Максимальное ускорение. Как научиться слушать и понимать аудиотексты в разы быстрее
Можно ли повысить свою продуктивность, сокращая время получения информации за счет ускоренного прослушивания? Если кратко, то можно. Хотите узнать как? Читайте материал и участвуйте в эксперименте.
Исследование проведено Лабораторией функциональной нейрофизиологии Университета 2035.
О способах ускоренного прослушивания, основанных на избыточности языка, различных алгоритмах сжатия аудиотекста, доступных сервисах, а также о том, как мозг адаптируется к восприятию речи в быстром темпе, мы уже рассказывали.
На сегодняшний день имеется достаточно свидетельств, что ускоренное прослушивание можно натренировать. Известны случаи, когда люди понимают информацию на феноменальном уровне сжатия. Часто такая способность наблюдается у незрячих людей.
1000 слов в минуту
Несколько лет назад Евгений Некрасов, программист и студент Дальневосточного федерального университета, в результате несчастного случая потерял зрение. С тех пор, работая с телефоном и компьютером, он использует синтезатор речи, который на большом ускорении зачитывает текст с монитора.
Вот что Евгений рассказывает о своем опыте ускоренного прослушивания:
"После травмы, иных вариантов взаимодействия с компьютером, кроме вывода речи, у меня не было.
Сперва это была обычная скорость человеческого чтения, но постепенно слух привыкал к скорости синтезатора и, чтобы сократить время доставки контента, мне приходилось увеличивать темп речи на протяжении восьми лет.
Сейчас, скорость речи, которую я могу воспринимать, составляет 1000 слов в минуту, это примерно в 6 раз быстрее речи человека.
Работать с такой скоростью при чтении сложных объектов, например, математических или физических формул, достаточно тяжело и, чтобы не потерять смысл, я снижаю на скорость до 600 слов в минуту. Это примерно в два раза быстрее, чем скорость, с которой люди в среднем читают, и в 3-4 раза быстрее темпа речи.
По своей специальности, работая с большим объемом кода, я возвращаюсь к стандартной скорости в 1000 слов в минуту. Это возможно благодаря тому, что материал знаком, и простроены ассоциативные связи, что позволяет быстро ориентироваться в пространстве речи. Вполне достаточно услышать даже короткий кусок, чтобы понять смысл.
Таким образом, ускорение зависит от сложности и узнаваемости материала. Сложнее всего воспринимаются многосимвольные объекты в виде таких /^[^0-9]{2,}$/. Чаще всего подстраивать скорость нужно в зависимости от понятности смысла материала.
Тренировка ускоренного слушания идет непрерывно, это ежедневный процесс. Даже сейчас мне легко повышать скорость синтезатора речи, несмотря на длительность работы в таких условиях.
Самое главное – адаптироваться к произношению синтезатора, научиться различать звуки. При этом на большом ускорении механическая речь воспринимается лучше, чем естественная.
Привычка играет большое значение. На настоящий момент мне не требуется время, чтобы адаптироваться к ускоренному темпу. Я могу в любой момент начать писать код с привычными настройками синтезатора речи. Усталость также не влияет на понимание текста в большом темпе.
За счет переноса навыка ускоренное слушание дает преимущество в других сферах. Мозг адаптируется к восприятию информации и начинает быстрее интерпретировать и обрабатывать поступающие сигналы, поэтому навык работает и в других областях деятельности. Например, я могу воспринимать информацию в два потока: набирать текст на клавиатуре и параллельно разговаривать с кем-то с учетом того, что я не вижу написанное на мониторе и воспринимаю все действия только на слух.
Такое положение вместе с пониманием быстрой речи и ассоциативными связями позволяет очень быстро манипулировать объектами в моем пространстве мышления и максимально быстро принимать рациональные решения".
Как работает ускоренное прослушивание
Лаборатория функциональной нейрофизиологии Университета 2035 решила разобраться, каким образом и до какого предела можно тренировать ускоренное прослушивание.
В рамках исследования сотрудники лаборатории разработали протоколы тренировок по повышению предельного ускорения текста. Предполагалось, что повышение субъективно предельной скорости восприятия текста в будущем облегчит понимание услышанного на менее экстремальном ускорении.
58 участников исследования в течение трех дней проходили получасовые тренировки. Во время каждой фиксировалось ускорение, на котором текст становился непонятным. До начала и после завершения серии тренировок проводилось тестирование на способность понимать и запоминать информацию с разным ускорением.
Результаты исследования подтверждают: ускоренное прослушивание можно тренировать. Предельная скорость, на которой по субъективным ощущениям текст ещё возможно понимать, статистически значимо увеличивался по мере прохождения тренировок. Многие участники к третьему дню достигали ускорения более чем в 3 раза, что составляет около 450 слов в минуту. Максимальное значение, полученное в ходе эксперимента, составило четырехкратное ускорение.
Участники исследования научились не только лучше распознавать звуки речи на большом ускорении, но и понимать услышанное.
Результат проверочного теста на понимание и запоминание ускоренного аудиоматериала так же значимо улучшился после прохождения тренировок. В контрольной группе, участники которой не проходили тренировки (51 человек), повышения балла за тест не наблюдалось (см. график 2).
У нескольких участников в процессе тренировок предельная скорость понимания текста не повышалась. У испытуемых, у которых было улучшение в тренировках, размер эффекта при сравнении результатов первичного и итогового тестов выше. Это значит, что для лучшего результата надо не только практиковать ускоренное слушания, но и расширять границы предельной скорости понимания.
Даже краткосрочная практика ускоренного слушания дает результаты. А длительные тренировки могут оказать значительно больший эффект.
Принять участие в исследовании.