Кейс из России: Как команда Acronis создавала пользовательский тур по новому продукту Статьи редакции

Cтарший дизайнер по пользовательским интерфейсам Acronis Дмитрий Борисенков написал заметку, в которой описал процесс создания пользовательского тура по одной из функций Acronis Cloud — архивированию файлов в «облаке». Дизайнер рассказал, как команда выбирала стиль оформления тура и локализовала результаты.

Но зачем

Наш человек — профессионал мира ИТ лет сорока-пятидесяти от роду, помогающий решить различные проблемы с техникой тем, кто его называет «ты ж компьютерщик!».

Технически подкованный человек не теряется в современных технологиях и готов пробовать новое. Но это вообще не даёт гарантии, что такие люди поймут в полной мере, насколько хорош ваш продукт. Человек покупает не ваш продукт, а «лучшую версию себя», которую он надеется получить в результате. Вам нужно помогать им познать продукт в полной мере, даже если он кажется вам — создателям — простым и интуитивно понятным.

Если у вас уже есть успешный продукт, который продаётся и имеет преданных поклонников, то это совсем не значит, что так будет всегда. Продукт должен развиваться не только технически, но и становиться проще в использовании. Про то, как мы делали проще Acronis True Image для Windows можно почитать здесь.

Точка отсчёта

Помочь человеку освоить продукт сложнее, чем кажется. Если человек покупает коробочную версию, то к его услугам печатные руководства и поддержка по телефону. В цифровом виде — электронные письма по определённому расписанию и помощь непосредственно в самом продукте.

Я расскажу только про то, как мы искали способ помочь пользователю сориентироваться внутри Acronis True Image для OS X.

В прошлом году в Acronis True Image появилась новая полезная возможность для обладателей подписки на Acronis Cloud — архивирование файлов в облако. Работает со стороны пользователя просто: перетащил мышкой на окно приложения файлы либо нажал кнопку и выбрал в привычном окне Finder всё то, что занимает место на диске, а используется достаточно редко. Вот так выглядит вкладка архивирования сейчас:

Если же у пользователя нет подписки на Acronis Cloud, то он видит очень похожую заглушку:

Вроде, элементарно: накидал файлов и отправил всю пачку в безлимитное облако. Через пару лет захотел пересмотреть видео со свадьбы — зашёл в Acronis Cloud, скачал и посмотрел. Впечатления и важные файлы в безопасности. И доступны практически в любой момент, а свободного места на диске полно. Но на самом деле не всё так просто, как казалось. Первоначально мы обкатали краткий тур по архивированию на версии для Windows, поэтому урожай с посеянных нами ошибок уже собрали.

Оказалось, что приятный нам вариант с абстрактными иллюстрациями совершенно не помогает понять, какую пользу люди могут получить от архивирования. Ровно как и не до всех сердец достучался тур. Вот тут-то и началась плотная работа над ошибками.

Копайте, Шура, копайте

Суть

Ищем, какие проблемы испытывает пользователь и как ему помочь с их решением. Самый первый набросок решения поместился на потрепанный реальностью листок:

Обсуждение в Basecamp получилось таким длинным, что плагины для снятия скриншотов веб-страниц рушились под моими попытками сделать скриншот для статьи. Поэтому вам придется поверить мне на слово. Мы сошлись на мнении, что с каждым новым слайдом будем подавать всё больше и больше деталей, остановившись на основных четырёх слайдах:

  1. Приветствие пользователя и краткое описание, что же такое архивирование. Кому-то уже тут будет достаточно информации, и он может принять решение пользоваться приложением дальше, закрыв тур. А кто-то захочет узнать больше, и пойдёт изучать следующие шаги.
  2. Пошаговая инструкция про работу архивирования. Тут уже развёрнутая информация о трёх простых шагах. Выбирай файлы удобным способом; позволь приложению переместить твои файлы в облако, освободив место на жестком диске; используй освободившееся место на диске для новых впечатлений.
  3. Выбор дата-центра. Если вы, допустим, живёте в Германии, и у вас медленный интернет, то расположенные внутри страны сервера позволят быстрее сохранять и выгружать обратно нужные вам данные. Если по закону ваши данные должны располагаться внутри страны проживания, выбирайте сервер, находящийся на территории страны.
  4. Простой доступ к файлам. Хочешь — используй диск, смонтированный в системе, хочешь — открой браузер с любого устройства. Выгрузить нужный файл можно независимо от того, на каком устройстве ты используешь браузер, главное, чтобы он был современным.

Оформление

Поскольку политика компании — максимальная нативность в приложении для OS X, то и поиски стилистики мы начали в стандартных для OS X приложениях. Вот так выглядит одна из страниц тура по iTunes:

А так выглядит стартовая страница Safari при первом запуске:

Плюсы такого подхода в том, что пользователь обучается в условиях, максимально близких к реальности, на скриншотах самого продукта. И понимать сам продукт ему после такого тура будет намного проще. Но минусов в нашем случае больше.

  • Во-первых, необходимо будет перерисовывать тур даже при минимальных изменениях интерфейса, который засветился в туре. Например, если команда iTunes решит вместо иконки пользователя отображать выбранную им аватарку, то сотрудников ждёт большой объём нудной работы. Нужно все скриншоты, где есть старая иконка, заменить на новые — нарядные, —на которых уже аватарка. Это один из примеров, как дорого менять что-то в интерфейсе уже достаточно давно работающего продукта.
  • Во-вторых, проблемы учёта всех возможных размеров текстовых блоков при локализации. Это настолько обширная тема, что о ней речь пойдет чуть позже.

Подход с использованием реального интерфейса

Хоть мы и знали про проблемы, с которыми придется столкнуться, но все же решили нагло попробовать их обойти, сократив количество элементов в скриншотах, которые придётся локализовать. Задачу упрощало то, что внешний вид Safari и Finder меняется редко, а значит, поддерживать такие скриншоты в туре будет не так дорого. Для пробы пера выбрали самый сложный слайд — про доступ к файлам. Именно поэтому речь идёт только о Safari и Finder.

Суть слайда проста: диск с архивированными файлами монтируется в OS X как обычный сетевой диск. А через браузер вы можете достать ваши файлы практически в любой точке планеты.

Схематичный подход

Обновленное в OS X El Capitan приложение для хранения заметок Notes приветствует пользователя достаточно абстрактными иллюстрациями:

Notes используют как иконки, взятые из интерфейса, так и абстрактные изображения. Мы же решили сделать вариант, сочетающий в себе схематичность и скриншоты реального интерфейса:

Примерка:

Ни рыба ни мясо. Кладём в ведро и пробуем другой подход.

Подход с реальными скриншотами интерфейса без схематичности

iTunes с Safari же смогли? Смогли. Значит, и нам можно попробовать поискать решение в рамках этого подхода. Быстро набрасываем суть слайда про доступ:

Пробуем:

Вписываем в среду:

И ещё:

На других слайдах:

Нет, не получается обмануть самих себя. Вышла новейшая OS X La Polkovnique? Будь добр, перерисуй-ка свои скриншоты. Обновил иконки в боковой панели приложения? Ну, ты знаешь, что делать. Поэтому ищем дальше.

Подход с качественными, но не сильно абстрактными иллюстрациями

Вкусный, сочный и притягивающий внимание подход, и поэтому достаточно распространённый. Начинаем искать нужный уровень абстракции, сразу выписывая в будущий интерфейс и заигрывая с текстом:

Детализируем:

Уже близко, несёмся дальше:

Вот оно!

Берём в работу и примеряем стилистику к другим слайдам:

Появляются справедливые замечания о том, что такие тонкие и игривые словесные обороты совершенно ни к чему. Нужно больше про суть и дальше от абстракции:

Пробуем отказаться от отдельного окна, переставить элементы и сделать тур, интегрированный в саму вкладку архивирования.

Получается некрасиво и неудобно. Отказываемся.

С иллюстрациями определились, теперь начинаем оттачивать не менее важный элемент — текст. А вот тут уже на сцену как раз выходит необходимость думать о локализации продукта.

Локализация

Acronis True Image используют в 145 странах мира, он «говорит» на 15 языках. Забыл об этом? Готовься к тому, что технические писатели будут резать по живому, кроша уже полюбившийся тебе интерфейс. Отличный ограничивающий фактор, чтобы ценить каждое слово. Примерно как ограничение в 140 символов в Twitter.

Пример. Ёмкая англоязычная команда «Back up» превращается в широкую, как пресловутая русская душа, «Создать резервную копию». Такое ещё часто случается в португальском или немецком языках.

Поэтому в очередной раз пройдя ритуальный круг «make — check — think», мы пришли к простому решению. Надёжные, как автомат Калашникова, кнопки-ссылки «Next» и «Previous» отлично решают наши проблемы. Приводим в сознание все ссылки на каждом шаге тура, начиная со слайда про доступ к файлам.

Итоги работы

Результаты дизайна передаём комплектом артефактов.

1. Общие макеты

Это стандартные «скриншоты», где продукт вписан в среду. В случае с архивированием это интерфейс приложения в окружении рабочего стола OS X.

2. Технические макеты

Те же общие макеты из первого пункта. Только в них мы дополнительно указываем все параметры элементов, их расположение и зависимость друг от друга. Бывает, что начинаем с распечатанной версии макета, где разработчик указывает, какие данные ему нужны.

Следующий этап — генерирование в Sketch макета, где есть описание всех элементов и того, как они будут дружить. Тут вожжи в руки популярному плагину Sketch Measure. Благодаря ему почти не нужно рисовать «руками» при создании технических макетов и остается только придумать, куда деть столько сэкономленного времени.

Подробные макеты помогают разработчикам собрать интерфейс, близкий к желаемому. После этого мы вместе доводим до ума то, что испеклось в тестовой сборке.

Дружить и постоянно общаться с разработчиками крайне важно. Вы не только сможете оперативно полировать результат воплощения макетов в жизнь, но и учиться понимать, какие технические ограничения стоят перед разработчиками (и вами). А если знаешь правила, можно уже думать, какими хитрыми способами их можно обойти без потери в качестве и работоспособности.

3. Путь пользователя

Собираем все накопившиеся макеты в визуальные диаграммы user flow, анализируя основной путь пользователя. Пытаемся обнаружить все «повороты», которые могут отвлечь пользователя от основного потока: внезапно рухнувший интернет, отсутствие подписки и другие подобные препятствия. Конкретно в этом случае такую диаграмму создавать не пришлось по причине линейности потока: человек либо видит весь тур, либо нет. Поведение интерфейса в случаях, отличающихся от основного, получилось описать обычным текстом.

Немного о морали

Начинайте с нуля. Рисуйте карандашом, составляйте майндмэпы и вайрфреймы. Не бойтесь экспериментировать и искать новые пути решения. Не набив шишки на ошибках, опыта не получишь.

Никогда не думайте, что вы знаете своего пользователя, как самого себя. Тестируйте гипотезы, пробуйте подходы, ищите то, что сработает именно в вашем случае. Снабжайте все дизайнерские разработки техническими макетами и описанием негативных сценариев. Сочно приправляйте продуманным user flow с реальными макетами в качестве шагов. Вас будут мысленно обнимать все, если вы приучите себя совершать весь ритуал постоянно ещё до того, когда получите похожий комментарий:

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435_\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432","\u043a\u0435\u0439\u0441\u044b","\u043a\u0435\u0439\u0441_\u0438\u0437_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","acronis"], "comments": 4, "likes": 11, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 14667, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 05 Apr 2016 11:05:54 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку

"Следующий этап — генерирование в Sketch макета, где есть описание всех элементов и того, как они будут дружить. Тут вожжи в руки популярному плагину Sketch Measure."

Дмитрий, попробуйте zeplin.io, вы будете ошарашены тем, что спеки на дизайн больше не нужно делать. )

1

Спасибо за совет! Мы Zeplin тоже используем, но пока только в мобильных проектах. Как-то не прижился он у нас в десктопе.

1

Кирилл,
в России программа стоит 3400 руб за год (прошу отметить) безлимитного облака. При этом программа позволяет делать бэкап не только одного стационарного компьютера или ноутбука, но и 3 мобильных девайса, что очень удобно.
Если сравнить с аналогичными вариантами, то цена перестает казаться такой уж пугающей при расчете на год.

1

Спасибо, классное описание процесса.
Немного оффтопика: я пользуюсь акронисом около 10 лет, не раз он меня выручал, но никак не начну пользоваться облачным бэкапом из-за цены, все таки 99.99$ в год дороговато.

0

Комментарий удален

Читать все 4 комментария
Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

Как AliExpress забрал у меня $300

24.08 - оплачиваю заказ.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Реклама в газетах и CRM: как мы массово нанимаем синих воротничков в швейное производство

У нас в Кофтёнышах, 80% сотрудников — это производственный персонал: швеи, упаковщицы, мастера, а 20% — коммерческий и административный: дизайнеры, маркетологи, менеджеры интернет-магазина.

Несколько лет у нас было чёткое деление, где искать людей на свои позиции: синие воротнички на SuperJob и Авито, белые воротнички — на HeadHunter. Со временем видение изменилось, а подход мы систематизировали.

Разработка приложения для поиска спецтехники Сами

Сегодня я расскажу об одном из проектов, которое запустили на прошлый Новый Год. Оно пригодится тем, кто нужна спецтехника в аренду, и тем, кто хочет выставить в аренду свою собственную. Статья будет вам интересна, если планируете запускать проект с букингом и геолокацией.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Я устал жить на автомате и сделал бота в Telegram, который напоминает сколько мне осталось жить

Теперь бот присылает каждую неделю новую таблицу жизни, где видно сколько мне осталось до 90 лет. Красный квадрат – 1 прожитая неделя.

Пример календаря жизни. @life_table_bot
Маркетинг здорового нечеловека: 3 сервиса для автоматизации маркетинга малого бизнеса

Автоматизация, нейросети и вот это вот все, что раньше встречалось в маркетинге только крупного бизнеса теперь стало нормой и для малого и микробизнеса. В первую очередь это касается автоматизации программ лояльности и рекламы, но есть и другие направления. Ниже небольшой обзор новых стартапов в этой сфере.

Скрин личного кабинета
Наладили производство подделок и обманули Лувр: как братья из Одессы заработали на фальшивых древностях Статьи редакции

Шепсель и Лейба Гохманы в конце 19-го века продали Франции подделку под видом древней золотой тиары за 200 тысяч франков и ушли безнаказанными, а создатель украшения прославился в Европе — его тиара до сих пор хранится в Лувре.

Открытка с изображением поддельной тиары скифского царя Сайтаферна Amusing Planet
null