«Звонки — это всегда не вовремя»

Евангелист Microsoft в России о правильном общении по телефону

Александр Ложечкин, отвечающий в Microsoft за технический «евангелизм» в Центральной и Восточной Европе, в своем блоге на Medium объяснил, почему предпочитает звонкам личное общение или переписку по электронной почте, и рассказал, как правильно говорить по телефону, если избежать этого нельзя.

— Ну что вы, милочка! Откуда же я знаю?.. Я же сама себе не звоню!

Фаина Раневская в ответ на просьбу дать свой номер телефона

Я терпеть не могу разговаривать по телефону. На мой взгляд, это самый плохой способ общения. Он точно хуже личной встречи и общения по почте или с помощью различных мессенджеров. Почему?

Звонки — это всегда не вовремя

Телефонный звонок всегда отвлекает от чего-то более важного. Меня поражает, почему люди отдают звонкам такое предпочтение над личным общением.

Представим себе ситуацию, когда двое о чём-то общаются. Третий человек, если он, конечно, вежлив, вряд ли подойдёт к ним в этот момент и перебьёт, верно? При этом, если у кого-то из собеседников зазвонит телефон, считается абсолютно нормальным прервать разговор, чтобы ответить на звонок. В лучшем случае — чтобы сказать, что перезвонит позже. В чуть менее хорошем — чтобы уточнить, срочный ли вопрос, и, если срочный, неизбежно ввязаться в разговор.

То же самое со встречами. Представьте себе встречу нескольких человек, оживлённое обсуждение. Вряд ли вежливый человек ворвётся в комнату и прервёт встречу, если ему нужен кто-то из участников. Нет, он подождёт, пока встреча закончится. При этом почему-то считается нормой позвонить кому-то из участников встречи, а участникам — отвлечься на такой звонок.

И третий пример. Представьте себе очередь на стойку регистрации в гостинице. Все терпеливо ждут своей очереди, чтобы зарегистрироваться или решить какой-то другой вопрос. Сотрудник отеля помогает всем гостям по очереди — если только кто-то не позвонит ему по телефону. В этом случае нормально бросить гостя и ответить на звонок. В лучшем случае — чтобы попросить подождать, в худшем  — чтобы решить его вопрос немедленно.

Почему мы так часто считаем телефонные звонки более важными, чем даже личное общение? На мой взгляд, это абсолютно неправильно. Поэтому у меня всегда отключены звонки и даже вибрация на телефоне. Я, к счастью, не работаю на атомной станции, от меня не зависят вопросы, время реакции на которые должно измеряться секундами и минутами. Поэтому я не снимаю трубку телефона практически никогда.

А потом — когда у меня есть время, возможность и желание — я просто перезваниваю по списку неотвеченных вызовов, да и то только по знакомым номерам. И даже в этом случае я чаще всего отвечаю СМС с вопросом: «Ты звонил? Что хотел?». Невежливо? Возможно. Но ещё менее вежливо прерывать разговор с человеком, чтобы ответить на звонок.

Впрочем, телефонные звонки мешают не только общению. Если вы делаете что-то, думаете о чём-то, читаете книгу, смотрите фильм — телефонный звонок вырывает вас из контекста. Чтобы потом опять вернуться в контекст, требуется много времени.

Телефонный разговор нигде не сохраняется

Неоспоримое преимущество электронной почты и даже мессенджеров перед звонками: всё, что сказано там , остаётся навсегда, и к записям всегда можно вернуться и освежить разговор в памяти. На личных встречах, как правило, ведутся записи и фиксируются договорённости, которые потом рассылаются всем участникам встречи. С телефонными разговорами такое бывает редко.

На разговоре тяжело сконцентрироваться

Мне вообще тяжело концентрироваться, если поток входящей информации слишком низкий. Мне очень тяжело слушать пустые доклады — их я предпочитаю смотреть в записи на удвоенной скорости. Мне тяжело на встречах, где многие люди говорят, чтобы что-то сказать, а не потому, что им есть, что сказать.

Я предпочитаю книги фильмам. Я предпочитаю звонку личную встречу или письмо. Просто потому, что на встречах и в письмах количество передаваемой на единицу времени информации гораздо больше, чем в телефонном разговоре. На встрече — потому, что к вербальному общению добавляется невербальное. А в письмах — потому, что там концентрация мысли гораздо выше.

Это основные причины, почему я предпочитаю не разговаривать по телефону. Помимо этих причин, есть ещё множество. Есть несколько хороших статей на эту тему:

Наверняка есть и другие. Я очень рад, что всё больше людей понимают, насколько неудобны телефонные звонки. Как быть? На мой взгляд, есть два пути:

  1. Выбирать правильный способ общения, понимая, что звонки — далеко не единственный и далеко не лучший способ.
  2. Если всё же говорить по телефону, то делать это правильно.

Как выбирать правильный способ общения

Все способы общения можно классифицировать по двум осям:

  1. Степень синхронности общения — насколько отложенным может быть ответ или он должен быть дан сразу.
  2. Количество передаваемой информации.

Личная встреча и телефонный разговор — самые синхронные способы, то есть ответ в них следует за вопросом. Электронная почта допускает ответ через несколько часов, а то и дней, чем, к сожалению, некоторые злоупотребляют. Различные мессенджеры (СМС, WhatsApp, Telegram) находятся посередине: ответ может быть сразу, но может и подождать несколько минут, а то и часов.

По оси количества передаваемой информации зависимость сложнее. Вроде бы на первый взгляд очевидно, что больше всего информации передаётся в синхронных способах общения — по телефону и лицом к лицу. Меньше всего —  в мессенджерах и электронной почте. На самом деле, всё очень зависит от усилий, которые вкладываются в коммуникацию.

В общении по телефону и лично люди зачастую используют бессмысленные слова, междометия и в лучшем случае передают эмоции, а не информацию. Это тоже важно, но смысла не заменяет. А вот при текстовом общении можно достичь большой плотности информации — если постараться передать смысл точно и кратко, не полениться переписать письмо, чтобы оно было понятнее.

Да и асинхронность текста здорово в этом помогает. Думаем мы всё равно медленнее, чем говорим и печатаем. Поэтому лучше дать себе возможность спокойно подумать, прежде чем отвечать.

В синхронных способах коммуникации отсутствует ещё и такое неоспоримое достоинство текста, как возможность вовлечь в общение новых участников, просто переслав переписку, или сохранить информацию на долгое время (кто пробовал поискать нужный фрагмент в видеозаписи, стенограмме, или журнале мессенджера — поймёт). Получается, что текст как способ делового общения — самый лучший вариант.

Да, письменное общение требует больших усилий. Нужно подумать, что и как написать, нужно потратить время. Кажется, что гораздо быстрее снять трубку и позвонить, но это ощущение обманчиво: думать всё равно дольше, чем говорить. Поэтому в следующий раз, когда вам захочется ответить на письмо фразой «Давай созвонимся на 10 минут и обсудим» — подумайте, а так ли это надо?

Поэтому выбрать способ общения мне очень просто: всегда, когда можно общаться текстом, стоит общаться текстом. И только если текстом не получается (например, нужно провести мозговой штурм или важно вовлечь в общение эмоции) — можно подумать о других способах. Но делать это правильно.

Как правильно говорить по телефону

1. Звоните только тогда, когда звонок неизбежен. Если можно не звонить и решить вопрос по почте или мессенджеру — лучше сделать это так. А может, лучше вообще встретиться?

2. Договаривайтесь о времени звонка, не звоните неожиданно. Если не рушится Земля и от звонка не зависят жизни людей, лучше заранее договориться о времени. Или хотя бы отправить СМС «Можно тебе позвонить?» и указать, о чём вы хотите поговорить и сколько времени это потребует. Это позволит собеседнику подготовиться и выбрать удобное время разговора. Хотя, уж если отправлять СМС, то не лучше ли в нем и изложить вопрос, чтобы избежать звонка?

3. Переходите сразу к делу. Все вот эти «Как дела» и подобные вопросы стоит задавать, только если вам действительно важно знать, как у человека дела. Лучшее проявление вежливости — не тратить время собеседника попусту. Поэтому будьте кратки.

4. Фиксируйте договорённости. После звонка напишите собеседнику, о чём вы договорились, чтобы разговор не прошёл впустую.

Повторюсь: естественно, речь идёт о рабочем общении. В общении с друзьями и близкими эти правила неприменимы, как и любые другие правила.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Popov

Либо так мастерски прорабатывать заголовки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Школьников

Действительно, ситуация когда вы или сотрудник говорите с человеком или обслуживаете очередь, и раздается звонок - и вы бросаете все, чтобы на него ответить - очень частая.
Если же вы не отвечаете на звонок, то трезвонящий телефон отвлекает и создает неловкость...

Проблема в том, что приоритетность телефонного звонка - это наследие прошлой эпохи, когда:
1) телефон был не у всех, а у избранных, номер звонящего не отображался, поэтому звонящий по телефону - это с большой степенью вероятности - более важный человек, чем тот, с кем вы разговариваете сейчас (кто пришел к вам лично);
2) звонил как правило начальник подчиненному. Если же подчиненный начальнику, но чтобы сообщить чрезвычайно важную вещь, поэтому - см. п.1 . Не отвечать на звонки - это равносильно тому, что вас нет на рабочем месте - допускается, но крайне редко...

Сейчас с этим нужно что-то делать, движуха по изменению культуры и статуса телефонного общения уже начинается...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Возмо. подзаголовок:
"Я социопат и я не люблю людей и общение с ними.
Поэтому я предпочитают тексты, а не встречи или телефонные звонки."

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Klykov

добро пожаловать в клуб мизантропов

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Это не плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ленивый инвестор

угу

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Гец

«Звонки — это всегда не вовремя» - особенно когда не представляют пользы.
Статью можно было и не "размазывать" - и время бы сэкономили и мысль быстрее донесли, хотя и очень спорную)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Preppie

Ждем статьи от Евангелиста MS RF совместно с Малышевой о том, как правильно и, внимание, ВОВРЕМЯ покакать. С эдвайс паками в духе ten reasons to make a poo before go to sleep.

Венчурный капитализм, наши дни, РФ. (детский сад, штаны на лямках, у кого sarcasm check module поломался)

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Полностью согласен с автором!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чернов

Извините, но по большей части бред.
Скажу со стороны продаж.
Письмо лучше всего использовать для фиксации и детализации устно достигнутых договоренностей.
А звонок - это отличнейший способ оперативно обменяться информацией, достичь максимально единого понимания, ускорить решение вопроса.
Звонок дает мощный инструмент - интонацию, которая позволяет расставить акценты в тексте и делает смысл, вкладываемый говорящим более ясным для слушающего (чего очень не хватает, когда имеешь дело с небрежно написанными письмами, коих тьма).
Письмо отнимает больше времени (даже у мастеров эпистолярного жанра).
Письмо оставляет возможность отложить ответ на потом, звонок - нет (или почти нет).
В то же время если человек не умеет структурировать устную беседу и/или устная речь вообще не его, а в письме он хорош (есть такие),очевидно - лучше писать, чем говорить.
Но вопрос тогда не в сравнении эффективности каналов коммуникации...

>>А потом — когда у меня есть время, возможность и желание — я просто перезваниваю по списку неотвеченных вызовов, да и то только по знакомым номерам.

Не, ну если можете себе это позволить, тогда конечно, вы просто выбираете, что вам удобно, а остальные подстраиваются или идут на хутор.
А простые смертные находят компромисс:

>>Выбирать правильный способ общения, понимая, что звонки — далеко не единственный.... способ.

Вот тут двумя руками ЗА! :)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Вот именно из-за продаж, широкого распространения баз данных, 80% всех звонков на "раскрученный" телефон это рекламные предложения.
Секретари не защитят - в базах прописано и имя отчество и должность и последние проекты - так что звонящие все это называют.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Школьников

Скандалы с участием пранкеров - отличная иллюстрация к тезису "верификации собеседника при звонке".
Если вы не политик высшего эшелона или руководитель крупной корпорации, вопрос верификации вообще не стоИт. Уровень тех, кто попытается смошенничать, выдав себя за другого в вашем случае - это нигерийский адвокат...

А что касается "интровертных величеств" - умение аккуратно обходиться с интровертами - один из важнейших признаков, факторов того, что ваша карьера и ваш доход будут по крайней мере, выше среднего...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Arthur Tsilenko
а) По правилам, обращение "Вас", "Ваше" - пишется с заглавной буквы

Дружище, и это – не так, и в остальных предложениях у тебя ошибки родом, похоже, из Тупичка Гоблина.

И, раз уж пошли придирки, дарю тебе тире вместо дефиса: –

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Arthur Tsilenko

От - безграмотных - советы - не принимаем

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Школьников

Я говорил не конкретно о Вас, а о третьем лице)
(при этом я не знаток орфографии и пунктуации, и, возможно, ошибаюсь)

Средний в моем понимании - это то, что статистика называет средним доходом... (понятно, что статистика расходится с реальной жизнью, но в оценке среднего дохода не очень сильно)... Примерно 31,3 тыс.руб/мес грязными...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Домрес

Правило о написании Вы с прописной буквы при вежливом обращении к одному лицу не является строго обязательным и применяется по желанию пишущего. Написание вы со строчной – вовсе не ошибка (и уж тем более не грубая). Обращение на вы само по себе является признаком уважительного отношения к собеседнику.

Ответить
Развернуть ветку
Daniyar Basharov

Что если родственник в беду попал?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Daniyar Basharov

по машину попал. звонит вообще не он.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lozhechkin

Я написал, что это не относится к общению с близкими.

Ответить
Развернуть ветку
Katherina Mohova

"Думаем мы всё равно медленнее, чем говорим и печатаем." - ничоси! Давно ли?

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

А вы думаете почему в Интернете столько херни? Именно потому, что печатают быстрее, чем думают.

Ответить
Развернуть ветку
Katherina Mohova

Антропология, к сожалению, считает иначе.
А в интернете столько херни не потому, что печатают быстрее, чем думают, а потому, что не думают вообще. Или думают, но сознательно выкладывают бред, потому что эмоции/амбиции/желание выделиться куда важнее здравого смысла.

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Ну, если скорость мышления ноль, а скорость набора чуть больше нуля, то мы с вами оба правы :)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Вспомнилось, как не помню уж по какому вопросу переписывался с MS и с каждой новой деталью добавлялось по человеку от них в переписке. Было смешно. Вопрос так и не решился, кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gamezo

Не сочтите за рекламу, но вот есть такое приложение, совмещающее звонок и текст. Матаданные (стикер и текст) помогают принять более осознаное решение о статусе звонка ) https://itunes.apple.com/us/app/incaller-add-texts-stickers/id1094305876?mt=8

Ответить
Развернуть ветку
Revertron

Лучше бы автоответчик придумали, который бы говорил "По рабочим вопросам звоните с 14:00 до 14:30. В иное время я занят".

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда