Основы ASO в Aviasales: локализации, инструменты и особенности App Store и Google Play Статьи редакции

Редакция блога Indiline пообщалась с Ильей Кухаревым, ASO-оптимизатором Aviasales, о том, какие инструменты используются компанией, что читать, чтобы научиться ASO и стоит ли гнаться за популярными запросами.

Диана Седунова: Илья, привет. Расскажи о себе, как ты попал в Aviasales?

Около 10 лет занимался переводами на фрилансе, переводил приложения, локализации, вот это все. В прошлом году Aviasales стали развивать второе приложение Jetradar. Это практически идентичное Aviasales приложение, но рассчитаное на западный, восточный, азиатский и многие другие рынки. Почему так выбрали? Jetradar понятнее для зарубежного пользователя, нежели Aviasales.

Илья Кухарев

Так, друзья пригласили в Aviasales, а я всегда хотел заниматься переводами, а тут мобайл, такая компания. Естественно, я сразу согласился. Вот уже почти год мы над этим работаем. В своем отделе я один, мне помогают маркетологи и большая команда фрилансеров, которые переводят все, что мне нужно. Это около трехсот фраз.

Моя задача — с помощью сервисов подобрать те слова, которые мы будем использовать в сторе. Тут нужно не путать перевод и локализацию. Локализация включает перевод, но еще много другой работы по адаптации приложения для того или иного рынка.

Для выбора слов я пользуюсь Sensor Tower — это основной сервис. Также я использую ASOdesk — удобно, потому что никто другой не показывает количество пользователей по ключевому слову. Другие сервисы дают некий коэффициент трафика и нет конкретики. Для статистики использую AppAnnie.

Что было с ASO в Aviasales до тебя?

С приложением Aviasales все было неплохо, так как работали только на русском языке. Умные люди, грамотно подбирали слова. С моим приходом показатели улучшились, только потому что появился отдельный для ASO человек. Что касается Jetradar, им вообще никто не занимался, все было плохо. Все было в состоянии «сделали релиз приложения, ввели слова, которые первые пришли в голову и все». Там никакого трафика не было, ничего не было. Грустная ситуация, но мне удалось её исправить.

Поделись успешными кейсами.

Осенью прошлого года мы решили выйти на страшные для нас рынки Китая, Японии и прочие. Страшные в плане письменных знаков – иероглифы. Так вот, в Китае приложение взорвало и тот набор ключевиков, который был выбран, приносит большое количество скачиваний, скажем, на 20-30% ниже, чем Aviasales получает в России. При этом ни доллара на маркетинг в Китае потрачено не было.

Единственные расходы — это локализация приложения. Это при относительно небольшом распространении iOS в Китае – около 25%. Остальное это Android, причем не на Google Play, а на китайской системе с другими магазинами. Горжусь этим кейсом – отработали пару месяцев и получили хорошие результаты. Также, я постоянно тестирую разные элементы в сторе. Кстати, без тестов лучше вообще ничего не менять. У меня тесты идут практически без остановки. Вот недавно тестировал короткое описание для Hotellook в Google Play, тест показал увеличение на 20%. Посмотрим.

Также изменил скриншот выдачи в Aviasales, поставил маршрут только в одну сторону, от этого цена ниже и поставил разные авиакомпании. Соответственно, пользователь видит хорошую цену и выбор перевозчика — значит можно скачивать.

Есть ли travel-специфика у АSО? Меняется ли набор слов в зависимости от сезона?

Чаще всего нет, тем более что itunesconnect не предлагает такого количества места для ключевых слов. Хотя мы видим динамику скачиваний, которая меняется в зависимости от сезона. Например, в январе хороший рост, сейчас (март) уже спадает. Летом будет выше, осенью опять упадет. Для ключевых слов я не учитываю сезонность, возможно стоит попробовать.

Расскажи про борьбу с конкурентами.

Стараюсь бороться с конкурентами. Их не очень много, в отличие от игровой индустрии, где по запросу «покер» вылезает несколько тысяч игр. По запросу «билеты» вылезает 10 приложений с которыми можно конкурировать, но это тяжеловато. Также постоянно вылезают приложения по запросу Aviasales, чаще всего игры. Мы на них жалуемся и они убирают из ключей нашу компанию.

Есть приложения, сделанные на базе нашего SDK, – они тоже используют Aviasales для продвижения. Этого делать нельзя и мы следим, чтобы они не использовали этот ключ.

Что касается конкурентов, то, например, в Jetradar я не брал такие высокочастотные слова как «авиабилеты». Я их [слова] уточнял и собирал весь тот трафик, который идет рядом с запросом «авиабилеты».

Например, Skyscanner может себе позволить вообще ничего не писать дополнительного в названии и получать весь нужный трафик. Нам же приходится выбирать менее высокочастотные слова, собирать с них трафик и наращивать базу. Например, не flights, а airline tickets. Уже потом выходить куда-то выше.

Такая же ситуация с нашим приложением Hotellook, где я сталкиваюсь с серьезной конкуренцией. У пользователей сложилось впечатление, что отели это только Booking. Мы стараемся этот стереотип разрушить, показать, что у Booking не всегда дешевле. Показываем более интересные цены и от этого играем.

Как и где ты научился АSО-оптимизации?

Я более чем уверен, что опыт в ASO был у человек 100 в России. К сожалению, есть люди, которые в это даже не верят, хотя в США эта сфера развивается и перешла в развитую стадию уже лет пять назад.

Когда мне предложили этим заниматься, еще месяц я готовился. Прочитал много материала, в том числе ASO Bible (Gabriel Machuret, 2014) — самую первую книгу в этой области. Если кто-то хочет этим заниматься, то это единственная книга, которую стоит почитать. Алгоритм постоянно меняется, поэтому в книге уже может быть неактуальная информация.

Также я подписан на ASO-видеокурс Габриэля. Читал всё, что можно по поисковому запросу ASO в гугле. Набрал основную базу знаний и продолжаю ее набирать. Мне кажется, что ASO это такая тема, которой нельзя научиться полностью. Каждую пятницу я открываю свои закладки и читаю новые статьи, начиная с блога Sensor Tower, Trademob, AppAnnie, AppFollow, Moburst и так далее.

С ASO-оптимизацией для iOS все понятно, как отслеживать ключевые слова и как повлиять на их продвижение. А что с оптимизацией в Google Play?

Я начал заниматься Google Play около 3 месяцев назад, потому что App Store был мне интереснее. Гугл использует олдскульный SEO с плотностью ключевых слов. Мне кажется, там нужно лучше работать с иконкой и названием, потому это первое что видит пользователь, больше нечем завлечь. Даже если все сделать по правилам, нет никакой гарантии, что это сработает.

Нужно нарастить ссылочную массу, повысить авторитет странички, как можно чаще обновлять приложение. Это классические советы, которые мы используем, результаты есть. Опять же, добавлять локализации. У меня, совершенно внезапно, открылась Бразилия, а Германия, наоборот, не очень хорошо зашла, потому что там больше используют iOS. Тут главное терпение, немедленного эффекта не будет.

Какие, на твой взгляд, существуют мифы и ошибки ASO?

На текущей стадии развития мобайл магазинов, ошибка – не заниматься ASO вообще. Я удивлен, но такие люди до сих пор есть. Есть противоположный миф, что если сделать ASO, то сразу выйдешь в топ и все будет хорошо. Нет, не будет.

Одним ASO тут не обойдешься, нужна грамотная маркетинг-стратегия. Тем более ASO никогда не заканчивается, им нужно заниматься постоянно, тогда будет результат. Очень часто разработчики забивают на отзывы.

В Google Play на них можно отвечать и есть вероятность, что пользователь исправит свою оценку. Нужно отвечать на негатив и помогать пользователям, если у них что-то не работает в приложении. Еще есть миф, что если ты нашел популярный запрос, любой, то его можно использовать, даже если он нерелевантный.

Как у нас, например, запрос «aviasales» используют игры. Нерелевантные запросы не дадут ничего хорошего и вам могут отказать на стадии рассмотрения.

0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Диана Седунова

Говорят, у ребят офис крутой..

Ответить
8
Развернуть ветку
Denis Germanenko

Слышал, что офис крутой у ребят

Ответить
8
Развернуть ветку
Sergey Sharov

Дааа, офис что надо

Ответить
8
Развернуть ветку
Taras Halturin

Простите за моё невежество, но почему бы не начать статью с расшифровки ASO?

Ответить
3
Развернуть ветку
Сибирский Охотник

Avia Sales Optimization))

Ответить
11
Развернуть ветку
A

Хмм... Это ведь парень из того крутого офиса, который лучше, чем на Пхукете?

Ответить
4
Развернуть ветку
Ivan Baidin

Но на Пхукете офис всё-таки лучше!

Ответить
2
Развернуть ветку
Sergey Sharov

Всегда было интересно, сложно к климату привыкать? Сколько времени уходит, чтобы нормально начать работать?

Ответить
0
Развернуть ветку
Danil Ryashentsev

5-10 минут, не больше.

Ответить
0
Развернуть ветку
Vasily Bulanov

Илья, вы сказали что в Play Store "нужно нарастить ссылочную массу".
Я правильно понимаю, что речь идёт о ссылках из веба на приложение в сторе?
Просто я слышал об этом на google i/o в 2012м, а с тех пор всё могло сто раз измениться, и нашёл только пару противоречивых исследований.

Не могли бы вы поделиться материалами или опытом, действительно ли это работает, проверяли ли вы это, какой отдачи можно ожидать?

Ответить
2
Развернуть ветку
ilya

да, это всё ещё актуально. ссылки, соц. сигналы, шаринги, статьи с релевантным контентом, всё как в обычном seo.

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Корхов

Парни, вот вынесите в настройки, чтобы мне предлагались только прямые перелеты, а не куча вариантов с двумя-тремя пересадками, пусть и дешевле. Нет, фильтровать каждый раз выдачу мне не нравится. Почему бы не сделать настройки, особенно в приложении, чтобы всегда предалагал только прямой рейс и еще возможность указать широкофизюляжный самолет.

Ответить
1
Развернуть ветку
A

Андрей, смотрите сегодняшнее обновление ;)

Ответить
3
Развернуть ветку
Artur Bay

а интервал дат вылета-прилета прилета куда нибудь можно втиснуть? Иногда конкретная дата не нужна, а делать несколько лет запросов утомляет.

Ответить
0
Развернуть ветку
A

для этого есть «Календарь цен»

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Bortsov

комбинаторику проходили? знаете какую нагрузку порождает интервал? для этого есть календари с ценами из кэша

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Bortsov

насчет прямых рейсов, учитывая законы и правила нашей любимой Росавиации - идите сразу на сайт Аэрофлота.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
ilya

Остальное это Android, причем не на Google Play, а на китайской системе с другими магазинами.
просто ты невнимательно читал :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Сибирский Охотник

А можно ссылки на них?

Ответить
0
Развернуть ветку
ilya
Ответить
3
Развернуть ветку
A

Смотрите, как App Store пишется :) https://en.wikipedia.org/wiki/App_Store_(iOS)

Ответить
0
Развернуть ветку
Diego Salvador

Парню платят за подбор синонимов к слову "авиабилет"?

Ответить
0
Развернуть ветку
ilya

и за чемпионат по фифе :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Anton Zemlyanov

И ничего про трусы, нарезку, нового директора маркетинга? Не этого мы ждем в статьях про AS

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 24 комментария
Акции роста российских эмитентов на ближайшие 5 лет

Пандемия меняет мир и формируется новая тенденция на ближайшие годы. Ниже будут представлены компании, акции которых способны в новых мировых реалиях опередить динамику фондовых индексов.

Анализ тональности текста с использованием фреймворка LightAutoML

Сентиментный анализ (анализ тональности) – это область компьютерной лингвистики, занимающаяся изучением эмоций в текстовых документах, в основе которой лежит машинное обучение.

Геозоны: разделяй и властвуй

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов, уже рассказывал, какие задачи стоят перед картографическими сервисами Master Delivery. Сегодня продолжаем разговор о том, как геоаналитические разработки решают маркетинговые и логистические задачи бизнеса.

Идеальный тимлид: миф или реальность?

Кто такой идеальный тимлид? Что ожидает руководство от такого сотрудника? Колонка Алексея Кирсанова, руководителя разработки «Битрикс24».

Twitter приобрел миноритарный пакет акций Aleph Group — материнской компании Httpool

Twitter Inc. (TWTR) — первая из компаний Кремниевой долины, которая стала акционером глобальной рекламной группы Aleph, объединяющей компании IMS, Httpool, Wise.Blue и AdDynamo. Таким образом Twitter поддержит международную образовательную инициативу Aleph Group по усилению цифровой экосистемы в странах с развивающейся экономикой.

MVP за 2 дня на no-code: как запустить свой стартап с минимумом вложений

Мы решили узнать, как и чем сейчас живут реальные no-code разработчики. Об особенностях работы с no-code мы говорим в интервью из первых уст со стартапером и зерокодером из США, Александром Манохиным. Он рассказал о том, как пришёл в разработку “без кода”, как самостоятельно освоил эту технологию, поделился трудностями, стереотипами вокруг…

Uber извинился перед собаками

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи принес извинения и даже дал скидку в 10 долларов…собакам.

Украли деньги с карты Тинькофф

30.12.2021 года я с семьей дочери поехала в магазин "Спортмастер" в г. Москва покупать коньки. Уведомлений от Тинькофф не было. 31.12.2021 года я увидела что есть какие то пуш уведомление при нажатии на него оно исчезло. Когда я зашла в онлайн приложение, то увидела что у меня с кредитной карты сняли 106 000 рублей , было снятие 7 суммами. Кроме…

Исследователи нашли уязвимость в Safari — она позволяет узнать историю браузера и имена пользователей Google Статьи редакции

При посещении сайта браузер создаёт базу данных с недавней активностью пользователя, к которой могут получить доступ другие сайты.

Круговая видеостена на 96 панелей и умное управление: как мы внедряли автоматизацию в ресторане в «Сколково» и что вышло

За красивой картинкой — 8200 метров кабеля и два двухметровых трековых шкафа с оборудованием. При этом энергопотребление ресторана сильно не увеличено.

Сервис поиска временных сотрудников Ventra Go! привлёк 700 млн рублей от фонда «ВТБ Капитал Инвестиции» Статьи редакции

Платформа помогает компаниям находить кассиров, продавцов, курьеров и других сотрудников.

null