«Вам не нужно моё разрешение» Статьи редакции

Основатель Basecamp Джейсон Фрид о том, почему нужно перестать принимать решения за своих сотрудников

Джейсон Фрид, сооснователь и руководитель компании Basecamp, написал в своём блоге на Medium заметку об отношении сотрудников к своим действиям — по его словам, они должны не просить разрешения у своего начальника, а иметь собственное намерение что-то сделать и нести за это ответственность.

Джейсон Фрид

Я не часто читаю книги про бизнес, но в прошлом году я нашёл одну, которая произвела на меня глубокое впечатление: «Разверните ваш корабль» капитана Дэвида Марке. Я понимаю, что это не в полной мере бизнес-литература, и именно поэтому она мне понравилась. Вот её описание на Amazon:

«Лидерство должно означать отказ от управления, а не взятие контроля на себя, и формирование лидеров вместо последователей». Дэвид Марке, опытный офицер подводного флота, привык отдавать приказы. В качестве нового капитана атомной подводной лодки Santa Fe, он нёс ответственность за сотню моряков глубоко под водой. В этой напряжённой среде, без права на ошибку, было очень важно, чтобы его люди делали свою работу и делали её хорошо.

Но на судне царил низкий боевой дух, неважная производительность, и лодке приписывались худшие показатели во всём флоте. Марке действовал как любой другой капитан, до тех пор, пока не осознавая того отдал невыполнимый приказ, и его команда всё равно постаралась его выполнить. Когда он спросил, почему никто не оспорил указание, ему ответили: «Потому что вы сказали это сделать».

Марке понял, что он управляет людьми, которые привыкли следовать за кем-то, и все они находятся в опасности, если не поменяют фундаментальные принципы работы. Именно тогда Марке взял всё в свои руки и постарался привнести лидерство на все уровни.

«Разверните ваш корабль» — это реальная история о том, как Santa Fe быстро превратилась из худшей подлодки в лучшую, бросив вызов традиционному подходу.

Борясь с собственными инстинктами, призывающими его взять контроль на себя, Марке вместо этого развил гораздо более мощную модель передачи управления. Каждый член экипажа стал лидером и получил ответственность за свои действия, от канцелярских мелочей до серьёзных боевых решений. Команда стала полностью вовлечённой, полностью вкладывая свои умственные способности каждый день, и Santa Fe стала выигрывать награды, а многие её моряки получили повышение.

Фундаментальная предпосылка заключается в том, что Марке понял — когда люди приходят к тебе за указаниями, или спрашивают твоего разрешения сделать что-либо, они не задумываются о своей собственной ответственности. Они спрашивают, могут ли они сделать что-то. Это перекладывает ответственность на вас. Им не нужно в полной мере обдумывать свой вопрос, потому что им всё равно требуется ваше одобрение. Вы играете роль дверного ограничителя.

Это не касается их самих или того, что они хотят делать — это касается того, какие действия вы одобряете. Даже если вы дадите добро, это случится только потому, что вы сказали, что это может случиться.

Это создаёт слишком много зависимостей, и — как и Марке — я верю, что люди и команды в организации должны быть способными действовать независимо друг от друга. Меньше зависимостей, не больше.

Так что вместо того, чтобы попросить разрешения или ждать приказ, матросы должны были приходить к нему с намерением. Вместо «Капитан, могу ли я повернуть вправо на 30 градусов?» (это то же самое, что попросить отдать приказ), он хотел, чтобы люди приходили к нему, говоря «Капитан, я собираюсь повернуть вправо на 30 градусов». Разница в нескольких словах, но совершенно иная суть.

«Могу ли я» передаёт всю власть и ответственность человеку, дающему разрешение. «Я собираюсь» непосредственно кладёт ответственность на того, кто собирается выполнить действие. Когда человек, выполняющий работу, вынужден иметь дело с последствиями, он тщательнее размышляет над тем, что творит. Рассматривает с разных углов, по-другому воспринимает, более вдумчиво, потому что в конечном счёте всё зависит от него. Когда у вас нет разрешения, всё зависит от вас.

Капитан Марке хотел услышать намерение — особенно когда результат оказал бы влияние на всё судно, и особенно на ранних стадиях, когда он внедрял новую систему — но в конце концов это помогало задействовать на один мозг меньше (капитана) и на сотню умов больше (все остальные люди на корабле).

Как глава Basecamp, я принял это близко к сердцу. Я всё ещё работаю над собой — это огромный сдвиг, и я довольно долго отказываюсь от некоторых старых привычек — но я не хочу, чтобы люди спрашивали у меня разрешения. Почти в каждом случае, когда у меня просят разрешения, это значит, что-то идёт не так.

Люди не должны спрашивать меня, могут или не могут они что-то сделать. Я хочу, чтобы они говорили мне, что собираются сделать. Если они хотят знать, что я думаю об их намерениях, мы можем поговорить, обсудить это. Но не спрашивайте меня, можете ли вы то или это — скажите, что вы собираетесь сделать, чтобы я вас подбодрил, помог, задал вопрос, или предложил иной подход, который было бы неплохо обдумать.

Но если действие не произойдёт без моего указания — я не стану давать такое указание.

Это всё не значит, что я не дам обратную связь, не обозначу вектор, не опишу видение или не поставлю цель. Это всё не значит, что я не могу не согласиться — иногда очень сильно. И это всё не значит, что если вы соберётесь сброситься со скалы, то я вас не остановлю.

Но это значит, что большую часть времени — и, надеюсь, всё чаще и чаще — люди будут продумывать свои действия, растить в себе уверенность, чтобы стоять за свои убеждения и брать на себя полную ответственность за то, что они делают.

Я не говорю о полной свободе действий. Я говорю о свободе мыслей.

Конечно, всегда есть исключения. Капитан Марке оставил за собой право отдать один приказ — приказ об убийстве. Если подлодка должна сделать залп, и кто-то может умереть, это ответственность капитана. Я всё ещё пытаюсь понять, каковы должны быть мои собственные приказы, но, надеюсь, их будет становиться меньше со временем.

0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Sergey Nemerov

Капитан, я собираюсь повысить себе оклад в 3 раза!

Ответить
8
Развернуть ветку
Александр Крофт

Отлично! Выберите себе ещё 10 дней в неделе, когда вы будете приходить на работу.

Ответить
9
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Давным давно (и намного лучше) описано в книгах Юрия Мухина "Наука управлять людьми" (1995 год) и прочими (всего там по этой теме не менее трех книг и куча статей на авторском сайте). Также в серии "Одноминутный менеджер" была книга "Одноминутный менеджер и Обезъяны". Рекомендую всем, кто управляет людьми, особенно когда несколько уровней управления под тобой и ты не знаешь многих подчиненных даже лично.

Ответить
3
Развернуть ветку
Ilya Arhipov

А кто это? В гугле нашёл человека-политика, Мухина Юрия Игнатьевича. Поиск в wiki статье о нём по слову "достижения" не дал результата.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Он самый. У него было несколько книг по управлению, а так в основном по политике и истории пишет сейчас. Но Науку управлять людьми крайне рекомендую. Там о том что что и в статье, но на более глубоком уровне.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Arhipov

Спасибо, но в данный момент от теоретиков стараюсь держаться подальше. Только авторы с реальными достижениями и опытом внедрения своих решений. К счастью, таких книг достаточно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Мухин теоретик!? Вы бы разобрались для начала кто он и как в Москву попал. А то обсуждаем тут... это как в анекдоте про битлз, типа я битлз не слышал, но мне он не нравится, мне рабинович напел

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Arhipov

Так первым делом же спросил и в гугл заглянул, а вики говорит, что он был "первый заместитель генерального директора Ермаковского завода ферросплавов (1987—1995)", который потом "был продан японской фирме. Юрий Мухин вступил в конфликт с новыми владельцами завода и вынужден был покинуть Казахстан и переселиться в Москву, где в конце того же года основал газету «Дуэль»". А дальше политика. Поэтому я и спросил у знающего человека, кто же это такой Юрий Мухин и чем прославился так сказать "в поле".

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Ну, по вашему только директор гугла может книгу по управлению написать? Потому что гугл вы знаете, а завод ферросплавов нет? Короче, у каждой личности свой период созревания. Если вы прочитаете Мухина, скачав его книгу в интернете, он ни копейки не заработает и даже не узнает о вашем существовании. А вы можете что-то важное понять или не понять. То есть это нужно только вам и больше никому. Ну или не нужно, решать и в том и другом случае вам

Ответить
1
Развернуть ветку
Ilya Arhipov

Да не, не обязательно гугла. Достаточно базовых цифр – был оборот 20 млн., стал 200 в результате внедрения управленческих решений. Или подводная лодка была худшей, а стала получать награды.

Ответить
1
Развернуть ветку
Миша Прокухин

Вам не нужно моё разрешение. Но чуть что, уволю.

Ответить
1
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Это и называется ответственностью.

Ответить
5
Развернуть ветку
Vitaliy Myshlaev

Отличная книга! есть на русском http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/mif/turn-ship-around/

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Konstantin Konopko

Заменил бы себя ботом уже чо

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
Окупаемость рекламного бюджета 781% в нише обуви с простой маркетинговой связкой
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт»: как родилась ранняя советская реклама Статьи редакции

Чтобы конкурировать с частниками в годы НЭПа, государству пришлось запускать свои рекламные кампании. Для треста Моссельпром Маяковский писал слоганы, а Родченко рисовал плакаты.

Рекламы хлеба и печенья
Ты всё ещё доверяешь калькуляторам веб сервисов ?

При поиске жилья наткнулся на интересный калькулятор "Копить или купить" от ЦИАН.

Лучший и единственный дневник тренировок в телеграм

Всем привет, меня зовут Антон! У меня не получилось найти идеальное приложение, поэтому я создал минималистичный бот для ведения дневника тренировок, в котором нет ничего лишнего.

Календарь тренировок и статистика в @workoutybot
«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Как всё успевать, если энергия есть только к вечеру

Что делать, если жизнь начинается только после обеда и надо ли себя перестраивать. Спойлер: есть быстрые способы.

Pony Express задерживает доставку уже больше месяца, а поддержка издевается над клиентами

Решил я заказать в ноябре себе витаминов на iHerb. Оформил заказ, оплатил. iHerb написал примерные даты доставки. Думаю, ну окей, до отпуска успею получить. Выбрал из предложенных вариантов транспортных компаний Pony Express, тк примерные даты доставки были ближе остальных (ох.. КАК же я ошибался!)

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

Статус бота Veles
В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

null