Смерть стартапа: История провала сервиса для сбора средств на путешествия Trevolta Статьи редакции

Основатель закрывшегося в 2015 году сервиса по сбору средств на путешествия Trevolta Марк Каримов опубликовал в своём блоге на Medium материал, в котором описал историю проекта, рассказал о сложностях, с которыми столкнулась команда Trevolta и поделился своими мыслями о запуске стартапа в ЮАР.

«Создавать свой стартап — непростое занятие. Я занимался разработкой Trevolta два года, но теперь закрываю свой стартап. Представьте, что у вашего близкого человека нашли рак — вы боретесь с ним до последнего, но в конце концов вам ничего не остаётся, кроме как отключить систему жизнеобеспечения. Проект Trevolta родился с раком, и как мы ни старались, не смогли его спасти», — пишет Каримов.

В сентябре 2013 года создателям стартапа пришла идея дать путешественникам возможность собирать средства на свои поездки при помощи краудфандинга. От путешественника требовалось составить детальный план поезди и рассчитать все расходы, а вдохновлённые его маршрутом друзья, родственники и другие пользователи системы могли обеспечить его средствами на его прохождение. Команда создала простую посадочную страницу, на которой призвала всех заинтересованный в проекте оставить свою электронную почту — таким образом сотрудники решили проверить интерес к продукту.

Как рассказывает Каримов, конверсия оказалась высокой — каждый второй пользователь сети, переходивший на страницу по объявлению на Facebook, оставлял заявку на участие в программе. Тогда команда решила отказаться от рекламных объявлений и запустила реферальную программу: каждый, кто делился ссылкой на проект в социальных сетях, получал $50 от команды на своё первое путешествие (при условии, что общая сумма набранных средств окажется не меньше $1000 — при таких сборах комиссия, которую взимает сервис, оказалась бы как раз на уровне $50).

За первые три дня действия реферальной программы свою электронную почту на сайте оставили 70 тысяч пользователей сети — в основном, из Индии и стран Европы. После этого среднее количество регистраций в день стало снижаться, а на электронную почту создателей стали приходить письма с вопросами о том, когда тот или иной пользователь сможет получить доступ к сервису.

Основатели проекта решили разбить зарегистрировавшихся пользователей на три группы, которые должны были получить доступ к сервису по очереди. Первыми доступ получали подписчики, пригласившие на проект более трёх человек. Вторыми — те, кто пригласил ровно трёх человек. Последними — все остальные. Как только пользователи узнали об этой системе, скорость получения новых регистраций возросла до одного человека в 1,2 секунды. За две недели свои адреса для участия в проекте оставили 400 тысяч человек. Большинство из них составили жители Северной Америки (35%).

Основной проблемой, с которой столкнулась команда, рассказывает Каримов, оказалось её географическое положение — офис стартапа располагался в ЮАР. «Вы скажете, что это не имеет значения, когда есть интернет. На самом деле, имеет — особенно когда дело доходит до привлечения инвестиций, открытия банковских счетов и регистрации компании».

Руководству Trevolta удалось довольно быстро привлечь $70 тысяч инвестиций от 13 бизнес-ангелов и одного венчурного фонда. При этом инвесторы получили контроль над 35% компании. «Добро пожаловать в стартап-сферу ЮАР», — пишет автор материала. В следующем инвестиционном раунде стартап привлёк $80 тысяч — и передал фондам и бизнес-ангелам ещё 20% компании.

«Пришло время заняться разработкой самого сервиса. В промежутках между интервью с Thw Wall Street Journal, Yahoo и переговорами с некоторыми крупными брендами (среди них оказались сети ресторанов быстрого питания, отели и авиакомпании) мы занимались созданием сайта. Бета-версия была готова 3 января 2014 года. Выяснилось, что к этому времени мы достигли потолка интереса к проекту. В удачный день мы получали до 100 регистраций. Как мы ни старались, мы не могли заставить основные показатели расти», — рассказывает автор заметки.

В месяц компания собирала около $24 тысяч на поездки пользователей. На момент закрытия компании через систему было собрано $385 тысяч. «Не так много для краудфандинговой площадки, но достаточно, чтобы воплотить в жизнь несколько путешествий мечты», — отмечает основатель Trevolta.

В сентябре 2014 года команда предприняла попытку привлечь инвестиции в Соединённых Штатах. Это помогло бы компании выйти на рынок страны, а также установить постоянный контакт с брендами, желающими стать партнёрами стартапа.

«Мы попали в ловушку: чтобы получить представительство в США, нам нужны были средства, а чтобы получить средства, нужно было уже иметь представительство в США. В глазах иностранных инвесторов компания выглядела по меньшей мере странно: мало того, что интеллектуальная собственность и сама компания были зарегистрированы в ЮАР, так ещё и основатели потеряли контроль над стартапом. Возможно, к нам отнеслись бы благосклоннее, если бы нам было, что показать — но мы практически не росли», — вспоминает Каримов.

С конца 2014 года до середины 2015 года команда находилась в поиске инвестиций. Привлечённые стартапом средства закончились в ноябре 2014. С тех пор компания жила на деньги основателей. В мае 2015 года руководство Trevolta ушло в отставку — стартапу так и не удалось привлечь дополнительные средства.

Марк Каримов выделил несколько основных уроков, которым он научился за время управления стартапом.

  • Не привлекайте инвестиции так долго, как это возможно. «Отдать большую часть компании слишком рано и потерять влияние на собственный проект — не самый верный ход. Это просто того не стоит. Продолжайте строить продукт на свои средства, пока он не начал расти в геометрической прогрессии и вам не нужны деньги на его поддержание».
  • Не пытайтесь угодить всем, создавая тысячи функций. «Мы занимались миллионом вещей одновременно — вели переговоры с брендами и другими стартапами, запускали новые функции и так далее. Когда люди узнавали, что в компании работает всего три человека, они оказывались очень удивлены. Теперь я понимаю, что лучше было привлечь к разработке 10 человек и создать что-то попроще — зато продукт получился бы более качественным. Посмотрите на Slack или WhatsApp. Команды этих сервисов не перегружают разработку ненужной функциональностью — в отличие от своих конкурентов».
  • Постарайтесь не запускать глобальные компании в странах «третьего мира». «Если вам всё-таки пришлось это сделать, убедитесь в прозрачности структуры компании и зарегистрируйте представительства в тех странах, где это необходимо. Убедитесь, что знаете людей, которые помогут вам изучить все юридические тонкости и открыть необходимые банковские счета».
  • Убедитесь, что инвесторы могут дать вам не только деньги. «Деньги — лишь десятая часть того, что вам нужно, чтобы добиться успеха. Связи и ресурсы — ещё 40%. Если у вас их нет, убедитесь, что они есть у потенциального инвестора».
  • Убедитесь, что инвесторы имеют опыт в той области, в которой вы работаете.
  • Не нанимайте немотивированных или неквалифицированных сотрудников.
  • Веселитесь.
0
9 комментариев
Написать комментарий...
Maxim Syabro

Кидаю идеи для сервиса:
— Список топ-моделей, с которыми я хочу провести ночь
— Список дорого бухла, которым я хочу нажраться в жопито
— Список наркотиков, которые я еще не пробовал

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Отвечу вам последним словом из статьи: веселитесь :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dobrinevskiy

т.е., по мнению создателей, непосредственно с ИДЕЕЙ стартапа все в порядке? зачем мне финансировать чей-то отпуск? мне что с этого упадет?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

Я не понимаю, с какой стати, люди будут помогать другим воплощать их мечту о путешествии безвозмездно. Понятно, что желающих собрать деньги будет много, но "Где деньги, Зин"?

Ответить
Развернуть ветку
Evgenii Kuzmin

А ведь можно было по принципу пирамиды сделать! Сделай взнос, приведи еще пятерых и отправляйся в путешествие ! :)

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Вот до этого они реально не докумекал.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

"Интересно, что мотивация спонсоров на Trevolta практически не объясняется. Тут не Kickstarter, тут сложно понять, что люди получат за свои деньги. Точно не видно никакой реальной отдачи для жертвующих деньги. Ну всякие там бейджики и ачивки - это не считается. И почему-то пользователи Trevolta пока не раскусили продажу рекламы в путешествиях по примеру лебедевских "этнографических экспедиций".
http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2014/05/19/Trevolta-sitesoftheday/#.Vxg56tQ1GK0

У меня всё... Ребзя, да вам всего-то надо было сделать платформу для блог-туров. You had one job, как говорится! Э-эх...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Разломов

1. Спонсоры получают видео и фотоматериал
2. Спонсоры полуачают магнитики на холодильник из мест
3. Путешественник ходит в футболке спонсора
Такие варианты)

Ответить
Развернуть ветку
Donatt

Следуя "полученным урокам" ждет Марка еще одна Trevolta

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null