«У них так принято» — ключевые идеи из книги Росса Маккаммона

«Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил»

Книга редактора Esquire Росса Маккаммона 'Works well with others' (в русском переводе «У них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с мудаками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил») в легкой остроумной форме рассказывает о первых шагах по карьерной лестнице, начиная от собеседования и до получения первой руководящей должности.

Константин Смыгин, основатель сервиса бизнес-литературы в кратком изложении MakeRight.ru, рассказал vc.ru о ключевых идеях книги.

Аудиоверсия статьи

О чем эта книга

Книга рассказывает о первых шагах на пути к карьерному успеху. В качестве примера Маккаммон приводит собственную историю. С подкупающей самоиронией он описывает, как ему, молодому и неопытному провинциальному редактору «авиационного журнала» (того, что бесплатно распространяют в самолетах), неожиданно сделали предложение от журнала Esquire.

Неуверенный в себе и лишенный, по его мнению, харизмы, автор одновременно был на седьмом небе от счастья и вне себя от ужаса. Он не знал, как себя вести на собеседовании, как одеться, как отвечать на вопросы и поддерживать беседу.

Заранее представив все возможные формы провала на собеседовании (так он проводил своеобразный аутотренинг), Маккаммон рисовал себе картины своего неуклюжего поведения: он прольет кофе на собеседников, забудет надеть носки, перепутает имена и выставит себя полным идиотом. По его словам, он никогда не чувствовал себя «человеком первого сорта», достойным поставленной задачи. Но и от борьбы никогда не отказывался — использовал для нее все, что только мог.

Маккаммон подготовил ответы на все вопросы, которые ему могли задать, и приехал на собеседование задолго до начала. К своему ужасу, в последнюю минуту обнаружил, что забыл надеть пиджак, без которого немыслимы важные деловые переговоры. Но беседовали с ним милые обаятельные люди, и постепенно соискатель расслабился, начал вести себя естественно и искренне, хотя и не без ляпов, и, к своему удивлению, все-таки получил работу мечты.

Как быть принятым на работу и удержаться на ней? На этот счет у автора есть несколько идей.

Идея № 1. На собеседовании придерживайтесь нескольких простых правил. Главное — не забывайте о своей индивидуальности и искренности

Если не соблюдать последнее условие, считает Маккаммон, соискатель становится безликим, ничем не отличающимся от других. Автор выбился из общего ряда: сначала он забыл о пиджаке, потом расслабился и поддерживал непринужденную беседу, а после обеда, на который его пригласили потенциальные работодатели, с детской непосредственностью вертел головой, разглядывая нью-йоркские небоскребы: провинциальному юноше они были в диковинку.

Но главное — не внешние отличия. Человек не должен притворяться тем, кем он не является. Можно встать на цыпочки, но невозможно простоять так долгое время. Соискатель должен соответствовать работе, на которую его нанимают, иначе в скором времени с ним распрощаются. Индивидуальность — это хорошо, но собеседование не должно быть полностью экспромтом. Полезно заранее изучить потенциального работодателя, узнать в подробностях, чем занимается компания и каковы ее цели.

Обязательно нужно подготовиться к вопросам о себе и смело рассказывать о своих сильных и слабых сторонах. О слабостях нужно говорить в таком ключе: «Я работаю над улучшением этого недостатка, успехи уже есть». Хорошо бы привести какой-то пример.

Плохое впечатление производит, если соискатель нелестно отзывается о бывшем работодателе. Эту тему нужно обойти стороной — лучше рассказать, какую пользу соискатель может принести на новой работе.

Разговоры о будущей зарплате нельзя начинать первым — работодатель должен сам сделать предложение, с которым можно согласиться или нет.

Идея № 2. Нужно произвести правильное первое впечатление

Отправляясь на важную встречу, будь то собеседование, знакомство с новыми коллегами или деловая беседа, необходимо позаботиться о том, чтобы создать благоприятное впечатление. Маккаммон согласен с тем, что не бывает второй возможности произвести первое впечатление.

Здесь имеется в виду, не только одежка, по которой встречают, хотя речь в книге идет и о ней. Автор ссылается на исследования психологов, которые демонстрируют, что первое впечатление складывается буквально за долю секунды первой встречи. Это качество мы унаследовали с первобытных времен, когда от быстроты реакций зависела жизнь.

Чем можно расположить к себе? Спокойствием, доброжелательностью, способностью установить зрительный контакт с собеседником, умением вести беседу. Отталкивают раздражительный или нервный тон, излишняя застенчивость, скованность, уклонение от зрительного контакта. Многие согласятся, что смелый и открытый взгляд свидетельствует о любознательности, заинтересованности и дружелюбии. Поэтому не надо смотреть по сторонам или сквозь собеседника — только в глаза, доброжелательно и уверенно.

Автор рекомендует заранее потренироваться перед зеркалом, если вы стесняетесь или просто не знаете, как это сделать правильно, чтобы не уставиться на собеседника тяжелым немигающим взглядом.

Важно и установить правильный тон, для чего не стоит переходить сразу к делу, — уместно будет обменяться с собеседником парой дружелюбных фраз на общие темы.

Идея № 3. Не судите о новой должности по первым рабочим дням

Первое время любому новичку приходится тяжело. Он оказывается в компании незнакомых людей, не знает, как себя вести, чувствует скованность и часто попадает в неловкие ситуации.

Сам Маккаммон рассказывает о первых днях в Esquire как о сплошном кошмаре. От растерянности он пытался знакомиться с коллегами в туалете, врезался в стеклянную стену, не знал, как себя вести и что делать в первую очередь.

На обеде, куда его пригласили коллеги, чтобы сблизиться, Маккаммон начал импровизировать в ответ на вопрос, что он думает об одном европейском режиссере. Новичок никогда о нем не слышал, но побоялся ударить в грязь лицом и на ходу придумал какую-то глупую реплику, после которой его уже ни о чем не спрашивали. Оглядываясь назад, он считает, что куда лучше было бы честно признаться, что он ничего не знает об этом режиссере. Помешала застенчивость: что подумают о нем новые коллеги?

Первый год автор постоянно был готов к тому, что его уволят, и ходил в обед отдыхать в Центральный парк, чтобы снять нервное напряжение. Постепенно эти походы становились все реже, а потом и вовсе прекратились: чем уверенней Маккаммон чувствовал себя на работе, тем меньше в них нуждался.

Пример автора показывает, что не следует придавать особого значения первым дням и даже месяцам на новом месте. Люди, которые кажутся такими страшными, сами волнуются по поводу новичка. Не метит ли он на чье-то место? Нет ли у него неприятных привычек? Легко ли с ним общаться?

Первое время и новичок, и старожилы скорее играют роли и ведут себя неестественно. Притирка редко бывает гладкой, и надо отнестись к ней спокойно. Автор сравнивает вхождение в новый коллектив и новые обязанности со скучным предисловием к интересной книге.

Идея № 4. Будьте готовы к тому, что в первые год-два вы будете совершать ошибки

Маккаммон считает, что многие новички, стремясь показать себя как можно лучше и избежать неудач, работают так медленно, что приходится буквально вырывать работу у них из рук и доделывать ее самому. Вместо этого нужно приучить себя к мысли, что ошибки неизбежны. Лучше их совершить, чтобы учиться на них, а не избегать любой ценой — стоит сдать работу пораньше, чтобы успеть что-то поправить.

Автор сравнивает ошибки и неудачи. Как отличить одно от другого? Неудача постигает человека, который придерживается в корне неправильной стратегии, находится во власти ложных идей и отказывается это признать до самого конца. Неудача очень болезненна, весьма дорого обходится и ничему не учит. Ошибки же — дело житейское. На них легче понять, чего делать не следует, о них тут же дают знать (к примеру, старший редактор заметит ляпы в статье новичка и укажет на них).

Не стоит стесняться выглядеть недотепой из-за совершенной ошибки. Научные исследования показали, что многие люди думают, будто постоянно находятся в центре внимания и каждый их неправильный шаг коллеги рассматривают под микроскопом. По мнению Маккаммона, окружающие в основном желают новичку добра и обращают на него гораздо меньше внимания, чем ему кажется.

Идея № 5. На совещаниях высказывайтесь кратко и по существу, а в общении с коллегами избегайте некоторых фраз и тем

В первые месяцы работы в Esquire Маккаммон не понимал, что на совещаниях от него ждут краткости и конкретики. Когда его спрашивали, как продвигается какая-нибудь статья, он пускался в долгие рассуждения о всех сторонах проблемы, что-то объяснял, извинялся и углублялся в ненужные детали.

Он не сразу понял, что от него ждут сдержанности и конкретики. Если дела действительно шли хорошо, нужно было отвечать: «Все отлично», если все было не так гладко — «Хорошо», «Все идет как надо». Но ответ должен соответствовать истине. Эту краткость автор именует умением вовремя заткнуться. Ни в коем случае нельзя использовать слова «Видите ли», «Ну» и подобные им. В качестве теста автор советует проверить, интересно ли самому говорящему то, что он говорит.

Что касается коллег, Маккаммон не советует просить у них прощения за что-либо. Лучше сказать «Я был неправ», а просьбы о прощении оставить для личной жизни. Стоит избегать фраз типа «Вам понятно, что я сказал?», рассказов о похмельных страданиях с утра и вообще о своих чувствах. На работе, считает автор, нужно думать, а не чувствовать.

Идея № 6. Вы не можете быть идеальным — иногда можно и опоздать (если уметь это делать правильно)

Автор считает, что в целом человек должен быть пунктуальным, но иногда не грех и опоздать, в этом есть свои светлые стороны. Не нужно поддерживать скучные беседы с первыми ранними гостями встречи или совещания. События уже разовьются, и опоздавший окажется в самом их разгаре. А чтобы не заострять внимания на своем опоздании, достаточно соблюдать несколько простых правил.

Не стоит объяснять причину опоздания. Пусть для окружающих останется тайной, чем вы были заняты (если вы не станете сразу извиняться за то, что проспали). Не стоит спрашивать, что происходило во время вашего отсутствия, — лучше подождать минут 10, и все будет ясно. А еще лучше все-таки быть пунктуальным.

Идея № 7. Используйте обеды с толком для работы

Как показывает пример автора, обеды можно использовать не только для приема пищи — в это время завязываются нужные контакты, заключаются сделки и рождаются идеи.

Правда, во время таких обедов нужно выбирать блюда, которые не вызовут у вас дискомфорта и не поставят в неловкую ситуацию. Не очень-то приятно будет, если что-то выскользнет с тарелки или застрянет в зубах. Собеседника нужно постараться не облить каким-нибудь соусом и не утомить ненужной болтовней или занудными подробностями. Как и всегда, следует заранее продумать беседу и быть кратким, причем говорить не только о делах, но и «о погоде».

Идея № 8. Не стремитесь к совершенству в одежде

Маккаммон пишет, что не очень хорошо разбирается в одежде и модником его не назовешь. Однако он придает большое значение манере одеваться, определенному стилю, ведь с помощью одежды создается внешний образ человека, представляющий его окружающим. Он рассказывает, как с помощью коллеги купил себе первые дорогие и модные туфли, которые носит до сих пор, хотя с момента покупки прошло много лет. Они придают ему уверенности и поднимают настроение.

Комфортная одежда делает людей увереннее в себе. При этом в умении одеваться необходимо то, что итальянцы называют «спреццатура» — легкая вольность, небрежность, завершающий штрих в образе, придающий ему непосредственность и человечность. Это может быть галстук, чуть сбившийся набок, рубашка, не вполне подходящая к галстуку или даже не до конца заправленная в брюки, чтобы в одном образе сочетались официальность и раскованность.

Концепция спреццатуры, как считает автор, применима и в работе, и в человеческих отношениях: здесь тоже допустимы шероховатости и огрехи, поскольку в природе не существует абсолютного совершенства.

Идея № 9. Иногда вам придется работать с идиотами, так что нужно уметь с ними обращаться

Маккаммон уверяет, что за годы работы изучил и классифицировал многие виды идиотов. Главные негативные качества идиотов — нарциссизм, безграничная самоуверенность, нетерпеливость, жадность, безответственность, рассеянность. Позитивные — предсказуемость и склонность к общественной работе. К тому же, считает автор, работа с ними позволяет постоянно испытывать чувство превосходства.

Чтобы заставить идиотов задуматься о последствиях их поступков, нужно почаще их спрашивать: «Зачем ты это сделал?». Пытаясь раз за разом отвечать на этот вопрос, они, по крайней мере, станут менее самоуверенны.

Идея № 10. Иногда в работе помогает крепкое словцо

Если бранные слова используются для выразительности, а не с целью кого-то обидеть или оскорбить, то иногда ими можно подстегнуть лентяя или высказать то, для чего не подходит литературная лексика. Маккаммон считает, что можно использовать не откровенный мат или грубые выражения, а вульгаризмы или безобидные ругательства вроде «негодяй».

По исследованиям ученых, на которые ссылается автор, такие слова воспринимаются мозгом как цельная фонетическая единица и поэтому лучше запоминаются. Однако нельзя вкладывать в них настоящую агрессию, чтобы не перепугать своих подчиненных и не выглядеть смешным.

Заключение

Книга Росса Маккаммона получилась веселой, легкой и нестандартной, она отлично подойдет в качестве развлекательного чтения. Молодым и неопытным соискателям она поможет преодолеть неуверенность в себе и выбрать правильный тон на собеседовании. К ее достоинствам относятся чувство юмора, остроумие и легкость изложения, множество полезных советов.

При этом отечественному читателю будут не вполне понятны некоторые рекомендации — к примеру, обратиться к работодателю со словами: «Если вы сейчас выбросите меня из кабинета, это будет лучшим собеседованием в моей жизни». Кому-то покажутся излишними подробные инструкции, как нужно правильно пожимать руку или какие блюда заказывать во время делового ланча.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
XageRu

Даже краткое саммари по этой книге - водянистая вода).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anna Baibakova

Например, у нас три материала в неделю выходит, у смарта один, стоимость подписки не так кусается

Ответить
Развернуть ветку
Leo Vl

Хорошая статья, знакомым пацанам из литейного цеха статью отправлю, пусть заценят

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy B.

лучше возвращайтесь туда, обратно к "пацанам"

Ответить
Развернуть ветку
Leo Vl

даже не подумаю

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кедов

Вопрос из зала Константину Смыгину. Почему у вас на сайте нет рсс ленты для новых книг? У вас даже в блоге рсс ленты нет, ну что вы за люди такие.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Трусов

RSS лента мертва, перестаньте тыкать в неё палочкой.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кедов
Ответить
Развернуть ветку
Илья Трусов

С головушкой беда что ли? Фейк конченный.

И если их тысячи, это не значит, что технология не мертва. Смотри тот же флеш.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кедов
И если их тысячи, это не значит, что технология не мертва

А что это значит? Зачем сайты с миллионной аудиторией используют мёртвые технологии?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Дельнецкий

Словцо :D

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда