Кэшаут в стартапах - распространенная практика не только на Западе. Смотрим на тревел-стартапы

Российские стартапы довольно активно привлекают серьезные инвестиции, и нам стало интересно проследить, как распоряжаются деньгами стартапы из самой сейчас, наверное, активной категории - тревел проекты.

Например, сервис бронирования отелей Oktogo привлек в общей сумме $26 млн., Островок - $38.6 млн., стартап по бронированию авиабилетов OneTwoTrip - порядка $25 млн. Очевидно, тревел - горячий сегмент, ярко-красный океан.

 


Для начала мы взяли комментарий у Николая Давыдова, инвестдиректора в фонде ITech.

***

Пеганов: Николай, привет. Когда для топ-менеджмента стартапа/компании разумно делать кэшаут? Есть ли какие-то общепринятые практики?

Давыдов: Привет! Все зависит от конкретного случая и размера кэшаута. Если компания очень прибыльная, то ничего не мешает сделать частичный кэшаут. Главное, чтобы это не было выходом менеджмента, ведь важно оставить мотивацию. Если компания еще не прибыльна, микрокэшауты тоже возможны - все в пределах разумного.

Пеганов: Понятно. А поощряете ли вы кэшаут менеджменту/инсайдерам в своих инвестициях, были ли у вас такие случаи?

Давыдов: Во многих наших сделках есть кэшаут часть.

Пеганов: А есть ли какие-то мировые стандарты, какая часть инвестиций идет на кэшаут?

Давыдов: Стандартов, естественно, нет - каждый инвестор руководствуется своей стратегией и пониманием пределов разумного.

***

Сначала мы связались с Мариной Колесник, СЕО Oktogo, и спросили - был ли кэшаут среди $26 млн, которые получила компания. У питерской компании кэшаута не было - "все деньги в бизнес":

 


Потом мы связались с Островком, и спросили у Сергея Фаге - было ли что-то подобное у них. Выяснилось, что Островок не только не делал кэшаут, а фаундеры еще и доложили $2 млн. своих денег:



In a phone conversation with co-founder and CEO Serge Faguet earlier this week, I learned that there’s no cashing out involved in this fundraising round and that every penny went straight into the fledgling company.

In fact, both co-founders, Faguet and Kirill Makharinsky, contributed $2 million of their own money to the Series B round.



Потом мы решили связаться с OneTwoTrip, ведь по официальным данным:
За последнее время компания OneTwoTrip привлекла в общей сложности $25 млн. от международного фонда Atomico и Phenomen Ventures которые будут направлены на дальнейшее развитие компании, укрепление рыночных позиций и повышение ценности компании как для клиентов, так и акционеров.

Когда несколько дней назад мы начали спрашивать про кэшауты в российских стартапах, из анонимного источника поступило следующее сообщение:
Все $16 млн. которые были привлечены OneTwoTrip от Atomico пошли на кешаут существующим акционерам/инсайдерам, и ничего не пошло на "развитие компании, укрепление рыночных позиций, и повышение ценности компании." Эта информация подтверждена из трех отдельных источников, включая один имеющий непосредственное отношение к сделке.

Также мы узнали, что OTT активно ищет деньги, в частности у фондов Russia Partners и Intel Capital. Кстати, практика активных кэшаутов получила относительно плохую репутацию после провала Групона, где инсайдеры постоянно окэшивались, зная про внутренние проблемы компании.

Армен Джанумов, руководитель отдела рекламы и маркетинга, на вопрос про кэшауты в OTT ответил довольно четко:
Александр, мы не комментируем слухи.

Разумно - ведь наш источник мог нас и обмануть, и все деньги действительно могли пойти на развитие компании.

Поэтому мы связались с представителем фонда Atomico:
Hi Pogos,

My name is Alex < ... >

We're planning to write about cash-outs in russian startups, and I'd love if you could add something to the topic.

While it was stated that OTT - the travel startup which you invested in last year would use all the money for expansion, we have heard rumours that (quite large) part of that $10M investments was spent for cash-outs to top management and insiders.

Could you collaborate?

И довольно оперативно получили ответ - заметьте, никаких "никаких комментариев"  - ведь в том, что часть денег уходит на кэшауты нет ничего плохого, вопрос только в том, какая часть:
Sasha,

Thank you for your email. Although we cannot comment on the specifics of the round, as Peter is the CEO of OTT and he would be your best source - I can comment that Atomico does invest in secondaries and if that is a well performing business and profitable secondary transactions are totally acceptable to us. Atomico invests in different emerging markets from Brazil to Russia, and secondaries are not an issue.

Hope this helps.

Pogos

Косвенно комментарий Погоса можно понять, как подтверждение кэшаута:  primary инвестиции = деньги идут в компанию на развитие. secondary = деньги идут инсайдерам (=кэшаут).

Осталось понять - зачем представителям OneTwoTrip нужно было изменять реальность: по официальной информации $25 млн "будут направлены на дальнейшее развитие компании", а по косвенным данным - $16 млн. ушли на кэшаут инсайдерам и акционерам.

В чем смысл продавать акции,  когда стартап готовится сделать IPO?
Туристический интернет-сервис OneTwoTrip в начале 2014 года намерен выйти на биржу, при условии если его оборот достигнет $1 млрд в год.

Интересно проследить за цифрами, которые написали профессионалы в Коммерсанте:
Учитывая высокие темпы роста рынка интернет-бронирования билетов (70% в год), эта цель (выход на IPO, прим. ред) реальна, а оценка компании в ходе IPO может достичь $2 млрд. Главное условие выхода на биржу — достижение оборота $1 млрд в год. В 2012 году компания продала 800 тыс. билетов, оборот составил $306 млн (в четвертом квартале продажи выросли в шесть раз, до $112 млн). Размер пакета и площадка будут определены к середине 2013 года.

Аналитик "Открытие Капитала" анализирует:
Если брать мультипликаторы, по которым торгуется Expedia (ближайший аналог OneTwoTrip, вчера ее капитализация на NASDAQ — $9 млрд), то это две выручки, подсчитывает аналитик ФК «Открытие Капитал» Александр Венгранович. «Стало быть, уже сейчас OneTwoTrip может теоретически стоить $600 млн, а когда выйдет на биржу — около $2 млрд»,— рассуждает он, добавляя, что в 2013 году IPO должен провести его главный конкурент — Anywayanyday.com,— его результаты и станут главным ориентиром для OneTwoTrip.

Правда, среди отельных/авиабилетных стартапов по GAAP стандарту "выручка" это не общая стоимость проданных билетов/бронирования отелей, а комиссия, т.е. около 5% от $306 млн в 2012 году для OTT. Для сравнения, у отельных проектов комиссия - около 15%.

Как OTT, по словам аналитика, может стоить $600 млн, если реальная выручка у них это 5% от $300 млн, или $15 млн - не очень понятно.

Для сравнения - Expedia, у которой в 2012 Gross Bookings был $34 млрд., а выручка (revenue) - $4 млрд, или 12%, такой процент складывается из высокомаржинальных отелей и низкомаржинальных авиабилетов. Стоит Expedia ~$8.5 млрд, т.е. мультипликатор 2х. По такой оценке OTT в 2012 стоит $30 млн. - вполне разумная и большая цифра.



Огромные деньги, которые инвесторы вкладывают в тревел-стартапы - хороший индикатор здорового рынка, но, конечно, хотелось бы больше прозрачности и открытости. Кэшауты - это отлично, это новые машины, новые инвестиции и новые возможности. За полмиллиарда рублей, например, можно купить 15 приличных машин, и еще останется:



Всем трем стартапам желаем скорейшего IPO!
{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 19, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 1412, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 09 Apr 2013 13:20:01 +0400", "is_special": false }

Комментарии

null