{"id":13970,"url":"\/distributions\/13970\/click?bit=1&hash=91604a90c2650116d868cf1db62d454cb2b1436d305e0040effcaed4203feae5","title":"\u041a\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u0435\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0433\u043e \u0448\u043e\u0444\u0435\u0440\u0430 \u043d\u0430 \u0442\u0440\u0435\u0437\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c? \u0410 \u043d\u0430 \u0440\u0438\u0441\u043a \u0438\u043d\u0444\u0430\u0440\u043a\u0442\u0430? ","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"29370595-d77a-5707-95b9-2f7879cddd4d"}

Максимальное ускорение. Как научиться слушать и понимать аудиотексты в разы быстрее

Можно ли повысить свою продуктивность, сокращая время получения информации за счет ускоренного прослушивания? Если кратко, то можно. Хотите узнать как? Читайте материал и участвуйте в эксперименте.

Исследование проведено Лабораторией функциональной нейрофизиологии Университета 2035.

О способах ускоренного прослушивания, основанных на избыточности языка, различных алгоритмах сжатия аудиотекста, доступных сервисах, а также о том, как мозг адаптируется к восприятию речи в быстром темпе, мы уже рассказывали.

На сегодняшний день имеется достаточно свидетельств, что ускоренное прослушивание можно натренировать. Известны случаи, когда люди понимают информацию на феноменальном уровне сжатия. Часто такая способность наблюдается у незрячих людей.

1000 слов в минуту

Несколько лет назад Евгений Некрасов, программист и студент Дальневосточного федерального университета, в результате несчастного случая потерял зрение. С тех пор, работая с телефоном и компьютером, он использует синтезатор речи, который на большом ускорении зачитывает текст с монитора.

Вот что Евгений рассказывает о своем опыте ускоренного прослушивания:

"После травмы, иных вариантов взаимодействия с компьютером, кроме вывода речи, у меня не было.

Сперва это была обычная скорость человеческого чтения, но постепенно слух привыкал к скорости синтезатора и, чтобы сократить время доставки контента, мне приходилось увеличивать темп речи на протяжении восьми лет.

Сейчас, скорость речи, которую я могу воспринимать, составляет 1000 слов в минуту, это примерно в 6 раз быстрее речи человека.

Работать с такой скоростью при чтении сложных объектов, например, математических или физических формул, достаточно тяжело и, чтобы не потерять смысл, я снижаю на скорость до 600 слов в минуту. Это примерно в два раза быстрее, чем скорость, с которой люди в среднем читают, и в 3-4 раза быстрее темпа речи.

По своей специальности, работая с большим объемом кода, я возвращаюсь к стандартной скорости в 1000 слов в минуту. Это возможно благодаря тому, что материал знаком, и простроены ассоциативные связи, что позволяет быстро ориентироваться в пространстве речи. Вполне достаточно услышать даже короткий кусок, чтобы понять смысл.

Таким образом, ускорение зависит от сложности и узнаваемости материала. Сложнее всего воспринимаются многосимвольные объекты в виде таких /^[^0-9]{2,}$/. Чаще всего подстраивать скорость нужно в зависимости от понятности смысла материала.

Тренировка ускоренного слушания идет непрерывно, это ежедневный процесс. Даже сейчас мне легко повышать скорость синтезатора речи, несмотря на длительность работы в таких условиях.

Самое главное – адаптироваться к произношению синтезатора, научиться различать звуки. При этом на большом ускорении механическая речь воспринимается лучше, чем естественная.

Привычка играет большое значение. На настоящий момент мне не требуется время, чтобы адаптироваться к ускоренному темпу. Я могу в любой момент начать писать код с привычными настройками синтезатора речи. Усталость также не влияет на понимание текста в большом темпе.

За счет переноса навыка ускоренное слушание дает преимущество в других сферах. Мозг адаптируется к восприятию информации и начинает быстрее интерпретировать и обрабатывать поступающие сигналы, поэтому навык работает и в других областях деятельности. Например, я могу воспринимать информацию в два потока: набирать текст на клавиатуре и параллельно разговаривать с кем-то с учетом того, что я не вижу написанное на мониторе и воспринимаю все действия только на слух.

Такое положение вместе с пониманием быстрой речи и ассоциативными связями позволяет очень быстро манипулировать объектами в моем пространстве мышления и максимально быстро принимать рациональные решения".

Как работает ускоренное прослушивание

Лаборатория функциональной нейрофизиологии Университета 2035 решила разобраться, каким образом и до какого предела можно тренировать ускоренное прослушивание.

В рамках исследования сотрудники лаборатории разработали протоколы тренировок по повышению предельного ускорения текста. Предполагалось, что повышение субъективно предельной скорости восприятия текста в будущем облегчит понимание услышанного на менее экстремальном ускорении.

58 участников исследования в течение трех дней проходили получасовые тренировки. Во время каждой фиксировалось ускорение, на котором текст становился непонятным. До начала и после завершения серии тренировок проводилось тестирование на способность понимать и запоминать информацию с разным ускорением.

Результаты исследования подтверждают: ускоренное прослушивание можно тренировать. Предельная скорость, на которой по субъективным ощущениям текст ещё возможно понимать, статистически значимо увеличивался по мере прохождения тренировок. Многие участники к третьему дню достигали ускорения более чем в 3 раза, что составляет около 450 слов в минуту. Максимальное значение, полученное в ходе эксперимента, составило четырехкратное ускорение.

Дмитрий Репин, руководитель Лаборатории функциональной нейрофизиологии, Университет 2035

Участники исследования научились не только лучше распознавать звуки речи на большом ускорении, но и понимать услышанное.

Результат проверочного теста на понимание и запоминание ускоренного аудиоматериала так же значимо улучшился после прохождения тренировок. В контрольной группе, участники которой не проходили тренировки (51 человек), повышения балла за тест не наблюдалось (см. график 2).

У нескольких участников в процессе тренировок предельная скорость понимания текста не повышалась. У испытуемых, у которых было улучшение в тренировках, размер эффекта при сравнении результатов первичного и итогового тестов выше. Это значит, что для лучшего результата надо не только практиковать ускоренное слушания, но и расширять границы предельной скорости понимания.

Даже краткосрочная практика ускоренного слушания дает результаты. А длительные тренировки могут оказать значительно больший эффект.

Принять участие в исследовании.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null