«Как из-за своей самоуверенности мы купили стартап и потеряли 20 млн рублей» — опыт Calltouch Статьи редакции

Основатель Calltouch Михаил Федоринин написал для vc.ru колонку, в которой рассказал об истории покупки стартапа по сквозной аналитике Roirs, который в результате пришлось закрыть.

Мы долго обсуждали с нашей командой, стоит ли выкладывать данный кейс как публичную историю, так как он очень далек от того, что принято называть «историей успеха». Но после длительных споров мы решили все же закрыть глаза на свое пострадавшее самолюбие и поделиться нашим опытом, так как он может быть полезен многим предпринимателям, которые решили попробовать себя в роли инвесторов, и поможет избежать тех ошибок, что совершили мы в Calltouch. Но, пожалуй, стоит начать с самого начала.

Как все начиналось

Мы довольно успешно запустили продажи calltracking-сервиса в 2012 году. С каждым годом мы увеличивали выручку в несколько раз и сегодня являемся лидером рынка в России.

Мы не являемся инвестиционным проектом, и не могли себе позволить разрабатывать идеальный продукт несколько лет, а только потом запускать продажи. Как только у нас появился минимально работающий прототип, мы стали монетизировать наше детище. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было одним из самых правильных управленческих решений.

Всю прибыль проекта мы вкладывали в дальнейшее развитие. У меня не было иллюзий, что мы вечно будем работать без конкурентов, и я четко осознавал, что если не инвестировать все деньги в развитие продукта, то в какой-то момент мы лишимся всех преимуществ первого игрока или уступим компании с более солидными возможностями по финансам и команде.

Пора становиться инвесторами

В начале 2015 года бизнес-показатели проекта стабильно росли, команда превысила 100 человек, и даже после реинвестирования в развитие основного продукта у нас оставалась прибыль. Пришло понимание, что пора заняться покупкой других игроков.

Бурный рост Calltouch без привлечения сторонних инвестиций сформировал у меня четкое ощущение, что умение раскачивать любые проекты и делать их золотыми дано мне свыше. Никто в команде не сомневался, что любой проект, к которому прикоснется наша рука, начнет развиваться такими же темпами, как и Calltouch.

Мы начали смотреть и общаться с различными игроками на рынке, чтобы понять, кого можно было бы купить. На тот момент мы рассматривали два вида бизнесов: конкуренты среди calltracking-сервисов и BI-системы (системы сквозной аналитики), которые хорошо дополняли функциональность Calltouch.

По счастливой случайности мы, как раз, начали общаться с молодым BI-проектом ROIRS.

Мы считали, что calltracking — лишь первый, базисный этап создания аналитической системы маркетинга внутри компании, в то время как Roirs (система сквозной аналитики) позволит проследить путь каждого вложенного рубля и привлеченного клиента до кассы. Тем самым мы собирались расширить возможности нашего сервиса, не вкладываясь дополнительно в разработку.

Если объяснять цель покупки Roirs человеку, далекому от интернет-маркетинга и аналитики, то сервис сквозной аналитики — это условный интерфейс, который в автоматическом режиме собирает данные со всех этапов маркетинга и позволяет визуализировать воронку продаж в реальном времени: все цифры по рекламе, лидам, потенциальным клиентам, работе колл-центра, заявкам на сайте, заказам в CRM.

То есть мы хотели предоставить нашим клиентам сервис, который самым наглядным образом покажет, как работает каждый рубль, вложенный в маркетинг.

Покупка Roirs была основана на ряде наших бизнес-гипотез, которые казались нам очень вероятными.

  1. Так как проект очень плотно входит в бизнес клиента, мы считали, что установив Roirs (где Calltouch ставился автоматом), мы в разы увеличиваем LTV по клиенту.
  2. Мы считали, что наш отдел продаж сможет обеспечить установку Roirs минимум у 25% наших клиентов.
  3. Мы считали, что Roirs станет для нас хорошей отстройкой от конкурентов - мы предлагаем не просто calltracking, а сервис сквозной аналитики.

Даже если клиент работает с конкурирующим сервисом calltracking, после установки и работы с Roirs клиент автоматически переходит на Calltouch. Потом конкуренту очень сложно переманить клиента, так как он пользуется не только нашим calltracking, но и комплексной системой бизнес-аналитики.

У Roirs была очень крутая функция, которая позволяла строить почти любые отчеты на ходу — можно было за несколько секунд перестроить отчет, поменяв порядок вложений в воронке. И эта фишка была очень круто реализована на front-end, все очень быстро работало. Так как в России особо нет серьезных игроков в этой области, нам показалось, что ребята очень перспективные и можно попробовать с ними.

После нескольких этапов переговоров мы выкупили у проекта контрольный пакет за 20 млн рублей. И приготовились собирать дивиденды.

Похмелье

До покупки проекта Roirs казалось, что основная задача — просто договориться с ребятами по стоимости, перевезти их к нам в офис, и дальше все пойдет своим чередом к всемирному счастью и успеху. Однако практически сразу мы столкнулись со следующими проблемами.

1. Невозможность интегрировать два сервиса в один

При покупке мы планировали интегрировать проект Roirs в Calltouch как дополнительную функциональность для наших клиентов. Оказалось, что данный вопрос имеет огромное количество подводных камней, которые мы не учли на старте.

Например, системы координат, в которых хранятся данные в Roirs и Calltouch, имели принципиальные различия. Сведение данных в единую систему накладывало существенные, а порой и критические ограничения на функциональность каждого из продуктов. Идти на такие болезненные компромиссы означало осознанно резать «крылья», на которых так успешно взлетел Calltouch. Этот факт практически исключал возможность взаимной интеграции продуктов. В итоге было принято решение развивать Roirs отдельно.

2. Полностью другой цикл продаж

До старта мы грубо прикидывали финансовую модель проекта Roirs, не учитывая специфику их бизнеса, а только взяв за основу наш собственный опыт. В результате оказалось, что для систем сквозной аналитики характерен значительно более длинный цикл продаж, который рушил всю бизнес-модель, придуманную изначально.

Мы рассчитывали, что раз наши продавцы умеют очень хорошо продавать calltracking, то сделать апсейл по текущей базе проекта, предложив Roirs, не составит труда. На проверку оказалось, что у нас пересечение аудиторий не такое большое, и продавать проект Roirs по нашей базе не получается.

В то время как у Calltouch цикл продажи составляет две недели, Roirs — полностью кастомизированный проект, который дорабатывается под каждого клиента отдельно, это кастомная интеграция с CRM клиента, его АТС и другими системами.

В итоге подключение каждого нового клиента выливалось в серьезные «допилы» функциональности, так как каждый хотел что-то свое.

Roirs — это продукт в первую очередь для крупного бизнеса, поэтому очень много времени тратилось на согласование с разными подразделениями — особенно Roirs «любил» отдел безопасности.

Была проблема и на уровне донесения ценности сквозной аналитики для потенциальных клиентов. Объяснить ее преимущества для большинства маркетологов и владельцев компаний существенно сложнее, чем выгоду от коллтрекинга. Наши менеджеры по продажам не могли внятно объяснить клиенту, зачем ему дополнительно тратить деньги на еще один продукт.

Общей бизнес-задачей по Roirs было выйти в ноль за шесть месяцев, но, с учетом всех особенностей, это оказалось сложно сделать даже за год.

Стоит отметить, что проверить все первоначальные гипотезы, в результате которых было принято решение о покупке, так и не получилось, так как интеграции двух проектов в единый продукт в итоге не произошло.

3. Переоценили свой управленчений ресурс

При запуске проекта Roirs я рассчитывал, что смогу подключаться к управленческой деятельности и помогать ребятам решать вопросы, в которых у них было мало опыта. Однако я был полностью погружен в проект Calltouch, у меня физически не осталось достаточно времени для того, чтобы реализовать задуманное. Когда нужно было принимать важные управленческие решения по проекту Roirs, моего внимания было недостаточно, что привело к ряду критичных промахов в управленческих решениях.

Вот лишь некоторые управленческие решения, которые необходимо было принять раньше: нужно было изначально строить собственные аккаунт-отдел и отдел продаж, а не пытаться «нагрузить» работающие отделы Calltouch. Нужно было решать вопрос с большой дебиторской задолженностью. Все вышеуказанные проблемы мы начали решать, но слишком поздно.

В итоге было принято решение закрыть проект Roirs. Еще при покупке сервис не был прибыльным. И мы не смогли его вывести на прибыль даже на текущий момент. Если бы получилось хотя бы в нуль работать, мы бы продолжили попытки развивать проект. Но так как почти за год у нас не получилось этого сделали, решили, что слишком слабая динамика.

Настоящая причина

Я перечислил только основные проблемы, с которыми мы столкнулись практически сразу, как отметили заключение счастливого союза между нашими проектами. В реальности проблем было гораздо больше.

На самом деле, основная проблема заключалась именно в нас. Мы очень поверхностно изучили проект Roirs перед покупкой. Мы не продумали детально бизнес-модель проекта с учетом специфики бизнеса. Мы не провели аудит кода и не оценили, сколько ресурсов нужно на правильный менеджмент по Roirs. Все, что у нас было — это прикидка проекта на глазок и ощущение, что мы с нашим управленческим опытом и можем разрешить любую ситуацию.

Жизнь продолжается

На текущий момент мы приняли решение зафиксировать убытки по проекту Roirs и заморозить проект.

Однако в любой ситуации нужно извлекать пользу. За то время, что мы пытались поставить проект на ноги (более 9 месяцев), мы очень четко смогли сформулировать для себя понимание, что мы бы хотели получить от этого проекта. В Roirs работало ряд талантливых ребят с бесценной экспертизой, которых мы смогли переключить на работу по нашему основному проекту и существенно усилили свою экспертизу в области BI-систем.

Мы внесли ряд существенных правок в продуктовую концепцию Calltouch. В частности, мы добавили ряд функций, которые значительно ближе к BI, чем к веб-аналитике и calltracking. Эта функциональность появится в Calltouch до конца текущего года.

Да, мы потеряли 20 млн рублей, да, мы потеряли почти год времени, и да, этого можно было не делать, а сразу перейти к текущей стадии. Но мы заплатили за этот опыт и, надеюсь, сделали правильные выводы.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Goncharenko

Хороший материал. Где тут лайки ставят?

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

вот тут )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Угу, такой риск был, если бы не приняли решение зафиксировать убытки, так как в проект нужно было вкладывать все больше и больше денег. Но всем это решение далось очень не просто.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Boris Sokolov

интересно
Теперь ребята из Roirs могут написать кейс, как они продали стартап за 20 лимонов и через год были свободны, нормальный такой выход

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Ребята в ROIRS очень старались. У нас у всех были совсем другие ожидания на старте. Но не получилось

Ответить
Развернуть ветку
Art Bor

Миша, респект, что делишься таким. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, так что все нормально – у всех бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Артем, спасибо! В целом, это был интересный опыт, так что все не зря! ) Думаю тем, кто собирается первый раз попробовать себя в m&a, данный материал точно будет очень полезен и поможет сэкономить кучу денег.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Классный кейс, спасибо, что не постеснялись.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shishov

В итоге хоть кто-то пользовался Roirs?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Да, было несколько десятков клиентов. Там была еще проблема, что под каждого клиента приходилось делать кастомные доработки, что очень удлиняло цикл сделки.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Timur Valishev

Миш, а вы что, сразу кешем отдали 20М за акции? Наверно стоило рассмотреть вариант с опционами или вестингом? Как бы ты поступил сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Тимур, давай потом голосом расскажу :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Aylarov

Концептуально Тимур прав, но так как деталей нет, то сложно сказать что там было, я сильно сомневаюсь что компания была оформлена в юрисдикции где это все легально можно прописать и опираться на подписанные документы в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Danilin

Хорошая статья, ошибки делают все, но мало кто про них рассказывает. Спасибо, что поделились.

Ответить
Развернуть ветку
VVilliam Blake

А вот мне кажется, что статья какая-то неочёмная. Можно резюмировать очень кратко "мы облажались" или "мы слишком много тыкали в планшетики и пили смузи", поэтому потеряли бабки на ровном месте.)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Пожалуй )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анатолий Б.

Хорошо двадцатку вваливать, когда есть за душой полташка или соточка)

Мне кажется, что у инвестора за спиной есть хорошая финансовая поддержка, но недостаточно опыта в оперативном управлении реальным бизнесом.

Я бы вкладывался в реальный сектор с такой суммой, а не в виртуальный.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Кушнир

Напомнило

Стоит прилично одетый мужчина в Нью-Йорке возле небоскреба и курит. Подходит к нему журналист и говорит:
- Здравствуйте. Я корреспондент газеты "Нью-Йорк Таймс". Можно задать вам несколько вопросов?
- Да задавайте, я в принципе не спешу.
- Вот вы курите. А, простите, как долго вы курите?
- Мне сейчас 43, и курю я с 16 лет.
- А какие сигареты вы курите, если не секрет?
- Да не секрет - "Мальборо".
- И последний вопрос - сколько сигарет в день?
- Пачки полторы - две.
Журналист достает калькулятор, что-то считает и снова обращается к мужчине:
- Вот вы знаете, если бы вы не курили, то на сэкономленные деньги вы могли бы купить вот этот вот небоскреб?
- Серьезно?.. А вот вы сами курите?
- Нет, я не курю.
- И что, небоскреб у вас есть?
- Нет, небоскреба у меня нет.
- А я курю, и небоскреб мой

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Anton Medvedev

Блин, я-то думал, что случилось с roirs. Так и не успел ни разу попользоваться :с

Надеюсь, на базе CT в итоге будет выстроена столь же функциональная и мощная, но более подвижная и более ориентированная на средний бизнес система. В CT я точно верю :)

Кстати помню анонс был с полгода назад о покупке (или объединении) с каким-то сервисом, глубоко отслеживающим поведение на сайте. И тоже была инфа - и нет инфы. Интересно, что с той задумкой.

Желаю только успешных нововведений и инвестиций лучшему колтрекинг-сервису в РФ :)))

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Антон, спасибо! Публичных покупок у нас больше не было :) Про функционал РОИРС, постараемся все лучшее реализовать в CT. Сейчас появилась ясность, какой продукт мы хотим получить в итоге. Думаю, что очень скоро мы всех сильно удивим, по крайней мере, сейчас для этого вся наша команда очень много всего делает, работая без выходных и отпусков! Осенью на http://callday.ru планируем анонсировать наш самый большой релиз за всю историю продукта :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Спасибо за статью. Трезвая оценка обстановки и собственных возможностей нужна в каждый момент времени.
Но не ошибаеься тот кто ничего не делает.

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Ianko Samoilenko

Спасибо за статью! Как всегда 2 стороны медали. Успех - не исключение! Начинаешь думать 'я это смог и значит со всем справлюсь' - это супер; но вторая сторона - нужно все взвесить/ проверить/оттестить просто теряется в блеске успеха. Вот и Вы забыли о тщательном аудите, думая 'я все смогу и все сумею'. Это опыт и, как правило, берет он дорого, но и учит убедительно. В итоге Вы победили, Вы получили практический опыт свой собственный. Как говорят мудрые евреи, спасибо Богу, что забрал деньгами! Успехов Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Оксана, все так и есть! Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
George Levin

А что значит купили "контрольный пакет"? Если вы открыто делитесь кейсом, расскажите, какая была оценка всего бизнеса (а не контрольного пакета), и какую долю вы купили?

Ответить
Развернуть ветку
aehntu

Контрольный пакет 50%+1 акция, скорее всего столько и купили так как большая доля не даёт никаких привилегий в управлении. Если вложили 20 миллионов рублей, значит весь бизнес стоил 40 миллионов рублей.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Max Zorin

Круто, что решили рассказать.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Maksymeniuk

Спасибо, очень дельная статья. Честно говоря я верил, что эта сделка вам должна была дать большой плюс. Парадоксально, но сегодня хотел промониторить, что у вас с Roirs происходит, как оно идет!

Ответить
Развернуть ветку
Irina Shashkina

Миш, очень хорошо написал. Респект вам и удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Dubenchak

Shit happens, вы все равно красавчики! ‪#‎всемколтач‬

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Красношлык

BI направление действительно обладает спецификой. Продавцу необходимо разбираться в бизнесе клиента, знать ценность показателей и уметь конвертировать их в деньги для клиента. Цикл продажи у среднего клиента может доходить от 4-х до 6-ти месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Тут еще проблема в том, что пока за это готовы платить, в основном, крупные клиенты, а у них цикл сделки на BI получается часто еще дольше. Во многом это связано с тем, что чтобы все нормально заработало, нужно произвести все интеграции с их многочисленными системами, что часто выливается в годовые проекты, так как огромное количество согласований с различными подразделениями + кастомные доработки, которые тоже часто выливаются в целые проекты. Мы думали, что получится сильно сократить по времени весь этот процесс, так как привыкли, что в Calltouch подключение происходит очень быстро, но на проверку оказалось все немного сложнее

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Agapov

ROIRS - крутейшая система аналитики, нашему стартапу не подошла только из-за своей существенной сложности, и мы часть функций оставили на ручной обработке. Будет жаль, если система закроется, а не будет выделена в отдельный продукт для крупных клиентов: банки, страховые, автодилеров.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Согласен, у ребят было очень много классных идей. Мы постарались максимально сохранить команду и будем запускать эту историю в премиальной версии Calltouch в конце этого года.

Ответить
Развернуть ветку
Rhyme

Спасибо за очень смелый пост!
Стартап с несколькими десятками клиентов стоило примерно ~ $600k? Можете поделиться, как сделали оценку стартапа?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лолуа

Лишнее подтверждение, что просто повезло на первом стартапе. Иначе бы не совершали таких простых ошибок.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Пожалуй )

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stas Sokolov

Спасибо! Очень ценная информация.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
XageRu

Может просто Roirs как продукт был не очень?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

Безусловно продукт был сырой, но плохим его точно назвать нельзя. В основном все действительно критические проблемы были именно управленческого характера.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Стас Радченко

Цены у Вас конечно сильные

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nik Semenov

Да, если не считать некоторых "неточностей" (про лидеров рынка и неподтвержденную ничем информацию про условия "покупки" RoiRs, например) статья написана очень хорошо. Очень в стиле!

Действительно, попытки интеграции двух разных систем с огромной вероятностью выливаются в огромную проблему.

Спасибо за статью, прочитал с улыбкой)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кривошапкин

Основная проблема - не знание технической стороны сервисов, включая свой.
Просто надо было прислушаться к своим программистам, которые явно могли предвидеть эти вещи, не состыковки данных, урезание "крыльев" и т.д.
Пора приглашать своего главного программиста на кружку пива)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorinin

В нашем случае эта проблема не была основная, но в каком-то объеме она тоже присутствовала. Технический аудит действительно был проведен не достаточно глубоко.

Ответить
Развернуть ветку
Holy Surfer

Очередной антикейс. Рад что пошёл такой тренд, так как устроили успеха читать поднадоело уже :)

Ответить
Развернуть ветку
slugge

ну как обычно-времени не хватило, не проанализировали, думали оно само и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

Хороший капитан это тот, кто утопил корабль.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Жигульских

Пытались раскачать продукт на своих клиентах, но очень было тяжело, практически не было обратной связи с менеджером.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Snook Khaskel

"Невозможность интегрировать два сервиса в один" - какое-то надуманное ограничение
Я не представляю как такое возможно, это должны быть ограничения какого-то фундаментального физического уровня, иначе есть вопросы к технической команде

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Panfilov

В сфере сквозной аналитики, в т.ч. с привязанным колл-трекингом, на самом деле есть много игроков.
Автор просто недостаточно хорошо знает рынок, вот и вложился не в тех :)

Ответить
Развернуть ветку
Del Ins Up

Что за функции вы добавили ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav EasyLife

"особенно Roirs «любил» отдел безопасности" - не к программе претензии, а к людям, которые ее создали =)
Карма и все дела, но по большей части roi.rs, как доп функции к calltouch, имеют место быть - желаю Вам в этом успеха!, а как отдельный продукт Максима - отчеты, которые сможет сделать вменяемый аналитик.

Ответить
Развернуть ветку
Ira Sancti

и в чем мораль? проверяй то, на что тратишь 20 миллионов? ох уж эти русские кейсы

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда