Офтоп
Редакция vc.ru

«В Швеции сотрудник во время совещания может пойти на обед»

Сотрудники ИТ-компаний о стажировках в Европе и США

Шесть сотрудников ИТ-компаний рассказали vc.ru о своем опыте стажировок за границей, сравнили менталитет российских и иностранных коллег и подход к организации работы.

Егор Тафланидиархитектор компании по разработке мобильных решений для бизнеса Redmadrobot

Когда работаешь за рубежом, сталкиваешься с мелкими и не очень особенностями процесса разработки программного обеспечения. Общее впечатление от работы в Стокгольме — все невероятно размеренно. Проект, который мы в Redmadrobot выпустили бы дней за 30, там тянулся более восьми месяцев.

Этот проект — система для финских электриков-фрилансеров, которая по своей функциональности походила на приложения для вызова такси с системой рейтингов. Вольнонаемные работники принимают на свои iPhone вызовы от домохозяек, а те оценивают качество оказанной услуги.

Разработка, как я уже сказал, может тянуться месяцами, но не из-за того, что менеджмент плохой или команда непрофессиональная — просто там такой ритм работы. Шведы работают очень размеренно и строго по графику. В 8:00 начало рабочего дня, в 17:00 — окончание. Во время совещания сотрудник может посмотреть на часы, и, если на них окажется 13:00, то он просто встанет и скажет: «Я пошел на обед». Важная встреча, созвон в Skype с офисом в другой стране — все это не играет никакой роли. Обед важнее.

У людей тоже свои особенности. Когда идея уже есть, шведы отлично ее развивают, крутят-дополняют-полируют. Но с самим генерированием идей есть проблемы. Например, на совещании обсуждается небольшая интерфейсная проблема, над которой напряженно размышляет вся команда. И тут ты предлагаешь: «Да там же нужно кружочек поставить на кнопку, и пользователю все будет понятно». И все сразу же включаются: «Да, действительно! А что, если к этому кружочку линию сделать яркого цвета и заштриховочку? А при нажатии пусть он становится прозрачным».

При этом ребята временами настолько увлекаются процессом, что их буквально не остановить. Важно это отслеживать и вовремя жать на тормоза. Они могут придумать, например, какие-нибудь кнопки оттенка «вырви глаз», сделать прототип с ними и только спустя очень продолжительное время понять, что оттенок не очень-то хорош.

Если есть время проверить жизнеспособность сразу нескольких идей, пусть даже некоторые из них изначально сомнительные — почему бы это не сделать? Для них это не проблема, а просто рабочий подход, который сродни их неторопливости. Ты как специалист из СНГ весь на иголках: тебе хочется побыстрее выпустить продукт, дойти до результата. Это у тебя в крови. У шведов же такого нет: экономия времени не является для них первостепенным приоритетом.

Возьмем типичную для российского рынка ситуацию. Аналитика систем заказчика еще не закончена, но проект уходит в продакшн, потому что клиенту надо «вчера». Команда творит чудеса, чтобы успеть в срок, а потом все посыпают голову пеплом: как же так, сервер не выдерживает нагрузки. В Швеции такая ситуация невозможна. Там очень комфортные условия, когда на всех этапах проекта есть время, чтобы сделать его качественно. Размеренность, структурность и последовательный подход к процессу разработки — полезный опыт, который я вынес из работы в Швеции и успешно применяю в России (с некоторыми поправками на здешний быстрый ритм, конечно).

Есть еще одна характерная черта — монолитное ИТ-коммьюнити, где все друг друга знают. Небольшой фирме, которая решила сделать приложение, достаточно знать одного айтишника, чтобы подобрать себе хорошую команду на проект. С одной стороны, ты всегда знаешь, куда можешь обратиться за ИТ-услугами. А с другой, тебе не так-то просто попасть на рынок, если хочешь организовать ИТ-контору.

Владимир Княжицкийгенеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России

Я проходил обучение по сетевым технологиям в Великобритании, состоялось пять поездок протяженностью в месяц каждая. Особых секретов, как попасть на обучение, нет — необходимо было всего лишь оплатить курс. Я участвовал в полностью коммерческом проекте, где каждый участник платит за себя, хотя полагаю, что аналогичные возможности есть в рамках студенческого обмена или каких-то программ повышения квалификации.

Возможность погружения в знания вдалеке от дома и работы, от бытовых проблем, конечно, очень эффективна. Формально весь учебный материал можно было бы получить дистанционно — даже дома, лежа на диване. Но эффективность обучения в таком случае была бы в разы меньше, и оно заняло бы больше времени.

Интересно столкнуться с другим менталитетом. Хотя все люди очень похожи, есть национальные отличия, которые заставляют по-другому взглянуть на рабочие ситуации.

Приведу один пример. После окончания рабочего времени (а это 17 часов) делать было нечего, и я однажды остался в аудитории. Соотечественников не было, каждый день пить пиво в интернациональной компании для меня было слишком серьезным испытанием, и мне захотелось побыть одному. Руководитель разрешил мне остаться и заниматься своими делами. Интернет был быстрый, за окном смеркалось. Я читал новости, размещал фотографии.

В коридоре уже стало совсем темно, и вдруг, примерно в 18:30, ко мне из темноты, аккуратно прижимаясь к стене, приставным шагом, держа фонарик наперевес, вползает охранник с хриплым криком по-английски «Кто здесь?». Судя по виду, он был явно чем-то напуган. Мне же бояться нечего, я ответил, что вот, задержался по работе. Мол, задач много, не успел, доделываю.

Охранник смерил меня пронзительным взглядом, успокоился и сказал, что пора уходить: у них не принято после 18:00 находиться в офисе. Я послушно встал, и мы пошли по пустым темным коридорам. Чтобы скрасить наш тихий и долгий путь, я завязал разговор:

— А как же так, никто не работает после 18:00? Разве может такое быть? А если человек что-то не успел сделать, или срочный проект, или аврал. В организации, где более 1000 человек, не бывает, что кто-то остается после работы?

— Нет, такого быть не может! — отрезал он.

— Ну почему? (спросил я с интонацией Крокодила Гены в исполнении Василия Ливанова).

— Очевидно, Ватсон! (последнее слово он не произнес, но оно следовало из контекста). Если сотрудник за рабочий день не справляется с поставленными задачами, то он плохо выполняет свои функции, и его надо уволить. А если он работает хорошо, но не справляется с задачами, потому что у него их слишком много, то надо уволить его руководителя, который плохо планирует загрузку своих подчиненных.

Дальше мы шли молча.

Николай ФилимоновСпециалист по развитию бизнеса DataArt

В конце третьего курса решил постажироваться пару месяцев в любой стране Евросоюза. Мне было интересно попробовать себя в B2B-продажах в консалтинге или ИТ-услугах. Все предметы с четвертого курса были сданы досрочно, и оставалось только написать диплом.

На стажировку я попал через организацию AIESEC: через LinkedIn искать стажировки на короткий срок без паспорта ЕС смысла нет. У AIESEC же есть огромная база вакансий для студентов. AIESEC проверяет людей на адекватность, прежде чем дать доступ к базе стажировок. Поэтому для HR-отделов я был более надежен, чем просто человек с улицы.

Я выбрал компанию DigitalBrain — небольшое брендинговое агенство в Чехии. Они искали человека с ИТ-бэкграундом для управления проектами и общения с клиентами.

Первый месяц я провел в городке Злин на юго-востоке страны. Злин известен обувной промышленностью и Томашем Батей — местным аналогом Стива Джобса. Компания предоставляла жилье и питание. Мы работали в небольшом офисе без кондиционера на солнечной стороне. В июле температура доходила до +35 градусов. Поэтому в офис мы приходили рано, рабочий день начинался в 8:00.

В компании из 10 человек я был единственным иностранцем, коллеги почти все время говорили на чешском. У нас все же получилось перейти на английский язык на совещаниях, что было большим достижением. Позже к нам на стажировку присоединились две девушки, первая была из Техаса, вторая — из Польши. После этого английский язык стал для нашего офиса родным.

В конце первого месяца работы наша компания релоцировалась в Прагу. В Праге для офиса использовалась просторная квартира в центре города. Жить там стоило немного дороже, чем в Злине, зато возможностей для досуга было больше. А если в Праге становилось скучно, я садился на дешевый автобус и уезжал на день в какой-нибудь другой город.

Стажировка была отличной возможностью проверить теорию на практике. В DigitalBrain я общался с клиентами, делал cold emailing, улучшал конкурентные преимущества компании. Я использую приобретенные навыки в DataArt, где занимаюсь маркетингом и продажами в сегменте Betting & Gambling.

До стажировки у меня был только опыт в веб-разработке на Wordpress и немного в управлении академическими проектами. На стажировке я научился общаться с клиентами, готовить и проводить презентации, планировать и проводить маркетинговые кампании, организовывать воркшопы. Примерно этим я и занимаюсь сейчас в DataArt.

Марина Горнаястарший вице-президент Maykor

В 1990-е и 2000-е годы мне довелось работать в московских представительствах транснациональных компаний Baan и Oracle консультантом по внедрению соответствующих ERP-систем. Стандартное начало работы новых сотрудников в обеих компаниях — тренинги в специализированных учебных центрах. В дальнейшем тренинги предусматривались в среднем несколько раз в год, причем в самых разных странах. Мне довелось стажироваться в Нидерландах, Чехии, Англии.

Сами курсы по форме и содержанию мало чем отличались от своих аналогов в Москве. Преподаватели, как и в Москве, большей частью были очень академичны, не имели реального опыта внедрений и зачастую не могли ответить на практические вопросы консультантов. Чаще всего ответы на вопросы, обсуждавшиеся на семинарах, находили сами слушатели, исходя из своего прошлого опыта.

Было приятной неожиданностью обнаружить, что коллеги с удовольствием делились своими наработками, не пытаясь превратить их в личное ноу-хау. К сожалению, в России я чаще сталкивалась с противоположным подходом. В дальнейшем в некоторых случаях мне было проще (и результативнее) обратиться за советом и консультацией к зарубежному коллеге, чем к соседу по рабочему кабинету. Более того, взаимопомощь и так называемый коучинг были предметом отдельного тренинга. Этот тренинг я с благодарностью вспоминаю и использую до сих пор при формировании рабочих групп.

Я обратила внимание на безусловную важность личной жизни для зарубежных коллег. Там не принято было задерживаться на работе: как только часы показывали 17:00, все как один покидали офис, даже если до окончания ежедневного рабочего задания оставалось совсем немного.

Учитывая, что на стажировке собирались люди из самых разных стран и торопиться было просто некуда, мы почти каждый вечер проводили вместе с коллегами. Но разговоры велись либо о работе, либо на общественно значимые темы. Никаких личных вопросов: частная жизнь неприкосновенна. Кстати, в этих вечерних посиделках можно было больше почерпнуть в плане знаний и опыта, чем в рабочее время.

Александр Румянковсооснователь и директор по разработке Brain4Net

Первая и оставившая наиболее сильное впечатление иностранная стажировка случилась со мной в 2008 году. Я работал в составе интернациональной maintenance-команды Nortel Networks MPS 1000 (системы голосового обслуживания, распознавания речи и колл-центры).

У сотрудников нашего проекта была возможность съездить на несколько месяцев в США в кампус Nortel Networks, перенять опыт и координировать выполнение задач между локальной и удаленной командами. Я не смог пренебречь такой возможностью и отправился в пригород Нью-Йорка, в город Богемия. Кроме Nortel Networks, там базировались восточные лаборатории Cisco и Motorola.

Первое, на что я обратил внимание, — очень удобная организация рабочего пространства сотрудника. У каждого был свой рабочий куб размером 2×2 метра, который представлял из себя мини-кабинет с ноутбуком, компьютером под управлением Solaris и компьютером под Windows, двойной монитор и персональный городской телефон. Сама система разрабатывалась для этих двух операционных систем, поэтому такая организация рабочего места сильно ускоряла проверку изменений и обкатку прототипов.

Недалеко от рабочего места располагалась лаборатория для разработчиков и QA-специалистов, где можно было самостоятельно собрать стенд любой сложности для воспроизведения ситуаций клиентов уровня AT&T или Bank Of America.

Удивило то, что американские коллеги приходили на работу рано (часов в 8 утра) и уходили тоже рано. Впрочем, этот распорядок дня нас вполне устраивал, ведь стажировка была летом, а до океана было ехать всего 10 минут. Во время стажировки я мог пользоваться всеми благами, доступными регулярному сотруднику: обучение, питание, активный отдых — но, честно говоря, времени на это особо не находилось.

Рабочая обстановка мне показалась довольно приятной и продуктивной. Каждое утро я начинал с общения с командой разработки в России, а потом с американскими коллегами. Это позволило нам наладить конструктивное взаимодействие и взаимопонимание.

Средний возраст разработчика в американском Nortel был 40 лет и больше, а мне на тот момент было 22 года. Но мы быстро преодолели межвозрастную дисгармонию. Этому сильно помог принцип работы внутри команды и особенности западного менталитета: компания выступает в роли одной социальной группы, в которой все общаются как равные и ориентированы на ценности компании.

Не могу сказать, что мы много времени проводили вместе вне работы. Были приветственный и прощальный бренчи, маленькие вечеринки с пиццей и пончиками в офисе. Личное общение с коллегами не превышало часа в неделю, но этого вполне хватало. Американских коллег отличала четкость в приоритизации задач, высокая мобильность, культура менторства и коучинга, работа на результат, а не процесс.

Я бы выделил следующие навыки, которые получил во время стажировки:

  • партисипативный стиль управления;
  • тайм-менеджмент;
  • коммуникативные навыки в условиях различия менталитета;
  • повышение уровня английского языка.

Полученные знания и навыки, я, конечно, применял в России. Организовывая деятельность отдела по исследованиям и разработки в компании Brain4Net, мы принимали во внимание западный опыт наших соучредителей, не упуская из внимания современные исследования и тренды. В первую очередь нам важно заинтересовать сотрудников в работе на результат и помочь им, обеспечив хорошие условия труда, современную технику, обучение, сертификацию и менторство.

Мария Крыловаспециалист по глобальному SMM и внутренним коммуникациям Acronis

Впервые оказавшись в Азии, знакомишься с новыми правилами общения в бизнес-среде. Мне очень помогли коллеги: они подсказали, как вежливо вести себя на бизнес-встречах. Например, вручение визитной карточки обязательно должно проводиться в начале встречи, а сама визитка протягивается двумя руками. Таким образом ты выражаешь уважение своему партнеру.

В Малайзии процесс выглядит примерно так же, но визитка подается одной рукой, а вторая ее придерживает. Это почти всегда сопровождается небольшим поклоном.

В Сингапуре люди очень открыты к общению: после бизнес-встречи всегда следует небольшой small talk. Обычно спрашивают про семью, нравится ли Сингапур, советуют, что можно посмотреть и где побывать. В Сингапуре 97% населения говорит на английском. Это основной язык общения в СМИ и в университетах. Даже на работе между собой сингапурцы часто говорят на английском, а не на «мандарине» (севернокитайском языке — прим. ред.).

В обеденное время после полудня вместо привычного «Как дела?» тебя обязательно спросят «Ты уже пообедал(а)?». Это суперважно; если ты еще не пообедал, то лучше дать положительный ответ, иначе есть шанс расстроить собеседника.

Сингапурцы любят и умеют отдыхать. Из окна офиса Acronis в Сингапуре виден весь центр города, а в Новый год оттуда открывалась потрясающая панорама с видом на салют, поэтому многие отмечали канун праздника в офисе со своими семьями. Сингапурцы очень дружны на работе и сразу адаптируют новых коллег на рабочем месте, приглашая их на совместные ланчи и мероприятия.

На работе сингапурцы проводят очень много времени. Офисы Acronis рассредоточены по всему миру, и важно присутствовать на звонках, даже если они запланированы после восьми-девяти вечера. Когда идет закрытие месяца или квартала, то из офиса никто не уходит, пока работа не будет сделана. Даже наш дистрибьютор в Сингапуре приезжает к нам в офис, чтобы успешно закрыть текущие сделки.

Что касается каналов коммуникации, то звонки там не особо распространены. Очень популярен WhatsApp и различные мессенджеры, а также Facebook. С журналистами и блогерами я в основном общаюсь через Facebook, WhatsApp и Telegram. Когда контакт налажен, вы лично знакомы и постоянно встречаетесь на мероприятиях, то общение становится более дружеским и менее формальным. Чтобы наладить контакт с журналистом, понадобится достаточно много времени. Если они тебя не знают, то шанс, что ответят на твое сообщение, очень невелик. Обязательно нужно встретиться и познакомиться. Поначалу процесс знакомства протекал очень медленно.

Очень хорошо работают рекомендации. Если ты уже кого-то знаешь, можно попросить сделать intro. Но за полгода-год можно наработать достаточно связей. Пул СМИ в Сингапуре небольшой, все находится под руководством одного большого издательского дома SPH.

{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0430\u0441\u0442_\u043b\u0435\u0439\u043d","\u0441\u0442\u0430\u0436\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0438_\u0432_\u0438\u0442","\u0441\u0442\u0430\u0436\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0438","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438_\u043e_\u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0437\u0434\u0435","redmadrobot","maykor","dataart","brain4net","acronis"], "comments": 4, "likes": 19, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 16017, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 06 Jun 2016 14:17:59 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку

"Если сотрудник за рабочий день не справляется с поставленными задачами, то он плохо выполняет свои функции, и его надо уволить. А если он работает хорошо, но не справляется с задачами, потому что у него их слишком много, то надо уволить его руководителя, который плохо планирует загрузку своих подчиненных."

Но мы-то знаем как происходит у нас второй случай)

5

Сразу вспомнилось.

4

Побольше бы подобных статей!

3

"— А как же так, никто не работает после 18:00? Разве может такое быть? А если человек что-то не успел сделать, или срочный проект, или аврал. В организации, где более 1000 человек, не бывает, что кто-то остается после работы?

— Нет, такого быть не может! — отрезал он."

Охранник, видимо, имеет неважное представление о условиях работы в лондонских офисах четверки, не говоря уже про топовые юридические фирмы с кроватями в офисах, консалтинг и IB.

3
Читать все 4 комментария
Как имиджевый проект о безопасном вождении привлёк лиды и расширил маркетинговую воронку страховой компании

А игра с виртуальной фарфоровой статуэткой помогла 6,5 тысячам водителей не превышать скорость.

МТТ обеспечит бизнес бесплатными минутами

Провайдер интеллектуальных решений для бизнеса АО «МТТ» объявляет о специальных условиях для бизнеса в период ограничений, связанных с ростом заболеваемости COVID-19, и предлагает новым абонентам тысячи бесплатных минут.

Власти Москвы потребовали от винных магазинов закрыться на время локдауна Статьи редакции

Под ограничения могут попасть 200 магазинов, но не крупные сети алкомаркетов.

Что такое реконцептинг и как он поможет оживить городские пространства?

Привет! На связи команда Evolut Space. Сегодня мы хотим рассказать о том, как можно оживить почти любой объект недвижимости с пользой для города и горожан и с финансовой выгодой для его владельцев.

«Лаборатория Касперского» купила разработчика решений для операторов связи Brain4Net Статьи редакции

В 2018 году оценка компании составила 1,18 млрд рублей.

Волна «Кальмара»: как бренды прокатились на тренде и какие выводы можно сделать маркетологам

С выхода южнокорейского сериала «Игра в кальмара» прошёл месяц. Шумиха вокруг него утихает, и можно подводить итоги.

Почему индексные фонды стали популярными. Рассказывает персональный брокер
Здоровый сон взрослого человека — это засыпать за 15 минут и не вставать ночью попить и пописать

Послушала на днях 2х-часовое выступление «Здоровый сон» врача-невролога, сомнолога Елены Царевой. Самые важные поинты 1 минуту чтения:

Сервис разработки без кода WeLoveNoCode привлёк $1 млн от Николая Давыдова, братьев Либерманов и других Статьи редакции

Стартап потратит деньги на расширение команды.

Онлайн-кинотеатр IVI объявил дату премьеры сериала «Везёт» с Евгением Цыгановым​
null