Оффтоп Daria Khokhlova
12 109

Взлёт и падение $4,5-миллиардной HR-платформы Zenefits

Издание Bloomberg изучило историю американского HR-стартапа Zenefits, пережившего в начале 2016 года увольнение основателя и генерального директора и сокращение 250 сотрудников. Многие зарубежные СМИ считают, что стартап близок к провалу, хотя и шансы на выживание у него ещё есть.

Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

«Дэвид Сакс вошёл в кафе Dolores Park Café в Сан-Франциско, чтобы встретиться с инвестором Ларсом Далгаардом и поговорить с ним о том, что Саксу следует делать со своими деньгами. Своё состояние Сакс заработал в PayPal, где занимал должность топ-менеджера, и Yammer (Сакс является основателем корпоративного сервиса, проданного Microsoft за $1,2 млрд). Уйдя с работы в ИТ-отрасли, предприниматель подался в покер, спродюсировал фильм, а также проинвестировал несколько громких стартапов — в том числе, Uber и SpaceX, — пишет редакция Bloomberg. — Однако к осени 2014 года Саксу надоело менять хобби. Он хотел снова заняться стартапами».

Ларс Далгаард — партнёр венчурного фонда Andreessen Horowitz. С Саксом инвестор познакомился, когда присматривался к его компании Yammer. Далгаард посоветовал Саксу понаблюдать за компанией Zenefits, в которую незадолго до описанной беседы инвестировал фонд Andreessen Horowitz.

Стартап Zenefits занимается разработкой платформы для автоматизации задач HR-специалиста компании — оформления медицинских страховок, выплаты заработной платы и так далее. На территории США, обращает внимание Bloomberg, работает более 6 миллионов малых предприятий, и для них такой инструмент мог бы оказаться чрезвычайно полезным.

Компания была основана в 2013 году. Основателя стартапа Паркера Конрада автор материала называет «несколько дезорганизованным, но необычайно умным» человеком. Конрад вырос в Нью-Йорке в семье корпоративного юриста и экологического активиста. Окончил Гарвардский университет. Работавшие с предпринимателям люди отмечали его склонность к крайностям: основатель Zenefits нередко переживал эмоциональные всплески.

Одним из самых интересных аспектов бизнеса Zenefits Саксу показался следующий момент: компания раздавала программное обеспечение бесплатно, получая прибыль с комиссий, которые выплачивали страховые компании за каждого клиента. Обновлять страховку нужно раз в год — так что как только бизнес выбирал компанию-страховщика, стартап получал надёжный источник дохода. «Странно, что никто не создал что-то подобное до Zenefits», — говорит предприниматель.

Спустя несколько дней после беседы с Далгаардом Дэвид Сакс встретился с Конрадом, и уже в декабре 2014 года присоединился к Zenefits в качестве операционного директора.

«В Zenefits слилось всё, что так нравится инвесторам из Кремниевой долины. Основатель с собственным видением. Работа в требующей встряски отрасли. Бизнес-модель, которая позволила получать доход сразу после запуска компании. Первый стартап на своём рынке», — пишет Bloomberg. За три года штат Zenefits вырос с 15 до 1600 сотрудников. Компания закрыла три инвестиционных раунда на общую сумму в $580 млн, а её стоимость достигла оценки в $4,5 млрд.

Идея создания Zenefits пришла Конраду в 2012 году, когда он руководит компанией SigFig. Предприниматель занимался оформлением страховок для сотрудников и глубоко погрузился в эту тематику. По словам Паркера Конрада, основав Zenefits, он занялся решением проблемы, которую прошёл лично.

Прежде чем прибрести страховку для своих сотрудников, любой компании в США предстоит изучить тысячи различных страховых планов от сотен страховщиков, а затем выбрать два или три наиболее подходящих для сотрудников. «Чем меньше штат компании, тем ниже вероятность, что кто-то найдёт время этим заниматься», — пишет Bloomberg. У некоторых клиентов Zenefits и вовсе нет HR-департамента, который мог бы взять на себя эту задачу.

Некоторые организации обращаются к услугам страховых брокеров, которые помогают понять, что именно нужно компании. Брокеры получают от страховых компаний комиссию за каждого приведённого клиента. Среди недостатков работы с брокерами их клиенты называют тот факт, что брокер может оказаться недоступен, в то время как в Zenefits работает круглосуточная служба поддержки.

Стартап Zenefits представил свою платформу в апреле 2013 года. Компания прошла акселерацию в престижном инкубаторе Y Combinator. В качестве сооснователя Zenefits выступил один из ведущих разработчиков SigFig Лакс Шрини. Сферу деятельности стартапа также расширили: с помощью платформы HR-специалисты смогли не только оформлять страховки, но и следить за выплатой зарплат, рассылать предложения о работе и так далее. В первый год работы компания получила около $1 млн дохода. А получение инвестиций от фонда Andreessen Horowitz повысило доверие к команде.

В 2014 году Andreessen Horowitz выступил лидером в двух раундах инвестиций Zenefits на общую сумму в $82 млн. Ларс Далгаард стал членом совета директоров компании. Его задача заключалась в том, чтобы помочь Конраду превратить стартап в стабильную организацию. В 2014 году Паркер Конрад поставил перед командой Zenefits задачу заработать $10 млн. Далграад удвоил этот показатель.

Компания начала расти. К концу 2014 года штат стартапа насчитывал 500 человек. Проекту удалось выполнить поставленную советом директоров цель и достичь дохода в $20 млн к концу 2014 года.

По словам бывших сотрудников стартапа, Конрад постоянно метался из крайности в крайность: он то планировал, как компания будет завоевывать мир, то «умирал от страха, что не сможет достичь поставленных показателей и его уволят». Сами работники находились в постоянном страхе, что любая ошибка сможет поставить точку в развитии компании. В одном из интервью Конрад отмечает, что именно страх заставлял сотрудников всех уровней работать всё усерднее и усерднее.

Вскоре Zenefits столкнулся с проблемами в штате Юта, где запретили использование платформы от стартапа. Кроме того, команда обнаружила, что некоторые страховые компании не достигли нужного уровня технологического развития, чтобы интегрировать свои услуги с инструментами Zenefits. «Большинство страховых договоров по-прежнему заключались на бумаге». Это осложнило работу стартапа и поиск возможных ошибок.

В декабре 2014 года к команде присоединился Дэвид Сакс. В свой первый рабочий день новый операционный директор обнаружил, что ему не выделили компьютер и рабочее место. У компании, численность штата которой приближалась к 500 сотрудникам, до сих пор не было офис-менеджера. «Не было даже администратора, который занялся бы установкой и настройкой принтеров».

И Конрад не забыл их нанять. Он считал, что в компании должны работать самые талантливые инженеры и разработчики, которые в состоянии самостоятельно починить свой компьютер, если они видят, что он не работает.

«В компании творился хаос, его нужно было устранить. Однако если бы его не было, то и я оказался бы ни к чему», — говорит Сакс.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Сакс, оказался найм девушки-администратора, встречающую посетителей компании. По словам инвестора, Конрад не мог отказаться от микроменеджмента и лично занимался одобрением всех расходов. Он самостоятельно проверял выплаты более 1000 сотрудникам компании. «У нас есть HR-отдел, но эти люди не занимаются HR. Честно говоря, я немного сумасшедший в этом плане», — признавался сам Конрад в одном из своих интервью.

Однако проблемы компании, пишет Bloomberg, заключались не только в дезорганизованной схеме управления Конрада. Системы страхования во всех американских штатах отличаются друг от друга, и команде стартапа приходилось заниматься каждой из них по отдельности.

Сотрудники Zenefits также вспоминают бочонки с пивом, которые хранились в офисе, и вечеринки, которые устраивал Конрад. Управляющая компания, у которой стартап арендовал офис, жаловалась на найденные на лестницах использованные презервативы и стаканы из-под алкоголя.

Большинство проблем компании, пишет Bloomberg, оказались скрыты от глаз инвесторов. «То, о чем они знали, казалось вполне поправимым. Сакс урегулировал вопрос работы стартапа в штате Юта. Компания планировала вырастить годовой доход в пять раз — до $100 млн. Компания продолжала расти».

К середине 2015 года у Zenefits было 14 тысяч клиентов, штат компании вырос на 1000 сотрудников. Штаб-квартира компании занимала уже не один, а четыре этажа. Стартап открыл дополнительный офис в Аризоне. Один из руководителей подразделения вспоминает, что людей нанимали так быстро, что сотрудники не запоминали, кого именно они взяли на работу.

Zenefits начала заключать сделки с более крупными компаниями — теперь менеджеры по продажам ориентировались на организации со штатом численностью от 100 человек. Сакс полагал, что у стартапа не получится работать с такими фирмами, так к в их штате чаще всего уже есть специалист по HR, который занимается оформлением страховок, однако Конрад его не слушал.

К концу 2015 года, пишет автор заметки, стало ясно, что стартапу не удастся достичь своей цели в $100 млн дохода (компания заработала около $60 млн). Конрад ввёл для сотрудников временный запрет на отпуск. Сакс его проигнорировал и отправился к морю, а Далграаду рассказал о своём желании покинуть компанию. Тот взял на себя роль посредника между двумя руководителями. «Я пытался помочь, чем мог. Мне казалось, и до сих пор кажется, что Zenefits могла бы стать одной из крупнейших компаний Кремниевой долины», — говорит он.

После того, как издание Buzzfeed опубликовало серию материалов о нелегальной работе страховых брокеров в Zenefits, компании пришлось нанять адвокатов. Как отмечает Bloomberg, стартапу грозил штраф в $20 тысяч за каждое нарушение. Общая сумма могла составить миллионы долларов. Адвокаты обнаружили, что компания систематически нарушала законы предписания правительства Калифорнии. В беседе с Bloomberg Сакс отметил, что он даже не подозревал о проблемах компании, пока ему не сообщили юристы.

1 февраля 2016 года состоялось срочное заседание совета директоров Zenefits. Далграад предложил Конраду покинуть компанию, что тот и сделал 8 февраля. Близкий к предпринимателю источник сообщил Bloomberg, что тот сожалеет о своей отставке и уже работает над новым проектом.

Сакс занял должность генерального директора Zenefits. Он запретил распитие алкоголя в офисе и сменил слоган компании. В феврале компания сократила 250 сотрудников и занялась внутренним расследованием, о результатах которого отчиталась правительству. Оценка стартапа упала с $4,5 млрд до $2 млрд. Компания планирует сократить количество этажей в офисе до трёх. Вместо пива сотрудники пьют кофе, а на лестницах нет использованных презервативов, пишет Bloomberg.

С Конрадом всё ещё хочет работать множество компаний, рассказал Bloomberg Ларс Далграад. Предпринимателю удалось построить компанию с годовым доходом в $60 млн за три года. Сотрудники Zenefits говорят, что хотя стартап и пережил падение, уходить с рынка он не собирается.

#Провал #кладбище #провал_стартапа #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #zenefits

{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","zenefits"], "comments": 8, "likes": 21, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 15577, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 18 May 2016 19:56:58 +0300" }
{ "id": 15577, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/15577\/get","add":"\/comments\/15577\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/15577"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

8 комментариев 8 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

А уж как их "облизывали". Лучшими в "выпуске" YCombinator'а в 13-м году называли...

Ответить
1

По сути этот проект просто агрегатор предложений страховых компаний или брокеров. А по факту тоже брокер со всеми вытекающими траблами

Ответить
0

"Среди недостатков работы с брокерами их клиенты называют тот факт, что брокер может оказаться недоступен, в то время как в Zenefits работает круглосуточная служба поддержки".

Круглосуточный колл-центр?! Ни разу не видел НАСТОЛЬКО прорывной инновации!

Ответить
0

Разве это где-то назвали прорывной инновацией? Перечитал текст, не нашел

Ответить
0

А в чем фейл, если компания не обанкротилась и продолжает бабки делать?

Ответить
0

Карим, в английских источниках писали, что с такими сокращениями стартап статистически вероятно разорится.Общими словами: единорог, пока его накачивают деньгами, может только расти. Если он хоть где-то оступился на этапе роста, то это означает скорый крах. В плане Зенефитс всё, конечно, лучше. Денег зарабатывают много — Сеилзфорс не зарабатывал столько на 4-м году жизни.

К сожалению, не могу вспомнить ссылку, но кто-то крупный — Вайред, Тек Кранч.

Ответить
0

с ТАКИМИ это с какими? 250 из 1600 не так уж много, учитывая, что набирали до этого без разбору

Ответить
0

Не было систематизированного подхода в управлении. Творческий хаос и менеджмент не совместимы.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления