Оффтоп Daria Khokhlova
5 043

Смерть стартапа: Почему закрылся сервис бронирования поездок на комфортабельных городских автобусах Leap

15 сентября 2015 года американский «автобусный» стартап Leap объявил о своём банкротстве. Редакции изданий The New York Times и CityLab рассказали о том, почему стартапу пришлось закрыться.

Leap — стартап, создатели которого пытались переосмыслить подход к поездкам на общественном транспорте. При помощи приложения любой владелец смартфона мог забронировать и оплатить место на приближающемся автобусе или оплатить сразу целый пакет поездок. Каждый автобус, принадлежащий Leap, был оснащен холодильником со снеками, йогуртами и соками. Через приложение можно было заказать себе в поездку кофе или закуску. В качестве топлива автобусы использовали природный газ.

Как отмечает издание The New York Times, жители Кремниевой долины придают большое значение возможности быстро перекусить — именно поэтому практически во всех компаниях непременно можно получить бесплатные снеки, и даже стартапы вроде Leap стремятся предложить своим пользователям фрукты и йогурты. «Наличие снэков для сотрудников и клиентов зачастую является символом больших амбиций компании», — пишет редакция издания.

В офисе платежной компании Square, которой руководит основатель Twitter Джек Дорси, есть собственная кофейня с бариста, где регулярно проходят мастер-классы по приготовлению кофе. В офисе Facebook можно найти стойки с попкорном, рассказывает редактор The New York Times. «В штаб-квартире практически любой компании в Сан-Франциско вы найдёте холодильник с водой Hint».

Основателям Leap удалось привлечь $2,5 млн финансирования от именитых инвесторов Кремниевой долины — в том числе, от фонда Andreessen Horowitz. Стоимость одной поездки на Leap составляла $6 — примерно в три раза дороже, чем поездка на общественном транспорте. «Основной особенностью автобусов Leap была роскошь», — пишет the New York Times. Все автобусы Leap были оборудованы кожаными сидениями, салоны автобусов — отделаны деревом, пассажиры могли воспользоваться Wi-Fi и USB-разъёмами для зарядки своих устройств.

В сентябре проект объявил о своём банкротстве. Заявление о банкротстве компания заполнила в июле 2015 года. После руководство стартапа выставило транспортные средства на аукцион. «Конец, судя по всему, наступил так быстро и неожиданно, что владельцы компании не успели даже опустошить автобусы — в каждом из выставленных на продажу транспортных средств по-прежнему стоял полный снеков холодильник, а также лежали кабели для подключения смартфонов и планшетов к сети».

Leap — один из десятков стартапов, которые потерпели крах в 2015 году. Их смерти широко освещаются в прессе. Умершие стартапы наглядно демонстрируют, где ошиблись их инвесторы и какие технологии пока не нужны сообществу.

По мнению The New York Times, смерть Leap продемонстрировала, что стартапам не стоит рассчитывать на сплоченность технологического сообщества в Кремниевой долине — как это сделал сам стартап и один из других громких проектов, закрывшихся в 2015 году, — сервис для обмена секретами Secret.

«Leap — смелая идея, и она могла бы вырасти во что-то большее. Система общественного транспорта в Сан-Франциско сильно перегружена, а кроме того, ей не хватает финансирования. Успех приложений вроде Uber демонстрирует, что жителям городов нужна возможность сменить общественный транспорт на что-то более удобное и современное», — говорит редактор издания The New York Times.

«Главная проблема Leap заключалась в том, что Leap был разработан технарями для технарей. Во всём — от маркетинга до дизайна — руководители компании старались передать ощущение исключительности тех, кто им пользовался. Для меня очевидно: Leap родился внутри пузыря, и ему не суждено было оттуда выбраться».

Основатель Leap Кайл Киркгофф отказался беседовать с The New York Times. «Многие стартап-смерти остаются загадочными и неизученными, просто потому, что их создатели не желают делиться информацией о том, что пошло не так. Некоторые из них публикуют записи о своих провалах на Medium или в блогах, но и в этих заметках основатели не раскрывают глубинные причины своего провала. Поэтому никто не может точно сказать, от чего умер тот или иной проект», — пишет редактор издания.

Как отмечает автор материала, проблемы Leap начались задолго до банкротства проекта. Сервис запустился в Сан-Франциско в 2013 году. Команда решила использовать для посадки и высадки пассажиров автобусные остановки, хотя лицензии у проекта не было. Стартап моментально стал объектом презрения местных чиновников. В 2014 году Leap пришлось прервать свою деятельность, чтобы получить разрешение на использование автобусных остановок.

После того, как сервис снова заработал, на него обратили внимание мировые СМИ. «Формулировки и уловки, которые руководство Leap использовало для продвижения своего проекта, достойны сериала "Кремниевая долина"», — пишет the New York Times. В интервью изданию TechCrunch Киркгоф назвал Leap «помесью кафе, рабочего пространства и чего-то, похожего на вашу гостиную». Специально для редактора The Verge основатель Leap провёл демонстрацию заказа свежевыжатого сока с помощью приложения Leap.

Одно из американских СМИ также отметило, что ни на одном рекламном материале Leap нет людей старше 35 лет. «Очевидно, руководство пытается показать, что муниципальный транспорт предназначен для пожилых людей». Издание The San Francisco Chronicle заметило, что создатели Leap убрали из автобусов пандусы для людей с ограниченными возможностями, чтобы освободить место для дополнительных сидений.

В мае 2015 года, через два месяца после возобновления деятельности компании, Комиссия по вопросам коммунального обслуживания штата Калифорния направила Leap письмо с просьбой прекратить деятельность проекта — из-за того, что компания возобновила работу до получения официального разрешения от ведомства. Создатели стартапа объявили о новом «коротком перерыве», и на этом работа Leap прекратилась навсегда.

Доход компании за 2015 год составил примерно $21 тысячу. «Это меньше, чем компания заработала на продаже двух своих автобусов уже после объявления о банкротстве», — отмечает редактор The New York Times. Один из автобусов компания продала за $11 100, второй — за $12 100.

Как полагает издание CityLab, причина провала Leap кроется не только в позиционировании проекта, но и в том, что система общественного транспорта в Сан-Франциско на самом деле быстро развивается. В случае с Uber, пишет редактор издания, основным фактором успеха оказалась не готовность жителей городов пересесть с общественного транспорта на что-то другое, а нежелание сферы такси меняться в лучшую сторону.

Uber — это прорыв в сфере такси-перевозок. Leap же не был прорывом в сфере общественного транспорта.

#кладбище #смерть #leap #автобусы #крутые_автобусы #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #автобус_для_стартапера #почему_провалился_leap

Статьи по теме
Смерть стартапа: Что погубило сервис перевозок Sidecar
Смерть стартапа: Почему провалился привлекший $340 млн финтех-проект Pay By Touch
Смерть стартапа: Уроки, которые Ричард Брэнсон вынес из провалившихся проектов Virgin Group
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c","\u043f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443_\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u043b\u0441\u044f_leap","\u043a\u0440\u0443\u0442\u044b\u0435_\u0430\u0432\u0442\u043e\u0431\u0443\u0441\u044b","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0430\u0432\u0442\u043e\u0431\u0443\u0441\u044b","\u0430\u0432\u0442\u043e\u0431\u0443\u0441_\u0434\u043b\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u0430","leap"], "comments": 24, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 13542, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 10 Feb 2016 19:30:56 +0300" }
{ "id": 13542, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/13542\/get","add":"\/comments\/13542\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/13542"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

24 комментария 24 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Помню ещё на первом курсе универа, на лекции по маркетингу нам рассказывали историю о конкуренции среди железнодорожных компаний США в начале 20 века. Так вот, тогда тоже появлялось куча компаний которые предлагали пассажирам необычные по тем временам условия поездок. Точно уже не помню, но там чуть ли не ванна с шампанским в каждом купе стояли. Но все они благополучно разорялись... потому что главная цель любого пассажира - это прежде всего перемещение от точки А в точку Б. А уже все эти прибамбасы, типа снеков, холодильников и прочей хрени - это всё для пассажира не главное.

Ответить
3

я думаю, главная проблема конкуренции на жд в том, что нельзя выбрать альтернативу для поездки в одно время. В одно время по дороге можно пустить только один состав. А большинство люди хотят ехать когда им удобно или даже так - "когда они могут", а не когда подойдет вагон с интересной обивкой и холодильником.

Поэтому конкуренция вагонов на жд - это фейк. Выгоду получит все равно тот, кто захватит самые выгодные часы и дни в расписании. И он может поставить хоть убитые советские электрички с жесткими деревянными сиденьями и орущими цыганами - в пиковые часы и дни заполняемость все равно будет.

Кстати, с автобусами на одном маршруте механика примерно такая же, хотя у них это более сглажено - потому что интервалы между ними можно сделать по 5-10 минут, и вот это уже можно подождать.

Ответить
–1

Расскажите это пассажирам первого класса ;)

Ответить
0

думаю те кто возит пассажиров первого класса больше бабла зарабатывает на пассажирах классом пониже.

Ответить
0

Как раз наоборот - на билетах высоких классах маржинальность во много раз выше. Тот же BA недавно ретрофитил пачку самолётов из Hi-J в Super Hi-J.

Ответить
6

Главная проблема Leap заключалась в том, что Leap был разработан технарями для технарей - так это разве с самого начала не ясно было? конечно этот "стартап" мертворожденный, какой даун вообще на него выделил средства

Ответить
3

Скорее не технарями для технарей, а хипстотой для хипстоты. Вот если бы в каждом автобусе стоял бы ящик пиваса и бильярдный стол, другое дело бы было.

Ответить
2

Денег много, вот и дают в расчёте на "а вдруг". Этакий американский венчурный авось.

Ответить
2

Кто дал столько денег на этот стартап?!)

Ответить
0

Ладно стартап. Вы не представляете сколько государство дает денег на любой, даже малопопулярный спорт.

Ответить
0

а что плохого в том, чтобы государство давало деньги на спорт?

Ответить
0

Радулов продлит контракт с ЦСКА на 2 года и заработает около 840 млн рублей. Зарплата игрока составит приблизительно 420 млн в год, хотя она ещё может быть пересмотрена в сторону увеличения.

1150685 рублей в день. 47945 в час. При цене потребительской корзины около 7000 рублей в месяц для пенсионеров и малоимущих.

Еще почитайте про переход Жиркова и Кокорина в "зенит" и суммы.

Если у вас возникнут и дальше такие вопросы, то тут я уже бессилен.

Ответить
1

Вы чо-т вообще не в ту степь. Как соотносятся американский венчурный капитал и бабки ЦСКА?
(Кстати, Вы пишете, что деньги даёт государство, а у самого ЦСКА как с заработками?)

Ответить
2

В Чехии существует неплохая частная компания междугородных автобусных перевозок - Student Agency. Они не стремились сделать что-то суперлюксовое - всего лишь добавили в автобусы вай-фай, развлекательную систему с фильмами (с экранчиками на сиденьях), ну и бесплатные горячие напитки + возможность заказа снэков. Цена при этом сопоставима с государственным перевозчиком. Вот это хорошая полезная тема без лишних понтов.

Ответить
2

Крутой пример хорошей автобусной компании (правда, с вообще никчёмным мобильным приложением) — эстонская Lux Express. Для тех, кому важно просто добраться из точки А в точку Б есть дискаунтер Simple Express, для тех, кому нужен комфорт — Lux Express с вайфаем, розетками, медиацентрами в каждой спинке, водой и безлимитными кофе и чаем. Плюс совместная дисконтная программа с airBaltic, отелями и магазинами.

Не встречал в СМИ информации о каких-то мощных инвестициях от, скажем, Sequoia или Runa, но компания, по всей видимости, чувствует себя уверенно на рынке. Мне кажется, именно благодаря комфорту по сравнению с дорогими поездами или сомнительными маршрутками, а также благодаря последовательной интеграции в инфраструктуру для путешествий из России в Прибалтику и внутри Прибалтики и дальше.

Ребята из Leap, возможно, упёрлись в потолок из снеков, кожаных сидений и мобильного приложения, замкнувшись на самих себе.

Ответить
0

Ну я выше написал как раз про чешский "аналог" Lux Express.
И Student Agency, и Lux - это не модные стартапы, а нормальные транспортные компании. Lux так вообще с 93-го года работает, а Student Agency - с 96-го. Им венчурные инвестиции ни к чему.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Ок. Я вот ещё чего не понял - в Долине у крупных компаний же свои шаттлы для сотрудников - нет?

Ответить
0

Мой брат в офис hp на купленной мазде ездит, а снимает жильё в жопе мира, чтоб подешевле было.

Ответить
0

Мой брат в офис hp на купленной мазде ездит, а снимает жильё в жопе мира, чтоб подешевле было.

Ответить
0

Я не знаю как в других городах, но в Москве явно могло бы пойти только приложение "Единый", когда оплатил с мобильника и проходишь в тролейбус, метро, трамвай. Может даже прикладывая экран мобильника с, например, штрих-кодом. Все остальное умерло бы до рождения.

Ответить
0

аэроэкспресс

Ответить
0

А что с ним?

Ответить
0

там всё это есть:

"оплатил с мобильника и проходишь в тролейбус, метро, трамвай. Может даже прикладывая экран мобильника с, например, штрих-кодом."

и да, в Москве подходит

Ответить
0

*в смысле, проходишь в поезд

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления