5 глупых вопросов про фэшн-рынок
Со стороны рынок моды кажется непонятным, живущим по собственным необъяснимым законам, с полным доминированием иррациональных мотивов у покупателей.
Ниже 5 глупых вопросов, которые я задал экспертам и предпринимателям, чтобы понять так ли это.
Как формируется мода? Зачем нужны показы «высокой моды», если подобную одежду никто не носит?
Источники тренда — инновации, политические и культурные события. Показы нужны, чтобы рассказать историю, поделиться идеями и видением с современниками. Да, такую одежду не надевают на бранч с коллегами. Но «высокая мода» — это искусство, которое требует контекста: декораций, музыки, стилизации образов, макияжа. Показы нужны, чтобы вызвать эмоции.
"Продвинутые" дизайнеры знают историю искусств, и в создании своих коллекций используют ДНК своего бренда: характерные ткани, линии детали, тематика с чем бренд работает. К примеру и достаточно упрощённо: Валентино - это всегда нарочитая красивая природная эстетика и элегантность в природных красках, даже если они и чистые и яркие. Версаче - это драма, изобильная сексуальность, асимметрия, провокации, яркие краски. Шанель - это тема феминизма, "женщина - я сама", твид, джерси, прямоугольный силуэт, жемчуг и длинные бусы.
Плюс эмоции в обществе, например, коллекции 40х годов, в которых видна тревожность и тема милитари, сейчас она все так же нет-нет и появляется на подиуме. У Прада, например, индивидуализм и разобщённость.
Также личные эмоции и переживания дизайнера, как скажем у Александра Маккуина, который в своем творчестве отыгрывал полученную в детстве сексуальную травму, и что делало его коллекции такими эмоциональными, понятными, провокационными и узнаваемыми многими.
Как определить, какие вещи будут модными в следующем году? Можно ли самому предугадывать надвигающиеся тренды – и как?
Это схоже с биржей и ставками трейдеров с брокерами. Изучая рынок, события, признаки, возможно выявить определенные тенденции и сделать на них ставку. В нынешнее время уже долгие годы есть профильные агрегаторы сбора подобной информации и её аналитики в мире моды. К примеру - это всемирно известный ресурс WGSN, который является одним из таких агрегаторов, выступая в роли ментора на тему актуальных трендов, тканей, цветовых карт и более тонкой информации местами уходящую в лекции, семинары и внутренние презентации граничащие порой с философией и культурой. Вот из такого коктейля специалисты делают выжимку и создают свои коллекции. Но никто не отменял трендсеттеров - это те марки, дизайнеры, бренды и дома мод, которые самостоятельно задают ритм и направления ближайшему сезону и тому, что будет модно для всех остальных игроков на сцене.
Женщины интересуются модой активнее мужчин. Почему известных дизайнеров больше именно среди последних?
Мария Погораева, руководитель FMCG-практики коммуникационного агентства PR Partner:
Самая логичная причина — неравенство между женщинами и мужчинами. Оно до сих пор существует, но, конечно, постепенно стирается. В 2017 году издание Business of Fashion проанализировало 313 марок: доля дизайнеров-женщин составила 40,2%, а среди крупных модных брендов — лишь 14%.
Российские производители одежды вслепую копируют коллекции западных коллег? Что мы привнесли на рынок?
Это не совсем так, поскольку по сути вопрос сложный и ответ на него можно разделить на несколько частей.
Рынок одежды в нашей стране традиционно сильно зависит от импорта. По некоторым оценкам доля импорта составляет 70-80%. Поэтому ориентация на зарубежную продукцию встречается, как минимум, потому что эта продукция является доминирующей на рынке.
С другой стороны за последние годы наблюдается рост отечественных производителей. На это есть и экономические причины — из-за девальвации рубля отечественное производство стало выгоднее. Причем именно наличие производственных мощностей в стране, поскольку многие отечественные бренды разрабатываются здесь, а по факту производятся в Китае или в Юго-Восточной Азии.
И здесь мы переходим к следующей проблеме. В России, к сожалению, есть большое количество швейных производств и большое количество талантливых дизайнеров, но они живут некотором отрыве друг от друга. На рынке представлено много отечественной продукции бытового характера: носки, белье и т.д. И есть ряд дизайнеров, которые делают вполне конкурентоспособные вещи и с национальным колоритом, но это скорее штучное, а не фабричное производство.
К сожалению, не так много российских компаний, которые выпускают одежду на широкую аудиторию (от 10 тыс единиц продукции в месяц), предназначенную для повседневного использования и при этом их продукция имеет приятный и интересный с точки зрения дизайна и эстетики вид.
При этом мода в России, как и в любой другой стране, имеет свою специфику не только из-за климатических условий, но и исходя из нашей культуры, сложившихся неформальных правил и всего остального. Поскольку мы говорим про сегмент одежды, который не просто решает прикладную задачу «одеться по погоде», но и имеет свою ценность с эмоциональной точки зрения от обладания и использования одежды.
Многие магазины одежды в ТЦ не открылись после пандемии. Нужны ли они, учитывая что все большее количество людей заказывают одежду в онлайне?
Александр Арутюнов, основатель российского бренда женской одежды EMKA:
Зимой мне казалось, что формат работы торговых центров кардинально изменится. Однако за последние недели стало очевидно, что даже если что-то и поменяется, то в длительной перспективе и не настолько радикально, как казалось раньше.
Все наши торговые точки в 11 российских ТЦ открылись в июне, причем трафик восстанавливался быстро после драматического падения в марте. Уже в июне он составлял 70-80 процентов от показателей до пандемии коронавируса. Возросла и конверсия: сейчас все больше покупателей приходят в магазин не изучать ассортимент или интересоваться новинками, чтобы приобрести их в дальнейшем, а с целью купить конкретный товар.
В августе наши показатели по трафику превысили аналогичный период в прошлом году.
Из-за отсутствия подушки безопасности определенные магазины в торговых центрах закрылись. Однако я убежден, что новые арендаторы займут освободившиеся места. Как только сняли первые ограничения в начале лета, арендаторам предлагали весьма привлекательные условия: платежи снизились как для действующих, так и для потенциальных арендаторов.
Основная тенденция на сегодня – рост продаж через интернет в сегменте одежды. Мы это предвидели, и сегодня порядка 40 процентов оборота EMKA приходится именно на интернет – собственный сайт компании и маркетплейс Wildberries. Благодаря этому мы можем адаптироваться к меняющимся внешним условиям.
Оксана Дегтярь, стилист, арт-консультант для фэшн брендов:
В нашей стране всегда будет актуальна возможность "увидеть" товар живьём. Во-первых, нас к этому приучили долгие годы дефицита и обмана, когда картинка зачастую преувеличивыет или просто неадекватно отображает характеристики вещей, и очень многие принимают решение отказаться от онлайн покупок. Во вторых, нашим людям очень важна "посадка" вещи по фигуре, свойства ткани, которые не всегда можно понять удаленно. В третьих, вопрос престижа, радость покупки, общение с покупателем консультанта "глаза в глаза", что актуально для наших людей.
Простите. Речь об этом? или о чем то более человеческом?
"Что курят?" - тоже хороший вопрос, надо включить