ФАС оштрафовала Google по жалобе «Яндекса» на 438 млн рублей Статьи редакции

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала Google за нарушение законодательства о конкуренции на 438 млн рублей (около $6,76 млн по курсу ЦБ), говорится в сообщении ведомства. Дело, по которому наложено взыскание, было возбуждено по жалобе «Яндекса».

Обновлено в 16:32. В Google сообщили, что ещё не определились с дальнейшими действиями.

«Мы надеемся, что компания Google будет исполнять наше решение и выплатит штраф в ближайшее время», — добавил замглавы ФАС Алексей Доценко.

Представители «Яндекса» пожаловались в ФАС на Google в феврале 2015 года. Российская компания заявила о том, что корпорация запрещает производителям смартфонов и планшетов на Android предустанавливать на свои устройства приложения от сторонних разработчиков (в частности, «Яндекса») и устанавливать их на главном экране.

В сентябре 2015 года ФАС признала Google Inc. и Google Ireland Limited нарушителями ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением). Ведомство обязало корпорацию снять любые ограничения на предустановку приложений российского разработчика и других компаний на Android-устройства.

Позже, в марте 2016 года, ФАС возбудила административное дело об определении суммы штрафа для Google. Предполагалось, что взыскание может составить 7% от оборота магазина приложений Google на российском рынке за 2014 год. 19 мая глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство решило ещё раз посчитать сумму штрафа «другим путём». С момента возбуждения дела заседания о назначении штрафа откладывались более трёх раз.

В июле 2016 года гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин заявил о положительном влиянии на мобильный бизнес компании решения ФАС. По его словам, с момента вынесения решения доля компании на платформе Android стала расти, кроме того, у «Яндекса» появились новые контракты с производителями мобильных устройств.

Обновлено в 16:32. Представители Google сообщили агентству ТАСС, что компания пока не приняла решения о своих дальнейших действиях.

«Мы получили уведомление от ФАС о назначении штрафа. Мы внимательно ознакомимся с решением, прежде чем определим дальнейшие действия», — сказали в компании.

При этом ФАС всё ещё готова обсуждать мировое соглашение с Google, уточняет «Прайм».

В «Яндексе» отказались комментировать решение ФАС.

0
148 комментариев
Написать комментарий...
Ярослав Акулов

Рискну еще разок высказать не популярное на "Цукерберге" мнение и заодно объяснить, для чего нужно антимонопольное законодательство.
Представим себе, что у вас небольшая компания, которая выращивает и продает яблоки. В вашей стране есть корпорация, которая также выращивает яблоки. По совместительству так вышло, что эта корпорация владеет 90% розничных магазинов в стране. Свои яблоки корпорация размещает на самом видном месте у входа в магазин. Ваши яблоки корпорация или отказывается продавать вовсе, или, например, размещает на маленьком лотке в подвале. К чему приведет такая ситуация? Ваши яблоки вкуснее и дешевле, чем яблоки корпорации, при прочих равных потребители с выбрали бы именно ваши яблоки. Но вы не можете их продавать, т.к. рынок сбыта для вас искусственным путем закрыт. Тут, конечно, можно подобно здешним комментаторам воскликнуть: "Если не нравится, построй свои магазины и продавай яблоки там, в чем проблема?" Но понятно, что скромная компания, продающая яблоки, не имеет ни ресурсов, ни экспертизы, чтобы построить сеть супермаркетов, которая сможет конкурировать с магазинами корпорации. В результате все мелкие производители вкусных яблок разоряются, на рынке остаются лишь дорогие и невкусные яблоки корпорации. Печальная картина? Именно это и называется злоупотреблением монопольным положением. И именно для предотвращения такой ситуации придумали антимонопольное законодательство.
Гугл, доминируя на рынке мобильных операционных систем, пользуется этим и предустанавливает свой поиск и свои приложения на подавляющее большинство андроид-телефонов. Также он запрещает производителям предустанавливать на свои телефоны приложения конкурентов (даже если эти приложения гораздо более качественные и удобные). Конкурирующие приложения оказываются в очень затруднительной ситуации, поскольку у пользователя нет стимула изучать альтернативы с целью выбрать самое качественное приложение, скорее всего он воспользуется самым доступным (уже установленным на телефон). Конкурирующие приложения умирают, рынок останавливается в развитии.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Акулов

К счастью, в мире ритейлеров пока нет монополистов с 90% рынка, поэтому там такая ситуация пока маловероятна (хотя, если покопать, уверен, что найдется немало сомнительных историй про давление какого-нибудь X5 Retail Group на поставщиков). И да, свои линейки продуктов - первый робкий шаг в этом направлении со стороны ритейлеров.

Яндекс не хочет принудительно заставить гугл устанавливать свои приложения, Яндекс хочет лишь дать возможность производителям телефонов при желании оных производителей устанавливать приложения Яндекса на свои телефоны. Почувствуйте разницу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Акулов

По моему скромному мнению ваши аргументы слабы по целому ряду причин.

Во-первых, зайдите в любой "Перекресток" и в одном и том же магазине вы найдете как "Хеннеси", так и "Доширак".

Во-вторых, действовать подобным образом Гуглу было бы естественно, если бы он был лишь одним из многих игроков на рынке мобильных ОС и с ожесточением бы сражался за рыночную долю. Тогда действительно ему было бы осмысленно предустанавливать самые качественные приложения, чтобы завоевать симпатии пользователей. Но Гугл - монополист, он может позволить себе заставлять производителей не ставить качественные и популярные приложения, а ставить те, что выгодны Гуглу. Этим он и занимается. Для подтверждения моих слов можете изучить претензии Еврокомиссии. Гугл не выбирает качественных или некачественных производителей приложений, он просто запрещает производителям предустанавливать _любые_ конкурирующие с Гуглом приложения.

В-третьих, кому вперлись, а кому не вперлись сервисы Яндекса в нормальных рыночных условиях решают потребители. Есть спрос у потребителей - производители предустанавливают сервисы Яндекса, нет спроса - не предустанавливают. Но этот естественный выбор у производителей отняли.

Ну и, в-четвертых, у Яндекса самый популярный в Росии поиск, одни из самых популярных в России почтовых и картографических сервисов и т.д. Утверждение, что сервисы Яндекса некому не вперлись, мягко говоря немного голословно.

Ответить
Развернуть ветку
145 комментариев
Раскрывать всегда