Следующее поколение тоже «поймает их всех»

Прошлое и будущее успешной франшизы «Покемон»

В закладки

В феврале франшизе «Покемон» исполнилось 20 лет. Целое поколение выросло на играх, фильмах и аниме о вымышленной вселенной с покемонами — фантастическими существами, которых приручают и используют для сражений игроки. Обозреватель vc.ru рассказал о франшизе, которая вовсе не собирается уходить в историю.

Чемпионат мира по игре «Покемон» 2014 года

Японец Сатоси Тадзири — эталон сумасшедшего гения. В интервью изданию Time в 1999 году Садзири сказал, что работает отрезками по 24 часа, перемежая их 12-часовым сном. Из-за этого он постоянно выглядит раздраженным и уставшим. Он фанатично увлечен насекомыми. «Они странные и мне нравится, как они двигаются», — говорит Тадзири. Пятидесятилетний Тадзири также болен синдромом Аспергера, который является причиной его замкнутости, неловкости и чудаковатости.

В 18 лет Тадзири уже был успешным бизнесменом. Он основал компанию Game Freak, которая занималась выпуском одноимённого журнала о компьютерных играх. Тадзири и его приятель Кэн Сугимори делали журнал вдвоём. Специальный выпуск, посвященный игре Zabius, они продали в количестве 10 тысяч копий. Каждый выпуск стоил примерно $2.

Тадзири не рассматривал журнал как постоянную работу. Увлечение мангой, аниме и играми, особенно Space Invaders, направили его к геймдизайну. «Тогда только появилась такая профессия как геймдизайнер. Если бы её не было, я бы наверняка создавал аниме», — говорил Тадзири.

В начале 90-х Тадзири сумел совместить два своих увлечения — насекомых и видеоигры, начав работать над игрой «Покемон». Есть легенда, согласно которой обожавший насекомых Тадзири, увидел, как жук залез на провод, соединявший две игровых консоли Game Boy и решил создать игру, в которой нужно ловить насекомообразных существ, обмениваться ими с друзьями, сражаться и выращивать. Впрочем, это всё-таки легенда, версия самого Тадзири более прагматична. Он вспоминал, что живя в сельской местности возле Токио, часто ловил насекомых. Переехав в Токио, он забыл об этом занятии, как и другие дети, живущие в мегаполисе.

Но потом что-то щелкнуло и я решил создать игру с этой концепцией. Всё, что я делал в детстве, смешалось в этой игре.

Сатоси Тадзири

Две первых игры Pocket Monsters Red и Pocket Monsters Green вышли в конце февраля 1996 года. Для японской аудитории эксклюзивно вышла еще и Blue-версия. Работать над ними Тадзири начал в 1990 году. Причин шестилетней задержки, по словам Тадзири, было несколько. Он работал в одиночку и не имел опыта разработки для консолей Nintendo. Но другие консоли он не рассматривал, даже несмотря на то, что уже имел опыт работы с консолью Sega.

Выбор на Nintendo пал не случайно. Разработчику понравилась идея кооперативной игры — в первой версии Game Boy от Nintendo можно было подключить две приставки специальным кабелем. Через него консоли обменивались информацией, а игроки могли соревноваться между собой. Вокруг этой идеи Тадзири и построил идею Pokemon, но он хотел, чтобы игроки не только соревновались, но делились покемонами.

Пацифистские идеи Тадзири проявлялись не только в этом. Хотя в игре и есть сражения между покемонами, никто из них не умирает. Сражение может закончиться по двум причинам — проигравший покемон падает без сознания или его тренер (игрок) сдаётся.

Шестилетний процесс разработки не играл будущей франшизе на пользу. Первая версия Game Boy уже теряла свою популярность, а деньги, выделенные Nintendo, заканчивались. Дошло до того, что Тадзири не платил своим работникам. Но вложенные усилия окупились. В Японии игры встретили с восторгом — за всё время было продано 10,4 млн копий. В США — 8,6 млн. Red и Blue вошли в Книгу рекордов Гиннеса как «самые продаваемые RPG» и вернули Game Boy популярность.

На волне успеха выходит настольная карточная игра Pokemon TCG. Правда, выпускает её японское издательство Media Factory, у которого Nintendo впоследствии выкупит права на публикацию. В карточной игре, как в и консольной, игроки выступают в роли тренеров. У каждого есть семь карт с покемонами. Но в отличие от консольной, выигрыш здесь достигается тремя способами: победой покемонов противника, сбором всех карт с призами или если у другого игрока закончатся карты в колоде.

Разумеется, карточную игру тоже ждёт успех. С 1996 года было продано несколько десятков миллиардов игральных карт. Игры о покемонах даже получают благословение от Ватикана. Через год после её выпуска ватиканское телевидение объявляет, что и карточная, и компьютерная игры «полны воображения» и «не имеют вредных побочных эффектов» на детей.

И Nintendo, и Game Freak понимают, что популярность медиафраншизы можно перенести на другие сферы. Спустя всего год выходит аниме по мотивам игры «Покемон». Премьерный показ состоялся 1 апреля 1997 года. Сюжет сериала также происходит в вымышленной вселенной, где живут покемоны и тренера — люди, которые их собирают. Главный герой Эш Кетчум — молодой тренер, который путешествует по миру со своими друзьями и мечтает стать «Мастером покемонов». Так называют самого лучшего тренера. В японской версии сериала Эша зовут Сатоси, в честь создателя франшизы.

Аниме обретает такую же популярность как и другие продукты франшизы. Но спустя всего 8 месяцев происходит грандиозный скандал — 38 серия «Покемона» вызвала симптомы эпилептического припадка у 685 японских детей. По сюжету главные герои попадают внутрь компьтера и покемон Пикачу применяет одну из своих электрических атак, которая сопровождается взрывом и яркими красными и синими вспышками.

Вспышки мерцали с частотой 12 Гц (колебаний в секунду). Наиболее опасной для человека частотой считается 15-20 вспышек в секунду.

Инциндент приводит к тому, что сериал снимают с показа и возобновляют лишь через 4 месяца — в апреле 1998 года. Сам Тадзири впоследствии говорил, что проблема заключалась в больших телевизорах и маленькой жилплощади японских зрителей. «В Японии комнаты маленькие, поэтому у многих есть привычка сидеть близко к экрану».

Еще несколько раз скандалы, связанные с аниме, были на слуху. В серии «Красота и пляж» Джеймс (антагонист сериала) надевает накладную грудь, чтобы принять участие в конкурсе красоты. В этой же серии он говорит одной из героинь Мисти (ей 12 лет), что «ей нужно еще подрасти».

В попытках еще сильнее разнообразить франшизу, Nintendo совместно с компанией OLM выпускает первый из 18 фильмов «Покемон: Мьюту против Мью». Фильм ждал грандиозный коммерческий успех — за три месяца показа кассовые сборы составили $163 млн при бюджете в $30 млн. Критики же восприняли фильм холодно. На Rotten Tomatoes фильм получил 14%. Сюжет фильма назвали клишированным и бессмысленным. Многие критики считали, что фильм был создан только для получения прибыли и сюжет плох даже для детей. В фильме есть сцена, в которой антагонист фильма покемон Мьюту случайно превращает главного героя Эша в камень. Остальные покемоны слезами возвращают Эша к жизни, Мьюту это трогает, он понимает свои ошибки и отправляется искать смысл жизни.

В октябре 2000 года выходят пара новых игр: Pokemon Gold и Silver. Игрокам доступно больше покемонов, а имя главного персонажа теперь можно выбирать. Nintendo продолжает показывать важность обмена покемонами между игроками. Без такого сотрудничества нельзя собрать полный покедекс — устройство, в котором содержится информация о всех покемонах тренера. Gold и Silver повторяют успех первой итерации игр — за десять лет их продажи достигли 23 млн копий.

Через месяц иллюзионист Ури Геллер подаёт в суд на Nintendo. Он утверждал, что студия использовала его образ, создавая покемона Кадабру. Покемон выглядит как лис с длинными желтыми усами и ложкой в руке. На его лапах по три пальца, а ключевая способность покемона — телекинез. Геллер оценил полученный им ущерб в $100 млн. Nintendo ответила, что при создании покемона ни один человек не использовался в качестве прототипа. Впоследствии иск был отклонён.

Ури Геллер (справа) и покемон Кадабра

Проходит не слишком много времени до следующего скандала. В марте 2001 года игру запрещают на территории всей Саудовской Аравии. Объяснение простое — «Покемон» пропагандирует азартные игры и сионистские идеи. Верховный муфтий Саудовской Аравии Абдуль-Азиз ибн Абдуллах выступает с речью, обвиняя Nintendo в скрытом символизме — на игральных картах якобы изображены христианские и масонские символы.

Она [игра] схожа с азартными играми, так как временами включает в себя денежную составляющую — игроки обменивают карты на деньги.

Абдуль-Азиз ибн Абдуллах

Третье поколение игр Ruby и Sapphire выходит в Японии выходит в конце 2002 года. С небольшой задержкой игра становится доступна по всему миру. В игру добавляют еще 135 покемонов, а игроки теперь могут проводить парные бои. Это первое поколение игры, получившее не исключительно положительные, но смешанные отзывы от критиков. Они отмечали недостаточно качественную графику и отсутствие изменений в геймплее. Впрочем, коммерчески игра снова стала успешной — продажи побили предыдущий рекорд и составили 27 млн копий.

В 2006 году франшиза отпраздновала своё десятилетие. К этому времени общие продажи видеоигр «Покемон» составили 200 млн копий. Компания празднует десятилетие выпуском двух игр Pokemon Diamond и Pearl, в которых появляется долгожданная функция — совместная игра по Wi-Fi. Запуск произошел только в Японии, остальным странам пришлось ждать до следующего года. Игровые журналисты предсказывали новой серии миллионные продажи, что, в целом, неудивительно, учитывая продажи предыдущих игр. Nintendo снова использовала проверенную формулу — игровые механики существенно не изменились, но игра все равно продалась в количестве 18 млн копий. Критики удивлялись тому, что компания в который раз идёт по одному и тому же пути, но, что самое главное, идёт успешно.

Место действия игр пятого поколения Pokemon Black и White впервые происходит не на территории Японии. Игроков перемещают в вымышленный регион Юнове, который создан на основе Нью-Йорка. Из нововведений: еще 153 новых покемона, смена времён года и битва 3 на 3.

К выходу шестого поколения Pokemon X и Y было 649 покемонов. В новой серии игр появилось еще 69, а окружающий мир впервые выполнен в 3D. Шестое поколение, пожалуй, и наиболее сильно отличается от остальных — в игре появилось множество нововведений. Возникает вопрос — как долго будет существовать франшиза, которая кардинально не менялась вот уже 20 лет.

Все покемоны, доступные в игре

Согласно гипотезе биолога и исследователя Эдварда Уилсона, у людей есть склонность «каталогизировать, собирать и проводить время с другими формами жизни». Игровой процесс «Покемон» завязан на этих действиях. Механика игры может казаться не сложной, но лишь на первый взгляд — разобраться во всех тонкостях непросто. Лучше всего это удаётся детям. Британские исследователи выяснили, что у школьников очень развита способность к запоминанию и пониманию способностей и характеристик сотен покемонов.

Игровая пресса, игроки и исследователи сходятся во мнении, что выйдет еще не одно поколение игр прежде чем Nintendo решит закрыть франшизу. Сейчас же «Покемон» на высоте — к двадцатилетию Nintendo показала рекламу на Суперкубке, а в середине 2015 года прошел Чемпионат мира по «Покемон» с призовым фондом в $2 млн.

На текущий момент продано 277 млн копий игр, 21 млрд игральных карт, выпущено 17 полнометражных фильмов. Выручка франшизы за 2015 год составила $57 млрд. Спросите любого миллениала о том, как прошло его детство — в его ответе наверняка будет слово «покемон». И судя по цифрам, детство еще как минимум одного поколения пройдёт вместе с Пикачу.

#Игры #аниме #разработка_игр #Покемон #франшиза

{ "author_name": "Саша Мураховский", "author_type": "editor", "tags": ["\u0444\u0440\u0430\u043d\u0448\u0438\u0437\u0430","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430_\u0438\u0433\u0440","\u043f\u043e\u043a\u0435\u043c\u043e\u043d","\u0438\u0433\u0440\u044b","\u0430\u043d\u0438\u043c\u0435"], "comments": 18, "likes": 20, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 14021, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 10 Mar 2016 10:18:54 +0300" }
{ "id": 14021, "author_id": 9843, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14021\/get","add":"\/comments\/14021\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14021"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

18 комментариев 18 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

57 миллиардов?
Если это не ошибка, я в шоке. Даже дисней на всей своей линейке делает с франшиз 45 млрд.

Ответить

Комментарий удален

0

Это мягко сказано.

Ответить
1

Так, википедия утверждает, что у "Nintendo Co., Ltd." выручка за 2015 "¥549.780 billion". Это примерно $4.8 миллиарда. Так что $57 это точно суммарный резульат за 20 лет. Редакторы! Поправьте это дело в статье, а то тут народ в обморок падает от таких сумм :)

Ответить
0

В статье Economist сказано так "more than 277m games sold, over 21.5 billion trading cards printed in 10 languages, 17 feature films and $57.65 billion in revenue as of 2015." И мне кажется тут речь идет все-таки о суммарной выручке за 20 лет. "По состоянию на 2015 год".

Ответить
5

До сих пор периодически достаю картридж для NDSi с SoulSilver и играю. Что интересно, SoulSilver продавалась с шагомером, в который можно было посадить покемона (через ИК-порт) и ходить вместе с ним. Во время хождения, бега и т.д. покемон прокачивался и находил различные предметы. Пришел домой - собрал лут. А ещё очень круто было всем показывать что у тебя почти настоящий покебол)

Ответить
0

// Во время хождения, бега и т.д. покемон прокачивался и находил различные предметы

е-маё, да это же идея для мобильной игры.

Ответить
2

Даже не знал о том что существуют фильмы, да и считал что покемоны в прошлом. Оказывается вот как обстоят дела.

Ответить
2

Я только 150 покемонов знаю(

Ответить
0

Уже свыше пятиста.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

интересная франшиза, японцы могут в хайп.

Ответить
0

в этом году выходит игра покемон 3D или что-то типа того, завязанная на поиске покемонов в реальном мире. Типа находишь местность гед водятся покемоны - включаешь камеру и можешь увидеть их на фоне реальной местности.

Ответить
1

поправочка - Pokemon GO

Ответить
0

Диалга или еще кто-то из таких наверняка на вершине Фудзи XD.

Ответить
0
Ответить
0

Пикачу-у-у-у... выбираю тебя...

сорри, не удержался, ностальгия...

Ответить
0

Великий мяут щедрости, сделай нам джекпот! (с)

Ответить
0

Интересная статьч

Ответить
–4

пика-пика-чуууууи бил младшего брата по башке))))

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления