«Эпоха Apple подошла к концу вслед за Microsoft» Статьи редакции

Журналист Остин Франк о том, почему от американской компании больше не стоит ждать инноваций

Журналист Остин Франк опубликовал в блоге Hackernoon статью о том, почему больше не стоит ждать от Apple революционных новинок. По его мнению, компания стала зрелой и теперь предпочитает не рисковать, а поддерживать нынешний статус. В свое время так поступила и Microsoft. Редакция vc.ru публикует перевод материала.

7 сентября 2016 года компания Apple (вернее, ее аккаунт в Twitter) представила iPhone 7. Утечка не привела к серьезным последствиям, потому что появление черного цвета, защита от воды и отсутствие разъема 3,5 мм стали единственными заслуживающими внимания улучшениями iPhone. Ничего революционного компания так и не представила.

Конечно, iPhone 7 наверняка окажется прекрасным смартфоном, но суть не в этом: практически каждый продукт, который выходит под маркой Apple, оказывается высокого качества. Это ожидаемо. Дело в том, что Apple больше не пытается выйти за установленные границы. Скажите, вы бы стали всю ночь стоять в очереди за новым iPhone 7? Разве это все еще круто? Я так не думаю. Apple прошла пик своей популярности. И это случилось задолго до невнятной презентации iPhone 7.

Пик популярности Apple

Признаки, что Apple достигла своего потолка, появились достаточно давно. Вы можете взглянуть на продажи iPhone, которые в этом году упали, впервые с 2007 года.

Другой пример зрелости компании — это проект ее новой штаб-квартиры. Здание размером с Пентагон называется Spaceship — космический корабль. Оно стоит $5 миллиардов и будет расположено в Купертино, штат Калифорния. Вот что сказал по этому поводу писатель и журналист Чарльз Хью Смит.

Когда банки строят себе роскошные головные офисы, это можно считать последним подарком их фортуны.

Это проявление гордыни, своим поступком банк словно кричит: «Мы богаты во всех смыслах». Это злит богов предпринимательства.

По этой причине нам стоит пристально взглянуть на Facebook и новый кампус компании в Менло-Парк, а также на Apple и ее строящийся офис.

— из статьи писателя Чарльза Хью Смита

Вероятно, мы могли догадаться, что компания уже не та, когда ее последним козырем в рукаве оказались всего лишь часы Apple Watch — только бледная копия тех революционных устройств, которые она представляла раньше.

Эти часы остаются удобным аксессуаром для iPhone, но без них можно обойтись. Кроме того, они не произвели такой фурор, какой раньше производили продукты компании. Вот почему в новой футуристической штаб-квартире поселится другая Apple, не та, к которой мы привыкли.

Эпоха открытий Apple: 2001—2010 годы

За восемь лет и три месяца компания представила три главных продукта, которые изменили мир.

23 октября 2001 года она анонсировала iPod, который полностью перевернул индустрию устройств для воспроизведения музыки. iPod ускорил гибель CD-дисков и открыл цифровую эпоху для музыки, фото и видео. Apple не стала первым производителем MP3-плеера. Она стала первой, кто сделал MP3-плеер как надо.

9 января 2007 года Стив Джобс представил iPhone, что привело к расцвету смартфонов. Новое устройство перетянуло поклонников Blackberry, Nokia, Motorola и Palm. Apple стала первой компанией, которая заставила работать тачскрин. Она не была первой, кто придумал смартфон. Она изобрела его заново.

27 января 2010 года уже заметно больной Стив Джобс представил iPad, и внезапно всем американцам захотелось приобрести планшет. Несмотря на то, что устройство достигло пика продаж к 2013 году и не стало таким же успешным, как iPhone, для многих iPad стал первым планшетом, хотя аналогичные гаджеты были на рынке с 1989 года.

Каждый раз, когда Стив Джобс представлял очередное устройство, он словно говорил остальной индустрии: «Вы не умеете. Смотрите, как надо»

Apple завтра

Главный вопрос: как нам предугадать, что же будет дальше? Раньше инновации Apple касались уже существовавших, но еще незрелых рынков. MP3-плееры, мобильные телефоны, планшеты обладали потенциалом, просто их нужно было довести до ума. Что компания и делала.

Компания никогда не была первой. Она оказывалась лучшей.

Вероятно, следующим революционным устройством станет электрический автомобиль Apple Car, который, по слухам, сейчас разрабатывается под кодовым названием «Проект Титан» и будет выпущен к 2020 году. Неужели компания собралась заново изобрести автомобиль? Если бы Джобс был жив, то мне кажется, что он нашел бы этот способ. Но я уверен, что он изначально не стал бы выходить на автомобильный рынок.

Автомобильный рынок в 2020 году, в отличие от рынка планшетов в 2010 году, мобильных телефонов в 2007 году и MP3-плееров в 2001 году нельзя назвать незрелым. Он переполнен, и ему уже свыше ста лет. Там есть свои крупные, зарекомендовавшие себя игроки, которые заняли сектора во всех ценовых категориях.

Я не говорю о том, что в этой индустрии невозможно выпустить революционный продукт — перевернуть можно любую индустрию. Мне кажется, что это невозможно сделать Apple, которая специализируется на электронной технике. Шанс, что Apple будет доминировать на автомобильном рынке, так же высок, как шансы на то, что Mercedes-Benz захватит рынок смартфонов.

Хотя давайте попробуем развить идею. Представим, что Apple окажется прямым конкурентом Tesla и будет производить полностью электрические автономные смартфоны на колесах. Почему бы тогда ей просто не купить Tesla? На ее счету хранится около $231 миллиарда, а Tesla стоит «всего» $30 миллиардов. Для такого гиганта, как Apple, нет смысла конкурировать с таким пигмеем, как Tesla.

Если Apple действительно создает автомобиль, то это будет дерзкий проект в духе космической гонки. Когда Джон Кеннеди объявил о старте космической гонки с СССР и запланировал до 1970 года отправить человека в космос, он знал, что даже если США проиграют, то это все равно приведет к расцвету технологий и инноваций. В этом случае Apple действительно создает свой собственный автомобиль не ради автомобиля.

Едва ли iPhone станет платформой для следующей впечатляющей инновации от Apple. Современные смартфоны уже достигли оптимального разрешения экрана. Как обладатель iPhone 6 Plus я не представляю, как в руке может поместиться еще более широкое устройство — тогда это будет уже какой-то планшет.

С каждым годом камера смартфонов становится все лучше, экраны все прочнее, а процессоры — производительнее. Но даже появление устройства с жестким диском емкостью более одного терабайта, аккумулятором, которого хватит на неделю, и встроенным проектором не изменит индустрию так, как это удалось Apple в 2007 году.

Компания превратила устройство с откидывающейся Т9-клавиатурой в карманный суперкомпьютер. Самые главные улучшения телефонов произошли в период с 2007 по 2012 год. Следующая революционная технология едва ли будет связана со смартфонами или автомобилями Apple Car.

Где зарождается технология нового поколения

В январе 2017 года наступит семь лет с выхода последнего по-настоящему революционного продукта Apple. Мне кажется, что следующая технология нового поколения не будет связана с компанией. Может мы просто находимся в ожидании Годо.

Вот список кандидатов на звание технологии нового поколения:

  • Хорошие шансы у очков виртуальной реальности от принадлежащей Facebook компании Oculus, или у носимого устройства виртуальной реальности, такого как Google Glass.
  • Возможно, технология завтрашнего дня будет связана с Echo — умным помощником по дому от Amazon. Несмотря на очевидное поражение своего предыдущего продукта, смартфона Fire Phone, Джефф Безос рискует и тратит деньги на новую авантюру.
  • Также это могут быть летающие персональные дроны, которые изменят городскую транспортную систему.
  • Или мобильные импланты.

Apple будет присутствовать в некоторых из этих сфер, поскольку в обозримом будущем сохранит за собой статус крупнейшей и известнейшей компании. Но я не могу представить, чтобы без Стива Джобса компания смогла раздвинуть границы этих сфер и продемонстрировать их полный потенциал. Ей на смену придет другой игрок.

В некотором смысле ИТ-компании перестают быть инновационными. Они теряют пыл, избегают глобальных проектов и предпочитают поддерживать существующий статус, а не развиваться.

Когда вы голодны, вы рискуете. Когда сыты — избегаете риска.

Когда главные продукты хорошо себя зарекомендовали, а рынок насыщен, Apple может просто их модернизировать и продолжать играть в игру с ежеквартальными отчетностями. Покупка других компаний заменяет инновационность, a Apple превращается в новую Microsoft.

Что значит быть «Новой Microsoft»

Microsoft была всеобщей любимицей среди компаний технологического пузыря 1990-х. Стоимость ее акций за десятилетие увеличилась на 9500%, что произошло благодаря массовому распространению компьютеров. К началу 2000-х компания Билла Гейтса была крупнейшей в мире. Она оставила позади легенд американской экономики — General Electric, Coca-Cola и IBM. В 2015 году Apple стоила $700 миллиардов. Если взять уровень инфляции за этот год, то Microsoft на пике свой мощи стоила $900 миллиардов.

В январе 2000 года, когда Билл Гейтс сложил полномочия, акции Microsoft торговались на отметке $58. И это была максимальная цена: сегодня они стоят $57: то есть компания почти 17 лет бежала на месте.

Поэтому когда инвесторы увидели, что Microsoft достигла потолка, они начали искать «следующую Microsoft» — компанию, которая может представить новый революционный продукт. Инвесторам нравятся развивающиеся компании, а не зрелые.

«Следующей Microsoft» оказалась Apple, которая показала самую яркую историю корпоративного успеха в 21 веке. С декабря 2000 по май 2015 года ее акции выросли в цене на 12000%. Однако за последние четыре года — только на 11,6%. Все, чего добилась компания с 2012 года, едва ли имеет значение для инвесторов.

Пример Microsoft показал, что все стремительные взлеты рано или поздно заканчиваются

Однако быть «новой Microsoft» не так уж и плохо. В конце концов Microsoft остается одной из крупнейших компаний в мире, ее рыночная капитализация составляет $449 миллиардов. Проблема в том, что Microsoft стоит на месте: ей не нужно никуда торопиться. Похожее будущее ожидает и Apple, которая достигла зрелости.

Как и большинство молодых людей, я не могу поверить, что настал тот день, когда имя Apple больше не ассоциируется с технологическими прорывами и инновациями. С точки зрения инвесторов Apple — это безопасное вложение. Она входит в список 30 крупнейших компаний США, а это означает стабильность и низкий риск. Дивиденды увеличатся, что даст людям причину покупать ее акции даже несмотря на снижение темпов роста. Точно такой же путь прошла и Microsoft, и IBM, и Coca-Cola и любая другая солидная корпорация.

Разумеется, люди продолжат пользоваться продукцией Apple и покупать новые модели. Но это больше не культ и не символ высокого статуса. Крутыми были те, кто имел компьютер с Windows в 1996 году и iPhone в 2010.Сейчас этим никого уже не удивишь.

То, что выделяло Apple среди конкурентов — это фигура Стива Джобса. Его смерть повлияла на компанию. Со временем эпоха Джобса становится все более тусклой, а Apple — все менее исключительной.

Джобс не хотел, чтобы компания развалилась после его смерти. Как Томас Эдисон и General Electric, Генри Форд и Ford. Скорее всего, Apple будет существовать еще долгое время, но без своего талантливого визионера и лидера — это уже не та компания.

Джобс и Гейтс подарили нам Apple и Microsoft. Но Apple и Microsoft не подарят нам новых Стива Джобса и Билла Гейтса. Поэтому будущее ИТ-технологий принадлежит молодым талантам. Именно они, а не Apple подарят нам следующую революционную технологию.

0
110 комментариев
Написать комментарий...
Güero

Гениальное рассуждение о том, что мир автомобилей уже сформирован. А телефонов рынок только зарождался, когда iPhone выпустили? А плееров, когда iPod? Вон, часы получились успешным продуктом, и ровно в той же мере инновационным, как и предыдущие - не первым, но лучшим. И вообще, нытье про то, что Эппл уже не та, как-то приелось. Ну не ждать от них инноваций, я и раньше не ждал. Тем приятней сюрприз)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Телефонов или смартфонов?)

Ответить
Развернуть ветку
Max Sokolov

Автомобилей или электроавтомобилей?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

У телефона и смартфона пользовательский опыт сильно разный.
У автомобиля и электромобиля -- нет.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Пирогов

Да неужели? А как же электромобили с автопилотом? Действительно, один и тот же пользовательский опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

это кривое утверждение. А что, если гибрид будет с автопилотом? Или обычный автомобиль, почему именно электромобиль?

Ответить
Развернуть ветку
Güero

Ну, раз Вы считаете, что пользовательский опыт телефона и смартфона так сильно отличается, давайте назовем автомобиль от Эппл "смартомобилем", потому что большой экран там и доступ к интернету (не будет же он хуже Теслы). И получится что "смартомобиль" еще сильнее отличается от автомобиля, потому что он еще и подзаряжается иначе и кое-как ездить на автопилоте может

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Если бы он заряжался пока едет, то это сильно бы меняло бы пользовательский опыт. А так его нужно заряжать, как заправлять, просто чаще и дольше.
А большого экрана и доступа в интернет не может быть не в электромобиле?

Ответить
Развернуть ветку
Güero

Ваши аргументы по поводу пользовательского опыта крайне субъективны ибо Вы не приводите статистику, а оперируете собственным впечатлением. Я лично с ними не согласен. Рынок нас рассудит.

Ответить
Развернуть ветку
Sergiy Lemeshkin

Когда вышел первый айфон, у меня была свежая нокиа xpressmusic. Никакого нового пользовательского опыта в первой модели от яблока не было. Новость о "переизобретенных" телефонах вызывала ухмылку.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

"У автомобиля и электромобиля -- нет." - у них просто огромнейшая пропасть в пользовательском опыте.

Ответить
Развернуть ветку
107 комментариев
Раскрывать всегда