Почему мы отказались от свободного графика и удаленной работы

Генеральный директор научно-развлекательного проекта ArtNauka Николай Новоселов рассказал, в чем недостатки свободного графика и почему команда проекта возвращается к стандартному рабочему дню.

Генеральный директор ArtNauka Николай Новоселов

В течение двух лет мы практиковали свободный график, но буквально месяц назад поняли, что это уже не работает: некоторые сотрудники появлялись на работе не раньше часа дня, а уходили около 22–24 часов.

Как работодатель я должен был быть доволен, ведь я получал полную власть над свободным временем сотрудников: после работы активно шла переписка в рабочих чатах, звонили клиенты, мы им отправляли письма. Самый поздний принятый нами заказ был сделан в три часа ночи, и принял его не я, а один из линейных сотрудников.

Однако я наблюдал трансформации. Некоторые сотрудники опустошались: их «горение» продолжалось, а вот «топливо» стремительно заканчивалось. Исследовав состояние команды через планерки и беседы, я понял, что свободный график привел нас в тупик. Причин такого результата было много, расскажу только о некоторых.

1. Нет времени для перезарядки

Работникам нужно свободное время, и в это время у них должна быть возможность сказать: «Я не могу». Свободный график ставит такую опцию под вопрос.

График с 13 до 22 часов подразумевает, что люди пять дней в неделю не занимаются ничем, кроме работы: ни друзей, ни похода в театр, ни даже нормального ужина.

2. Усложняется работа с подрядчиками и коллективом

Нельзя забывать, что вокруг работают обычные компании со стандартным графиком. Получается, что все вопросы, требующие их участия, решаются по 4–5 часов. Это сказывается на планировании времени всех участников процесса.

То же происходит с другими членами коллектива, которые выбрали для себя стандартное рабочее время: часы взаимодействия внутри команды сокращаются в два раза.

3. Появляется стресс из-за необходимости быть на связи

Клиенты и сотрудники все равно звонят и в 10, и в 9 утра. Получается, что с утра так или иначе нужно ответить на звонок, а вечером — быть на работе. В таких условиях гораздо сложнее строить планы и организовывать встречи: любое утверждение требует более долгих согласований.

4. Усложняется система штрафов

При свободном графике рушится система штрафов, а это важный элемент обратной связи. Без определенного порядка и систематизации часть задач выполняется хуже.

5. Увеличивается время коммуникации

Со временем начали прослеживаться проблемы с удаленным персоналом. Многие вопросы нелинейны и непредсказуемы: правильно ли отображаются цвета в макете, верен ли пункт договора, актуальна ли обновленная информация. Особенно это важно в развивающихся компаниях, где есть лакуны в бизнес-процессах. Те вопросы, которые лично решаются за пять минут, по телефону, почте или в мессенджере можно решать часами.

6. Сотрудники чувствуют себя вне коммьюнити

Работа — это сообщество людей, с которыми тебе по пути. Я бы не сказал, что это «друзья», но это точно своего рода «стая», а людям важно ощущать свою принадлежность к общности.

Одна из главных особенностей современного мира — то, что результат труда сохраняется и становится все значимее, а участники этого труда ощущают сопричастность к общему делу. Во многих сферах удаленная работа не может дать сотрудникам такого ощущения: они не разделяют с командой ни неудачи, ни успех и со временем «отпадают», не имея возможности эмоционального взаимообмена.

Если бы мы были представителями «большой тройки», а не стартапом — конечно, мы бы просто чаще меняли людей. Но в небольших компаниях гораздо выше значимость отдельного участника процесса и очень высока удельная стоимость привлечения и обучения специалиста.

Еще одной серьезной проблемой для меня стали ограничения на интеграцию новых управленческих решений. Даже методика Agile в большей степени приспособлена для людей, работающих в шаговой доступности и в постоянном контакте.

Долгая дорога домой

Мы понемногу стали уходить в сторону стандартного графика работы: двигали график на полчаса назад каждые несколько недель. Сейчас мы работаем с 10:30 и, возможно, будем двигаться дальше. Важно, чтобы сотрудники понимали, что это делается ради них. В обмен им нужно просто просыпаться пораньше и приезжать в офис.

0
81 комментарий
Написать комментарий...
El Lis

Из текста статьи кажется что в компании совсем не "гибкий график" был, а просто сдвинутый по времени рабочий день у некоторых сотрудников.
И теперь всех стали равнять? Вы ЭТО считаете эффективным менеджментом?
Может всё-таки стоит подойти к каждому сотруднику индивидуально?
Офис-менеджер, секретарша, кассир не могут работать по гибкому графику исходя из обязанностей - им установить с 9 до 18 (с 10 до 19).
Менеджеров по работе с клиентами распределить "равномерно" - кому-то более ранние часы, кто-то будет "захватывать" вечерне-ночные.
Программист всё равно когда код пишет. Если нужно решать какие-то вопросы оперативно или лично - установите правило, что с 15 до 18 (например) все должны быть на связи (или находиться в офисе).
Это я навскидку предложила решения. На самом деле возможностей гораздо больше - следует только включить мозги и оттолкнуться от специфики работы.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Постоянно этот аргумент про программистов.
Как будто бы программисты в вакууме работают: несколько месяцев сидят, такие, молча ебашат код, никому не показывают, а потом ОПА! и готовый сервис выкатывают, причем сразу в продакшен.
Как будто бы им не надо обсуждать таски с теми, кто их ставит. Как будто бы их работа не затрагивает работу других кодеров, дизайнеров, юиксеров (=> надо обсуждать имплементацию, протоколы, бизнес-логику и т.д.).
Как будто бы они не участвуют в планировании, не получают багрепортов, не корректируют фичи.

Ответить
Развернуть ветку
El Lis

Спасибо, кэп.
Читайте внимательней - я не исключаю того что нужен контакт с другими людьми. Но написать в чат, отправить мейл и получить ответ - можно тогда когда сотруднику удобно. Это в условиях обычного равномерного рабочего процесса, а не "горит, надо было вчера!"
Часть работы которая не требует непосредственного общения с другими людьми (кодинг, поиск решений, чтение мануалов) может делаться когда сотруднику удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Но ведь в реальности все не так:)

Вот бэкендщик Вася работает с 14-ти, а клиентщик Петя не знает, где описание нового вызова, без которого не будет работать; контенщица Света забыла как правильно грузить xls в парсер; а клиент аккаунта Димы прямо сейчас ждет оценки новой хотелки, для которой нужен Вася (и это не аврал Димы, это аврал клиента, который контролировать нельзя).

А Вася с таким режимом спит до 12-ти при отключенном телефоне (имеет право!).

И поэтому Петя потратит 20 минут для переключение на новый таск (а потом еще столько же обратно), Света будет сидеть и краснеть, потому что спросить больше не у кого, а Дима поседеет на несколько волос, потому что этот клиент делает 40% дохода и его надо облизывать.

Ответить
Развернуть ветку
El Lis

Над профессионализмом Светы крепко задуматься; Диму отправить на треннинг по коммуникациям, чтобы научился выяснять нужды клиента вовремя. Если Дима и так хорош, то задумайтесь, а так ли важен клиент, который вносит хаос в вашу команду.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Это все дельные замечания.
Ну, в каком-то смысле, т.к. Свете объяснял Вася, который умеет объяснять только для технарей и вообще мега-толковых контентщиц не бывает (точнее он быстро перестают быть контентщицами); а клиенты которые приносят 40% дохода могут не только вносить хаос, но так же приходить в офис и срать на стол - все равно они приносят 40% дохода и никто от них не откажется.

Но это все не главное. Главное, что идеальных процессов, сотрудников и клиентов не существует. А свободный график приумножает проблемы возникающие в не-идеальных ситуациях, т.е. в реальности.

А борьба за идеал - дело, конечно, правильное, но не исключает ограничения графика. Вот мы крепко задумались над Светой, Димой и Клиентом, но почему бы заодно не задуматься над свободным графиком и решить сразу две проблемы, вместо одной?

Ответить
Развернуть ветку
Nik Novoselov

Все именно так. И мне в этой ситуации стало жалко не клиента и не себя --- а сотрудников, которые получали нехилый стресс из-за таких особенностей.
Клиент уйдет и вернется. А сотрудники --- это инвестиция. Нельзя быть расточительным

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда