Смерть стартапа: Что погубило сервис перевозок Sidecar Статьи редакции

31 декабря 2015 года американский сервис по заказу поездок Sidecar прекратил свою работу. По мнению большинства западных СМИ, сервис не выдержал конкуренции с такими крупными проектами, как Uber и Lyft.

Редакция vc.ru собрала мнения журналистов и экспертов о том, что погубило Sidecar.

Sidecar — сервис перевозок, открывшийся в феврале 2012 года в Сан-Франциско. К этому моменту на американском рынке уже работали Uber (запущен в 2009 году) и Lyft (запущен в январе 2012 года).

Инвестировавший в проект в 2014 году основатель Virgin Group Ричард Брэнсон заметил, что на рынке такси-сервисов не действует правило «Победитель забирает всё», и получить свой «кусок» может и небольшой игрок. Однако в конце 2015 года Sidecar вынужден был сначала сменить направление бизнеса, превратившись в сервис доставки, а потом и закрыться — по словам создателей, он не выдержал конкуренции с более крупными сервисами, которые привлекли больше инвестиций (в активе Uber — более $12 млрд, Lyft — более $2 млрд, Sidecar — $39 млн).

Генеральный директор Sidecar Сунил Пол обвинил в провале стартапа Uber. Он заявил, что команда сервиса, созданного предпринимателем Трэвисом Калаником, стремится «победить любой ценой». «Компания привлекла больше капитала, чем кто бы то ни было. Uber печально известен своим отношением к конкурентам — их не должно существовать».

Среди инвесторов Sidecar — такие фонды, как Google Ventures, Lightspeed Venture Partners и Spring Ventures.

По словам руководства стартапа, именно Sidecar первым среди всех такси-сервисов ввёл такие функции, как совместные поездки, систему бронирования поездок Back-to-back и так далее. Однако и это не помогло проекту выжить.

По мнению технического директора «женского» сервиса по заказу поездок Wuumz Малкольма Райдера, основная причина провала Sidecar заключается в том, что рынку перевозок не нужно больше двух крупных операторов — один из них при этом выполняет роль основного сервиса, а второй выступает в качестве резервного варианта для тех, кто по каким-то причинам не смог или не захотел воспользоваться первым. Поэтому с уходом Sidecar с рынка для основных игроков, считает он, ничего не изменится.

Основатель аналитической платформы Flurry Шон Бёрнс полагает, что свою роль в провале Sidecar сыграла неизвестность сервиса. Компании не удалось набрать достаточное количество водителей, которые рассказывали бы о проекте своим знакомым и родственникам. Кроме того, большое количество водителей помогло бы руководству проекта сосредоточиться на поиске клиентов. Это то, в чём преуспели Uber и Lyft, отмечает Бёрнс. «Sidecar была самой инновационной компанией на рынке, где инновационность не является конкурентным преимуществом», — говорит он.

Пивот не стал решением проблем Sidecar, отмечает основатель Flurry. Sidecar провел его слишком поздно, когда на рынке уже закрепились множество компаний, считает Бёрнс.

Пример Sidecar показывает, что быть первым на рынке — не гарантия успеха.

— Шон Бёрнс, Flurry

Издание The New Yorker считает, что Ричард Брэнсон ошибся — в интернет-сегменте не существует рынков, на которых не действует правило «Победитель забирает всё». На «офлайновых» рынках такая ситуация возможна: «Coca-Cola не вытесняет с рынка Pepsi, а Toyota вряд ли сможет помешать развиваться бизнесу Honda. В Кремниевой долине всё не так. Здесь, как правило, господствует один монополист».

«Я пишу о Кремниевой долине уже почти два десятилетия, — говорит редактор The New Yorker. — И практически все идеи здесь проходят три стадии. Сначала появляется новая ниша, и она быстро заполняется компаниями-клонами. Большинство из них умирает, пыль оседает, и остаётся две-три крупнейших организации. Здесь вы редко столкнётесь с настоящей конкуренцией».

В качестве примера автор материала на The New Yorker приводит Google: в 1998 году (год появления компании) поисковый рынок был достаточно конкурентным, а кроме того, на нём был один ярко выраженный лидер — Yahoo. Другие проекты — например, Infoseek, Lycos и Excite — уже отставали. Единственным способом для Google победить Yahoo, считает автор материала, было предложить что-то отличающееся от того, что уже было на рынке.

Именно это и сделали Сергей Брин и Ларри Пейдж, определив, что быстро растущей всемирной сети потребуется адаптирующаяся под потребности клиентов поисковая система. Так же поступили Facebook, Microsoft и Amazon — каждая на своём рынке.

«При всём уважении к Ричарду Брэнсону, в случае с интернет-проектами победитель получает весь мир. Мы увидим ещё множество провалов на рынке такси-сервисов. В наше время развитая инфраструктура и использование эффективных алгоритмов дают компании явное преимущество», — пишет The New Yorker.

Технический директор Carshape Стивен Букс полагает, что редакция The New Yorker не права — и несмотря на наличие сильного соперника, шансы на выживание у Sidecar всё-таки были. «Автор приводит в качестве примера Google и Facebook — однако можно ли утверждать, что эти компании не сталкиваются с конкуренцией и являются монополистами в своей нише? У Google есть аналоги (например, Yahoo, Bing и DuckDuckGo) — они меньше ИТ-гиганта, но продолжают стабильно получать прибыль каждый год. На самом деле Google — лидер не поискового, а рекламного рынка. Но и здесь у корпорации есть конкуренты», — пишет Букс.

«Компании редко признаются в том, что в действительности заставило их закрыться. Проще сказать, что проект не выдержал конкуренции, чем признать проблемы в руководстве. Так вы хотя бы сохраните лицо», — говорит Букс.

0
2 комментария
Популярные
По порядку

Во всем виновато Яндекс Такси

2

"«При всём уважении к Ричарду Брэнсону, в случае с интернет-проектами победитель получает весь мир. Мы увидим ещё множество провалов на рынке такси-сервисов. В наше время развитая инфраструктура и использование эффективных алгоритмов дают компании явное преимущество», — пишет The New Yorker".

Ох уж эта американская америкоцентричность - весь мир пока немногим удалось получить и уж мы-то прекрасно знаем, что кое-гдеесть сильные локальные игроки. С такси-сервисами та же фигня. Так что мир, может, и весь, да не совсем.
P.S. А Микрософт в разных частях своего бизнеса разве не конкурирует с Apple и Google?

1
Читать все 2 комментария
Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

Разговор PRO: аналитика рекламы

Эксперты компании Registratura, входящей в iConText Group, вместе со своим клиентом «Олант» приняли участие в спецпроекте AdIndex.ru, где поговорили о рекламной аналитике.
Сергей Ерофеев, генеральный директор Registratura, Андрей Сахаров, руководитель отдела продаж Registratura, и Филипп Иванов, директор по интернет-маркетингу и e-commerce «Олант»…

eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

Как обустроить домашнюю студию звукозаписи при скромном бюджете Статьи редакции

Почему сведённый трек нужно проверять на паршивой Bluetooth-колонке, какие плагины выгоднее брать новичку и с каким синтезатором работал Ханс Циммер, создавая саундтрек к «Тёмному рыцарю», — в пересказе Pitchfork.

AudioMunk
Фото: Курьер Delivery Club из Рыбинска в ретро-форме Статьи редакции

Сотруднику выдали шинель и фуражку, а рюкзак поменяли на ящик с кожаными ремешками.

«Как иронично, что фирме в сфере психического здоровья плевать на психическое здоровье собственных работников» Статьи редакции

Сотрудники Spring Health жалуются на соучредительницу Эйприл Го: она запугивает их, увольняет при всех, вынуждает работать по 70 часов в неделю и не нанимает тех, кто спрашивает про переработки. Го объясняет: «Мы носимся как безголовые цыплята, потому что на кону человеческие жизни».

Эйприл Го — на ноябрь 2021 года самая молодая женщина-директор компании с оценкой более $1 млрд Slush
Пользователи пожаловались на недоступность платформы для продажи хендмейд-товаров Etsy Статьи редакции

Они предположили, что Etsy могли заблокировать из-за решения суда, который признал запрещённой одну его страницу.

null