Лифшиц и ГРАФЕН уделывают Америку

Мы уже неоднократно ходили на выпускные стартап-школы Юрия Лифшица ГРАФЕН. Но теперь все меняется: из питерского ГРАФЕНа вырастает проект на десятки городов МАСС СТАРТ, Лифшиц отправляется в США, чтобы вывести его вообще на мировой уровень, а следить за делами в Петербурге остаются другие люди. Поэтому на новом выпускном мы не только посмотрели на стартапы, но и порасспрашивали о планах.

graphene

Как и прежде, курс ГРАФЕНа проходил в “Зоне действия” того же Лифшица (известной и как коворкинг-центр, и как площадка для мероприятий: на прошлой неделе форум “3D журналистика” собрал здесь множество известных москвичей от Юрия Сапрыкина до Олега Кашина). Как и прежде, среди выпускавшихся стартапов хватало и онлайн-проектов (вроде “Все в деле”, напоминающего YouDo), и связанных с приземленным миром реальных вещей (”Мастерская Ярило” изготавливает медальоны по мотивам Starcraft, “Ведьмака”, Game of Thrones и т.д.). Как и прежде, среди выступающих были неуверенные люди с неубедительными проектами, но и интересные случаи тоже встречались.

Сразу два из них были связаны с квадрокоптерами — один предлагает использовать их для световых шоу (как недавно было сделано в Лондоне), другой — покупать. Поскольку видео ”квадрокоптеры перекидываются шестом” не оставляет сомнений, что скоро они захватят мир, мы считаем все связанные с ними стартапы перспективными: железяки могут поделиться завоеванным с теми, кто им помогал. Одному из таких устройств дали полетать над сценой, и вот что оно сняло в полете:



Другой интересный проект — интернет-магазин насекомых insecta.cc. Пока одни стартаперы со словами “все ниши уже заняты” лепят очередной клон Инстаграма, другие оглядываются вокруг и видят зияющие пустоты — мы не специалисты в рынке интернет-продажи насекомых, но охотно верим словам фаундера Ивана Кулешова о том, что до него в рунете с этим все было печально.

Послушав стартаперов, мы обратились к главным виновникам торжества — Юрию Лифшицу, вскоре покидающего Петербург ради Калифорнии, и Маше Конопелько, сменившей его на месте директора “Зоны действия”.

фото Александра Кузнецова

— Юра, объясни, что вообще происходит. Ты же собирался найти помещение гораздо больше “Зоны действия” и сделать там образовательный проект “Кампус”, а теперь вместо этого уезжаешь в США. Что изменилось?
Дело было так. На новогодние праздники я поехал в Нью-Йорк, чтобы оторваться на время от местной суеты, и думал там, как развивать мои образовательные начинания вроде ГРАФЕНа. “Кампус” сделать хотелось, но с ним все очень сложно: помещение нужно дорогое, риски высокие, срок окупаемости вложений большой. Поэтому, бегая в Центральном парке, сидя в нью-йоркских кофейнях и посещая библиотеки, я пришел к другой схеме: образовательному франчайзингу. Суть в том, что я с командой снимаю образовательное видео, и затем наши партнеры из разных городов предлагают всем желающим курс из двух частей: теоретическое видео показывают наше, а практику дают от себя с помощью местных экспертов. Примерно такая ситуация, как если бы мы были киностудией, а партнеры в городах — кинотеатрами, прокатывающими наши фильмы. Хотя нет, некорректное сравнение, раз они не только показывают наше, но и задействуют собственных экспертов.

— “Кинотеатры с тапёрами”?
Да, вот так можно сказать. Мы уже запустили пробный курс МАСС СТАРТ на основе ГРАФЕНа: сняли видеокурс для предпринимателей, нашли партнеров в 21 городе. Сейчас участники уже получили доступ к нашему видеокурсу, и перешли к интенсивам с экспертами и выполнению домашних заданий. Интерес к проекту проявляли в самых разных городах СНГ, так что в следующий раз их список может быть куда шире. Не в каждом городе число участников оказалось таким, какой хотелось бы видеть, но для первого раза результат неплохой. С приглашенными экспертами все оказалось на удивление хорошо. Сложнее с организацией: оказалось, что в регионах нет культуры SMM для мероприятий, там не привыкли заблаговременно создавать страницу ВКонтакте и наполнять ее всем необходимым контентом, приходится помогать партнерам советами. Но в целом мы довольны результатом — и я отправляюсь в Силиконовую долину, чтобы делать то же самое уже на английском для всего мира.

— Решение перебазироваться в США было озвучено еще до запуска МАСС СТАРТА в России. Не хотелось как следует опробовать все здесь и убедиться в работоспособности идеи, а уже потом выходить на мировой рынок?
Одна из причин спешки в том, что мы подали заявку на участие в Y Combinator, а там набирают раз в полгода, и ждать до осени совершенно не хотелось. Но даже если в YC не возьмут, это мало что меняет, все равно отправлюсь в США. Я уверен в том, что способен вместе с командой выпускать качественный образовательный контент. И интерес к МАСС СТАРТУ до его запуска был таким, что некоторые партнеры переводили нам предоплату, когда мы еще анонсировать его толком не успели.

фото Александра Кузнецова

— Маша, ожидают ли “Зону действия” теперь перемены?
Прямо сейчас — нет, но позже ожидают. Прибыль у нее незначительная, коворкинг и события вместе как раз покрывают аренду, поэтому возможностей для развития мало. При этом коворкинг и события отчасти мешают друг другу. Еще и эффект новизны выветрился — в первые полгода мы были интересны самим фактом своего существования, а теперь нужно что-то большее, чтобы привлекать людей. Но при отсутствии большой прибыли очевидно, что здесь есть свои нематериальные активы — например, лояльная аудитория. Как сказал мне Юра: “Представь, что тебе внезапно достался самосвал. Сам по себе он ничего не приносит, но вокруг него можно выстроить целый строительный центр”.

— И каким именно будет “строительный центр” в вашем случае?
Еще не знаем. Формат “коворкинг, события, образование”, заложенный Юрой, мы в ближайшее время менять не будем, но со временем нужно будет выбрать вектор развития. Один из возможных сценариев — из простого коворкинга, куда может прийти любой дизайнер, мигрировать в сторону стартапов, предоставляя им не только место для работы, но и советы специалистов, полезные контакты и так далее. Второй сценарий — образовательный, когда упор будет сделан на курсы вроде ГРАФЕНа. Третий — стать “солиднее”. Сейчас у нас молодая хипстерская аудитория, но в нашем жестоком мире приходится учитывать ее низкую платежеспособность, а проекту нужны рост и развитие. Так что можем переквалифицироваться на людей постарше.

— Юра будет принимать какое-то участие в жизни “Зоны действия”?
Вероятно, будет давать полезные советы, но вряд ли больше — в новый проект он уйдет с головой. Да и активно участвовать по Скайпу сложно. Раз в несколько месяцев он будет навещать Петербург, но для нас это скорее будет поводом устроить большую вечеринку, чем привлекать его к решению всех текущих проблем.

IMG4kidsworld

Картинка напоследок. В декабре, написав о прошлом выпускном, я отметил там проект Kid’s World, только-только добавленный тогда в Google Play — и вот график того, как менялась его позиция в категории “Education” за прошедшее время. Не то что бы безумный успех, но дела все лучше, счет установок пошел на десятки тысяч, недавно вышло обновление — в общем, есть все шансы еще о нем услышать. А значит, все не зря.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0441\u0441_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442","\u043b\u0438\u0444\u0448\u0438\u0446","\u0437\u043e\u043d\u0430_\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0433\u0440\u0430\u0444\u0435\u043d"], "comments": 0, "likes": 17, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 1422, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 11 Apr 2013 09:42:34 +0400", "is_special": false }
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }