{"id":13843,"url":"\/distributions\/13843\/click?bit=1&hash=9641db5f8396eb5e3ae6e331810868e79152f4c586c9054dbf4233d8c66ffe95","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e \u0438 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e. \u0418\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6ae9f07a-e420-5ca7-bb22-540b387b5d64","isPaidAndBannersEnabled":false}

Разбираем претензии Сообщества потребителей энергии к электросетевой стратегии Минэнерго

В одном из прошлых постов писал о стратегии развития электросетевого комплекса России до 2035 года. Неделю назад в СМИ появились статьи под названием «От электросетевой стратегии не оставили камня на камне». Речь в них идет о критическом отзыве Сообщества потребителей энергии.

Сообщество потребителей энергии не ассоциация обычных людей, которые отстаивают право на доступное электроснабжение, а союз промышленных гигантов с собственными интересами. В сообщество входят ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сибур» и еще 30 компаний. Вместе они составляют половину российского потребления электроэнергии.

Недовольство ассоциации вызывают будущие дифференциация тарифов ФСК как способ решить проблему перекрестного субсидирования, введение платы за резерв мощности, консолидация территориальных сетевых организаций. Также сообщество высказывает необоснованные подозрения, что расходы на консолидацию и цифровизацию лягут в тарифы.

Пройдусь по всем пунктам. С некоторыми претензиями солидарен, но частично. Начну с «перекрестки».

Перекрестное субсидирование и дифференциация тарифов

Основной механизм решения проблемы перекрестного субсидирования в стратегии — дифференциация тарифов ФСК, простыми словами, повышение стоимости энергии для промышленных компаний, которые питаются от магистральных электрических сетей.

Компании, подключенные к распределительным сетям, частично оплачивают энергопотребление населением — это и есть перекрестное субсидирование. Крупные промышленные энергопотребители подключаются напрямую к магистральным сетям, получают электричество по тарифам, порой в 4 раза меньшим, и избегают социальной нагрузки.

Дифференциация тарифов ФСК, а это фактически перераспределение суммы перекрестного субсидирования, не решит проблему существования этого явления, а снижение суммы «перекрестки» с текущих 239 млрд ₽ до 100 млрд ₽ в 2035 году — полумера. Кроме того, помощь людям — иллюзия перекрестного субсидирования. Бизнес платит за электроэнергию по повышенным тарифам и включает расходы в себестоимость продукции, а население покупает дорогие товары.

Устранить перекрестное субсидирование поможет сокращение расходов электросетевых организаций и пересчет экономически обоснованных тарифов, одинаковая стоимость электроэнергии для всех групп потребителей, временные дотации государства, чтобы одномоментно в разы не взлетела плата за электроэнергию, льготы социально-незащищенным категориям людей.

В письме Сообщества потребителей энергии пишут, что дифференциация тарифов ФСК повысит стоимость электроэнергии для промышленных компаний в 2,3 раза за три года, в то же время, не упоминают о том, что сейчас эти предприятия платят по тарифам в 3-4 раза ниже, чем абоненты распределительных сетей региона.

Плата за резерв мощности

Возмущение у Сообщества потребителей энергии вызывает и введение платы за резерв мощности. Представители ассоциации назвали это штрафами за собственную генерацию и посчитали сумму за неиспользуемую мощность промышленных компаний — до 342 млрд ₽. Это подмена понятий, потому как предприятия с собственной генерацией могут отказаться от резервов мощности и не платить «оброк».

Нововведение поможет сократить излишнее строительство и оптимизировать использование сетевой инфраструктуры. А пока мощности простаивают, обслуживание оборудования и ЛЭП ложится в общие тарифы.

Минэнерго настаивает, чтобы доходы от оплаты излишней мощности понижали тарифы для потребителей. «Введение оплаты резервов должно учитываться при регулировании общей котловой выручки и снижать удельный тариф для всех потребителей. Это логично и именно на это нацелен новый механизм», — говорит в интервью директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павел Сниккарс.

Консолидация территориальных сетевых организаций

В стратегии Минэнерго описывается плачевное состояние инфраструктуры территориальных сетевых организаций (ТСО). Оборудование вырабатывает не первый срок, а ликвидация аварий ложится на распределительные сети, так как у ТСО нет средств. Чтобы повысить качество электроснабжения, Минэнерго предлагает консолидировать территориальные организации через покупку производственных активов. Бизнес-сообщество выступает против консолидации и опасается, что явление станет похоже на рейдерский захват, а расходы на покупку оборудования лягут в тарифы.

На самом деле, Конституция РФ гарантирует право на частную собственность, а, значит, покупка производственных фондов возможна только в виде сделки. Начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии Максим Пальянов на обсуждении стратегии отметил, что источники для консолидации ТСО должны быть нетарифными.

Цифровизация и внедрение интеллектуальных приборов учета

Не лягут в тарифы и расходы на приобретение интеллектуальных приборов учета. Цифровые счетчики дороже обычных, дополнительной ценности для потребителя не несут, и их стоимость, по логике, не повлияет на стоимость электроэнергии.

В отзыве также говорится о чрезмерных затратах на цифровизацию. Ход мыслей промышленников примерно такой: «Совсем обленились монополисты: Smart Grid да Internet of Things подавай, а ручками только дивиденды космические загребают». Те же, кто следит за мировыми инновациями, думаю, рады, что российскую энергетику взялись интеллектуализировать.

Из перечисленных в отзыве претензий соглашусь только с тем, что проблема перекрестного субсидирования не решится в ближайшем будущем, и с тем, что Минэнерго в стратегии следует подробнее «разжевывать» механизмы действия и источники финансирования нововведений.

Что бы ни говорило бизнес-сообщество, верю в рыночные отношения. Массовое строительство собственных генераций предприятиями перекроет финансирование естественных монополий — тогда и произойдет перестройка энергосистемы. Искусственно модернизировать ее не получится: когда становится лучше одной стороне, другой непременно становится хуже.

А стратегия на то и стратегия: обозначает направления для развития в отрасли, а остальное конкретизируют выпускаемые вдогонку нормативно-правовые акты. За ними и будем следить.

Алексей Голиков
Эксперт отрасли электроэнергетики, создатель ООО «МЦР» https://www.facebook.com/masterskaycr https://www.facebook.com/alexeygolikov.mcr
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null