«Инвесторы с самого начала прививают стартапам плохие привычки»

История компании MailChimp, которая зарабатывает сотни миллионов долларов без венчурных инвестиций

5 октября издание The New York Times рассказало историю MailChimp — одной из старейших ИТ-компаний США, чьи основатели специально решили вести бизнес вне Кремниевой долины и не брать деньги венчурных инвесторов. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала

«Обычно любой стартап мечты начинается так: вы находите сооснователя из Стэнфордского или Гарвардского университета, чтобы воплотить революционную идею, связанную с ресторанами или выгулом собак», — пишет автор The New York Times Фархад Манжу.

После создания прототипа, предприниматели отправляются в акселераторы уровня Y Combinator, привлекают группу первых инвесторов, и дополнительно запускают кампанию на краудфандинговых платформах, описывает популярный путь Манжу.

Если все получается, как надо, то основатели включают режим безудержного расширения, который обычно предполагает продажу долей в компании в обмен на кучу денег от венчурных инвесторов. Затем, если все идет по плану, они становятся достаточно крупными для IPO и получают шанс стать новым лицом будущего.

— Фархад Манжу

Однако по мнению автора, есть еще и другой путь. Можно создать крупную ИТ-компанию без венчурного капитала и неконтролируемых расходов: «Фактически, это путь классического бизнеса. Звучит невероятно, но чтобы быть успешным, стартапам даже не нужен офис в Сан-Франциско или Кремниевой долине».

Примером такого подхода является компания из Атланты MailChimp, которая разрабатывает программное обеспечение для малого бизнеса. Ее клиенты, продолжает Манжу, — 12 миллионов человек.

Не обращая внимание на инвесторов, предлагавших сотни тысяч долларов, компания MailChimp за 16 лет превратилась в ИТ-гиганта

По словам Бена Честната, сооснователя и руководителя MailChimp, в 2015 году компания получила прибыль в размере $280 миллионов, а в 2016 году собирается привлечь $400 миллионов. «Наша компания всегда была прибыльной. Поэтому нам не нужны деньги от инвесторов», — уверяет он. У MailChimp всего два совладельца — Бен Честнат и Дэн Карзиус. Сейчас в бизнесе работает 550 человек, но в следующем году они рассчитывают расширить штат до 700 сотрудников.

Поскольку MailChimp — это частная компания, ее владельцы не обязаны раскрывать данные о прибыли или другие финансовые показатели. Но они делают это специально. Говорят, хотят показать начинающим предпринимателям, что для создания успешного бизнеса не обязательно уезжать в Кремниевую долину: «Все, что вам нужно — это открыть компанию. Затем качественно обслуживать клиентов и расти изо всех сил без помощи инвесторов», — говорит Честнат.

«Наполненным деньгами венчурных инвесторов стартапам нужно заново учиться вести дела, — пишет Манжу. — Они полагаются на шаткий рост, забывают о заработке денег и не выдерживают проверку временем. LivingSocial, Pets.com и полдюжины других компаний закрылись в этом году. Причина одна — они взяли слишком много денег инвесторов и поплатились за это.

Одна из проблем, связанная с привлечением денег инвесторов, заключается в том, что они с самого начала прививают стартапам плохие привычки. Если ты предприниматель, а в банке у тебя куча денег, то ты будешь хорош только в одном — в транжирстве.

— Джейсон Фрайед, сооснователь компании Basecamp

Но если компанию принуждают приносить прибыль с самого начала, уверен Фрайед, то «бизнес с первых дней будет настроен на получение денег. Выживание — это гораздо более удачная тактика для начала, чем зависимость от чужих денег».

Главный офис компании MailChimp находится в историческом квартале Атланты в здании бывших складских помещений компании Sears Roebuck: «Многие думают, что это крутое и винтажное здание. Лично для меня это напоминание о том, как опасно зазнаваться: Sears были когда-то лидерами рынка, но потом ее дела пошли на спад и чтобы выжить, она должна была объединиться с компанией Kmart», — рассказывает Честнат.

«Когда я был в этом офисе последний раз, — продолжает автор The New York Times, — то обнаружил те же элементы, что и в бесчисленных офисах Кремниевой долины: стильное оформление, привлекающие внимание акценты (картины и скульптуры шимпанзе по имени Фредди — логотипа компании), а также шуточные названия комнат».

Но это помещение так выглядело далеко не всегда. Бен Честнат и Дэн Карзиус основали компанию в 2000 году в самый разгар «краха доткомов», после того, как их уволили с должности веб-дизайнеров. «Тогда они взяли свое пособие по увольнению и открыли компанию под названием Rocket Science Group, решив заняться дизайн-консалтингом для больших и малых компаний из Атланты», — пишет Манжу.

В конце 2000-х некоторые клиенты Честната и Карзиуса стали интересоваться, как им охватить собственных клиентов при помощи email-рассылок. Тогда Честнат вспомнил, что у него сохранился код одного неудавшегося сервиса для создания онлайн-визиток, рассказывает Манжу: «На одной из карточек был нарисован шимпанзе, поэтому он и решил назвать свой новый сервис MailChimp».

На протяжении нескольких лет этот проект оставался для сооснователей второстепенным: они больше сосредотачивались на веб-дизайне. В 2006 году, несмотря на рост, он привлекал их все меньше и меньше, пишет Манжу: «Что им нравилось на самом деле, так это помогать расти маленьким компаниям. Они оба выросли в семьях, где родители вели свой собственный малый бизнес: у мамы Честната был собственный салон красоты на дому, а отцу Карзиуса принадлежала пекарня».

Сооснователям казалось, что электронная почта — это самый недорогой и самый эффективный канал для компаний с маленьким бюджетом. В 2007 году они полностью ушли из веб-дизайна и сосредоточились на MailChimp.

В это время они столкнулись с более крупными и богатыми конкурентами. Компания Constant Contract как раз только вышла на IPO в 2007 году. Но у MailChimp было то, чем не могли похвастаться более крупные конкуренты: близость к клиенту.

— Фархад Манжу

Компания сама была малым бизнесом, поэтому сооснователи знали о потребностях своих клиентов. Ее предложение было дешевле, ее сервис предлагал больше функций, и мог подстраиваться под нужды клиентов.

«Честнат настаивает, что его не волнуют разговоры о скорой гибели электронных писем — такие разговоры возникают на рынке не первый год, и после них ничего не происходит. Наоборот, email-канал становится все важнее», — рассказывает Манжу. Сейчас компания также развивает и другие каналы, включая социальные медиа. По словам Честната, компания хочет стать единым пространством для маркетинговых нужд малого бизнеса.

«Однако никто не застрахован от новых технологий будущего, — уверяет Манжу. — Вдруг голосовые и текстовые сообщения действительно придут на смену email, или такие платформы, как Google и Facebook откроют собственного конкурента MailChimp?».

Однако основателям кажется, что каким бы ни было будущее, пока компания принадлежит им, а не инвесторам, они смогут найти выход из трудного положения: «Каждый раз, когда мы начинали переговоры с новыми инвесторами, мы понимали, что они ничем не отличаются от старых, и не понимают потребности малого бизнеса», — уверен Честнат.

«Инвесторы всегда предлагали нам отказаться от клиентов в малом бизнесе и сконцентрироваться на крупных компаниях, где трудятся тысячи сотрудников. Они мотивируют это тем, что чем больше компания, тем охотнее она тратит сотни тысяч на маркетинговые продукты, — продолжает он. — Каждый наш собеседник видел в этом золотую жилу, но такое предложение расходилось с нашими взглядами на бизнес, и мы всегда им отказывали».

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 24, "likes": 18, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 18990, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 06 Oct 2016 19:20:48 +0300" }
{ "id": 18990, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/18990\/get","add":"\/comments\/18990\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/18990"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

24 комментария 24 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
16

Правильное мышление.

Ответить
7
Ответить
0

Зачётный сериальчик. Спасибо, подняли настроение.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

8

Странно, что в комментариях так и не высказали основную претензию к статье: все очень классно написано и MailChimp - отличная контора, вот только она 16 лет росла и завоевывала рынок. Смысл привлечения и сжигания вагонов денег венчурных инвестиций молодыми стартапами - вырасти за год так же, как MailChimp за 16 лет. Просто потому, что сейчас 2016 год, а не 2000.

Ответить
5

Ох, где-то там в этих миллионах и моих кровных немножко...

Ответить
3

Очень хороший, добротный сервис. Тот случай когда хочется поблагодарить их за отличную работу. Напишу письмо пожалуй :))

Ответить
0

Да. Только заботься они больше о малом бизнесе, стоил бы сервис капельку дешевле, конечно. :)

Ответить
0

На мой взгляд они хороший функционал дают в бесплатной версии. Для большинства небольших компаний более чем достаточно

Ответить
1

Ценник начинает довольно быстро расти, если выйти за пределы 2 тыс. подписчиков. Ну не то чтобы 50 баксов в месяц было очень жалко, но... но всё-таки жалко. :)
Мы для рассылок MoscowPython Мэйлчимп используем - сервис нравится, переходить никуда не хочется. Но кусается. :)

Ответить
–11

Валентин, здравствуйте.

Мы еще более кардинальнее подошли к стоимости исходящего письма.

Для этого создали бесплатную интеграцию UniSender и Битрикс24, где можно сделать письмо прямо в визуальном редакторе Юнисендер и сделать сегментацию на лету в CRM и запустить оттуда рассылку.

Таким образом мы призываем отправлять меньше, а не по всей базе, а только по жестко выбранному сегменту CRM

https://www.bitrix24.ru/apps/?app=pinall.unisender

А если хотите попробовать, то есть купоны, которых Вам хватит на 6000-8000 писем из под интеграции

1. Дарим 30$ за регистрацию в UniSender по нашей партнерской ссылке.

https://unisender.pinall.ru/ru/v5/two_step_register

Получить купон Вы можете перейдя по этой ссылке.

http://coupon.unisender.com/?pinall

2. Дарим 50$ при первом пополнении счета в UniSender на 10$ при регистрации по нашей партнерской ссылке. Получить купон Вы можете перейдя по этой ссылке.

http://coupon.unisender.com/?50pinall

Ответить
0

На рекламу не хватило денег, так вы в коментах?)

Ответить
0

Комментарии, это такое же поле для коммуникации и общения. И это отличная возможность подискутировать о возможностях рассылок.

Кстати, мы ни рубля не потратили на рекламу.

Ответить
0

И зря видимо

Ответить
–2

Знаете, это вопрос дискуссионный. Я вообще считаю что мы должны работать только с одним каналом привлечения клиентов, с наших интеграций.

https://www.bitrix24.ru/apps/?partner_id=635428&search=Y

Суммарно- это больше 3000 клиентов, не очень много, понятное дело, но зато это в разы более теплые клиенты чем звонки с сайта.

Поэтому мы сейчас делаем интеграцию unisender c amocrm, чтобы аналогично с битрикс24 у нас клиенты не выходя из амо могли делать рассылки по своим базам в црм.

http://pinall.ru/sale/integratsiya-servisa-email-rassylok-unisender-s-amocrm/

так что мне кажется, что реклама далеко не двигатель торговли, а наше обсуждение под такой важной статьей про ключевого конкурента UniSender будут видеть люди и это даст нам сразу установку, поскольку интеграция бесплатная.

Ответить
1

Людям не нравится навязчивая реклама

Ответить

Комментарий удален

3

Был не очень хороший опыт с MailChimp три года назад, а именно надо было оперативно связаться с тех поддержкой. При запуске проекта mailchimp api выдал новые недокументированные требования и был блокирован из-за превышения количества подписчиков. Единственное, что предлагалось - это написать письмо, на которое они могут ответить только в рабочие часы в течении нескольких суток. Видимо с тех пор мало что изменилось apidocs.mailchimp.com/help .

P.S. пришлось отказаться от mailchimp в пользу более дорого apsis, но с круглосуточной тех поддержкой.

Ответить
–12

Я тоже считаю, что поддержка на понятном языке чрезвычайно важна. Поэтому мы создали бесплатную интеграцию с UniSender, у которых 24/7 поддержка на русском языке.

www.bitrix24.ru/apps/?app=pinall.unisender
А если хотите попробовать, то есть купоны, которых Вам хватит на 6000-8000 писем из под интеграции
1. Дарим 30$ за регистрацию в UniSender по нашей партнерской ссылке.
unisender.pinall.ru/ru/v5/two_step_register
Получить купон Вы можете перейдя по этой ссылке.
coupon.unisender.com/?pinall
2. Дарим 50$ при первом пополнении счета в UniSender на 10$ при регистрации по нашей партнерской ссылке. Получить купон Вы можете перейдя по этой ссылке.
coupon.unisender.com/?50pinall

Ответить
1

Лучший сервис для настройки многофункционального e-mail маркетинга.
P.S. email маркетолог с 2х летним опытом.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

В цитате неверное название - Constant Contact, а не Contract

Ответить
1

Давно знаком с сервисом. Хороший функционал, но он с русским он по-прежнему плохо дружит.

Ответить
0

Еще одна статья про бизнес, спасибо! Так же, как и автоматы для печати фото с инсты. Статья про то, как люди зарабатывают деньги, а не тратят на капсульные смуззи машины.

П. С. - Тинькофф одобряет

Ответить
–2

Мне очень понравилась эта статья, как бизнес подход к развитию компании.

Ведь фактически мало контента на тему, как развиваться без инвестиций и вообще этот подход как бы считается " моветон".

А посудите, почему мало кто говорит о потере контроля над бизнесом , почему мало кто говорит, что акселераторы ( не все, но многие) получая свои проценты от компании, получают большие компетенции в управлении компании( назначение генерального директора и прочее))

Я ведь тоже пробовал по этому пути идти, но это реально ( на мой взгляд) путь тупиковый и в итоге мы привлекаем заемный капитал кредитами

https://vc.ru/p/pinall

Ответить
–4

ну спамеры всегда много зарабатывали

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления