Офтоп
Дарья Хохлова

5 советов стартапу от руководителя акселерационных программ ФРИИ Дмитрия Калаева Статьи редакции

Руководитель акселерационных программ ФРИИ Дмитрий Калаев написал для блога Алексея Калачникова (сооснователь проекта SaaS.ru) заметку о том, какой подход стоит использовать начинающим предпринимателям, чтобы создать востребованный продукт. Калаев дал пять советов, которые помогут в запуске бизнеса.

1. Найдите проблему

Лучше, если это ваша личная проблема. Выясните, у многих ли людей или компаний может быть такая проблема.

Пример: Вы часто забываете купить новый станок для бритья и хотели бы, чтобы вам его привозили по подписке.

2. Пообщайтесь с вашими потенциальными клиентами

Выясните, считают ли они это проблемой, как они её сейчас решают, сколько готовы платить.

Пример: Опросите 200+ людей, спрашивайте, бывает ли у них так, что приходится бриться тупой бритвой или вообще бритву выкинули, а новую не купили. Узнайте, сколько они сейчас платят за бритву при покупке и сколько готовы были бы заплатить за неё (максимальная сумма). Попросите контакт знакомого респондента со схожей проблемой.

3. Создайте минимальное решение проблемы

Пример: Не стоит уходить на несколько месяцев в разработку сайта или найм сотрудников. Придумайте, как просто решить проблему. В случае с бритвой — купите оптом бритвы, занесите в Excel всех клиентов и даты доставки им. Будьте готовы принимать деньги наличными или через платёжную систему (можете брать хоть на свой «Яндекс.Кошелёк»). У вас есть готовый сервис — вперёд.

4. Продайте продукт клиенту «вручную» и окажите ему сервис. Поймите все детали

Пример: Пока вам не нужен никакой сайт или что-то кроме вас самих и вашего свободного времени. На втором шаге вы спрашивали клиентов, есть ли такая проблема и готовы ли они платить. Вернитесь и продайте им. После чего сделайте доставку ещё несколько раз. Клиенты довольны и продолжают платить?

5. Посчитайте экономику.

Если привлечение клиента и оказание ему сервиса обходятся дешевле, чем вам платят клиенты, то поздравляю — у вас есть бизнес. Если нет, то надо свести экономику.

Пример: Бритва стоит 500 рублей, доставка стоит 150 рублей и привлечение клиента — ещё 200 рублей, а реальные клиенты вам несколько раз заплатили по 1200 рублей. Каждая продажа без учета накладных приносит 250 рублей. Поздравляю, экономика сходится. Теперь надо найти каналы, откуда к вам попадут миллионы клиентов — и вы сможете сохранить эту экономику.

0
35 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Саша Иванченко

Самое короткое и гениальное описание, для практически любого стартапа.

Ответить
8
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Обсосанное, пережеванное и выплюнутое ещё на ЦП 100500 раз.

Ответить
5
Развернуть ветку
Andrei Bourdine

Вам фрии с вашим стартапом отказал?

Ответить
1
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Вы так написали, как будто это какое-то счастье и нереальный прорыв. Слава богу обхожусь без ФРИИ. Не просился к ним, так как вопросов к ним нет и денег взамен на 7% от них брать не хочется, даром тоже. Оплачивать учебу и чтоб меня кто-то пинал тоже настроения нет, сам в состоянии разобраться.

Коммент не содержал в себе ничего, кроме непонимания, зачем один и тот же материал печатать много раз. Это было, причём много раз, вот и все.

Ответить
3
Развернуть ветку
Мутный корабль

Мне отказали со словами: пойдут продажи - приходите!

На кой мне акселератор, если есть продажи?! На расширение проще взять кредит в банке, т.к. экономика понятна.

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

Не могу вспомнить сколько кастомер-интервью сделал Цукерберг? А какая была юнит экономика в thefacebook... Ах

Ответить
4
Развернуть ветку
Dmitry Kalaev

Цукерберг правда проскочил пункт два.
Для него это сработало т.к. он был сам представитель своей целевой аудитории и ему ПОВЕЗЛО. И действительно везение для стартапа очень важно, но лучше на него не полагаться.

Если говорить про не сходящуюся unit-экономику, то да, действительно есть 0,1% стартапов у которых есть виральность. Для них пункт 5 меняется на "убедитесь что ваша аудитория без маркетинговых и PR затрат продолжает прирастать из неделю в неделю на ХХ%".

В данном случае не стал замутнять сознание т.к. 99,9% стартапов это не про виральность, а про обслуживание клиентов и не стоит предполагать что можно жить только на деньги инвесторов.

Ответить
3
Развернуть ветку
Praetorian

Проблема в том, что Фейсбук изначально не был бизнесом. Сколько сотен было еще попыток сделать соцсеть? А выстрелила только одна. Ошибка многих стартаперов в том, что они замахиваются на очередной миллиардный проект, в то время как замахиваться надо на 1000$ в первый месяц, 10000- во второй.

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

Почему вы считаете это ошибкой? Я думал эта индустрия так и работает. Каждый кто читает этот сайт наверное десятки проектов запустит разного размера. У двух-трех выстрелит сильно и поменяет ландшафт, у десятков будет операционный плюс но ничего особоенного.

Ответить
0
Развернуть ветку
Praetorian

Потому что дело в определении слова стартап- масштабируемый БИЗНЕС. Вот если назвать что-то проектом, то уже не ошибка.

Ответить
0
Развернуть ветку
Renat Badgiev

Дмитрий,

А как можно наложить данный подход на MSQRD?

Врядли была проблема в отсутствии интерактивных масок на лица пользователей...

Ответить
5
Развернуть ветку
Praetorian

Ну подойдем с другой стороны- сколько еще интерактивных масок на лица, а купили только один.

Ответить
0
Развернуть ветку
Renat Badgiev

На сколько я понял из обнародованных материалов, это вторая сделка по покупке такого рода приложения.

Гурский же сам говорил: «Если бы MSQRD был легким проектом, то сейчас бы было уже 50 клонов»

Карим, сколько еще интерактивных масок для лица?

Ответить
0
Развернуть ветку
Praetorian

Snapchat купил, это второй, не исключаю, что Микрософт купит- будет третий случай. Есть ли в этом случае кидаться 50 стартапам делать аналог? Нет, они конечно могут, но вероятность четвертой покупки будет слишком мала. Смысл ведь не в исключении возможного успеха. Да, успех возможен и куш будет огромный, но его вероятность мала. Другое дело если строить с самого начала бизнес и масштабировать его. Это, конечно, не гарантирует 250 млн долл через полгода, но зато меньше шансов оказаться в числе 95% пролетевших

Ответить
1
Развернуть ветку
Stepan Danilov

А правда, что после того как Калаев написал эту колонку для Калачникова, второго выгнали из фриишного старттрака? :)

Ответить
2
Развернуть ветку
Sinica Cloud Blog

Степан, чувствую себя Прометеем - украл мысли и принес их сюда. Наказан теперь)) Но я не обижаюсь и смотрю на события, как независимые!

Ответить
0
Развернуть ветку
Sinica Cloud Blog

Судя по репостам формат очень удачный ;) Коротко и по делу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Ощущение такое, что нужно было написать 20 статей за день и 20ая никак не рождалась. И тогда расчехлили архив нз с советами в стиле КО. Хоть и сами советы дельные.

Ответить
1
Развернуть ветку
Igor Kozlovsky

Чтобы сделать успешный стартап нужно:
1) Сделать стартап
2) Сделать его успешным
С наилучшими пожеланиями, ваш КО.

Ответить
1
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Отличный вопрос в комментариях подняли: Lean Lean'ом, Customer Development Customer Development'ом, но сколько успешных проектов ("единорогов") реально прошли этот путь опроса пользователей и т.д. и т.п.? А какому количеству "просто повезло" (цитируя комментария Дмитрия выше)?
Есть какое-нибудь достоверное исследование на эту тему, дабы иметь статистическое обоснование необходимости всего этого вот?

Оно, конечно, понятно, что сей подход может помочь избежать постройки воздушных замков, кои никому нафиг не нужны, но не может ли он также "отсечь" и потенциально привлекательные и интересные идеи? Или не является ли он вообще излишним и высосанным из пальца, а можно говорить лишь о предпринимательском чутье и везении?

Ответить
0
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

В B2B, подозреваю, что почти все прошли путь опроса. Или ЦА и проблема росли из собственного опыта.

Я, допустим, в принципе верю только в проекты, решающие собственные проблемы основателей. Там хотя бы есть гарантия, что это нужно хотя бы какому-то количеству сходной аудитории. В конце концов, даже если ты Робинзон на необитаемом острове, то Пятница тебе пригодится в любом случае.
Но вообще есть и более неполиткорректная точка зрения:

Гениям касдев нужен меньше или даже не нужен вовсе. Но природа так устроила, что гениев среди стартаперов примерно столько же, сколько среди всех остальных. И тем, кто обычный, без касдева совсем херово.

Ответить
1
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

И дальше вопрос, все ли успешные основатели гении? :) Ну а то, что гениев среди стартаперов мало, неудивительно - именно поэтому 90 % стартапов фейлят, так? ;)

Впрочем, начинать надо с вопроса о критериях успешности в таком случае.

Ответить
0
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Не все, но мне кажется, что большая часть успешных единорогов сделана гениями в той или иной степени. Или за ними стоят гении.

Ответить
1
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ага. Вот где собака порылась, значить.

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

Совсем как-то грустно получается. Дмитрий вот написал что им ПОВЕЗЛО. Так оказывается им ПОВЕЗЛО РОДИТЬСЯ ГЕНИЯМИ?!)

Ответить
0
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Да. Справедливости нет даже в распределении генов .)

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Соболев

5 советов которые все знают. Можно поискать по vc, у всех одинаковое время.

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Владимирский

О, да "покупайте активы, а не пассивы". Гениально.
p.s. Таки на чьи деньги живет ФРИИ? Ведь умные стартаперы должны брать "умные деньги"? :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Igor Bezlepkin

А что насчёт YouTube, twitter, instagram. Какую они проблему решали?!

Ответить
0
Развернуть ветку
Praetorian

YouTube - балансирует на грани безубыточности (это без учета затраченных на покупку денег), Twitter- потерял больше 2 арбузов, Instagram- повезло, т.к. было несколько других подобных проектов.
В общем есть две стратегии- надеяться на удачу и взлет в будущем (далеком будущем) либо строить бизнес, который приносит деньги с первых месяцев. Первый вариант имеет право на существование, но процент удачного "выхлопа" там порядка 1%. Стоит ли полагаться на вероятность выигрыша в 1% решать основателям.

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

То есть нужно запустить всего 100 честных хороших проектов? Так это звучит несложно

Ответить
0
Развернуть ветку
Praetorian

Ну если это так просто...

Ответить
0
Развернуть ветку
Igor Bezlepkin

Тут противоречие. Стартап и бизнес несколько разные вещи. Вы говорите про то что я встал у метро пробовать кукурузу. Есть спрос, расширяйся. Стартап это как бездна.

Ктоб бы знал что coub получится тем чем получился?
То есть стартап эта та вещь которую особо не просчитаешь, в отличие от обычного бизнеса у которого есть бизнес-план.

Ответить
0
Развернуть ветку
Praetorian

Мне кажется это современное ПОНИМАНИЕ стартапа. Изначально стартап- это масштабируемый БИЗНЕС, т.е. при увеличении усилий на 1 прибыль должна вырасти в 5-10 раз. А когда запускают то, результат чего заранее вообще никак не спрогнозирован...это я уже не знаю каким термином обозначается.

Ответить
0
Развернуть ветку
Igor Bezlepkin

Гений это Менделеев. А тут нужно успеть попасть в тренд. Как Дуров в своё время. А может и самому навязать необходимость. Придумали термин селфи. А потом продавай палки. А вот тебе и сервис инстаграм.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 35 комментариев
Как сделать работу компаний и фрилансеров удобной

С помощью сервиса «Рокет Ворк».

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

Кейс Таргет. Как привлечь 379 заявок на покупку мужских костюмов и предотвратить закрытие ателье

Как я за 4 месяца привлек 379 заявок по 350 рублей на покупку мужских костюмов при среднем чеке 80 000 рублей

Как выпустить заменитель соли на Boomstarter.ru и попасть в список Forbes

Сёстры из Астрахани запустили на Boomstarter.ru продажи нового продукта — зеленой соли. После этого их продукцию начали продавать в сетевых магазинах, а само бизнес-начинение журнал Forbes включил в список лучших стартапов.

No-code подход в мобильной разработке: будущее или мелкая ниша?

Меня зовут Алексей Жилин, я основатель агентства мобильной разработки SMD Agency, а также сооснователь стартапа Wiby, размышления о котором и натолкнули меня на написание этой статьи. Wiby - это сервис, в котором рестораны и доставки еды могут получить нативное мобильное приложение с бэк-офисом и интеграциями с основными CRM этой отрасли для…

Новый дизайн «Секрета фирмы» учтёт пользовательские сценарии потребления и поиска контента

О трендах бизнеса и экономики можно прочесть коротко и ясно в удобных форматах

Wildberries лично ответил на обвинения покупателей о вранье с платным возвратом. Мы провели блиц-опрос с площадкой
Мощные сервисы для быстрого машинного обучения: от GPU SuperCloud до суперкомпьютера

В последние три года мы видим рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Они проникли практически во все сферы нашей жизни, начиная от различных колл-центров и городских систем видеонаблюдения, заканчивая системами медицинского скрининга и диагностики заболеваний. Даже для оплаты проезда в столичной подземке…

null