Shame! Как публичным компаниям бороться с последствиями действий государственных органов
Инструкция и антикейсы по традиции летят прямиком из Беларуси. Здесь ИКТ, сектор розничных услуг, гостинично-ресторанный бизнес очень тесно связан с общественным мнением сейчас. Силовики разбили витрину твоему кафе? Или избили владельца цветочного салона? Люди скупают весь цветочный товар оптом и выносят кофе втридорога, для этого ещё становятся в очереди.
Закрыл двери перед протестующими, даже если камеры зафиксировали обратное? Теперь в Доминос никто не купит пиццу, и это не комментарии в интернете, что доставщик не вовремя привёз блюдо. Это вполне серьезное публичное порицание и даже видео от адвокатов бренда крупную франшизу не спасает. Что же касается провайдеров проводного интернета для бизнеса ("Деловая сеть") и местного монополиста для физлиц в регионах Беларуси - "Белтелеком" и "Гарант", то им в целом нет смысла держаться за репутацию. Независимо от того, какое указание придёт сверху, Министерство связи в РБ не имеют права обжаловать решения одного единственного "начальника".
Так же стали плохи дела по кредитам и депозитам у банков, которые одобрили снятие денег силовыми структурами со счетов белорусов. В опале не только общества сейчас 3 мобильных оператора. A1 (австрийский концерн), MTC (один из крупнейших в Беларуси, наиболее лоялен государству) и life:) (Турция). Самое главное, что нужно понимать, каждое отключение интернета (сейчас у нас блокируют не только телеграмм-каналы, но и интернет полностью в Минске в воскресенье и дни активных столкновений с "властями"), провоцирует всех мобильных операторов на бонусы (деньги возвращать за неоказание услуг пока никто не хочет), однако неизбежно проводится и повышение тарифов.
25 ноября состоится суд между оператором A1 и его бизнес-пользователями. Его исход во много определит отношение власти и бизнеса в этом вопросе, но исход невербально всем известен. Оператор с одной стороны не имеет права не оказать услуги по любым причинам кроме технологических. Тем не менее последний локдаун интернета в столице Беларуси по данным Телеграм-чата "Забайнет" длился порядка 8 часов в выходной день. Это не считая точечных выключения операторов в регионах. Всё это в большей степени контролирует национальный центр обмена трафиком и beCloud. Печальные события одного из жилых комплексов города Минска особенно обострили отношения между оператором life :) и его пользователями. Причиной тому стала SMS-рассылка, пришедшая пользователям. По заявлению оператора, произошедшее ошибка и результат срабатывания антифрод-системы. В контексте, где государство оккупировало целый квартал в городе ОМОНом и представителями ЖКХ - далеко не сильный аргумент.
При этом важно понимать и контекст общения компаний с абонентом связи. life :) всегда позиционировал "позитивное" общение с пользователями, но к началу протестов коммуникация "сдулась". Другие операторы, такие как A1 и MTC Беларусь предупреждают пользователей с очень сухой формулировкой "госорганы". Ранее операторы уже были задействованы в массовой рассылке Министерства внутренних дел Беларуси, однако то что пришло сейчас, провал.
Вот такой комментарий дал мобильный оператор life:) белорусскому порталу.
Тем не менее у оператора есть ещё мобильное приложение. Там же внутри находится техподдержка. В твиттере еще не известно когда ответят, а тут как никак круглосуточный онлайн. В свете текущих событий у автора с октября 20г висит не закрытый договор при личном обращении в салон, который оператор "расценил" как смену паспортных данных. Пишем, что нет сил уже терпеть оператора, который отключает интернет и связь. Тем более по такому поводу.
Конечный итог такой переписки: оператор не считает ситуацию проблемой и не расторгает договора онлайн, даже не смотря на эпидемиологическую в РБ ситуацию. Так и хочется познакомить с техподдержкой тинькофф или альфы.
Правильного ответа на вопрос как реагировать на общественные события бизнесу и брендам до сих пор нет. Единственное, что становится понятно - отшутиться в такой ситуации не получится, а любое открытое ЗА или ПРОТИВ влечёт последствия для бренда и немедленную реакцию текущей власти.
Касаемо ситуации с компанией life :), как утверждает один из предстателей белорусской правозащитной организации, есть вероятность, что сработала какая-то автоматическая система антифрод. Возможно абонентам лайф не стоит сильно задумываться и девушка действительно искала помощи, и звонки алгоритму компании показались подозрительным. Иногда банан — это просто банан. Если бы это был «приказ», то мы бы услышали больше подобных историй. Однако, это лишь утверждение.