ФАС возбудила дело против Apple из-за одинаковых цен на iPhone у российских ритейлеров Статьи редакции

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против Apple, заподозрив корпорацию в координировании цен на iPhone у российских ритейлеров. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Дело возбуждено против ООО «Эппл Рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International и Apple Inc. Основанием для этого послужила жалоба гражданина, который заметил схожие цены на устройства компании в нескольких магазинах.

Расследование показало, что с начала официальных продаж смартфонов iPhone 6s и iPhone 6s Plus в России большинство реселлеров установили на них одинаковые цены и удерживали их в течение определенного времени. Помимо этого, антимонопольным ведомством было установлено совпадение цен реселлеров и на другие модели смартфонов Apple.

— ФАС

По мнению ФАС, это может быть результатом «координации ценообразования российских реселлеров группой компаний Apple». Ведомство считает, что корпорация установила «рекомендованные» цены на устройства в качестве обязательных.

ФАС начала проверку российских ритейлеров в феврале 2016 года, тогда ведомство подозревало сговор среди торговых сетей. В частности, под проверку попали «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «Техносила», re:Store, «Билайн», «Мегафон», «Мобиленд» (сеть «Ноу Хау»), Ozon.ru и другие компании.

В июле 2016 года замглавы ФАС Андрей Цариковский заявил, что ведомство «видит координирующую роль, к сожалению, уважаемого "яблока"» при установке цен на iPhone. «Куда бы вы ни пошли, если хотите купить iPhone, цены везде одинаковые. Мы считаем это неправильным», — сказал он.

В 2012 году ФАС нашла признаки ценового сговора при продаже iPhone 4 в салонах МТС и «Билайна». Тогда компании получили по 16 и 18 млн рублей штрафа соответственно.

Обновлено в 16:47. Глава «Евросети» Александр Малис заявил, что его компания не координировала установку цен на iPhone с другими ритейлерами. «"Евросеть" точно ни с кем не координировалась», — сказал он RNS, не прокомментировав возможные переговоры с Apple.

В «Юлмарте» заявили, что договоры с поставщиками iPhone не содержат требований по ценообразованию. Представители «Связного» отметили, что при установке цен компания руководствуется «массой факторов и, прежде всего, рыночной ситуацией».

Обновлено 9 августа. Apple отрицает своё участие в координировании цен на iPhone в российских торговых сетях, пишет «Газета.ру». «Реселлеры устанавливают свои собственные цены на продукты Apple, которые они продают как в России, так и во всем мире», — сказали в компании.

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Иван Вундермахер

А какие они должны быть? На 100-200р колебаться?

Ответить
Развернуть ветку
Самвел Авакян

Скорее всего, ФАС подозревает, что это картельное соглашение. И вроде как так и есть. Так что претензии ФАС справедливые.

Ответить
Развернуть ветку
Bela Lugosi's Dead

Вот тут сомнительный момент, и хотелось бы получить какой-то комментарий юриста.

"Карте́льный сго́вор — неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене".

Установка рекомендованной цены на СОБСТВЕННЫЙ товар для ДРУГИХ участников, кмк, не является преступлением. Даже установка обязательной цены на собственный товар тоже ничего не нарушает (напр., Макдональдс заставляет всех участников франшизы работать по единым ценам; 1С заставляет всех партнеров продавать Битрикс по единым ценам, и т.д.).

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Смолин

Когда вы продали товар ритейлеру, товар формально стал его.

Ответить
Развернуть ветку
Bela Lugosi's Dead

В данном случае реселлеру.

Но вообще, конечно, веселая ситуация: а с чего бы реселлеру выставлять свои цены? Конечно же, реселлинг держится на прямых указаниях производителя, так во многих областях.

Ответить
Развернуть ветку
Самвел Авакян

Тоже думал об этом. Но на самом деле то, кто устанавливает цену, не должно быть важно для ФАС, проблемы остаются такие же - отсутствие конкуренции и (как следствие) менее благоприятный для общественного благосостояния объем производства. Действительно, интересно, как эти проблемы решаются на практике/в законах и решаются ли вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

МРЦ навязываются продавцам со стороны производителей. В идеале это спасает рынок от демпинга, когда продавцы продают товар в минус годами, пытаясь выжать с рынка друг друга. Выгодно это и производителям и крупным магазинам (в том числе и интернет магазинам). Невыгодно это мелкой рознице (небольшим интернет-магазинам) и, разумеется, потребителям

Ответить
Развернуть ветку
Самвел Авакян

По идее ФАС должен и МРЦ запрещать, и с демпингом бороться. МРЦ, наверное, меньшее зло, но это все равно не дело.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Fisun

:) Вообще-то так Apple и работает. Правда Apple не говорит, что цены должны быть именно такими. Он говорит, что цены должны быть не ниже чем определенный уровень.
А если ты будешь делать цену ниже, то Apple просто отберет у тебя статус Apple Authorized Reseller.
Это что-то вроде франшизы. Ты на их сайте видишь iPhone, видишь цену и затем кликаешь по ссылке "Где купить!" и Apple тебе дает список авторизованных магазинов, где ты можешь купить устройства по такой цене, как указана на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Tez
по такой цене, как указана на сайте

Только почему-то на сайте обычно цена выше, чем у сетевиков.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Fisun

Если речь идет про сетевиков со статусом Authorised Reseller , то не должна!

Ответить
Развернуть ветку
Dima Tez

М.Видео и прочие перечисленные в этой статье вроде как авторизаванные. Я о них.

По-моему, тот факт, что у них цены ниже, чем на сайте Apple, как раз говорит о том, что никакого сговора нет. Одинаковая цена, которая вызывает вопросы у ФАС, объясняется наоборот конкуренцией — когда всем пришлось снизиться до минимально допустимой (уж не знаю, рекомендованной или той, с которой можно остаться хоть с какой-то прибылью).

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Наконец-то! Наконец ФАС начала работать. Это повсеместная проблема интернет-магазинов среднего и небольшого размеров. Я телефонами не торгую, у меня сварочники и электростанции. У нас то же самое - поставщик говорит ты должен продавать по этой цене, иначе стоп-отгрузки. Я могу продать на три-четыре тысячи меньше и буду в прибыли, но нельзя. Рекомендуемые, а по факту обязательные цены - это удушение небольших магазинов, которые могут продавать товар по цене Алибабы, а в некоторых случаях, как у меня, и дешевле. Потому что обычно рекомендованные цены это 30-50 процентов наценки. То есть я везу штуку за 20 тысяч рублей со склада в Москве и продаю её москвичу по 27 тысяч (подлинный пример). Хотя мне хватило бы 3 тысячи. Так, конечно, скоро все покупатели на Алибабу перейдут. Я уже в половине компаний поставщиков в стоп-отгрузках из за нарушения МРЦ. Теперь можно дверь с ноги открывать, ссылаясь на этот случай с Эппл

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

Удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Вы про дверь ногой?))) Можно и двумя с разбегу теперь, если ФАС дело до конца доведет)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

Те кто по трусливее зассат и начнут отгружать. А те кто по тупее ничего не изменят пока жареный ФАС в зад клевать не начнет.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Кто поумнее как раз и не будет ничего менять. Status quo им выгоден.

Вероятность влететь на штраф минимальна. Да и штраф заплатить — не такая уж проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

То есть платить штрафы каждый раз, когда контрагент пожалуется в ФАС выгоднее, чем просто начать отгрузки и получать с него хоть какие-то деньги? Вы это называете поумнее?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов
начать отгрузки и получать с него хоть какие-то деньги

почему вы думаете, что их не получают?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

Читайте внимательнее не написал что они не получают денег вообще. Вопрос в том получать ли из-за недовольного контрагента штрафы или получать от него "чеки".

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Я вас понял.

Но я немного о другом: вы сказали, что сейчас легче малым предприятиям будет справиться, а я говорю, что вряд ли есть причины, чтобы им вдруг полегчало.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

О нет это говорил не я, а автор первого коммента ветки. Я лишь назвал тупыми тех кого вы назвали умными.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

А, какие мелочи.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

А как случай с Эппл поможет?

Сам сталкивался с Casio. Вы не "крупняк", который живет за счет маленькой наценки, умноженный на гигантский оборот? Значит у вас нет оборота, а значит каких-то серьезных денег производителю/дистрибьютору вы отгружать не будете. Вот и весь разговор.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

То, что крупняк живет за счет маленькой наценки это распространенный, но не понятно кем распространенный миф. Там как раз расходы очень высокие и наценка тоже. 40 - 50 % наценка на дорогие вещи, на вещи дешевле 3000 и того больше. На приват лэйблы наценка может быть и 100%. Поэтому народ в нашей стране часто на алиэкспресс начал наведываться

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Kharchev

Надеюсь у ФАС хватит твердости яиц обвинить Эпл в том, что на ифонах в крыму доступно меньше функций, чем в другихъ частях РФ. И тогда можно будет их штрафовать за любые рекламные материалы, где нет упоминания что не все функции работают в Крыму.

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Элло

Ого, а что конкретно?

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Kharchev

appstore там не работает. Судя по статьям в инете, даже проги обновлять не дает, и бесплатные не дает качать. Поэтому все ходят через VPN в него.

Ответить
Развернуть ветку
Rublik

AppStore там как раз работает а вот Google Play нет

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Kharchev

что, и платные проги можно покупать в аппсторе?

Какие-то были сильные ограничения, связанные с ифонами. Карты Apple вроде там тоже не работают.

Ответить
Развернуть ветку
Rublik

Со стороны Apple никаких ограничений в Крыму нет. Покупать программы и подписки свободно можно используя не Крымские банковские карты ну допустим привязать карту от киви и будет работать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Владимирович

Бред какой-то

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Богатырев

Ну явно не в меньшую сторону цены поменяют))

Ответить
Развернуть ветку
Arseny Filatov

Правильно делают. Конкуренция нужна, хотя бы видимая. Потому что такая регуляция свыше может плохую шутку сыграть с рынком.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

Что то я не понял? А как же с сигаретами? Там же везде рекомендованные цены! С продуктами 1С - у всех франчайзи одинаковые цены! Упаси бог продать дешевле!

Какие то двойные стандарты опять!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

это распространенная практика везде. Против демпинга, когда конкурентов выживают за счет цены. Но она незаконна

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy B.

какая там максимальная накрутка, о чём вы? на айфонах мейджоры зарабатывают копейки. <i>моржа</i> там минимальная

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

Nikak

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Попов

Ты так расстроился что тебе дизлайков на коммент наставили?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вадим

Не вижу ничего страшного! Одним можно, а другим нет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда