Офтоп
Дарья Хохлова

Взлёт и падение $4,5-миллиардной HR-платформы Zenefits Статьи редакции

Издание Bloomberg изучило историю американского HR-стартапа Zenefits, пережившего в начале 2016 года увольнение основателя и генерального директора и сокращение 250 сотрудников. Многие зарубежные СМИ считают, что стартап близок к провалу, хотя и шансы на выживание у него ещё есть.

Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

«Дэвид Сакс вошёл в кафе Dolores Park Café в Сан-Франциско, чтобы встретиться с инвестором Ларсом Далгаардом и поговорить с ним о том, что Саксу следует делать со своими деньгами. Своё состояние Сакс заработал в PayPal, где занимал должность топ-менеджера, и Yammer (Сакс является основателем корпоративного сервиса, проданного Microsoft за $1,2 млрд). Уйдя с работы в ИТ-отрасли, предприниматель подался в покер, спродюсировал фильм, а также проинвестировал несколько громких стартапов — в том числе, Uber и SpaceX, — пишет редакция Bloomberg. — Однако к осени 2014 года Саксу надоело менять хобби. Он хотел снова заняться стартапами».

Ларс Далгаард — партнёр венчурного фонда Andreessen Horowitz. С Саксом инвестор познакомился, когда присматривался к его компании Yammer. Далгаард посоветовал Саксу понаблюдать за компанией Zenefits, в которую незадолго до описанной беседы инвестировал фонд Andreessen Horowitz.

Стартап Zenefits занимается разработкой платформы для автоматизации задач HR-специалиста компании — оформления медицинских страховок, выплаты заработной платы и так далее. На территории США, обращает внимание Bloomberg, работает более 6 миллионов малых предприятий, и для них такой инструмент мог бы оказаться чрезвычайно полезным.

Компания была основана в 2013 году. Основателя стартапа Паркера Конрада автор материала называет «несколько дезорганизованным, но необычайно умным» человеком. Конрад вырос в Нью-Йорке в семье корпоративного юриста и экологического активиста. Окончил Гарвардский университет. Работавшие с предпринимателям люди отмечали его склонность к крайностям: основатель Zenefits нередко переживал эмоциональные всплески.

Одним из самых интересных аспектов бизнеса Zenefits Саксу показался следующий момент: компания раздавала программное обеспечение бесплатно, получая прибыль с комиссий, которые выплачивали страховые компании за каждого клиента. Обновлять страховку нужно раз в год — так что как только бизнес выбирал компанию-страховщика, стартап получал надёжный источник дохода. «Странно, что никто не создал что-то подобное до Zenefits», — говорит предприниматель.

Спустя несколько дней после беседы с Далгаардом Дэвид Сакс встретился с Конрадом, и уже в декабре 2014 года присоединился к Zenefits в качестве операционного директора.

«В Zenefits слилось всё, что так нравится инвесторам из Кремниевой долины. Основатель с собственным видением. Работа в требующей встряски отрасли. Бизнес-модель, которая позволила получать доход сразу после запуска компании. Первый стартап на своём рынке», — пишет Bloomberg. За три года штат Zenefits вырос с 15 до 1600 сотрудников. Компания закрыла три инвестиционных раунда на общую сумму в $580 млн, а её стоимость достигла оценки в $4,5 млрд.

Идея создания Zenefits пришла Конраду в 2012 году, когда он руководит компанией SigFig. Предприниматель занимался оформлением страховок для сотрудников и глубоко погрузился в эту тематику. По словам Паркера Конрада, основав Zenefits, он занялся решением проблемы, которую прошёл лично.

Прежде чем прибрести страховку для своих сотрудников, любой компании в США предстоит изучить тысячи различных страховых планов от сотен страховщиков, а затем выбрать два или три наиболее подходящих для сотрудников. «Чем меньше штат компании, тем ниже вероятность, что кто-то найдёт время этим заниматься», — пишет Bloomberg. У некоторых клиентов Zenefits и вовсе нет HR-департамента, который мог бы взять на себя эту задачу.

Некоторые организации обращаются к услугам страховых брокеров, которые помогают понять, что именно нужно компании. Брокеры получают от страховых компаний комиссию за каждого приведённого клиента. Среди недостатков работы с брокерами их клиенты называют тот факт, что брокер может оказаться недоступен, в то время как в Zenefits работает круглосуточная служба поддержки.

Стартап Zenefits представил свою платформу в апреле 2013 года. Компания прошла акселерацию в престижном инкубаторе Y Combinator. В качестве сооснователя Zenefits выступил один из ведущих разработчиков SigFig Лакс Шрини. Сферу деятельности стартапа также расширили: с помощью платформы HR-специалисты смогли не только оформлять страховки, но и следить за выплатой зарплат, рассылать предложения о работе и так далее. В первый год работы компания получила около $1 млн дохода. А получение инвестиций от фонда Andreessen Horowitz повысило доверие к команде.

В 2014 году Andreessen Horowitz выступил лидером в двух раундах инвестиций Zenefits на общую сумму в $82 млн. Ларс Далгаард стал членом совета директоров компании. Его задача заключалась в том, чтобы помочь Конраду превратить стартап в стабильную организацию. В 2014 году Паркер Конрад поставил перед командой Zenefits задачу заработать $10 млн. Далграад удвоил этот показатель.

Компания начала расти. К концу 2014 года штат стартапа насчитывал 500 человек. Проекту удалось выполнить поставленную советом директоров цель и достичь дохода в $20 млн к концу 2014 года.

По словам бывших сотрудников стартапа, Конрад постоянно метался из крайности в крайность: он то планировал, как компания будет завоевывать мир, то «умирал от страха, что не сможет достичь поставленных показателей и его уволят». Сами работники находились в постоянном страхе, что любая ошибка сможет поставить точку в развитии компании. В одном из интервью Конрад отмечает, что именно страх заставлял сотрудников всех уровней работать всё усерднее и усерднее.

Вскоре Zenefits столкнулся с проблемами в штате Юта, где запретили использование платформы от стартапа. Кроме того, команда обнаружила, что некоторые страховые компании не достигли нужного уровня технологического развития, чтобы интегрировать свои услуги с инструментами Zenefits. «Большинство страховых договоров по-прежнему заключались на бумаге». Это осложнило работу стартапа и поиск возможных ошибок.

В декабре 2014 года к команде присоединился Дэвид Сакс. В свой первый рабочий день новый операционный директор обнаружил, что ему не выделили компьютер и рабочее место. У компании, численность штата которой приближалась к 500 сотрудникам, до сих пор не было офис-менеджера. «Не было даже администратора, который занялся бы установкой и настройкой принтеров».

И Конрад не забыл их нанять. Он считал, что в компании должны работать самые талантливые инженеры и разработчики, которые в состоянии самостоятельно починить свой компьютер, если они видят, что он не работает.

«В компании творился хаос, его нужно было устранить. Однако если бы его не было, то и я оказался бы ни к чему», — говорит Сакс.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Сакс, оказался найм девушки-администратора, встречающую посетителей компании. По словам инвестора, Конрад не мог отказаться от микроменеджмента и лично занимался одобрением всех расходов. Он самостоятельно проверял выплаты более 1000 сотрудникам компании. «У нас есть HR-отдел, но эти люди не занимаются HR. Честно говоря, я немного сумасшедший в этом плане», — признавался сам Конрад в одном из своих интервью.

Однако проблемы компании, пишет Bloomberg, заключались не только в дезорганизованной схеме управления Конрада. Системы страхования во всех американских штатах отличаются друг от друга, и команде стартапа приходилось заниматься каждой из них по отдельности.

Сотрудники Zenefits также вспоминают бочонки с пивом, которые хранились в офисе, и вечеринки, которые устраивал Конрад. Управляющая компания, у которой стартап арендовал офис, жаловалась на найденные на лестницах использованные презервативы и стаканы из-под алкоголя.

Большинство проблем компании, пишет Bloomberg, оказались скрыты от глаз инвесторов. «То, о чем они знали, казалось вполне поправимым. Сакс урегулировал вопрос работы стартапа в штате Юта. Компания планировала вырастить годовой доход в пять раз — до $100 млн. Компания продолжала расти».

К середине 2015 года у Zenefits было 14 тысяч клиентов, штат компании вырос на 1000 сотрудников. Штаб-квартира компании занимала уже не один, а четыре этажа. Стартап открыл дополнительный офис в Аризоне. Один из руководителей подразделения вспоминает, что людей нанимали так быстро, что сотрудники не запоминали, кого именно они взяли на работу.

Zenefits начала заключать сделки с более крупными компаниями — теперь менеджеры по продажам ориентировались на организации со штатом численностью от 100 человек. Сакс полагал, что у стартапа не получится работать с такими фирмами, так к в их штате чаще всего уже есть специалист по HR, который занимается оформлением страховок, однако Конрад его не слушал.

К концу 2015 года, пишет автор заметки, стало ясно, что стартапу не удастся достичь своей цели в $100 млн дохода (компания заработала около $60 млн). Конрад ввёл для сотрудников временный запрет на отпуск. Сакс его проигнорировал и отправился к морю, а Далграаду рассказал о своём желании покинуть компанию. Тот взял на себя роль посредника между двумя руководителями. «Я пытался помочь, чем мог. Мне казалось, и до сих пор кажется, что Zenefits могла бы стать одной из крупнейших компаний Кремниевой долины», — говорит он.

После того, как издание Buzzfeed опубликовало серию материалов о нелегальной работе страховых брокеров в Zenefits, компании пришлось нанять адвокатов. Как отмечает Bloomberg, стартапу грозил штраф в $20 тысяч за каждое нарушение. Общая сумма могла составить миллионы долларов. Адвокаты обнаружили, что компания систематически нарушала законы предписания правительства Калифорнии. В беседе с Bloomberg Сакс отметил, что он даже не подозревал о проблемах компании, пока ему не сообщили юристы.

1 февраля 2016 года состоялось срочное заседание совета директоров Zenefits. Далграад предложил Конраду покинуть компанию, что тот и сделал 8 февраля. Близкий к предпринимателю источник сообщил Bloomberg, что тот сожалеет о своей отставке и уже работает над новым проектом.

Сакс занял должность генерального директора Zenefits. Он запретил распитие алкоголя в офисе и сменил слоган компании. В феврале компания сократила 250 сотрудников и занялась внутренним расследованием, о результатах которого отчиталась правительству. Оценка стартапа упала с $4,5 млрд до $2 млрд. Компания планирует сократить количество этажей в офисе до трёх. Вместо пива сотрудники пьют кофе, а на лестницах нет использованных презервативов, пишет Bloomberg.

С Конрадом всё ещё хочет работать множество компаний, рассказал Bloomberg Ларс Далграад. Предпринимателю удалось построить компанию с годовым доходом в $60 млн за три года. Сотрудники Zenefits говорят, что хотя стартап и пережил падение, уходить с рынка он не собирается.

0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

А уж как их "облизывали". Лучшими в "выпуске" YCombinator'а в 13-м году называли...

1

По сути этот проект просто агрегатор предложений страховых компаний или брокеров. А по факту тоже брокер со всеми вытекающими траблами

1

"Среди недостатков работы с брокерами их клиенты называют тот факт, что брокер может оказаться недоступен, в то время как в Zenefits работает круглосуточная служба поддержки".

Круглосуточный колл-центр?! Ни разу не видел НАСТОЛЬКО прорывной инновации!

0

Разве это где-то назвали прорывной инновацией? Перечитал текст, не нашел

0

А в чем фейл, если компания не обанкротилась и продолжает бабки делать?

0

Карим, в английских источниках писали, что с такими сокращениями стартап статистически вероятно разорится.Общими словами: единорог, пока его накачивают деньгами, может только расти. Если он хоть где-то оступился на этапе роста, то это означает скорый крах. В плане Зенефитс всё, конечно, лучше. Денег зарабатывают много — Сеилзфорс не зарабатывал столько на 4-м году жизни.

К сожалению, не могу вспомнить ссылку, но кто-то крупный — Вайред, Тек Кранч.

0

с ТАКИМИ это с какими? 250 из 1600 не так уж много, учитывая, что набирали до этого без разбору

0

Не было систематизированного подхода в управлении. Творческий хаос и менеджмент не совместимы.

0
Читать все 8 комментариев
Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Сайты в 2021 году
Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит Статьи редакции

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей. Теперь они переживают, что компании внедрят в сны рекламу.

SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

СберМегаМаркет + Рассрочка от СберБанка + М.Видео = Сервис (нет)

Хочу рассказать о своей «удачной» покупке телевизора Philips через СберМегаМаркет с рассрочкой от СберБанка в магазине М.Видео — Эльдорадо, итак начнем…

Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
«Яндекс» добавил в поиск рекламную галерею товаров с карточками разных магазинов Статьи редакции

В карточке указан сайт магазина, фотография товара, название, цена и возможная скидка.

Товарная галерея «Яндекс»
Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

null