Импорт станков и оборудования из Китая в 2025 году: опыт, проверенные схемы и подводные камни. 5 шагов к успешному импорту

Ввоз промышленного оборудования — задача не из простых. Особенно в 2025 году, когда многие станки и комплектующие попадают в санкционные категории. Ошибки в документах, неподходящий код ТН ВЭД или неправильно выбранный банк для оплаты — всё это может обернуться серьезными проблемами на таможне.

Мы в VED-Online занимаемся поиском, подбором и ввозом оборудования для производств уже не первый год, поэтому знаем все нюансы этой работы. В этой статье мы разберем ключевые моменты, которые стоит учесть, если вы планируете закупку и импорт оборудования.

Импорт станков и оборудования из Китая в 2025 году: опыт, проверенные схемы и подводные камни. 5 шагов к успешному импорту

1. Код ТН ВЭД. Почему это важно?

Я не просто так говорю в каждой статье о ТН ВЭД.

Правильное определение кода для оборудования — важный этап.

Именно он определяет размер пошлин и необходимость разрешительной документации.

Рекомендую не заниматься подбором кода самостоятельно, а доверить это таможенному брокеру или эксперту. Ошибки в кодировке могут привести к задержкам на таможне, дополнительным проверкам и доначислениям.

👉 Подробнее о всех рисках писала в этой статье.

2. Оплата станка из Китая.

Так как большинство типов станков и оборудования попадает в санкционные категории товаров, оплатить их поставщикам в Китае может быть задачей со звездочкой.

Есть три основных способа оплаты:

1. Напрямую в банки Китая, которые работают с Россией.

2. Агентский платеж - через дополнительное соглашение с плательщиком из третьей страны. Такой тип оплаты требует обязательного согласования плательщика с поставщиком.

3. Агентский платеж - через двойной контракт с третьей страной. Этот тип оплаты требует понимания взаимосвязи логистики с оплатой. Чтобы не получилось, что для экспорта груза товар нужно отправлять в ту страну, через которую произошла оплата, а затем в Россию.

Не думаю, что освещать все формы оплаты в статье в свободном интернете - это лучшая затея. Поэтому предлагаю перейти к нам в ТГ- канал, там я записала подробное голосовое с разбором последних двух пунктов.

3. Разрешительная документация: какие сертификаты нужны?

Тип оборудования и его код ТН ВЭД определяет, какие разрешительные документы потребуются. Например:

📌Электрооборудование сертифицируется по техническому регламенту ТР ТС 004/2011

📌 Если оборудование содержит газовые горелки - технический регламент ТР ТС 016/2011

📌 Степень взрывозащиты - технический регламент ТР ТС 012/2011

Подробнее об этом вам сообщит лаборатория или специалист по сертификации. Важно озаботиться получением документов заранее, а не на стадии прибытия груза в порт. Выпуск разрешительных документов занимает время, а без них вы не сможете растаможить товар.

4. Комплектация станка: нюансы декларирования и риски.

К любому станку могут идти ЗИП-комплекты (запасные части, пружины, гофры и другие расходники).

В документах от поставщика они часто не прописаны, что создает проблемы при прохождении таможни.

✅ Правильный подход:

- Уточните у поставщика полный перечень ЗИП-комплектующих.

- Внесите их в документы, чтобы избежать проблем при проверке.

Если в документах указан только станок, но внутри контейнера таможня находит отдельные коробки с запчастями, они могут квалифицировать это как недостоверное декларирование — а это прямой путь к штрафам.

👉 Пример ошибки:

Вы заказали станок, в комплектацию которого входит один компрессор, но решили докупить второй компрессор.

Если в документах вы не выделяете его в отдельную позицию или вообще его не указываете, при досмотре таможня укажет вам на отсутствие этих данных и недостоверном декларировании.

Растамаживать второй компрессор нужно под отдельным кодом ТН ВЭД и другой пошлиной. А также здесь есть подвох - в этом случае вы наверняка не сделаете разрешительные на компрессор, и ваш контейнер будет ждать выпуска разрешительных в порту на платном хранении.

⚠ Важно: Если станок может работать без отдельной детали, в комплектацию она не входит, но вы покупаете ее отдельно, то нужно подавать декларацию на станок и деталь отдельно. Если запчасть может входить в комплектацию, вы можете подавать дополнительные запчасти как комплектацию станка, обязательно указав это в технической документации.

5. Сертификат происхождения: почему его проверка критически важна?

При ввозе оборудования важно получить сертификат происхождения от поставщика, потому что государство облагает некоторые типы оборудования из недружественных стран дополнительными пошлинами.

Однако, сам факт его наличия не гарантирует, что таможня его примет. Про корректность оформления и схему действий при запросе сертификата рассказывала здесь.

СЕРТИФИКАТ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ НА КОРРЕКТНОСТЬ

🟠 Реальный кейс февраля 2025 года:

Мы подали таможенную декларацию с сертификатом происхождения, но таможня не смогла корректно открыть файл. Файл не просматривался, и таможня предлагала сделать доначисление 30% дополнительно.

Чтобы избежать проблем, мы связались с поставщиком, в экстренном порядке перевыпустили сертификат, отозвали декларацию и подали заново.

В итоге мы растаможились под 0% пошлины, все прошло хорошо, но найти решение в такой ситуации не всегда просто.

Вывод:

Перед подачей документов для таможенного оформления станка или оборудования из Китая обязательно проверяйте сертификат происхождения:

- Правильность заполнения всех данных (производитель, получатель, номер и дата инвойса, описание товара, количество мест).

- Пробивается ли сертификат по QR-коду (по нему можно проверить подлинность сертификата)

Если сертификат окажется некорректным или неподтвержденным, таможня его не примет и доначислит вам пошлины.

Пример сертификата прикреплю ниже

Пример сертификата происхождения 
Пример сертификата происхождения 

5. Фотофиксация, страховка и инспекция контейнера.

Перед отправкой товара важно запросить у поставщика:

✅ Технический паспорт

✅ Сертификат качества или протокол испытаний

✅ Руководство по эксплуатации (по возможности с переводом на русский язык)

✅ Максимально детальные фотографии и видео с погрузки

✅ Схему сборки станка

В идеале получить всё вместе.

Также требуется фотофиксация шильдов (заводских табличек с номером станка) — это поможет избежать вопросов при растаможке.

⚡Страхование груза.

Очень советую не пренебрегать страховкой.

Станки — дорогостоящее оборудование, и их повреждение в пути может обернуться миллионными убытками. Страховка стоит относительно дешево, но может покрыть все возможные повреждения.

👉 Что делать при обнаружении повреждений при приемке товара?

- Сделать фото и видео повреждений;

- Составить акт о браке;

- Внести отметки в транспортные документы водителя;

- Немедленно уведомить экспедитора.

А дальше разбираться, по чьей вине произошли повреждения, и с кого требовать компенсации.

➡ Контейнер: почему его важно проверять?

Заказывая станки из-за границы или отправляя оборудование в контейнерах, важно учесть один нюанс, о котором многие задумываются слишком поздно.

Речь идет о возможных повреждениях контейнера, которые в итоге могут списать на получателя. А это – дополнительные расходы, споры с перевозчиком, отправителем, агентом и куча ненужных проблем.

Чтобы себя уберечь, следуйте такой схеме:

🟢 Запросите у поставщика упаковочный лист и схему погрузки

Перед отправкой груза попросите поставщика предоставить подробную схему загрузки контейнера. Это важный документ, который должен включать:

✔ Расположение оборудования внутри контейнера;

✔ Какие коробки где лежат;

✔ Какой груз в какой коробке.

Зачем это нужно?

Если при приемке выяснится, что что-то повреждено или отсутствует, вы сразу сможете свериться со схемой и понять, где искать проблему.

Также важно подать эти данные в таможню, чтобы было максимально понятно, как проводить досмотр при его назначении.

🟢 Обязательно запросите фото и видео погрузки

Еще один важный шаг – фото- и видеосъемка процесса загрузки. Это нужно как вам, так и поставщику при возникновении спорных ситуаций.

Но именно вы должны попросить его об этом заранее.

Что должен зафиксировать поставщик:

📸 Контейнер до начала загрузки (общий вид и особенно полы).

📽 Процесс погрузки – как размещается груз, в каком порядке.

📸 Контейнер после полной загрузки – чтобы было видно, как уложены коробки и в каком состоянии контейнер перед отправкой.

Почему это важно?

Бывают случаи, когда отправитель сам повреждает контейнер (например, пробивает полы при загрузке станка), а потом получателю выставляют счет за ремонт.

Если у вас будут фотографии и видео – у вас появится аргумент в споре: повреждения были до вас, значит, платить должны не вы.

🟠 Наш кейс марта 2025:

Мы везли 4 контейнера со станками. Один из контейнеров был загружен на ¾. Первая часть станка находилась в дальней части контейнера, вторая - возле двери. Посередине была пустота. При получении груза заказчик снял детальные видео повреждения полов средней части контейнера, где ничего не находилось. После отправки контейнера обратно в порт перевозчик выставил счет за ремонт контейнера на заказчика.

Фото поврежденных полов
Фото поврежденных полов

Мы начали разбираться. Так как у нас были детальные фото и видео с погрузки, и мы проверяли, что повреждений не было, нужно было понять, откуда они взялись.

После долгих переписок с поставщиком, выяснилось, что агенту показалось, что части станка закреплены слишком слабо, и он вскрыл контейнер в порту для дополнительного укрепления (почему не было информирования всех участников сделки - большой вопрос).

Именно агент передвигал часть станка, откуда и взялись повреждения средней части контейнера.

Спустя еще пару дней мы смогли это подтвердить, и за ремонт контейнера платил агент, а не заказчик или отправитель.

🟢 Фиксация повреждений при приемке.

Допустим, контейнер наконец прибыл к вам. Первое, что нужно сделать перед выгрузкой: осмотреть его.

Если видите какие-либо повреждения (вмятины, пробоины, повреждённые полы и т. д.), сразу действуйте:

📝 Сделайте отметку в товаросопроводительных документах. Укажите, что контейнер прибыл с повреждениями.

📸 Снимите фото и видео. Зафиксируйте все дефекты, дату съемки и общий вид контейнера.

👨‍✈ Сообщите об этом водителю, который доставил груз. Пусть тоже поставит подпись под вашей отметкой в документах.

⚠ Важно! Если ничего не зафиксировать в документах, перевозчик может заявить, что контейнер был целым при передаче, а повреждения появились уже у вас. И тогда велика вероятность, что оплачивать ремонт придется вам.

Далее, как можно быстрее отправьте всю информацию перевозчику. Сделайте официальное уведомление:

📨 Отправьте письмо с описанием ситуации.

📎 Приложите фото и видео.

📞 Сообщите по телефону и уточните, какие дальнейшие действия они предлагают.

В случае выполнения всего вышеописанного:

📌 Вы не останетесь без доказательств в случае споров;

📌 Если контейнер уже был поврежден до вас, можно будет доказать это и избежать ненужных расходов;

📌 В случае повреждения станков можно сразу предъявить претензии поставщику или перевозчику и получить страховую выплату.

Главное правило: чем больше данных вы соберете (схемы, фото, видео, отметки в документах), тем легче вам будет отстоять свою правоту.

Вот такая подробная статья получилась и я искренне надеюсь, что она убережет моих читателей от проблем на таможне!

Если остались вопросы, записывайтесь на личную консультацию. Буду рада ответить.

1
Начать дискуссию