— Ты же не куришь. — У меня рак. Теперь могу. Рецензия на фильм «Во всё тяжкое» 2018 года

— Ты же не куришь. — У меня рак. Теперь могу. Рецензия на фильм «Во всё тяжкое» 2018 года

— Ты же не куришь. — У меня рак. Теперь могу. Рецензия на фильм «Во всё тяжкое» 2018 года

Во всё тяжкое (2018)

Режиссёр: Вейн Робертс

Сценарий: 7/10

Зрелищность: 5/10

Операторская работа: 8/10

Моя оценка: 6.6

Оценка Кинориум: 6.9

Оценка IKONA RUSSIA: фильм не попал в номинацию

Есть режиссёры, для которых не существует понятия «запретных тем». Есть шедевральные трагикомедии, которые сначала смешат тебя, а потом бьют по лицу. «Во всё тяжкое» расположен где-то между.

Главный удар под дых мы получаем вместе с персонажем на первой секунде фильма. Там же звучит лучшая реплика за весь фильм. Следом вас окунают в довольно забавную последовательность кадров, которую объединяет одно-единственное слово. Сразу после оказывается, что сценаристы осознанно разделили историю на несколько глав; возможно, чтобы избавиться от излишней драматичности.

Стремление не окутывать распространённую тему излишними сентиментальными клише очевидно с первых секунд. Вы наверняка слышали о разрывной боли романтических драм вроде «Сейчас самое время» (2012), «Спеши любить» (2002) или «Виноваты звёзды» (2014). Так вот: во «Всём тяжком» вы такого не увидите. Задумка интересная, но, увы, реализовать её до конца создателям не удалось.

Главный герой этого кино, профессор литературы Ричард Браун, чем-то напоминает Брюса Дикинсона из «Грязи» (2013) и Лестера Бёрнэма из «Красоты по-американски» (1999). (Хотя, говоря откровенно, он далеко не такой обаятельный.) Сценарий чего-то ради пытается приписать ему черты персонажа Робина Уильямса из «Общества мёртвых поэтов» (1989), хотя, пожалуй, без этого можно было бы и обойтись. Ричарда также пытаются выделить на фоне идеализированных героев явным скептицизмом по отношению ко многим современным веяниям: он насмехается над феминизмом, откровенно грубит студентам и длительное время не демонстрирует признаков наличия совести.

Идея рассказать о смертельно больном нигилисте, анархисте и бунтаре, довольно амбициозна, но страдает огромным количеством второстепенных персонажей, получающим слишком мало внимания. Особенно обидно за героиню Зои Дойч, которой явно пытались придать глубину, но бросили её развитие на полпути во имя обманутых ожиданий. И, кстати, причём там садовник? Зачем было вводить его для одной сцены, в которой его отличительная черта — неумение говорить по-английски — почти никак не обыгрывается?

Чуть больше внимания можно было уделить и героине Розмари Деуитт — обаятельной жене главного героя, чья аморальность вполне соответствует его собственной. Идти за хорошим примером того, как это можно было сделать, не придётся: можно ознакомиться с уже упомянутой «Красотой по-американски». Супруга Лестера тоже давным-давно к нему охладела и завела интрижку с сомнительным персонажем, их дочь тоже живёт своей жизнью, и это срабатывает лучше, чем в этом случае.

Расстроило и то, что незадолго до конца истории создатели всё же отказались от цинизма и превратили фильм в классическую драму о смерти, созданную исключительно ради предсказуемого слезливого финала. Отрывистое повествование добавляет своего рода новизны и изящества, но именно из-за него остаётся чувство какой-то недосказанности. Будто лист с хорошей идеей скомкали, расправили и потеряли по пути немало важных смыслов. Когда герой успел измениться? Что заставило его передумать? Идея проста до безобразия: неважно, сколь циничен человек, ему всё равно хочется жить, и ничто банально человеческое ему не чуждо. Как говорили великие, «правила везде одинаковые».

И Брюс из «Грязи», и Лестер из «Красоты по-американски», и Ричард — все они идут по пути «всего тяжкого». Все они так или иначе уже мертвы в душе и используют нигилизм как инструмент против апатии. Все они в той или иной степени в конечном счёте проповедуют идею, что нужно ценить то, что имеешь, чтобы не свихнуться, когда есть риск, что у тебя это отберут. Однако ни Лестера, ни Брюса не заставляют произносить вдохновляющие речи в духе Тони Роббинса: сценарий делает всё за них. Понятно, что создатели «Во всё тяжкое» хотели закончить на громкой эмоциональной ноте, но если задуматься, оно правда того стоило?

Подобный подход к внезапности человеческой смерти имеет право на существование. Ни «Виноваты звёзды», ни «Спеши любить», ни броманс-версию и того и другого «Достучаться до небес» тяжело назвать плохим кино. Включая их, вы знаете, что вас ждут водопады сентиментальности, и идёте на это осознанно.

Во «Всё тяжкое» вам обещают очередного обаятельного антигероя, но демонстрируют Джонни Деппа с довольно скучными и предсказуемыми репликами. Будь это любой другой актёр, фильм могла постичь куда более печальная судьба, чем 6.7 на IMDB.

Начать дискуссию