Как читать отчетность ИТ-компаний Статьи редакции

На примере Salesforce и «1С-Битрикс»

Предприниматель Михаил Смолянов, создатель сервиса «Финолог», продолжает цикл о финансах для предпринимателей. В новом материале он рассказывает о том, как читать и анализировать отчётность ИТ-компаний.

Что за отчетность

Если акции компании продаются на бирже, она должна публиковать отчеты для инвесторов. В них компания рассказывает о финансовом состоянии и планах на будущее. Отчеты аудированные: их проверяют или составляют известные аудиторские фирмы, чтобы все было честно. Если вы ведете бизнес, по таким отчетам можно узнать много интересного о чужом бизнесе и сравнить с собой.

Обычно отчеты компаний живут в разделе Investor Relations. Сейчас стали появляться годовые отчеты за 2015 год. Для примера мы почитаем отчет компании Salesforce — одной из крупнейших CRM-систем в США. Их отчеты живут в About us → Investor Relations → Financials. Скачивайте годовой отчет за 2015 год.

Если вас интересуют не огромные компании с биржи, а обычные российские ООО-шки, то некоторые финансовые показатели можно взять на сайте Госкомстата в разделе «Предоставление данных бухгалтерской отчетности». Реквизиты нужной компании чаще всего можно подсмотреть на сайте. Для примера возьмем отчет «1С-Битрикса»: ИНН 7717586110, ОКПО 80715150. По 2015 году данных еще нет, но есть по 2014.

На что смотреть

В отчетах будет много воды, самовосхваления и общих слов. Их можно не читать. Нас интересуют финансовые показатели, которые у американских компаний стандартизированы.

Если вы в отчете Salesforce, открывайте страницу 33, Selected Financial Data. Обратите внимание, здесь везде цифры в тысячах долларов, кроме стоимости акций.

Что интересного:

  • Выручка от подписок и поддержки — 5,013 млрд, от профессиональных услуг — 360 млн. Сразу видно, что основные деньги компания получает от подписки, а не от внедрения. Компания продает на 448 миллионов долларов в месяц.
  • На странице 10 мы узнаем, что у компании более 16 тысяч сотрудников. Это значит, что средняя выручка на одного сотрудника — 312 тысяч долларов в год.
  • Себестоимость на подписки и поддержки — 924 млн, профессиональных услуг — 364 млн. Внедрение компания делает в убыток, а маржа валовой прибыли от подписки и поддержки — 82%. На маржу в этом расчете не влияют расходы на разработку продукта — только переменные расходы.
  • Смотрим на Operating expenses — это постоянные расходы: 793 млн на разработку продукта, 2,7 млрд на маркетинг, 680 млн общих расходов. То есть 19% компания тратит на продукт, 16% общих расходов, а 65% — на маркетинг. Я замечал, что многие компании в России делают наоборот: тратят 70% на продукт, 20% на маркетинг и еще 10% на все остальное.
  • Смотрим Net income (loss): (262 688). Скобки означают минус, то есть компания в 2015 году показала убыток 262,7 миллиона долларов. Здесь же видно, что компания убыточная с 2012 года. Возможно, они планово работают в убыток, чтобы получить максимальную долю рынка.

На 34 странице смотрите Consolidated Balance Sheet Data:

Cash (то есть деньги) — 1,89 млрд долларов. Возможно, из этих денег они и закрывают убыток.

Еще можно посмотреть, какие их продукты больше всего зарабатывают (страница 37) и географию продаж (страница 46, внизу). США и Латинская Америка дают выручки больше, чем Европа и Азия вместе взятые.

Посмотрим на данные «Битрикса» в Госкомстате. Там в тысячах рублей и за 2014 год, но нехитрыми конвертациями можно сравнить (используем курс 55 рублей за доллар):

Какие выводы делать

О масштабе. Видно, что глобальный Salesforce в 440 раз больше по выручке, чем российский «Битрикс», даже по старому курсу.

О структуре расходов. Узрите, какую долю расходов занимает маркетинг и какую — разработка продукта.

О силе маркетинга. Представьте, что кто-то из крупных компаний решит прийти в Россию со своим рекламным бюджетом.

О потенциальной емкости российского рынка. Допустим, мы по косвенным признакам определили выручку 37 Signals — 19,7 миллионов долларов за 2011 год. Если они растут в 1,5 раза в год, то в 2015 году должно быть 100 миллионов (грубо). Предположим, что такой же продукт в России может заработать не в 440 раз меньше, а только в 200. То есть на модном русском Basecamp мы выручим 0,5 миллиона долларов в год или 41,7 тысяч долларов в месяц.

О географии. Американский рынок для Salesforce огромный, но и Европа с Азией в сумме дают 27,3% выручки. Чтобы быть большим, придется стать глобальным.

О сотрудниках и эффективности труда. У Salesforce 16 тысяч сотрудников, средняя выручка на сотрудника 312 тысяч долларов в год (даже по старому курсу это 10 млн рублей). Притом, что средняя зарплата будет около 80 тысяч долларов на сотрудника в год, эффективность труда налицо. В компаниях, которые я знаю, выручка не больше 3–4 миллионов рублей на человека в год.

Из этого можно посчитать, например, что если бы у «Битрикса» была такая же эффективность труда, то в нем должны были бы работать 50 человек, включая всех продажников и всю разработку всех продуктов.

Понятно, что 50 человек не смогут разработать и продать продукт так же хорошо, как 16 тысяч. Но представьте себе, что значит держать на зарплате 16 тысяч сотрудников.

О плановой убыточности и прибыли. Компания необязательно должна быть прибыльной, чтобы быть лидером рынка. Важно, чтобы убытки было чем покрыть и у компании был план развития.

Об оценке бизнеса. Выручка Salesforce — $5 млрд, а стоит бизнес $35,89 млрд на момент написания статьи. Это семь выручек. Подробнее об оценке стоимости бизнеса поговорим в следующий раз.

Что дальше

У нас осталась еще одна тема, которую мы сегодня уже частично затронули — оценка бизнеса. За сколько его можно продать, где вас могут обмануть и как понять, насколько справедливо вас оценивают.

Берегите финансы и до скорого.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Pashkov

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Николаев

Ребята это деградация; для оценки нужны развед данные, а не эти цифры

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Smolyanov

какие развед данные нужны и как развед данные могут существенно поменять представление о выручке сейлзфорса, который публичный и аудируемый?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Романов

корпоративный шпионаж, фу таким быть)

Ответить
Развернуть ветку
Безопасный щит

Очень хорошая статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fedorin

Весьма познавательно, спасибо, жду продолжения!

Ответить
Развернуть ветку
DioNNiS

Вот именно за такими статьями я на vc.ru захожу!!! Просто супер! За 10 минут я узнал больше чем в универе (утрирую конечно :), возможно этот комментарий прочитают мои преподы).

Ответить
Развернуть ветку
Злой Одуванчик

И отчислят тебя, неблагодарного.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Shelike

А выручка Битрикса очищена от CMS?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Smolyanov

нет, так же как и выручка сейлзфорс посчитана по всем их продуктам

Ответить
Развернуть ветку
Enterprising Josh

Наброс засчитан. Только в следующий раз, если хотите делать адекватное сравнение, потрудитесь взять не только русскую выручку Битрикса, но и зарубежные продажи, которые через 1С-Битрикс не проходят и в отчетность не попадают.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Klimkin

ничего, что Salesforce готовит отчёты по МСФО, а Битрикс - РСБУ?)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Smolyanov

И что? Формально, два МСФО отчетности тоже нельзя сравнивать, если у них разный revenue recognition, и в целом тонкостей там еще очень много. Я не думаю, что в статье тут стоит удаляться в такие дебри.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Klimkin

Да я выпендриваюсь, конечно, и тешу своё эго :) Понятное дело, что с такой разницей в масштабе становится не так уже важно, в каком стандарте подготовлена отчётность. Однако о таких вещах оговорки делать стоит.
Статья ориентирована на новичков, а впитанные на раннем этапе заблуждения потом всегда тяжело из головы выбить.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tarasov

Спасибо, ждем продолжения.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lipatov

Спасибо за статью, не знал, что теперь финпоказатели по компаниям можно брать в Росстате. Однако следует уточнить, что подобные сравнения имеют смысл, когда известна более-менее структура юрлиц компании. Иначе можно остановиться только на одном инн, кот. будет только верхушкой айсберга. В этом плане Спарк и Фира дают инструменты для поиска афиллированных лиц (по одинаковому адресу, собственнику, руководителю).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Чмель

Ну а теперь внимание вопрос знатокам: у вас есть $10млн своих денег. Какой бизнес вы бы хотели купить, который приносит вам $2,5 млн доход каждый год или $220млн убытка каждый год??

Ответить
Развернуть ветку
Olga Mangova

У strikeforce странная отчетность, с footnotes обычно все в разы понятнее. В общем, листать отчет надо было дальше, до страницы 70 и ниже. Тогда мы бы узнали, что кэша от операционной деятельности компания заработала больше ярда, а общий кэш чуть больше 100млн, потому что компания купила на 700млн ценных бумаг. Достаточно было посмотреть на размер deferred revenue, чтобы понять, что с income statement будет непросто. А сравнение компаний - лучше его не делать никак, чем делать неправильно)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Левин

Salesforce - мегаприбыльная компания, если правильно интерпретировать отчетность. Расходы на маркетинг в данном случае надо рассматривать не как расходы на текущую операционную деятельность, а как инвестиции. Это бабло тратится на привлечение новых клиентов, которые подписываются на услуги и потом годами приносят прибыль. По сути это затраты на расширение бизнеса, на рост активов в виде клиентов. Исключите затраты на маркетинг из расчета чистой прибыли и получите оценку прибыльности.

Однако, например, с кока-колой такой фокус не пройдет. Если кока-кола перестанет тратить на рекламу, то начнут падать продажи. Тут подобные затраты - это действительно расход.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null