{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы отказались от свободного графика и удаленной работы

Генеральный директор научно-развлекательного проекта ArtNauka Николай Новоселов рассказал, в чем недостатки свободного графика и почему команда проекта возвращается к стандартному рабочему дню.

Генеральный директор ArtNauka Николай Новоселов

В течение двух лет мы практиковали свободный график, но буквально месяц назад поняли, что это уже не работает: некоторые сотрудники появлялись на работе не раньше часа дня, а уходили около 22–24 часов.

Как работодатель я должен был быть доволен, ведь я получал полную власть над свободным временем сотрудников: после работы активно шла переписка в рабочих чатах, звонили клиенты, мы им отправляли письма. Самый поздний принятый нами заказ был сделан в три часа ночи, и принял его не я, а один из линейных сотрудников.

Однако я наблюдал трансформации. Некоторые сотрудники опустошались: их «горение» продолжалось, а вот «топливо» стремительно заканчивалось. Исследовав состояние команды через планерки и беседы, я понял, что свободный график привел нас в тупик. Причин такого результата было много, расскажу только о некоторых.

1. Нет времени для перезарядки

Работникам нужно свободное время, и в это время у них должна быть возможность сказать: «Я не могу». Свободный график ставит такую опцию под вопрос.

График с 13 до 22 часов подразумевает, что люди пять дней в неделю не занимаются ничем, кроме работы: ни друзей, ни похода в театр, ни даже нормального ужина.

2. Усложняется работа с подрядчиками и коллективом

Нельзя забывать, что вокруг работают обычные компании со стандартным графиком. Получается, что все вопросы, требующие их участия, решаются по 4–5 часов. Это сказывается на планировании времени всех участников процесса.

То же происходит с другими членами коллектива, которые выбрали для себя стандартное рабочее время: часы взаимодействия внутри команды сокращаются в два раза.

3. Появляется стресс из-за необходимости быть на связи

Клиенты и сотрудники все равно звонят и в 10, и в 9 утра. Получается, что с утра так или иначе нужно ответить на звонок, а вечером — быть на работе. В таких условиях гораздо сложнее строить планы и организовывать встречи: любое утверждение требует более долгих согласований.

4. Усложняется система штрафов

При свободном графике рушится система штрафов, а это важный элемент обратной связи. Без определенного порядка и систематизации часть задач выполняется хуже.

5. Увеличивается время коммуникации

Со временем начали прослеживаться проблемы с удаленным персоналом. Многие вопросы нелинейны и непредсказуемы: правильно ли отображаются цвета в макете, верен ли пункт договора, актуальна ли обновленная информация. Особенно это важно в развивающихся компаниях, где есть лакуны в бизнес-процессах. Те вопросы, которые лично решаются за пять минут, по телефону, почте или в мессенджере можно решать часами.

6. Сотрудники чувствуют себя вне коммьюнити

Работа — это сообщество людей, с которыми тебе по пути. Я бы не сказал, что это «друзья», но это точно своего рода «стая», а людям важно ощущать свою принадлежность к общности.

Одна из главных особенностей современного мира — то, что результат труда сохраняется и становится все значимее, а участники этого труда ощущают сопричастность к общему делу. Во многих сферах удаленная работа не может дать сотрудникам такого ощущения: они не разделяют с командой ни неудачи, ни успех и со временем «отпадают», не имея возможности эмоционального взаимообмена.

Если бы мы были представителями «большой тройки», а не стартапом — конечно, мы бы просто чаще меняли людей. Но в небольших компаниях гораздо выше значимость отдельного участника процесса и очень высока удельная стоимость привлечения и обучения специалиста.

Еще одной серьезной проблемой для меня стали ограничения на интеграцию новых управленческих решений. Даже методика Agile в большей степени приспособлена для людей, работающих в шаговой доступности и в постоянном контакте.

Долгая дорога домой

Мы понемногу стали уходить в сторону стандартного графика работы: двигали график на полчаса назад каждые несколько недель. Сейчас мы работаем с 10:30 и, возможно, будем двигаться дальше. Важно, чтобы сотрудники понимали, что это делается ради них. В обмен им нужно просто просыпаться пораньше и приезжать в офис.

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Andrew Stoleshnikov

"Система штрафов"
яснопонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Bogovik

К сожалению не все сотрудники мотивируются деньгами. Это идеально, если вы нашли хорошего специалиста с опытом, который знает чего хочет и мотивирован улучшать результаты своей работы. Все люди разные - кому то достаточно его обычного оклада и он не будет особо стараться что бы получить прибавку в виде бонуса. Мне известно много таких специалистов. А вот дисбонус, пусть даже незначительный, заставляет человека задуматься и более ответственно подходить к своей работе. К сожалению, многие - ленивы хоть о обладают знаниями и опытом. Часто они сами это признают но не могут с этим справиться. Метод "кнута и пряника" - самый эффективный в управлении, кто бы чего не говорил.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Зачем брать ленивых на работу?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Bogovik

Видно, что вам не приходилось быть работодателем. На работу ленивые не приходят устраиваться - все способные, хотят работать и развиваться. Уже в процессе работы выясняются "скелеты в шкафу".

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stoleshnikov

Ну, во-первых, я за свою жизнь довольно много людей собеседовал, а некоторых даже принимал. Во-вторых, это видно сразу.

Не надо скрывать свое неумение подбирать хороших людей за системой штрафов.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда