Мышление предпринимателя: эволюция от посевной стадии до среднего бизнеса

Cооснователь и генеральный директор образовательной компании «Нетология-групп» Максим Спиридонов — о том, как по мере развития бизнеса меняется поведение предпринимателя и его взгляды на продукт, сотрудников, клиентов, маркетинг и управление.

Максим Спиридонов

Я занимаюсь бизнесом порядка 20 лет и за это время успел основать более десятка проектов. Я проходил все фазы предпринимательского цикла: от поиска идей через пивоты и вложение личных денег до привлечения раундов венчурных инвестиций, продажи проекта стратегическому инвестору и приличных по объему кэшаутов.

Как и многие в рунете, я пришел в свое дело спонтанно, почти без представлений о том, что такое быть предпринимателем. На собственных ошибках я учился руководить микробизнесами, бурно растущими стартапами, малыми бизнесами. Сейчас я генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп». Мы прибыльный проект, у нас более 150 сотрудников в штате и несколько сотен миллионов рублей годового оборота.

Когда начинающие предприниматели обращаются ко мне за советом или предлагают стать ментором их стартапа, я часто узнаю в них себя много лет назад. Я задался вопросом: в чем наше отличие? Почему молодые руководители допускают ошибки, наивности которых через пару лет удивляются сами? Считаю, что дело тут в полноте картины мира — в том, насколько предприниматель осознает все компоненты, формирующие контекст бизнеса, и насколько ему понятны связи между этими компонентами.

Я написал эту статью, основываясь на опыте развития нескольких проектов (во многом на опыте «Нетологии», выросшей до «Нетологии-групп»), и с учетом опыта пары сотен предпринимателей, с которыми мне удалось побеседовать в режиме интервью. Опишу этапы развития предпринимательского сознания и ментальные установки, которые им обычно соответствуют.

Seed-стадия

Положение вещей: есть идея, которая тебя увлекает; есть ресурсы, чтобы сделать MVP; есть небольшая команда, работающая за интерес или небольшие деньги.

Атмосфера: бьющий через край энтузиазм.

Инсайты предпринимателя: оказывается, я могу заниматься бизнесом!

Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел

Стартап ранней фазы

Положение вещей: продукт вышел на рынок, получена первая критика от клиентов. Вопреки ожиданиям нет взрывного роста. К счастью, есть некоторый интерес к продукту.

Атмосфера: сперва недоумение, потом — удвоение энергии.

Инсайты: нужны коррективы в продукте и системный маркетинг.

Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел

Растущий малый бизнес

Положение вещей: продукт первично доказал свою затребованность; команда выросла до 20-50 человек; бизнес стал прибыльным, либо привлек инвестиции для того, чтобы при масштабировании показать рост.

Атмосфера: радость и гордость

Инсайты: Я самый крутой предприниматель планеты!

Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел

Средний бизнес

Положение вещей: занята определенная доля рынка; построена стабильная операционная инфраструктура для развития; в компании работает более 100 человек, годовой оборот превысил 200-300 миллионов рублей, скорость роста ключевых показателей замедлилась или замедляется.

Атмосфера: ровный ритм горячего цеха.

Инсайты: Оказывается, я не уникален. Я во многом повторяю путь тысяч других предпринимателей.

Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел

Логичным продолжением этой заметки мог бы стать раздел о крупном бизнесе. Но в России о том, что бизнес «крупный», можно говорить не раньше двух-трех миллиардов рублей годового оборота и 500 сотрудников в штате. Я пока не дорос до этого на практике, а теоретизировать не стану.

Дам несколько рекомендаций, что делать, чтобы прокачивать свое предпринимательское сознание и проталкивать свою компанию вперед и вверх.

Тренировать терпение и способность держать удар. В бизнесе, как и в политике, работает сформулированная У. Черчиллем болезненная закономерность: «Успех — это движение от неудачи к неудаче с нарастающим энтузиазмом». Тут помогают спорт и медитации.

Учиться понимать людей (сотрудников, клиентов, партнеров, акционеров): их мотивы, желания, способности, интересы. Находить способы говорить с каждым на его языке. Для этого полезно тренировать эмпатию, в каждой коммуникации задавать себе вопрос: кто этот человек, чего он хочет, что для него важно, как я могу синхронизировать свои и его потребности?

Читать книги и статьи, смотреть лекции и интервью, слушать подкасты:

  • Предпринимателей-практиков. Полезно не столько получить информацию, сколько попытаться прочувствовать описываемые кейсы, влезть в шкуру автора, понять, чем он руководствуется в принятии решения, как мыслит, какие навыки и личные качества использует и почему.
  • Визионеров, которые представляют различные модели будущего в вашей отрасли, в технологиях, в экономике, в политике. Это расширяет понимание ситуации, увеличивает горизонт планирования и наталкивает на идеи развития.
  • Мотиваторов. Тут, конечно, нужно быть очень избирательным. Кругом полно горе-коучей и псевдо-гуру. Однако порой предпринимателю очень нужны психологическая накачка перед прорывом или восстановление после тяжелого этапа.

Хорошая идея — найти себе постоянного коуча или ментора из числа успешных предпринимателей. Если вам это удалось — считай, повезло.

Важно понимать, что по-хорошему обучение предпринимательству никогда не заканчивается. Каждый новый день приносит открытия, уточнения и коррективы к тому, что было известно раньше.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Helge Kurstein

Суровая правда. Полезно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Burenkov

Спасибо за статью! Бьет прямо в цель)) Думаю многие себя узнали, особенно на 1 и 2 стадии))

Ответить
Развернуть ветку
Петр Фальковский

Максим, "Не в бровь, а в глаз."
Кстати, твой проект, Рунетология, стал для меня лично в 2010 году таким коучем, после пары подкастов я понял, что сделать хороший продукт можно, ведь ребята, которые приходят к тебе на передачу смогли, значит, нужно просто делать :-)
Спасибо, ты хоть и не супер-мега-отзывчивый чувак, но тем не менее приносишь много пользы, продолжай, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Саша Зимин

все в точку

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лолуа

Просто супер

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

Максим, спасибо, все по делу.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Lapunou

Как правило очень хорошая прокачка происходит именно после сильных ударов, мировоззрение меняется иногда на 180 градусов с учётом произошечшего, из личного опыта очень хорошо когда набиваешь "микрошишки" - сильно не выгораешь и интуитивно начинаешь видеть... Есть не более 1% людей у кого прям в точку и сразу и по нарастающей и ещё крышу не срывает от успеха...

Ответить
Развернуть ветку
Дима Рыбальченко
_< :D
Ответить
Развернуть ветку
Олеся Лобанова

Спасибо за статью! Было интересно!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дима Рыбальченко

Да ну хорооооош!))))

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Интересно, структурировано с точки зрения бизнеса; Но забыли интересы и показатели личности: личности сотрудников, личности руководителей и личности бизнесменов - а ЛИЧНОСТЬ самого человека очень сильно влияет на достижение результата и очень часто (тоже правда жизни) - бизнесы создаются не для того чтобы создать что-то новое, а для того чтобы ублажить личность в своих амбициях.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сивов

Максим, спасибо большое за статью.

А можно ваши рекомендации по статьям-подкастам? Помнится, несколько лет назад в ваше блоге была рекомендация для IT специалистов отслеживать программы: рунетология, Вести Нет, Точка.

Что сейчас могли бы добавить?

Ответить
Развернуть ветку
Margo Kashuba

Очень интересная статья, чувствуется личный опыт. А кого из людей рекомендуете читать в соц.сетях?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда