Офтоп
Anatoly Burchakov

«Uber нельзя рассматривать как ролевую модель для стартапа»

Бизнес-консультант о порочности модели «Uber для X»

Бизнес-консультант Винс Куратис написал в блоге на Medium заметку о порочности сравнения компаний из разных отраслей с Uber. Автор убеждён, что модель «Uber для X» не может и не должна быть примером для подражания.

«Я не перестаю удивляться, как много компаний сознательно описывают себя как "Uber для X" (например, "Uber для медицины"). Если я буду описывать вашу компанию таким способом, не стоит воспринимать это как комплимент, потому что на самом деле я имею в виду некоторую комбинацию следующих факторов:

  • Сомнительные этические ценности.
  • Нарочитое неуважение к государственному регулированию.
  • Недооценка конкуренции.
  • Средневековая модель корпоративного управления.
  • Непроверенная бизнес-модель.
  • Завышенная оценка стоимости бизнеса».

В обоснование каждого из этих тезисов Куратис приводит ссылки на соответствующие публикации в СМИ. Он подчёркивает, что его анализ применим к любым компаниям, работающим по модели «Uber для X».

Сомнительные этические ценности

«Uber — это этический вызов Кремниевой долине», — цитирует Куратис сооснователя PayPal Питера Тиля. Далее следуют ссылки на конкретные претензии, в разное время выдвигавшиеся в адрес компании.

Нарочитое неуважение к государственному регулированию

«Uber заходит в новые города, руководствуясь принципом сначала зайти, потом задавать вопросы. Председатель Пенсильванской комиссии по коммунальным услугам Майкл Свиндлер так описывал появление Uber: "За два с лишним десятка лет работы я ни разу не сталкивался с таким явным пренебрежением". Он имел в виду тот факт, что Uber продолжил работу после получения предписания о её немедленном прекращении», — пишет Куратис.

Автор отмечает, что Uber многократно пытался обходить законодательные барьеры, регулирующие работу обычных такси, и приводит примеры:

  • Оформление водителей как независимых подрядчиков, но не штатных сотрудников.
  • Уклонение от региональных налогов.
  • Уклонение от расходов, которые несут обычные такси: страховка, проверка водителей, лицензии.

«Я не защищаю архаичное регулирование, которое защищает обрюзгших и ленивых участников рынка. Я хочу сказать, что у поведения Uber есть обратный эффект, который обнажает ущербность бизнес-стратегии компании», — рассуждает консультант. Он напоминает, что компания несёт большие расходы вследствие судебных тяжб, как в случае с выплатой $100 млн водителям в Калифорнии и Массачусетсе.

Недооценка конкуренции

«В США крупнейший конкурент Uber — Lyft. Недавно Lyft получила $500 млн инвестиций от General Motors. Другой конкурент — Curb, присутствующий в 60 американских городах», — пишет автор. Далее он приводит ссылки, показывающие, насколько остра конкуренция на мировом рынке перевозок.

  • Конкурента Uber разрабатывает Google. Потенциально в борьбу могут включиться Apple, Tesla и любые автопроизводители.
  • Главный конкурент Uber в Китае — Didi Kuaidi — занимает на национальном рынке долю в 83%, и привлёк $4,4 млрд инвестиций. Гендиректор Uber Трэвис Каланик признавал, что компания ежегодно теряет в Китае $1 млрд.
  • В Индии конкурент Uber Ola занимает на национальном рынке долю в 80%, и привлекла $1,2 млрд инвестиций.
  • В Южной Америке сильны позиции сервисов 99Taxis, Tappsi и Easy Taxi.
  • Некоторые новые игроки бьют по слабым местам Uber: нью-йоркский сервис Juno и DriverCars из Сан-Франциско формируют более комфортную бизнес-модель для водителей; Juno собирается предложить водителям 50% акций.

«Uber слишком понадеялся на ранний выход на рынок и недооценил конкурентов и их способность выстраивать лучшие модели на основе ошибок Uber», — резюмирует консультант.

Средневековая модель корпоративного управления

«Несмотря на технологические задатки современной компании, у Uber старомодная модель контроля и управления. Компания относится к водителям, как к крепостным. Современные технологические платформы отличаются от обычного бизнеса, который продаёт товары или услуги. Они выступают посредником и координатором осуществления сделок — добавочная стоимость же создаётся сторонами этих сделок», — пишет Куратис.

Автор ссылается на книгу Peers Inc; её автор Робин Чейз описывает растущую важность «паритета сил» — платформ и их пользователей: «Чем сильнее становится платформа, тем активнее она должна делиться властью с пользователями». Паритет сторон зависит от модели управления платформой. Чейз предлагает пять способов, которыми владельцы платформы могут делиться властью с пользователями:

  • Разрешение на перенос данных.
  • Защита интересов пользователей.
  • Предоставление пользователям возможности взаимодействия и самоорганизации.
  • Предоставление пользователям методических рекомендаций.
  • Повышение открытости.

Чейз считает, что Uber проваливается по всем этим пунктам: «Паритет сил — это больше, чем простая честность; это необходимое условие успешности бизнеса».

Непроверенная бизнес-модель

«Uber был основан в 2009 году. По прошествии семи лет компания остаётся убыточной. Агентство Bloomberg сообщало, что за первые три квартала 2015 года убыток компании составил $1,7 млрд при выручке в $1,2 млрд. Любая бизнес-модель основана на прогнозах. В случае Uber слишком много прогнозов оказываются ошибочными: неожиданное недовольство водителей, проблемы с регуляторами, со СМИ, с обычными такси, конкурентами и пользователями; не оправдываются надежды на рыночный блицкриг», — пишет Куратис.

Завышенная оценка стоимости бизнеса

«Последняя оценка Uber в $62,5 млрд — это журавль в небе. Посмотрим на это с разных позиций. Во-первых, у Uber причудливая модель, которая не соотносится с рыночными реалиями (см. предыдущие пункты). Говоря шире, в свете последних рыночных колебаний оценка Uber выглядит бредовой», — рассуждает консультант.

***

«Подводя итоги: если бы в 1996 году я описал вашу компанию как "AOL для X", вы, наверное, восприняли бы это как комплимент, а сегодня — уже вряд ли. Uber нельзя рассматривать как ролевую модель для любого стартапа».

0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Главный конкурент Uber в Екатеринбурге: "Такси три десятки. Звони 310-10-10"

0

Да че он ноет, у нас чуть менее чем любой бизнес по его критериям можно назвать "Uber для х".

1

удивило что убер оказывается убыточный.

0

YouTube уже 10 лет в плюс выйти не может. А убер пытается объять необъятное.

Чувак правильно проанализировал. Забыл сказать сколько бабла на адвокатов у них уходит, которые бадаются в каждой второй каунти с местными чиновниками практически на постоянной основе.

0

Я угадаю без подсказок, что он состоит в демократической партии. Слишком много социализма в обвинениях.

0
Читать все 5 комментариев
eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

Пользователи пожаловались на недоступность платформы для продажи хендмейд-товаров Etsy Статьи редакции

Они предположили, что Etsy могли заблокировать из-за решения суда, который признал запрещённой одну его страницу.

Разговор PRO: аналитика рекламы

Эксперты компании Registratura, входящей в iConText Group, вместе со своим клиентом «Олант» приняли участие в спецпроекте AdIndex.ru, где поговорили о рекламной аналитике.
Сергей Ерофеев, генеральный директор Registratura, Андрей Сахаров, руководитель отдела продаж Registratura, и Филипп Иванов, директор по интернет-маркетингу и e-commerce «Олант»…

Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

Как обустроить домашнюю студию звукозаписи при скромном бюджете Статьи редакции

Почему сведённый трек нужно проверять на паршивой Bluetooth-колонке, какие плагины выгоднее брать новичку и с каким синтезатором работал Ханс Циммер, создавая саундтрек к «Тёмному рыцарю», — в пересказе Pitchfork.

AudioMunk
Фото: Курьер Delivery Club из Рыбинска в ретро-форме Статьи редакции

Сотруднику выдали шинель и фуражку, а рюкзак поменяли на ящик с кожаными ремешками.

Яндекс.Маркет. Отвратительный сервис

Кто и что там рассказывает про высокотехнологичную и клиентоориентированную компанию Яндекс?!?
Вместо заказанного товара, от этой компании можно получить ПОТЕРЯННЫЕ ВРЕМЯ, НЕРВЫ и ДЕНЬГИ. И допом к этому СОВЕРШЕННО РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.
Сделала заказ на Яндекс.Маркет № 211201-556-9156 от 01.12.21 в 23-30. Пришло уведомление о…

null