5 советов основателю проекта от директора по развитию сервиса «Планфикс» Дмитрия Гончаренко Статьи редакции

Директор по развитию сервиса управления совместной работой «Планфикс» Дмитрий Гончаренко составил для vc.ru список из пяти советов для начинающих предпринимателей. Гончаренко рассказал, почему важно слушать несостоявшихся клиентов и почему не стоит строить бизнес внутри чужой платформы.

Наверное, мои советы могут показаться не очень позитивными — в основном потому, что каждый из них содержит «не». Но все они продиктованы личным опытом, и даже если где-то проскользнет банальность — это банальность, проверенная на собственной шкуре, и от этого воспринимаемая очень и очень близко к сердцу.

1. Не отмахивайтесь от того, что говорят вам несостоявшиеся клиенты

Внешне этот совет похож на распространенный «Слушайте своих клиентов», но на самом деле это о другом. Расскажу на примере.

В самом начале нулевых у меня появилась отличная идея: есть множество иностранных компаний, которые наверняка хотят продавать свою продукцию в России — нужно использовать это и предлагать им сделать сайт на русском, чтобы клиенты могли находить такие организации и узнавать про их товары. Компаний миллион — сделаем миллион сайтов и обогатимся.

Мы запустили сайт для этой услуги (лендинг, как сказали бы сейчас) и начали спамить фирмы, адреса которых парсили с сайтов торгово-промышленных палат и других источников. Западные компании откликались очень вяло, а вот азиатские были активны. Но вместо того, чтобы заказывать у нас сайты, все они отвечали что-то вроде: «Спасибо, сайт нам пока не нужен, но мы ищем партнеров, через которых могли бы продавать нашу продукцию в Россию. Вот что мы производим, вот почему это круто, давайте вы будете продавать наш товар и зарабатывать на этом вот такие комиссионные». Мы пытались убедить их, что сайт это очень важно, но безуспешно.

Наш проект так и не выстрелил — русскоязычные сайты действительно оказались никому не нужны. А вот Alibaba.com появился примерно в то же время и достаточно быстро стал тем самым партнером по продаже товаров за комиссионные, о котором нам твердили наши несостоявшиеся клиенты.

2. Если ваша идея укладывается в формулу «[Название известного продукта] для [Название рынка или целевой аудитории]» — не тратьте на неё время

«Uber для собачников», «Google для нумизматов», «Telegram для банков» — вот это всё. Такую идею легко сгенерировать и ещё проще повторить. Вы не заработаете на этом ощутимых денег, а опыт лучше нарабатывать на уникальных проектах, которые требуют решения неординарных задач.

Это банально, но всё равно скажу, потому что это действительно важно: не бойтесь ставить перед собой масштабные задачи. Время дороже, чем вам кажется, и не стоит тратить его на мелочи. К тому же действительно новую и грандиозную идею «продать» зачастую легче, чем очередную CRM для риэлторов.

3. Не стройте свой бизнес внутри чужой платформы

Если ваш проект целиком представляет из себя приложение внутри соцсети, бот для мессенджера и тому подобное, то в какой-то момент вы обязательно упрётесь в ограничения платформы — ваши пользователи будут нуждаться в функциональности, который платформа по тем или иным причинам не собирается реализовывать.

К тому же над вами постоянно будет висеть дамоклов меч изменения политики платформы. «Одноклассники» фактически убили один из наших проектов, который исправно приносил прибыль, запретив freemium-модель для этого вида активности и оставив только платное предоставление услуг. Мотивировалось это изменение заботой о повышении дохода разработчиков, но фактически в течение года наш доход упал на два порядка.

Отдельно скажу про использование недокументированных или напрямую запрещенных платформой методов — не трогайте их. Даже если вам кажется, что очень просто перехватывать и отправлять сообщения по незащищенному протоколу, парсить информацию, в открытую размещенную на страницах соцсети, или встраивать свои элементы в страницы чужого сервиса. Работать это будет криво, с вами будут бороться разными способами, а в самом худшем случае пострадаете даже не вы, а ваши клиенты, учётные записи которых заблокируют. Успешного бизнеса вам на этом точно не построить.

4. Вам не обязательно делать «стартап»

Я не зря беру «стартап» в кавычки — обычно этот термин напрямую связывают с определённым типом финансирования, от посевных инвестиций к IPO через цепочку инвестиционных раундов. А также с размытием долей, падением интереса к собственному детищу, новыми людьми в руководстве и расставанием с основателями.

На самом деле, это только один из возможных вариантов, с понятными плюсами и минусами. Но им ваш выбор не ограничен — вы можете сразу нацелиться на построение бизнеса, который будет генерировать прибыль для вас, а не красивые цифры роста пользовательской базы для привлечения инвесторов следующего раунда.

Этот путь в чём-то сложнее (нужно сразу рассчитывать на свои силы, а не на миллионы инвестора), но интереснее и живее, что ли. Предприниматель, который рассчитывает только на себя, действует особым образом. Он вынужден находиться ближе к клиентам не потому, что прочитал об этом в книжках, а потому, что каждый из них ему дорог в буквальном смысле этого слова. Он лучше понимает их нужды и строит свой продукт, более тонко и точно повторяя «рельефы» ожиданий пользователей.

В итоге продукт получается более качественным, он постоянно находится в проверке боем (будут или не будут платить за него клиенты), поэтому растёт сильным и здоровым. К тому же его любят клиенты, а это очень важно — понимать, что ты делаешь для людей что-то действительно хорошее и полезное, за что они с удовольствием платят тебе деньги.

5. Не слушайте советов

Да, и моих тоже. Люди склонны видеть закономерности в хаосе (не только люди, на самом деле). Если человек чего-то добился, он очень часто оказывается не в состоянии разделить реальные причины и случайные события, которые имели место в его жизни в это же время. Отсюда множество советов, которые не дают гарантированного результата — от «обязательно используйте рассылки» до «слушайте рэйв» и «занимайтесь йогой». Наверняка вы и сами это замечали — в том числе, по наличию прямо противоположных рекомендаций от разных успешных людей.

При этом даже те, кто смог отделить личные пристрастия от случайных факторов и выделить какие-то реально сработавшие штуки, часто попадают в ловушку недооценки уникальности каждой конкретной личности.

Например, человек с высоким уровнем эмпатии советует вам становиться на место клиента и делать всё так, чтобы тот был счастлив. Но для человека с низким от природы уровнем эмпатии этот совет так же полезен, как уроки живописи для слепого. Если вы сами автоматически не становитесь на место клиента и вам искренне не хочется сделать его счастливым — этому невозможно научиться. И тем более невозможно научить этому ваших сотрудников.

Именно по этой причине нас окружают натянутые улыбки и отрепетированные речевые модули. И лишь иногда встречаются люди, которые могут сделать нас счастливыми — причём совсем не потому, что им это кто-то посоветовал.

Поэтому к любым советам нужно относиться скептически — и уж точно не стоит думать, что есть некий набор «правильных» действий, которые вы должны совершить для того, чтобы ваш проект стал успешным.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u0430\u043c","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0431\u044b\u0432\u0430\u043b\u044b\u0445","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b","\u043f\u044f\u0442\u044c_\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u043e\u0432_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0443","\u043f\u044f\u0442\u044c_\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u043e\u0432_\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044e_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430","\u043f\u044f\u0442\u044c_\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u043e\u0432","\u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u044b\u0435_\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b","\u043f\u043b\u0430\u043d\u0444\u0438\u043a\u0441","\u0434\u043c\u0438\u0442\u0440\u0438\u0439_\u0433\u043e\u043d\u0447\u0430\u0440\u0435\u043d\u043a\u043e"], "comments": 8, "likes": 11, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 16014, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 06 Jun 2016 10:16:39 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Это по собственному опыту и наблюдениям. Не стоит забывать про Совет №5, так что будет интересно увидеть успешные примеры таких продуктов (не из книжных, а из жизни).

После этого обсудим, могли ли они добиться успеха на широком, а не нишевом рынке.

3

Вполне здравые рекомендации. Согласен по поводу, что делать бизнес сразу генерирующий прибыль куда интереснее, чем искать и вливать инвестиции.

0

Дмитрий, хорошая статья, с удовольствием прочитал. Спасибо, что поделился.

0

Все по делу. Спасибо за статью.

0

Спасибо. Познавательно и полезно )))

0

Читаю журнал давно - автору статьи респект - редко что-то разумное слышал.

0

1-ый и 5-ый советы немного противоречат друг другу. Предложение стать партнером в России - это, вроде, совет

–1

пам парарам

0
Читать все 8 комментариев
Почему «без ТЗ результат ХЗ». Разбираем на примере CRM-систем

К нам пришел клиент, который уже пробовал внедрять CRM-систему, и принес наработки предыдущих интеграторов. У него была вроде бы работающая система, но никто ей не пользовался. В статье разберемся, почему так получается, и как делать так, чтобы такого не было.

Пример нотации согласовательного уровня Библиотека примеров BPMN
«Сбер» научил свой ИИ-сервис определять возможные признаки рака на ранних стадиях по снимкам лёгких Статьи редакции

Это может помочь врачам при диагностике заболевания.

«Яндекс.Маркет»: в моем заказе вместо наушников оказалась бутылка из-под водки

Я давно хотела беспроводные наушники и наконец заказала себе Apple AirPods. Оформила заказ 15.10.2021 через Яндекс.Маркет в магазине Superbia.ru

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Бизнес на опечатках: в 50-х секретарше надоело ошибаться в документах, она взбила краску в блендере и создала корректор Статьи редакции

Бетт Несмит Грэм хотела сохранить в тайне изобретение, но о нём узнали коллеги, и она стала продавать им по 100 флаконов в месяц. О создании первых партий корректора в гараже, продажах на миллионы долларов и борьбу за управление собственной компанией — в пересказе The Hustle.

Машинистки в 1950-х. За печатной машинкой работала и сама Грэм, которая создала корректор, чтобы исправлять ошибки CNBC
ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Главные новости недели: Apple MacBook Pro, новое название Facebook, запрет Samsung Pay

Говорим о главных новостях недели в подкасте Telegram-канала ForGeeks. Сегодня в гостях Павел Беседин, ведущий на Европе Плюс и гик. Мы обсудили, почему новые MacBook Pro такие крутые, зачем Facebook решил поменять название, запретят ли в России Samsung Pay и когда уже выпустят Cyberpunk 2077 для PlayStation 5. Слушайте, читайте и подписывайтесь.

Что сделать с таргетированной рекламой, чтобы получать больше охвата и конверсий. Часть вторая

Инсайты с конференции AdTalks Target

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

Travers – поиск инструкторов по активным видам спорта

Мы сделали второе приложение, раскатили сервис на всю Россию и изменили бизнес-модель. Многое благодаря пользователям vc.ru!

null