Офтоп
Дарья Хохлова

Взлёт и падение $4,5-миллиардной HR-платформы Zenefits Статьи редакции

Издание Bloomberg изучило историю американского HR-стартапа Zenefits, пережившего в начале 2016 года увольнение основателя и генерального директора и сокращение 250 сотрудников. Многие зарубежные СМИ считают, что стартап близок к провалу, хотя и шансы на выживание у него ещё есть.

Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

«Дэвид Сакс вошёл в кафе Dolores Park Café в Сан-Франциско, чтобы встретиться с инвестором Ларсом Далгаардом и поговорить с ним о том, что Саксу следует делать со своими деньгами. Своё состояние Сакс заработал в PayPal, где занимал должность топ-менеджера, и Yammer (Сакс является основателем корпоративного сервиса, проданного Microsoft за $1,2 млрд). Уйдя с работы в ИТ-отрасли, предприниматель подался в покер, спродюсировал фильм, а также проинвестировал несколько громких стартапов — в том числе, Uber и SpaceX, — пишет редакция Bloomberg. — Однако к осени 2014 года Саксу надоело менять хобби. Он хотел снова заняться стартапами».

Ларс Далгаард — партнёр венчурного фонда Andreessen Horowitz. С Саксом инвестор познакомился, когда присматривался к его компании Yammer. Далгаард посоветовал Саксу понаблюдать за компанией Zenefits, в которую незадолго до описанной беседы инвестировал фонд Andreessen Horowitz.

Стартап Zenefits занимается разработкой платформы для автоматизации задач HR-специалиста компании — оформления медицинских страховок, выплаты заработной платы и так далее. На территории США, обращает внимание Bloomberg, работает более 6 миллионов малых предприятий, и для них такой инструмент мог бы оказаться чрезвычайно полезным.

Компания была основана в 2013 году. Основателя стартапа Паркера Конрада автор материала называет «несколько дезорганизованным, но необычайно умным» человеком. Конрад вырос в Нью-Йорке в семье корпоративного юриста и экологического активиста. Окончил Гарвардский университет. Работавшие с предпринимателям люди отмечали его склонность к крайностям: основатель Zenefits нередко переживал эмоциональные всплески.

Одним из самых интересных аспектов бизнеса Zenefits Саксу показался следующий момент: компания раздавала программное обеспечение бесплатно, получая прибыль с комиссий, которые выплачивали страховые компании за каждого клиента. Обновлять страховку нужно раз в год — так что как только бизнес выбирал компанию-страховщика, стартап получал надёжный источник дохода. «Странно, что никто не создал что-то подобное до Zenefits», — говорит предприниматель.

Спустя несколько дней после беседы с Далгаардом Дэвид Сакс встретился с Конрадом, и уже в декабре 2014 года присоединился к Zenefits в качестве операционного директора.

«В Zenefits слилось всё, что так нравится инвесторам из Кремниевой долины. Основатель с собственным видением. Работа в требующей встряски отрасли. Бизнес-модель, которая позволила получать доход сразу после запуска компании. Первый стартап на своём рынке», — пишет Bloomberg. За три года штат Zenefits вырос с 15 до 1600 сотрудников. Компания закрыла три инвестиционных раунда на общую сумму в $580 млн, а её стоимость достигла оценки в $4,5 млрд.

Идея создания Zenefits пришла Конраду в 2012 году, когда он руководит компанией SigFig. Предприниматель занимался оформлением страховок для сотрудников и глубоко погрузился в эту тематику. По словам Паркера Конрада, основав Zenefits, он занялся решением проблемы, которую прошёл лично.

Прежде чем прибрести страховку для своих сотрудников, любой компании в США предстоит изучить тысячи различных страховых планов от сотен страховщиков, а затем выбрать два или три наиболее подходящих для сотрудников. «Чем меньше штат компании, тем ниже вероятность, что кто-то найдёт время этим заниматься», — пишет Bloomberg. У некоторых клиентов Zenefits и вовсе нет HR-департамента, который мог бы взять на себя эту задачу.

Некоторые организации обращаются к услугам страховых брокеров, которые помогают понять, что именно нужно компании. Брокеры получают от страховых компаний комиссию за каждого приведённого клиента. Среди недостатков работы с брокерами их клиенты называют тот факт, что брокер может оказаться недоступен, в то время как в Zenefits работает круглосуточная служба поддержки.

Стартап Zenefits представил свою платформу в апреле 2013 года. Компания прошла акселерацию в престижном инкубаторе Y Combinator. В качестве сооснователя Zenefits выступил один из ведущих разработчиков SigFig Лакс Шрини. Сферу деятельности стартапа также расширили: с помощью платформы HR-специалисты смогли не только оформлять страховки, но и следить за выплатой зарплат, рассылать предложения о работе и так далее. В первый год работы компания получила около $1 млн дохода. А получение инвестиций от фонда Andreessen Horowitz повысило доверие к команде.

В 2014 году Andreessen Horowitz выступил лидером в двух раундах инвестиций Zenefits на общую сумму в $82 млн. Ларс Далгаард стал членом совета директоров компании. Его задача заключалась в том, чтобы помочь Конраду превратить стартап в стабильную организацию. В 2014 году Паркер Конрад поставил перед командой Zenefits задачу заработать $10 млн. Далграад удвоил этот показатель.

Компания начала расти. К концу 2014 года штат стартапа насчитывал 500 человек. Проекту удалось выполнить поставленную советом директоров цель и достичь дохода в $20 млн к концу 2014 года.

По словам бывших сотрудников стартапа, Конрад постоянно метался из крайности в крайность: он то планировал, как компания будет завоевывать мир, то «умирал от страха, что не сможет достичь поставленных показателей и его уволят». Сами работники находились в постоянном страхе, что любая ошибка сможет поставить точку в развитии компании. В одном из интервью Конрад отмечает, что именно страх заставлял сотрудников всех уровней работать всё усерднее и усерднее.

Вскоре Zenefits столкнулся с проблемами в штате Юта, где запретили использование платформы от стартапа. Кроме того, команда обнаружила, что некоторые страховые компании не достигли нужного уровня технологического развития, чтобы интегрировать свои услуги с инструментами Zenefits. «Большинство страховых договоров по-прежнему заключались на бумаге». Это осложнило работу стартапа и поиск возможных ошибок.

В декабре 2014 года к команде присоединился Дэвид Сакс. В свой первый рабочий день новый операционный директор обнаружил, что ему не выделили компьютер и рабочее место. У компании, численность штата которой приближалась к 500 сотрудникам, до сих пор не было офис-менеджера. «Не было даже администратора, который занялся бы установкой и настройкой принтеров».

И Конрад не забыл их нанять. Он считал, что в компании должны работать самые талантливые инженеры и разработчики, которые в состоянии самостоятельно починить свой компьютер, если они видят, что он не работает.

«В компании творился хаос, его нужно было устранить. Однако если бы его не было, то и я оказался бы ни к чему», — говорит Сакс.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Сакс, оказался найм девушки-администратора, встречающую посетителей компании. По словам инвестора, Конрад не мог отказаться от микроменеджмента и лично занимался одобрением всех расходов. Он самостоятельно проверял выплаты более 1000 сотрудникам компании. «У нас есть HR-отдел, но эти люди не занимаются HR. Честно говоря, я немного сумасшедший в этом плане», — признавался сам Конрад в одном из своих интервью.

Однако проблемы компании, пишет Bloomberg, заключались не только в дезорганизованной схеме управления Конрада. Системы страхования во всех американских штатах отличаются друг от друга, и команде стартапа приходилось заниматься каждой из них по отдельности.

Сотрудники Zenefits также вспоминают бочонки с пивом, которые хранились в офисе, и вечеринки, которые устраивал Конрад. Управляющая компания, у которой стартап арендовал офис, жаловалась на найденные на лестницах использованные презервативы и стаканы из-под алкоголя.

Большинство проблем компании, пишет Bloomberg, оказались скрыты от глаз инвесторов. «То, о чем они знали, казалось вполне поправимым. Сакс урегулировал вопрос работы стартапа в штате Юта. Компания планировала вырастить годовой доход в пять раз — до $100 млн. Компания продолжала расти».

К середине 2015 года у Zenefits было 14 тысяч клиентов, штат компании вырос на 1000 сотрудников. Штаб-квартира компании занимала уже не один, а четыре этажа. Стартап открыл дополнительный офис в Аризоне. Один из руководителей подразделения вспоминает, что людей нанимали так быстро, что сотрудники не запоминали, кого именно они взяли на работу.

Zenefits начала заключать сделки с более крупными компаниями — теперь менеджеры по продажам ориентировались на организации со штатом численностью от 100 человек. Сакс полагал, что у стартапа не получится работать с такими фирмами, так к в их штате чаще всего уже есть специалист по HR, который занимается оформлением страховок, однако Конрад его не слушал.

К концу 2015 года, пишет автор заметки, стало ясно, что стартапу не удастся достичь своей цели в $100 млн дохода (компания заработала около $60 млн). Конрад ввёл для сотрудников временный запрет на отпуск. Сакс его проигнорировал и отправился к морю, а Далграаду рассказал о своём желании покинуть компанию. Тот взял на себя роль посредника между двумя руководителями. «Я пытался помочь, чем мог. Мне казалось, и до сих пор кажется, что Zenefits могла бы стать одной из крупнейших компаний Кремниевой долины», — говорит он.

После того, как издание Buzzfeed опубликовало серию материалов о нелегальной работе страховых брокеров в Zenefits, компании пришлось нанять адвокатов. Как отмечает Bloomberg, стартапу грозил штраф в $20 тысяч за каждое нарушение. Общая сумма могла составить миллионы долларов. Адвокаты обнаружили, что компания систематически нарушала законы предписания правительства Калифорнии. В беседе с Bloomberg Сакс отметил, что он даже не подозревал о проблемах компании, пока ему не сообщили юристы.

1 февраля 2016 года состоялось срочное заседание совета директоров Zenefits. Далграад предложил Конраду покинуть компанию, что тот и сделал 8 февраля. Близкий к предпринимателю источник сообщил Bloomberg, что тот сожалеет о своей отставке и уже работает над новым проектом.

Сакс занял должность генерального директора Zenefits. Он запретил распитие алкоголя в офисе и сменил слоган компании. В феврале компания сократила 250 сотрудников и занялась внутренним расследованием, о результатах которого отчиталась правительству. Оценка стартапа упала с $4,5 млрд до $2 млрд. Компания планирует сократить количество этажей в офисе до трёх. Вместо пива сотрудники пьют кофе, а на лестницах нет использованных презервативов, пишет Bloomberg.

С Конрадом всё ещё хочет работать множество компаний, рассказал Bloomberg Ларс Далграад. Предпринимателю удалось построить компанию с годовым доходом в $60 млн за три года. Сотрудники Zenefits говорят, что хотя стартап и пережил падение, уходить с рынка он не собирается.

0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

А уж как их "облизывали". Лучшими в "выпуске" YCombinator'а в 13-м году называли...

1

По сути этот проект просто агрегатор предложений страховых компаний или брокеров. А по факту тоже брокер со всеми вытекающими траблами

1

"Среди недостатков работы с брокерами их клиенты называют тот факт, что брокер может оказаться недоступен, в то время как в Zenefits работает круглосуточная служба поддержки".

Круглосуточный колл-центр?! Ни разу не видел НАСТОЛЬКО прорывной инновации!

0

Разве это где-то назвали прорывной инновацией? Перечитал текст, не нашел

0

А в чем фейл, если компания не обанкротилась и продолжает бабки делать?

0

Карим, в английских источниках писали, что с такими сокращениями стартап статистически вероятно разорится.Общими словами: единорог, пока его накачивают деньгами, может только расти. Если он хоть где-то оступился на этапе роста, то это означает скорый крах. В плане Зенефитс всё, конечно, лучше. Денег зарабатывают много — Сеилзфорс не зарабатывал столько на 4-м году жизни.

К сожалению, не могу вспомнить ссылку, но кто-то крупный — Вайред, Тек Кранч.

0

с ТАКИМИ это с какими? 250 из 1600 не так уж много, учитывая, что набирали до этого без разбору

0

Не было систематизированного подхода в управлении. Творческий хаос и менеджмент не совместимы.

0
Читать все 8 комментариев
IKEA начала сдавать в Токио квартиры в 10 м² за $0,86 в месяц, чтобы показать, что в них тоже можно жить Статьи редакции

Внутри есть мини-спальня, рабочая зона, диван, стиральная машина и другое.

Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

«Как иронично, что фирме в сфере психического здоровья плевать на психическое здоровье собственных работников» Статьи редакции

Сотрудники Spring Health жалуются на соучредительницу Эйприл Го: она запугивает их, увольняет при всех, вынуждает работать по 70 часов в неделю и не нанимает тех, кто спрашивает про переработки. Го объясняет: «Мы носимся как безголовые цыплята, потому что на кону человеческие жизни».

Эйприл Го — на ноябрь 2021 года самая молодая женщина-директор компании с оценкой более $1 млрд Slush
Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

Пользователи пожаловались на недоступность платформы для продажи хендмейд-товаров Etsy Статьи редакции

Они предположили, что Etsy могли заблокировать из-за решения суда, который признал запрещённой одну его страницу.

Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

Разговор PRO: аналитика рекламы

Эксперты компании Registratura, входящей в iConText Group, вместе со своим клиентом «Олант» приняли участие в спецпроекте AdIndex.ru, где поговорили о рекламной аналитике.
Сергей Ерофеев, генеральный директор Registratura, Андрей Сахаров, руководитель отдела продаж Registratura, и Филипп Иванов, директор по интернет-маркетингу и e-commerce «Олант»…

Как обустроить домашнюю студию звукозаписи при скромном бюджете Статьи редакции

Почему сведённый трек нужно проверять на паршивой Bluetooth-колонке, какие плагины выгоднее брать новичку и с каким синтезатором работал Ханс Циммер, создавая саундтрек к «Тёмному рыцарю», — в пересказе Pitchfork.

AudioMunk
null