Смерть стартапа: Уроки, которые Ричард Брэнсон вынес из провалившихся проектов Virgin Group Статьи редакции

Предприниматель и основатель Virgin Group Ричард Брэнсон опубликовал в своём блоге заметку, в которой рассказал о том, какие уроки он вынес из провалившихся проектов корпорации Virgin Group — Virgin Cars и Virgin Cola. Брэнсон также вспомнил опыт запуска авиакомпании Virgin Atlantic — по словам предпринимателя, тогда он столкнулся с трудностями, и проект чуть было не забросили.

«За 40 лет в бизнесе мы выяснили, что дорога к успеху вымощена проблемами. Я хотел бы показать вам, как провалы помогают бизнесу двигаться вперёд», — пишет Брэнсон в своём блоге. В заметке он вспоминает три урока, которые он извлек, запуская новые проекты в рамках Virgin Group.

Брэнсон рассказывает, как он впервые решил вывести Virgin Group за пределы музыкальной индустрии (компания начинала свою работу в музыкальной сфере) — и открыть бизнес в авиационной сфере. «Нашей мечтой было захватить рынок, предложив путешественникам лучший продукт и сервис. Индустрия тогда была совсем другой. Авиакомпании предлагали клиентам ужасное обслуживание».

Однако одного энтузиазма, говорит предприниматель, оказалось мало. «Мы быстро поняли, что на фоне устоявшихся лидеров выглядим неопытными юнцами». Компания British Airways, заметив нового игрока, попыталась вытеснить его с рынка. Как рассказывает Ричард Брэнсон, British Airways начала распространять ложные слухи о Virgin Atlantic и понизила стоимость перелетов — молодая компания оказалась не в состоянии конкурировать с организацией.

«Было проще бросить эту затею, чем двигаться дальше. Но мы решили не сдаваться — нашли новые подходы к маркетингу и ведению бизнеса и продолжили работать. Тогда мы научились никогда не недооценивать конкурентов».

«Нам удалось занять своё место на рынке — чего не скажешь о нашей попытке запустить собственный бренд безалкогольных напитков». В начале 90-х годов Ричард Брэнсон решил открыть ещё один проект — Virgin Cola. Предполагалось, что его основными конкурентами станут Coca Cola и Pepsi Co. «Это было безумием».

Как рассказывает Брэнсон, Virgin Group оказалась не готова к последовавшему от конкурентов ответу. Coca Cola и Pepsi Co увеличили маркетинговые бюджеты, а также надавили на дистрибьюторов, призвав отказаться от работы с Virgin Cola.

«Если бы мы знали, как они отреагируют, мы бы выбрали другой подход. Есть и ещё одна причина, по которой запуск этого проекта провалился — наша собственная политика. Virgin Group всегда предлагает покупателям нечто новое, радикально отличающееся от того, что уже есть на рынке. В случае с Virgin Cola ничего такого мы предложить не могли — это были отличные напитки по низкой цене, но не более того», — пишет предприниматель.

В 2000 году руководство Virgin Group решило попробовать свои силы в автомобильной индустрии и запустить проект Virgin Cars. Брэнсон пишет, что перед запуском интернет-ритейлера Cars компания тщательно изучила рынок и выявила основные проблемы. Однако в итоге площадка просуществовала около пяти лет, а после этого была вынуждена закрыться.

«Мы не учли, что для покупателей большую роль играет не процесс приобретения автомобиля, а его техническое оснащение», — объясняет предприниматель. «Мы поняли, что успех недостижим, если у вас нет конкретной цели, кроме получения прибыли».

Virgin Cars и Virgin Cola — не единственные неудачные проекты, которыми занимался Ричард Брэнсон. Сайт Global Strategic Innovation приводит ещё несколько примеров провалившихся проектов предпринимателя:

  1. Virgin Students. В 2000 году Брэнсон и его команда разработали подобие социальной сети и назвали его Virgin Students. По данным некоторых источников, сервисом пользовались сотни тысяч человек, но после открытия MySpace в 2005 году их количество резко сократилось, и проект закрылся.
  2. Virgin Brides. В 1996 году руководство Virgin Group решило выйти на высококонкурентный свадебный рынок. Однако в 2007 году проект пришлось закрыть — он так и не стал успешным.
  3. Virgin Vie. Бренд женской косметики Ричард Брэнсон запустил в 1997 году. Продукты марки продавались в интернете и в собственных магазинах Virgin. Проект приносил убытки, и в 2009 году его было решено закрыть.
  4. Virgin Clothing. В 1998 году Virgin Group запустила производство одежды, обуви и аксессуаров под брендом Virgin Clothing. Через два года проект был закрыт.
  5. Virginware. В 2003 году Ричард Брэнсон открыл производство женского нижнего белья. Поначалу дела шли неплохо, но к началу 2005 года продажи перестали расти — и направление было решено сократить.
  6. Virgin Megastore. Сеть музыкальных магазинов, которая была открыта в 1992 году, показывала высокие продажи, но уже в 2000 годах оказалась неспособна конкурировать с интернет-магазинами и музыкальными сервисами. Последний магазин сети закрылся в 2009 году.
  7. Virgin Pulse и Virgin Digital. Конкуренты iPod и iTunes не смогли завоевать любовь пользователей. Сам Ричард Брэнсон полагает, что они появились слишком поздно. Оба проекта просуществовали не более года.
  8. Virgin Express и Virgin Charter. Virgin Express — лоукостер, который должен был составить конкуренцию EasyJet, но в итоге был закрыт спустя 10 лет после запуска. Virgin Charter — сервис частных авиаперевозок — просуществовал около года.
0
25 комментариев
Написать комментарий...
Paul Anoshkin

А я читал его книги и скажу, что они ОЧЕНЬ заурядные и неинтересные, вот до сих пор голову ломаю сам он книги писал или это был очередной проект Virgin на котором он бабла срубил...на мне..

Ответить
Развернуть ветку
game-kokoc

Я читал и мне понравилось то что я прочел. Все ищут что-то мегаоткровение типа таблетки от всех своих проблем и для успеха и для телок и для того чтобы сразу же после прочтения поzвилась у него под жопой новая Lambo. Все это полная хуйня. Почитайте 7 навыков высокоэффективных людей от Кови там вообще банальные вещи описаны, но это основа для достижения успеха. За каждым миллионеров стоит в первую очередь работа над собой, ошибки и неудачи, падения и взлеты. И именно об этом книга Бренсона

Ответить
Развернуть ветку
Paul Anoshkin

А я читал и 7 навыков высокоэффективных людей от Кови - могу сказать, что это тоже невероятно шаблонная книга, но от чего то популярная в России. Может просто время и место совпало, с выходом ее в переводе в свет в Раше. Хотя на языке оригинала - это такая же банальщина.

Ответить
Развернуть ветку
game-kokoc

Не только в РФ книга популярна. Она входит в топ 50 книг рекомендуемых богатейшими людьми мира уже на протяжении 25 лет. С выпуска первого издания (1989), было продано более 15 миллионов экземпляров и переведено более чем на 38 языков. Так что врядли РФ тут чем-то выделяется. Книга ахуительна тем что говорит что работа над собой это главное и основное изменение вашей картины мира

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Zhilyaev

Теряя невинность - отличная книга! Прочитал на одном дыхании. Про его врождённую болезнь, про его первый бизнес, про Сида Вишеса, про то, как он вывозил европейцеов из Ирака перед началом войны, про то, как его зажимали Бритиш Эйрвэйс лобируемые британскими лордами, про вечную закредитованность его бизнеса, стойкость и постоянный поиск возможностей.. про его сумасшедшие экстримальные выходки, которые не однократно могли закончиться летально

Отличная книга! Рекомендую! Почитав, понимаешь, почему он такой крутой.

До этого читал его книгу "К чёрту всё, берись и делай!" - не то!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Safonov

Да, "теряя невинность" - очень вдохновляющая книга. "Заурядной и неинтересной" жизнь такого человека может назвать не знаю кто. Геракл, наверное, или айронмен.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Skvortsov

Есть интересная – «Теряя невинность», автобиография.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Юшков

Провалы ли это? Если учесть, что некоторые проекты просуществовали почти 20 лет. Если на протяжении всего этого времени они были убыточны - то да, но что-то мне подсказывает, что на этих проектах они все же заработали. То что они закрыли их в последствии еще не означает провал.

Ответить
Развернуть ветку
Выпил ли mojo?

Интересно, почему Virgin Brides не взлетел с таким-то названием.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кляницкий

Naming is not that all ;)

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Eliseev

Каждый находит в книгах то, что хочет там найти. Безусловно, ЛЮБАЯ книга может быть не релевантна отзывам - это вполне нормально. Вообще, в последнее время толковых книг не так много, ну, чтоб без "воды" и по делу. Иногда "заворачивают" простейшую мысль в обложку из сотен страниц.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Рудый

Интересно, а обязательно все время упоминать девственность или это у автора какие-то личные в голове пункты?

Ответить
Развернуть ветку
Victor Skvortsov

Компания так называется ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Отличный задел, Никитос. И мы все поняли, что в твоем классе английский уже начался.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Тихомиров

Ну честно признаться мне и самому нравится эта тема, я и сам бы примерно так и назвал бы свою компанию.

P. S. Да, я реально озабоченный.
P. P. S. Надеюсь, этими уточнениями я ответил на твой вопрос.
P. P. P. S. Отличная девушка у тебя!

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

А главный провал - Virgin Condoms?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Arhipov

Пару лет существовала команда Virgin в F1, а потом даже совместный проект с Фоменко - Marussia Virgin) Всё провал, но это была машина, построенная без использования тестов в аэродинамической трубе, что помогло сильно удешевить участие в F1. Использовалось только компьютерное моделирование. Болид в буквальном смысле слова разваливался на части на первых тестах в реальных условиях. Но если бы удалось, то это был бы прорыв, а так - неудачная попытка)

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Eliseev

Плодовитый какой! Столько проектов запустить и не упасть - это нужного иметь стальные яйца. Вообще, у него книга есть, там описан его путь на вершину своей бизнес Империи. Большой молодец конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Тихомиров

Дак он и имеет стальные яйца же)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панченко

Урок: главное вовремя остановится, а не влупить все бабки в проект, уйти в минусы... и не слушать рынок, который тебя послал.

Брэнсон - красава!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Андреев

Круто иметь столько стойкости и денег,чтоб запускать,пробовать и ошибаться

Ответить
Развернуть ветку
Александр Косолапов

Единственный и первый успешный бизнес теперь - это выступать тему: какие уроки он извлёк из провалов.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Бойцов

не понял про Megastore, в чем отличие от обычных магазинов Virgin?

Ответить
Развернуть ветку
Mher Hovakimyan

"Мы поняли, что успех недостижим, если у вас нет конкретной цели, кроме получения прибыли" – а какая цель у той же Coca Cola?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tarasov

Бывал в Virgin Megastore в Ло, очень впечатляющий, огромный магаз был.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 25 комментариев
null