Офтоп
Лена Очкова

Топ-менеджер «Яндекса» Григорий Бакунов рассказал, какие стартапы ищет компания

26 февраля на площадке ФРИИ Сити Холл директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов рассказал, зачем компании сотрудничество с ФРИИ и какие стартапы ей интересны.

Редакция vc.ru публикует основные тезисы выступления.

1. О корпорациях и маленьких компаниях

У всех ИТ-компаний внутри очень токсичная обстановка: каждая концепция, любая идея, каждое действие подлежит очень жесткой критике. Это понятно, иначе большие корпорации просто не могут существовать. И эта ситуация полностью противоположна тому, как обычно работают стартапы.

Мы для себя давно решили, что маленькие компании на стадии быстрого роста, которые находятся на самом начальном этапе развития, мы просто не покупаем и стараемся им не навредить. Поэтому и приняли решение о работе с акселераторами.

2. Какие стартапы нужны «Яндексу»

Кто-нибудь знает, что такое «тест зубной щетки»? Зубная щетка — уникальный продукт, которым человек пользуется в среднем два раза в день. Если вашим продуктом пользуются чаще, чем два раза в день, — у вас замечательный продукт.

Мы стараемся делать именно такие вещи — те, которыми хотелось бы пользоваться хотя бы пару раз в день, которые решают реальные повседневные задачи конкретных пользователей.

3. О новых поисковых технологиях

Мы исчерпали текущую поисковую парадигму. Люди по-прежнему очень много ищут в интернете и испытывают потребность в свежей актуальной информации. Но никакого революционного скачка в развитии поисковых систем не произошло, нет даже постепенной эволюции — лишь множество разных попыток двигаться вперед. Люди как входили в поиск и видели там 10 зеленых или голубых ссылок, так по-прежнему с ними живут.

Нам интересны любые проекты, связанные с изменением или улучшением представлений об интернет-поиске. Причем чтобы они улучшали не только визуальную форму подачи, но и смысловую нагрузку, которую пользователь получает от поиска. Мы готовы вас брать и критиковать, проводить с вами эксперименты в этой области и показывать, почему эта конкретная идея не работает. Мы готовы давать внятный фидбек и помогать с данными, еще с чем-то.

Последний такой проект, который я видел, — это ребята внаглую получили базу данных Foursquare и попытались вычленить интересные места, в которых ты чаще всего бываешь, и новые заведения, о которых ты еще не знаешь.

4. О больших данных

Мы ищем команды, которые способны придумывать интересные штуки, основанные на анализе больших данных. Я недавно общался на конференции IWBC с очень интересной командой. Первое, что она смогла сделать, — встроиться в большое количество чужих программ. Они предоставили библиотеку, которая позволяет собирать данные о геолокации. Эту информацию они потом у себя аккумулируют, отдают разработчику программы, а также делают очень интересную штуку.

Они смотрят по поведению человека (информации из акселерометра, GPS и так далее), что вот пользователь сейчас спускается в лифте или идет по улице. Знают, когда человек припарковался и, главное, когда идет обратно к своему парковочному месту, — и предсказывают, где освободятся парковочные места.

Конечно же, «Яндексу» страшно интересны ребята, которые умеют делать такие предсказания. Очевидно, что нам неинтересен продукт в том виде, в котором он сейчас. Но мы в состоянии подсказать им вектор развития, чтобы со временем прийти к состоянию, когда их можно будет купить и проинвестировать в них — нам или другой компании.

5. О дефиците идей

У большинства ИТ-компаний нет дефицита в идеях. У нас большая проблема с талантливыми и желающими что-то сделать людьми. Когда я смотрю на команду, которая строит это парковочное приложение, я вижу там не гениальное воплощение какой-то простой концепции, а талантливых людей, которые сделали интересный продукт и способны на большее.

Именно так обычно и мыслят стратегические инвесторы. Большая часть проектов, которые вы делаете, для них слишком малы. Поэтому они говорят: «Двигайтесь в этом направлении, а когда вырастете, мы с интересом вас купим».

6. О геолокации

Нам интересно все, что связано с обработкой геоданных и их получением. В первую очередь потому, что геосигнал — это сигнал, с которым человечество сейчас умеет работать хуже всего. Тот сигнал, который у нас есть, очень разрозненный.

Пока не придумано ни одного способа эффективно зарабатывать на геоданных, но мы все еще на это надеемся. Наверное, самый грустный пример неполучения прибыли — это сервис «Яндекс.Навигатор», хотя это самое популярное приложение не только в России, но и в некоторых других странах.

7. О shared economy

Все, что касается темы shared economy, — это работа над бизнес-моделью, причем работа очень тяжелая. Вы не можете просто прийти и сказать: «Я придумал концепцию, давайте я буду сдавать в аренду свою стиральную машину». Эта гипотеза требует хорошего обоснования и доказательства. Насколько часто люди готовы стирать свои вещи в чужой стиральной машине? Какова цена этой услуги с учетом того, что электричество в нашей стране недешево для конечного потребителя?

8. О рекламных сервисах

Нас интересуют рекомендательные сервисы, которые, во-первых, автоматизируются, а во-вторых, обладают сильными, органическими критическими идеями. Самая сильная реализация рекомендаций за последние много лет — это идея «С этим продуктом также покупают», запатентованная Amazon. Если у вас есть такие же концепты и вы можете убедительно доказать, что они работают, — приходите, попробуем вырастить из этого какой-нибудь бизнес.

9. О рекламе

Нам интересно все, что связано с новыми форматами рекламы. Здесь есть два направления. Первое очевидное — как улучшать ecommerce, а второе — геосервисы. Нет ни одного геосервиса, который бы приносил деньги за счет рекламы. И «Яндекс.Навигатор», и «Яндекс.Карты» не приносят дохода. Оба сервиса расходные, и на них мы никак не зарабатываем.

10. О мобильных приложениях

Мы ищем новые сценарии использования мобильных устройств. Все классические сценарии — мессенджеры, карты, поиск — пришли к нам с десктопа. Хороший пример инновационного использования мобильных устройств — это Snapchat. Разработчики придумали уникальный способ передачи контента, рассчитанный на молодежь, в результате больше всего трафика в США генерирует именно Snapchat.

Если у вас есть что-то свежее в этой области, попробуйте это развивать. Тогда акселератор нужен вам для развития даже сильнее, чем во всех предыдущих случаях, вместе взятых.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Евгений Трофимов

Странно, почему Яндекс не показывает рекламу в пробках, таргетированную по геолокации, как это предлагает делать рекламная сеть из соседнего поста?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zaytsev

эта идея на поверхности и я полагаю, что от неё отказались, поскольку это приведет к оттоку пользователей. Нужен такой способ рекламы, который не будет людей напрягать. Например продажа информации о людях стоящих в пробках, для более эффективной наружной рекламы, вот это нормальная тема. Скажем Яндекс знает, что больше всего люди ищущие квартиры в новостройках, стоят в пробках в точках А, Б, В, я думаю девелоперы с радостью бы купили такую инфу или рекламные агенства, смогли использовать такие данные как свою фишку, отличающую их от конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Pomogaev

Зачем так все завуалированно? Идите на тот же fl.ru и постите примерно следующие объявления:

1. Ищем талантливых специалистов для монетизации сервисов яндекса по геолокации, сами не могем.

2. Необходимы идеи и таланты для помощи яндекс.поиску выйти на новый уровень, а то одна сплошная seo выдача, не знаем, что с этим делать. Вознаграждение такое-то (какая-нибудь семизначная-восьмизначная сумма, конечно же не в рублях)

И в таком же духе...

У большинства ИТ-компаний нет дефицита в идеях. У нас большая проблема с талантливыми и желающими что-то сделать людьми.

Так может предлагать, конкретные, интересные условия работы в яндексе - талантливым и предприимчивым людям, а не нанимать только ботанов с красными дипломами и прочих "спецов" знающие как пройти собеседования в большинстве ИТ-компаний?

Ответить
Развернуть ветку
Икс Маска

А вы, когда последний раз давали объявление на FL? Уже почти год, у меня складывается впечатление, что на FL (причем во всех категориях) кроме школьников, которые пытаются развести на предоплату в 50%,30%,20%, никого не осталось! Пожалуйста, посоветуйте нормальную (нашу) биржу, где есть нормальные фрилансеры!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Саша Миронюк

сейчас бы пойти поискать (талантливых) специалистов (по монетизации) на сайте фриланса...

Ответить
Развернуть ветку
game-kokoc

Яндекс погибающая, но большая компания. Проследите деятельность крупных западных компаний и Y. FB выкупил практически все сервисы которые являются популярными. G выкупил все остальные. У них все что только можно открыто и скуплено. Где второй поисковик ? Где второй лицокнига ? Вот и получается что Y танцет на углях правительства и отжимающего его позиции G

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

второй лицокнига нет, есть рукалицо, возьмете?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк

прикольно ты сравниваешь самые дорогие компании мира с Яндексом ...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Ermilov

Приходите? Хах, не так все просто как написано. Так просто никто даже за порог Яндекса не пустит.

Ответить
Развернуть ветку
Maximka Eronin

нахрен он вообще нужен этот Яша, у них кроме кривого поиска по сути, все проекты лажа или просто поноптикум.

И на ранней стадии, вы нам не нужны. Так позднее Вы не будите нужны! Любой стартап надо выращивать, только в нашей стране этого не кто не понимает!

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

"Мы стараемся делать именно такие вещи — те, которыми хотелось бы пользоваться хотя бы пару раз в день, которые решают реальные повседневные задачи конкретных пользователей".

Яндекс.Трэвелом пользуются дважды в день? Или, может, Яндекс.Недвижимостью?

Не, ну с поиском, музыкой, погодой, новостями, картами, пробками - ещё туда-сюда, конечно... Но таки от рынка всё зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Veselik

Просто по-моему так кто-то из топов гугла ранее говорил )

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal No

Ничего не мешает Яндексу сделать свой Навигатор хоть завтра платный
Выиграть в деньгах, потеряв долю в пользователях (и отдав халявщиков Гугл), и конкурировать с, например, Навителом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugeny Plokhoj

Да лукавит он. Прямой профит они да, не получают, но это реклама поискового движка

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Долгов

И это слова "топ-менеджера Яндекса"... Да уж, без слез на их потуги и не взглянешь. Похоже на обезьянничество за нашими унылыми венчурными фондами, которые тоже "ищут" состоявшиеся суперталантливые команды с крутыми идеями. И это самая крупная технологичная компания России - каменный век ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yan Yanov

Ну, перефразируя высказывание по Microsoft, можно сказать:

Все, к чему прикасается Яндекс, превращается в тыкву.

У всех других прибыльно (Навител, 2GIS), а у них, видете ли, нет.
Может в консерватории что-то поправить?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ave ego

Яндекс прогнется еще больше, особенно раз он ничего не предпринимает - его дожмут.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ermilov

Яндекс не умрет лишь по той причине, что сделать подобное денег уже ни у кого не хватит. А жаль.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Самое прикольное, что все наоборот - сейчас сделать то, что сделал Я в начале века, дешевле на порядки, может быть в 100 раз. Другое дело что это не нужно, точнее - зачем откапывать стюардессу.
Сейчас нужно другое и Я ищет это - потому что даже пробовать что-то, что сейчас стартаперы делают в гараже, этой корпорации стоит куча бабла.
Даже сгенерить идею ей стоит кучу бабла.
А тут взял, отсмотрел и купил дешего - профит.
Им выгодны стартапы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Процессуальный танк88

Вроде же, например, 2GIS и геосервис, и прибыльный.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

2гис - справочная коммерческих организаций.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
slugge

Сначала говорит что нет дефицита идей, но всех зовет к себе с новыми идеями... Что то не сходится

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Проверять эти идеи некому. С проверенными идеями - приходите, мол.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shatalov

"Мы ищем новые сценарии использования мобильных устройств. Все классические сценарии — мессенджеры, карты, поиск — пришли к нам с десктопа." У Яндекса скоро не останется места для маневра в мобильных устройствах. Нет своей "железки" – беда... Почему не купить производителя смартфонов и на их базе делать свою прошивку и т.д.?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Как минимум потому что все более-менее заметные Б-бренды стоят сопостовимо с яндексом и дохнут за месяц, если этого захочет гугл.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Шишкин

Очень долго пользовался Яндекс.Навигатором, но сейчас полностью перешёл на MAPS.ME

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Petrosyan

Яндекс навигатору надо стать еще более кастомным и настраиваемым. Например если еду издалека, то нет смысла ради 10 минут мне перенастраивать маршрут на более гиморный. Т.е. неплохо бы еще кнопку не только самый быстрый , но и самый комфортный. Или настраиваемый лаг 2выгоды". т.е. предлагать альтернативу если выгода составит "...." настраиваемое число минут. ну и тема та что в СПБ уже развивает другая команда. это комплексный вариант супер бустрого маршрута или супер дешевого и т.п. когда система формирует комплекс: метро, такси, пешком, автобус, и дает тебе самое лучшее.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shen

Яндекс - создайте рынки IT технологий

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Шокирован количеством мамкиных экспертов в треде. Видимо, все знают слово "яндекс" и поэтому считают, что понимают в бизнесе лучше него.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 51 комментарий
null