Оффтоп Лена Очкова
4 046

Кейс из России: продвижение игрового бота Slotobot в Telegram

Создатели эмоджи-слота Slotobot для Telegram Роман Ди и Артем Чайку рассказали vc.ru, какие каналы они использовали для продвижения своего бота. За два месяца после запуска им удалось получить почти 4000 установок и около 300 ежедневно активных пользователей.

Дисклеймер: все указанные в тексте способы продвижения бесплатны, если не указано иное. Бот не приносит прибыли (почему это так — тема для отдельной статьи), так что эффективность каналов оценивается только с точки зрения привлеченных пользователей, а не, например, ARPPU.

Для начала — немного о продукте. Пару лет назад в порядке бреда нам пришла идея сделать текстовую слот-машину в Twitter. В начале этого года мы о ней вспомнили и реализовали на платформе Telegram-ботов.

Бот эмулирует классическую слот-машину: поле символов (результат спина) размером 5⨉3, при выпадении определенных комбинаций пользователь получает выигрыш. Игра ведется на демо-деньги. Первоначально дается 750 монет, а затем бонусы в 100 монет каждые шесть часов. Можно покупать их за реальные деньги или получать бонусы за приведенных друзей.

Аналитика

Для отслеживания метрик продукта мы сразу прикрутили в бота аналитику от Botan.io. Это обертка для «Яндекс AppMetrica» — соответственно, вся работа происходит в их интерфейсе. Несмотря на то, что она не дает полной картины, польза от нее ощутимая.

Например, она не отслеживает источники напрямую, считая весь трафик органикой. Это ограничение можно обойти через вкладку Events. В ссылке на бота в различных каналах мы добавляем параметр ?start=%TRACKER% (как, например, в лиде этой статьи). Параметр отслеживается метрикой. Например, на скриншоте ниже выделены переходы по реферальной ссылке одного из пользователей.

Недостающие данные мы получаем с помощью своих внутренних инструментов. В первую очередь это консольные скрипты: мы решили не тратить ресурсы на GUI-админку, так как на текущем этапе достаточно работы с серверной консолью.

Перед релизом

Еще до релиза мы задумались: как вообще продвигать бота в Telegram? Ни у кого не было опыта в этом, Google тоже не помог. Пришли к следующим вариантам:

  • закупка мобильной баннерной рекламы;
  • размещение постов в тематических сообществах (казино, Telegram-боты);
  • закупка рекламы в других ботах;
  • регистрация в каталогах ботов.

Релиз

Релиз состоялся 25 марта этого года, тогда же мы разместили бота на Storebot.me — крупнейшем каталоге Telegram-ботов. Ресурс неофициальный, но у самого Telegram пока нет магазина, и Storebot его вполне успешно заменяет. Проблема в том, что переходы из Storebot не отслеживаются никак. Мы предложили разработчикам добавить трекинг-ключ ?start=storebot, они обещали добавить.

На следующий день мы написали администрации нескольких тематических групп во «ВКонтакте» с предложением разместить новость о боте. Получили следующие результаты:

  • Три группы проигнорировали сообщение.
  • Telegram News предложили платное размещение за 2000 рублей, мы отказались.
  • «Новости о Telegram» ответили, что предложение им неинтересно.
  • «Боты и каналы Telegram» бесплатно разместили новость, и мы за двое суток получили первые 150 регистраций.

Дальнейшее продвижение

За следующий месяц мы опробовали следующие каналы:

  • Регистрация бота в магазине Botfamily. Результат — из-за ошибки в логике магазина бот добавился только спустя месяц.
  • Упоминание у «пятитысячника» в Facebook. Результат — пять пользователей.
  • Размещение рекламного баннера на iPhonesms.ru. Результат — три пользователя за два месяца.
  • Размещение новостей на порталах о казино Smartazart.com и Casinokbs.net. Результат отследить нельзя: по условиям размещения в тексте не должно было быть ссылок;
  • Добавление в каталоги ботов Telegram-club.ru и Telegrambots.info. Результат также нельзя отследить, так как каталоги не передают реферальных ключей;
  • Добавление в бота реферальной системы и бонуса за приведенных друзей. Результат — на данный момент примерно 17% пользователей пришло по приглашениям.
  • Email-рассылка: ребята, которые делают игровой веб-проект схожей тематики, предложили разослаться по их базе. Результат — отправлено 27 тысяч писем, получено 677 переходов (2,5%). Конверсия в игровую сессию (первый спин) составила 1,02% (279 пользователей, у 80 из них сессия длилась более 5 минут). DAU увеличился с 60 до 100 человек.

Как нас нашел венчурный инвестор

В начале мая был интересный кейс. Мы создали страницу бота в Facebook. Один из пользователей увидел ее и разместил ссылку в группе Gambling Marketing. Там ее, судя по всему, обнаружил Евгений Гордеев из Russian Ventures. Бот ему так понравился, что он сделал несколько записей о нем на своей странице (раз, два, три, четыре, пять). Публикации были с реферальной ссылкой, что принесло Евгению много внутриигровой валюты, а нам — порядка 800 регистраций.

В группе «Код Дурова» (она, вероятно, как-то связана с Гордеевым) во «ВКонтакте» была размещена запись с той же реферальной ссылкой. При этом по ссылке Евгения зарегистрировалось 290 человек — остальные регистрации, очевидно, были «эхом».

Англоязычная аудитория

В конце апреля мы добавили в бота английский язык. К сожалению, крупных англоязычных ресурсов, посвященных ботам, не так много, и на наши запросы о размещении новости откликнулись только Bots for Telegram. Они зафичерили нас в своем канале Bots Channel (около 5000 пользователей).

Сообщение просмотрели все 5000 человек, зарегистрировалось 250 из них (5%). Сейчас играют 970 англоязычных пользователей (около 25%).

Платная реклама

Через два месяца после релиза мы решили-таки купить немного рекламы. Для этого выбрали русскоязычные Telegram-каналы Historygram Russia (на канале размещают исторические фотографии с краткими комментариями, аудитория — 1200 человек) и LifeHack (более развлекательная тематика, аудитория — 4200 человек).

В Historygram вышло две записи, во вторник и среду. Мы получили 14 и 12 регистраций соответственно. Стоимость каждого из постов — 100 рублей. Конверсия — 2,1%.

В LifeHack мы купили одну запись за 200 рублей и получили от нее 62 регистрации. Конверсия — 1,4%. Ниже, чем у Historygram, но стоимость регистрации вышла меньше.

Фичеринг в Storebot

Кейс ниже не наш, но мы решили его упомянуть как очень показательный. Когда @PokerBot добавили просьбу оценить бота в магазине, пользователи стали активно ставить оценки.

В результате бот поднялся в топ Storebot на главной и получил огромное число регистраций. Скриншот из презентации разработчиков:

Выводы

Наиболее качественный трафик, естественно, приходит из Telegram, связанных с ним сообществ и магазина. Если у вас есть каналы в Telegram, используйте их смело. У людей установлен клиент, и им не надо переключаться на новую для них платформу.

Бесплатное продвижение может быть достаточно эффективным, но, с другой стороны, медленным.

Реферальная система работает. Скорее всего, будет работать и кросс-промо с другими ботами, но мы еще не тестировали этот канал.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 33, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 15820, "is_wide": true }
{ "id": 15820, "author_id": 32927, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/15820\/get","add":"\/comments\/15820\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/15820"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

33 комментария 33 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Самое странное для меня а этом боте было то, что кнопка "Закинуть денег" есть, а кнопки "Забрать выигрыш" - нет. Поэтому я быстро переквалифицировал бота из развлекательных в мошеннические и удалил. Немного это странно.

Ответить
0

Во-первых, игра ведется на демо-деньги, а не на реальные. Каждые шесть часов мы даем 100 монет — предлагаете позволить их выводить?
И еще вопрос: игры, позволяющие покупать внутриигровую валюту (как у нас), вы тоже считаете мошенническими? Из Candy Crush, например, вывести золотые слитки тоже нельзя.

Ответить
0

Во-первых, очевидно, что подаренное и выигранное можно разделять и давать выводить только выигранное или ещё как-то - это не суть комментария и совершенно не проблема, но разговор не об этом (я не уверен, что это законно, на самом деле, было бы интересно узнать).

Во-вторых, я совершенно прекрасно понимаю, что это виртуальная валюта и все такое, но ощущается, лично для меня, это как-то странно. Однорукий бандит воспринимается как часть казино, в этом казино я могу только потратить деньги и все - это не классное казино.

И ещё раз, я не говорю, что вы мошенники или что то в этом роде, просто описываю ощущение, которое могло появиться не только у меня, что могло повлиять на вовлечённость и все такое.

С удовольствием послежу за успехами и следующими статьями.

Ответить
1

Если позволить выводить выигрыш, то есть, сделать игру на реальные деньги — получится настоящее казино, что не является законным в нашей стране.

Про ощущение мошенничества понял, спасибо.

Ответить
0

При этом не стесняетесь предлагать __пополнить__ виртуальный баланс реальными деньгами :)

Ответить
0

Да, вот такие мы ужасные, предлагаем людям купить внутриигровую валюту. Прочитайте про Candy Crush выше :)

Ответить
0

Да просто радуют такие двойные стандарты: "Нет, выводить нельзя, это же незаконно. А вносить можно, другие же так делают!"

Ответить
0

Напишите своего бота, сделайте иначе, расскажите о нем остальным. В чем проблема:)

Ответить
0

А проблемы никакой нет. Все мои боты, пусть даже они не сверхпопулярные (хотя я считаю 6к основных действий в день __достаточным__ для меня числом), без рекламы и мусора, то же касается и канала(-ов).

Ваш посыл "сперва добейся" тут не канает, увы. Просто кому-то нравится "барыжить", а кто-то против этого, вот и всё.

Ответить
1

Сделал новость в своём канале.
Вы не писали нам?
telegram.me/about_telegram/459

Ответить
0

Нет, вероятно, пропустили вас в поисковой выдаче vk. Но — будем благодарны, если разместите информацию о нас.

Ответить

Комментарий удален

0

Вообще неплохо. Без обид, но блин, цифры так себе) Тут немного саморекламы сейчас, но мой бот за полтора месяца набрал 4900 пользователей и тоже без рекламы)

И у вас после первого дня Retention чуть больше 20%, а у меня через 3 дня 50-55%(Если кому интересно, могу показать скрины)

Но как коллега по продукту скажу - бот крутой, хоть мне такая тематика и не интересна)

Ответить
1

Спасибо. Думаю, дело в том, что LT в игре меньше, чем в контентном приложении. У игры контент не обновляется та часто :)

Ответить
1

Да, согласен, напрямую сравнивать метрики этих двух ботов не очень логично.

Ответить
0

Лучше сразу доказательства закинуть)

Ссылка на бот - telegram.me/getbestapp_bot

Ответить
1

Юра, какие события вы отправляете в ботан? Очень похоже, что отправка пользователю сообщения тоже туда добавляется. Тогда не удивительно, что у вас 50% ретеншн. В вагенр бота нет никакого смысла возвращаться. Там всего пара команд. Получаешь оповещение - переходишь по ссылке. Все.

Ответить
2

Да, мне стоит все внимательно пересмотреть, возможно, цифры действительно не настолько позитивные...

Ответить
0

Спасибо

Ответить
–2

Насколько я знаю, ботан не трекает исходящие от бота сообщения.

Ответить
1

Ботан трекает то, что ему передают.

Ответить
0

Поправка. Сейчас обратил внимание, что вы сокращаете ссылки, так что переход по ним в ботане тоже логируется как событие... Это может объяснить ваш процент возврата, но даже в такое кол-во переходов не очень верится...

Ответить
0

До сих пор помню свой номер ICQ наизусть, хотя уже лет 10 не пользуюсь им

P.S. Там же еще остались старые номера?

Ответить
0

Упс, заблудился :)

Ответить
0

Мы использовали примерно те же каналы ирезультаты схожи.
Мой проект Многопользовательская онлай игра Пиранья
http://telegram.me/Piranyabot или поиском @PiranyaBot

Ответить
0

В описании бота авторы нагло обманывают называя его "первым слотом в телеграм", летом 2015 я уже видел очень похожего бота, причем в некоторых местах очень даже:)

Ответить
–1

Хорошо, а как бота можно монетизировать-то? Пока это не более чем забава.

Ответить
0

Ну вот, пришли барыги и всё сразу испортили. Что, разве обязательно "рубить бабло"?

Ответить
0

А как иначе? Я конечно рад, что вы все еще ходите с розовыми очками, но поверьте, если нельзя будет заработать (а не "рубить бабло"), то вся эта движуха очень быстро закончится.

А такие инфантильные мысли, типа все будет держаться на крепком энтузиазме, пора давно отбросить. Ну если вы конечно не питаетесь энергией солнца, не пьете росу и прочее.

Ответить
0

Блин, я совсем забыл, что если человек пишет ботов или ведет каналы, то он больше ничем не занимается. Конечно, никому ж в голову не придет сделать это своим хобби :)

А так да, паразитировать на бесплатной технологической платформе все горазды. Не, ну а чо. Открыл канал про историю, а там каждый пятый пост - реклама эротики, казино или "смишнявок". Зато копеечка! Тьфу, противно аж.

Ответить
0

Когда научимся это делать, я напишу еще статью.

Ответить
–1

Начинайте уже думать :)

Ответить
0

Все уже обдумано, дело за проверкой гипотез :)

Ответить
0

Роман, может по моей рефке будете гипотезу проверять? ;)
Или у вас не такие гипотезы? :)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления