Сколько стоит разработка сайта и из чего складывается эта цена

Колонка управляющего партнера студии Aquatos.

Управляющий партнер студии веб-разработки Aquatos Александр Бардин написал для vc.ru колонку о том, из чего складывается стоимость создания сайта, каков ценовой диапазон на эту услугу и как по нему распределены студии-исполнители.

Все, кто ставил перед собой задачу разработки сайта, сталкивались с крайне интересным ценообразованием на эти услуги. При первом рассмотрении предложений вывод один: на этом рынке все сумасшедшие. Одну и ту же задачу могут оценить в диапазоне от 30 тысяч до 1,5 миллионов рублей.

Непосвященному человеку трудно разобраться, в чем же разница. Менеджеры, чтобы продать свое предложение, приводят абсурдные примеры про отличия седьмой модели «Жигулей» и BMW седьмой серии, но никто не пытается реально обосновать цену. Попробуем разобраться, сколько же должен в реальности стоить сайт.

Начнем с того, что любая веб-разработка — это бизнес, который в первую очередь создан для извлечения прибыли, а уже во вторую и в третью — для всего остального. Я не верю в фанатиков своего дела, которые живут исключительно желанием делать классные продукты. Продукты получаются классные, только когда исполнителю комфортно их делать. У него должно быть оборудованное рабочее место, хороший компьютер, выделенный доступ в интернет с хорошей скоростью и еще много мелочей, и все это не падает из воздуха, а приобретается за деньги.

Давайте представим, что у нас есть задача разработать веб-сайт, состоящий из 14 типовых страниц. У него должна быть удобная админ-панель для управления контентом, и он должен быть сделан с соблюдением всех базовых правил поисковой оптимизации. Теперь представим команду этого проекта со среднерыночными зарплатами на 2016 год.

  • Менеджер по продажам — 45 тысяч рублей.
  • Руководитель проекта — 60 тысяч рублей.
  • Графический дизайнер — 50 тысяч рублей.
  • Верстальщик — 35 тысяч рублей.
  • Программист — 60 тысяч рублей.
  • SEO-специалист — 45 тысяч рублей.
  • Контент-менеджер — 30 тысяч рублей.

Итак, над грамотным сайтом должны работать как минимум семь человек. Давайте представим, сколько рабочего времени должен потратить каждый сотрудник на реализацию проекта.

  • Менеджер по продажам — 3 дня.
  • Руководитель проекта — 5 дней.
  • Графический дизайнер — 5 дней.
  • Верстальщик — 5 дней.
  • Программист — 4 дня.
  • SEO-специалист — 1 день.
  • Контент-менеджер — 3 дня.

Такой расчет — это утопия, никак не связанная с жизнью. В реальности все специалисты могут потратить гораздо больше времени, учитывая различные согласования и капризы заказчика. Но у нас нет цели рассчитать точную стоимость, поэтому давайте теперь поймем, сколько денег собственник веб-студии должен заплатить наемным рабочим за этот сайт. Будем исходить из того, что в месяце 21 рабочий день.

  • Менеджер по продажам — 6,5 тысяч рублей.
  • Руководитель проекта — 14,3 тысячи.
  • Графический дизайнер — 12 тысяч.
  • Верстальщик — 8,4 тысячи.
  • Программист — 11,5 тысяч.
  • SEO-специалист — 2,2 тысячи.
  • Контент-менеджер — 4,3 тысячи.

Итак, только зарплатный фонд составляет 59,2 тысячи рублей. Давайте не будем забывать, что мы работаем в Российской Федерации и каждый предприниматель должен делать отчисления в фонды с зарплат сотрудников. Сейчас отчисления составляют 30,2%. Увеличим полученный нами результат на эту сумму. Новая себестоимость — 77,1 тысяча рублей.

Вспомним, что сотрудники должны работать в хорошем светлом помещении на достойной аппаратуре и иметь подключение к интернету. В нашей компании издержки на содержание офиса и амортизацию оборудования составляют 120 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что одно звено специалистов может выполнить четыре проекта в месяц и у нас этих звеньев сейчас два, к стоимости проекта прибавится еще 15 тысяч. Себестоимость с учетом офисных издержек — 92,1 тысяча рублей.

Мало какая компания существует без привлечения заказов. Реклама — это тоже издержки, которые нужно закладывать в стоимость проекта. Да, можно использовать только бесплатные методы продвижения — не буду об этом спорить. Средняя по рынку стоимость привлечения клиента, который закажет разработку сайта, — 2500 рублей. В лучшем случае срабатывает только каждая вторая заявка. Добавим 5000 рублей. Себестоимость с учетом рекламного привлечения — 97,1 тысяча рублей.

Мы не учли еще пару факторов, которые кардинально не влияют на стоимость, — будем считать, что они заложены в прибыли компании. Да-да, вы работаете с компанией, и она, как и вы, стремится получать прибыль. Представим, что у нас скромные учредители, которые получают с проекта 25%.

Итоговая округленная стоимость нашего гипотетического сайта — 125 тысяч рублей. Как вы думаете, мы все учли? Остался один спорный момент, связанный с налоговым бременем. Оптимистично представим, что эта часть тоже учтена в прибыли компании.

Мы получили стоимость среднего коммерческого сайта. Это не интернет-магазин и не какой-то сложный проект, а обыкновенный сайт компании, способный продвинуться по тематическим запросам.

Теперь давайте разберемся с ценовым предложением рынка. Выделим семь диапазонов стоимости и посмотрим, сколько игроков работает в каждом из них. Мы рассматриваем исключительно московский рынок, поскольку себестоимость рассчитывали по московским зарплатам и арендной стоимости.

Картина получается вполне однозначная: большинство студий при формировании ценовой политики руководствовались приблизительно теми же подходами, что и мы. Это доказывает, что наши расчеты обосновываются не только логически, но и практически. Теперь поговорим о диапазонах цен и продуктах, которые разрабатывают в каждом из них.

До 50 тысяч рублей

Самый опасный диапазон: это студии, создающие сайты исключительно с привлечением аутсорсеров и фрилансеров. Такие компании, как правило, не очень дорожат своей репутацией и не будут страдать, если поссорятся с клиентом. Для них это довольно частая практика, и они давно знают, как с этим жить и работать.

Не хотелось бы всех ровнять по одному лекалу — уверен, что и в этом диапазоне можно заказать нормальный сайт. Но вряд ли это хороший путь для тех, кто впервые сталкивается с веб-разработкой.

На вас будут максимально экономить. Экономить на проектировании, на общении с вами, на хорошем исправном оборудовании. Будь я заказчиком сайта, я бы очень хотел индивидуального отношения, вежливого общения и минимального использования моего интеллекта.

От 50 тысяч до 100 тысяч рублей

Здесь прочно обосновались молодые и «очень перспективные digital-команды». Вероятность получения нормального продукта здесь существенно выше, да и сервис будет на достаточном уровне. Конечно, вряд ли команда вспомнит, что сайт не заканчивается на веб-интерфейсе, а админ-панель будет стандартная, разработанная на одной из бесплатных CMS.

Сложности в данном ценовом сегменте могут быть разноплановые, но в целом решаемые. Во-первых, молодая команда попытается «прожать» вас на дополнительные работы по сайту, за которые, естественно, придется платить. Во-вторых, общаться вы будете скорее по телефону, чем лично. Люди, которые демпингуют, экономят на офисе: скорее всего, там не будет уютной переговорной, чая и прочих радостей.

Тем, кто впервые столкнулся с веб-разработкой, я рекомендую очень тщательно подойти к выбору студии, если вы решили делать сайт в этом ценовом сегменте. Попросите портфолио, устройте несколько встреч, запросите хорошее коммерческое предложение и презентацию услуг компании. И, главное, будьте готовы напрямую участвовать в своем проекте. Это диапазон для очень уверенных в себе предпринимателей.

От 100 тысяч до 200 тысяч рублей

Мы наконец подошли к тем, кто реально смотрит на вещи. Как правило, в этой цене можно получить оптимальный уровень сервиса и качества работы. При этой цене студии относятся к своей работе скорее как профессиональные краснодеревщики, чем как художники. Слова «красиво», «дорого», «градиент» и «цветочки» здесь не воспринимают. Студии данного сегмента работают, исходя из слов «качество», «тенденции», «эффективность», «удобство».

Кому я не рекомендую обращаться за помощью к студиям в этом ценовом диапазоне? В первую очередь это любители живописи и всего красивого, транслирующие свое мировоззрение на сайт. Если вы хотите красивый сайт с оригинальной дизайн-концепцией и крутыми наворотами — вам к тем, кто делает сайты от 700 тысяч рублей. Хотите сайт с быстрой окупаемостью и по честной цене — милости просим.

От 200 тысяч до 300 тысяч рублей

Здесь прочно обосновались старые компании, имеющие постоянный денежный оборот. Они так и не смогли пробиться сквозь «плотные слои атмосферы», но им это и не нужно. У этих компаний нормальная прибыльность, они уверенно чувствуют себя на рынке. Создают хорошие, качественные продукты — но, как правило, делают это настолько долго, что могут утомить даже самого терпеливого.

От 500 тысяч до 700 тысяч рублей

Тут у нас начинается совсем голодная зона, особенно в условиях кризиса. В этом ценовом сегменте работают организации, выполняющие государственные подряды и прочие проекты, где не принято считать эффективность.

Компания, предложившая разработку сайта в этом ценовом сегменте, обязательно пригласит заказчика на чашечку чая или кофе к себе в офис. Там будет крайне добродушная и умиротворяющая атмосфера. Менеджер будет плясать перед клиентом на задних лапках, а дверь в кабинет директора будет открыта почти всегда.

От 700 тысяч рублей

Кто же эти инопланетяне? Кажется что это запредельные суммы, не правда ли? Мне довелось участвовать в разработке сайта, состоявшего из трех страниц и стоившего 900 тысяч рублей. Заказчиком был очень крупный торговый бренд, а исполнителем — крутое рекламное агентство.

Заказчик попросил у агентства сделать промосайт под одно из мероприятий (кстати, навязанное ему теми же рекламщиками). Агентство, не думая, объявило цену, а заказчик, не думая, подписал. Но вся соль ситуации в том, что в агентстве не было ни одного профессионального веб-дизайнера и ни одного разработчика.

Что же было делать агентству? Они просто заказали этот сайт у исполнителя, который работает в реальном ценовом сегменте, оставив разницу на своем расчетном счете. Круг замкнулся.

0
239 комментариев
Написать комментарий...
Бивень

Если это сайт визитка, то идем на themeforest и там нас ожидает счастье в диапазоне 50-60$, где можно взять и поменять тексты/блоки в готовом шаблоне под WP, либо собрать с нуля то, что мы хотим. При этом там довольно большое количество шаблонов хорошо доведенных до уровня студийной верстки, адаптивным дизайном, оптимизированным кодом, оптимизацией под SEO, плагинами типа SEO by Yoast, которые подскажут что и как по тексту и еще много много чем. Это как Lego собрать по инструкции.

В результате 4к на шаблон + пару вечеров + хостинг рублей за 150 в месяц. На тексты можно потратиться, да, но это будет не близко 100к, а человек, который хотя бы раз не поленился, будет контролировать и понимать работу сайта от и до не бегая каждый раз за платными услугами по корректировке чего-то в каком нибудь месте на сайте )

Опять же, это дело на любителя, но если речь о новом бизнесе, то это оптимальный вариант т.к. имеет место быть рациональное отношение к деньгам и их трате, а не так, что мы сделали модный сайт за 100-150к, сняли крутой офис, поставили кофе машину, купили iMac'и и сидим теперь без денег лапу сосем, зато модно.

Если речь идет о чем то уникальном, то да, есть смысл обращаться к команде и то не факт т.к. возможно будет рациональнее собрать свою небольшую команду. Смотря что за проект.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Podolsky

Действительно, тут дело в подходе! Но если брать шаблоны, то для теста ниши это не очень. Есть несколько причин:

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Podolsky

упс... собственно причины:
1) сложно получить нормальную конверсию, так как большинство шаблонов не адаптированы в принципе под Россию.
2) Не уникально, тут все понятно если шаблон крутой, то его скачают все, включая фрилансеров, которые его еще раз 5 перепродадут. На выходе мы получаем кучу типовых сайтов с похожим дизайном.

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

у всех шаблонов есть .po и .mo файлы, которые отвечают за локализацию. Во многих шаблонах сейчас эта функция в админке + много уже переведенных в т.ч. и на русский

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov
>у всех шаблонов есть .po и .mo файлы, которые отвечают за локализацию. Во многих шаблонах сейчас эта функция в админке + много уже переведенных в т.ч. и на русский

Речь не о переводах, а в разнице восприятия

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

Разнице восприятия чего? У них сайты другие? У них CSS другой? Крысный - не красный и белый - не белый? Может их мозг в другой последовательности обрабатывает информацию? ))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фурье

Дополню. Проблема в том, что 90% тем делалось под латиницу, и а в
CSS и HTML у них такой же как у всех.
А вот UI достаточно часто плохо дружит с кириллическими длинными словами и текстами.

Сам сталкивался с парой тем на theme forest. На демках с латиницей все красиво и аккуратно выглядит. Как только ты прикручиваешь туда кириллицу, то начинаются проблемы с тем, как текст вписывается в готовый UI. :-(

Ответить
Развернуть ветку
Павел Маринченко

я сам работал с этим. Интересует сколько разброс эффективности сайта за 150к рублей и за 100 баксов? на 100% рекламного бюджета?

А еще, если бы я вложил дополнительно сэкономленные 140к рублей в рекламу или на продажника?
Вы правильно про конверсию и тд. Но так ли это эффективно? К тому же, многие шаблоны (сам был в шоке) просто шикарны в графическом плане.

Ценность 1 и 2 объективны и существенные? Для бренда может и нужен индивидуальный дизайн, но это как арендовать офис без первых продаж

Ответить
Развернуть ветку
Eugene

современные топовые шаблоны это уже скорее конструкторы, т.е. уникальность при желании можно сделать достаточной для теста ниши. А вот про адаптацию для Российского рынка это интересно, я тоже про это думал - многие шаблоны не всегда даже шрифты искользуют которые кириллицу вообще поддерживают, что уж тут про дизаин и т.п. Другой вопрос стоит ли оно того, возможно если ThemeForest скопирует концепт Steam для России - получится что-то ну ОЧЕНЬ интересное, а пока с курсом и новыми ценами получается так себе

Ответить
Развернуть ветку
236 комментариев
Раскрывать всегда