в начале кризиса, он еще мало ощутим для граждан и для продаж юлмарта видимо

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rzhvsky

Наивняк. Кризис, говорит, был сильнее 89-92гг.

Да, всё так, только промышленный комплекс был мощнейший, на котором и выехали и в 92 и в 98-м. А сейчас нет этого ничего, все распилили и продали. Ну и плюс не было такого противодействия в виде запрета импорта, а скорее наоборот. Оборот юлмарт в рублях может и увеличит, но это не та метрика, на которую стоит равняться.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

На какой промышленности выехали в 98? На нефти по 120?

Ответить
Развернуть ветку
Αлександра Μолчанова

Костыгин абсолютно адовый, беспринципный х** с горы. "Любовь" им движет... пи*дец. Похож на терминатора, который не перед чем не остановится. "Все живы здоровы".. и на это спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tarasov

А про рейдерские захваты правда или как?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Капралов

Таки да.
Ну и лицо у него такое... нехорошего человека.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сташков

И без Мэйера он был бы никем или от силы хитрым переводчиком.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дашков

Интересно, Калинкина, позовут или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

Яндекс маркет крпнейшей площадкой решили стать, а у Юлмарта с кадрами судя по отзывам сотрудников дела плохи. Выручка в столько 100 миллиардов, налоговая тутт ваш клиент разводите. Конкуренция растет с каждым днем в этом сегменте, китайские магазины пришли и идут. Aliexpress, JD и тд, интернет торговля с бесплатной доставкой ломает стереотипы, покупать на Юлмарте технику не видя её нонсенс, за теже деньги можно в наличии в большинстве городов найти и с гарантией проблем не будет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Нишаков

Любопытно что изменило его взгляды на ценности "Атланта" в Швейцарии.

Как по мне, это вполне себе достойная "религия" современного предпринимателя, особенно в России.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панченко

Скучноватя получилась беседа... да и че говорить, не вооруженным взглядом видно, что мужчина прошел в 90х: Крым, РЫМ, ТРУБЫ... биты, цепи... простыми словами: бизнес ангел =)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

Кризис создан для обогащения банков и промышленников.
Можно не повышать зарплаты и урезать, народ будет пахать за копейки и заползать в кредиты банковские.
Именно в кризис люди делают деньги на рабах, если бы Путин завтра сказал повышаем ставку по кредитам, рубль пошел вверх быстро, но ему банкиры типо Грефа не дадут. Кто тогда кредиты будет брать.
Зависимость от нефти была и будет, Газпром - мечты сбываются

Ответить
Развернуть ветку
Smuzi

Неужели нельзя даже попытаться мыслить критично?

Ответить
Развернуть ветку
Бако Саакян

Костыгин крутой!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

Тиньков круче :)))

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда