Сказка про «русскую Alibaba»: почему Россия не готова к появлению единого агрегатора онлайн-магазинов Статьи редакции

Летом 2017 года Минэкономразвития обещает запустить проект «русской Alibaba» — интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж. Платформу планируется интегрировать с китайскими AliExpress и JD и американскими eBay и Amazon.

Директор по развитию агрегатора служб доставки Shiptor в России Андрей Лямин написал для vc.ru колонку, в которой объяснил, почему у государства, скорее всего, не получится создать «русскую Alibaba» и почему проект может получиться у частных предпринимателей.

Андрей Лямин

Российское государство периодически берется за задачи, с которыми ему объективно сложно справиться. Среди неутомимых (и пока не слишком успешных) попыток выйти за пределы своих компетенций — создание «русского айфона», государственного поисковика, отчасти — системы «Глонасс», которая, по сути, нужна для оборонки.

Площадки, подобные Alibaba, eBay, Amazon, уже пробовали создавать «сверху» разные государства, но попытки эти не увенчались успехом. Все вышеперечисленные компании – частные, то есть появились благодаря таланту и упорству отдельных предпринимателей, а не целого государства.

Проект же, подобный Alibaba, очень амбициозный и очень сложный. Государству, если оно все-таки решится на реализацию, скорей всего придется найти коммерческую компанию, которая возьмет на себя все расходы и сопутствующие риски. Вполне возможно, что уже сейчас есть проект, который в ближайшем будущем «выстрелит», привлечет инвестиции и станет тем самым единым агрегатором. Но если такой игрок есть, то о нем пока ничего неизвестно.

На российском рынке работают несколько довольно крупных площадок, которые объединяют производителей и продавцов: Tiu.ru, «Пульс цен» и другие. Правда, всем им не хватает инструментов для работы с ecommerce. Почему бы не инвестировать в лучшую площадку, а не строить свою «Алибабу» с нуля? Но опять же, даже если государство начнет вкладывать огромные деньги в подобный проект, не факт, что заниматься будут им люди, которые знают, как строить такие площадки.

В предпринимательстве, как и жизни, нет готовых рецептов успеха, тут нужно учиться на практике и на собственных ошибках. В России просто нет проектов подобного масштаба и сложности, то нет и людей с необходимым опытом и навыками. Поэтому высок шанс, что получится согласно известному крылатому выражению «хотели, как лучше, а получилось как всегда»: кривой дырявый проект, в который вбухано огромное количество государственных денег, сил, и времени.

Представим, что прямо сейчас какой-то проект «выстрелит», и получит огромные инвестиции. Чтобы выйти на мировой рынок, ему понадобится 5-6 лет. Почему так долго? Посмотрите на логистическую инфраструктуру в стране. У нас очень сложно реализовать логистику даже для одного магазина.

А если вы сейчас захотите объединить разных продавцов в разных регионах — «Почта России» вам в помощь. Современного инструмента, альтернативной «Почте» инфраструктуры для забора товара в регионах сейчас практически нет, и для ecommerce это считается фантастическим уровнем сервиса. Сначала должна появиться удобная логистика внутри страны, и только потом можно будет задумываться об экспорте.

В принципе, Alibaba.com — хороший пример, на который нужно ориентироваться. Но нужно понимать, что по своей сути — это информационный сайт, на котором пользователь может списаться с продавцом, уточнить нужные параметры товара, и только потом уже оплатить покупку.

Там есть продавцы, у которых можно сразу купить товар, и Alibaba в этом случае делает арбитраж продаж. При этом параллельно китайская компания развивает другой свой сайт — 1688.com, b2b-площадку для «отборных» продавцов, где есть «бай-ит-нау».

В идеале, в России должны пойти по тому же пути: сначала должен появиться крупный проект информационного характера, потом должна появиться оплата на этом же сайте, потом доставка по стране и потом уже экспорт. А говорить о том, что товары с этой площадки пойдут на Amazon, Alibaba или на другие мировые маркетплейсы — более чем преждевременно. Это совсем другая история. Это космос.

И даже если представить, что логистика в России выйдет на качественно необходимый уровень, останется много препон для появления заявленного агрегатора. Например, придется весь экспорт, всю таможню полностью перевести в электронный документооборот. Но и эта задача кажется хоть и сложной, но не невозможной.

Самое, пожалуй, главное — это общее состояние экономики. При благоприятных для предпринимателей условиях площадки-агрегаторы появятся в России естественным путем, а не по указке сверху. Сейчас же заявления о том, что через новый маркетплейс на экспорт будут отправляться российские товары, маркированные российским знаком качества, вызывают в лучшем случае недоумение.

В России практически нет брендов, которые заявили о себе на весь мир. Недавний провальный опыт продажи российской одежды на том же Aliexpress.com — лишнее тому подтверждение. Чтобы российской текстильной промышленности конкурировать хотя бы с китайской, нужно слишком много преобразований.

При этом в некоторых нишах, таких, как бытовая техника и электроника, Россия безнадежно отстала. А ведь одежда и электроника — самые популярные и самые объемные категории в ecommerce. Да, есть отдельные российские нишевые продукты — некоторая косметика, продукты питания и товары ремесленников, которые пользуются небольшим спросом в мире, но не более того.

Да, создание «единого агрегатора» на рынке ecommerce — задача очень актуальная. И в ближайшие два-три года такой проект должен появиться, но работать он должен сначала на внутрироссийском рынке. Этот рынок достаточно большой, но при этом совсем не развит, так что здесь есть, куда двигаться. Собственно, по такому пути шли и все зарубежные агрегаторы: от локального сервиса до масштабирования на мировой рынок. И российский проект или проекты должны быть частными, а не государственными. У государства есть много других дел, которые требуют внимания и инвестиций.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Атеев

Наезд на глонасс абсолютно беспочвенен. Это оборонная система наведения ракет, если обобщать грубо, как и gps, который в случай войны будет отключен для нас. Провалилась и то, частично, его гражданская "монетизация", выражаясь языком этого сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Полностью поддерживаю. ГЛОНАСС для России это стратегическая инициатива и любые обсуждения её коммерческой целесообразности беспочвенны.

Ответить
Развернуть ветку
Bavanmub

Ракеты не наводятся по спутнику. Т.к. сигнал легко заглушить/подменить, ракеты наводятся по собственным инерциальным системам позиционирования. Спутниковая навигация требуется войскам.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Я специально написал "если обобщать грубо", чтобы не придрались ) ну ладно, раз придрались таки, копипастю про авиационные ракеты:

Системы наведения ракет:
• Х-38МЛЭ - инерциальная + полуактивная лазерная;
• Х-38МАЭ – инерциальная + активная радиолокационная;
• Х-38МТЭ - инерциальная + тепловизионная;
• Х-38МКЭ - инерциальная + спутниковая навигация.
http://www.ktrv.ru/production/68/675/797/

Ответить
Развернуть ветку
Alex Palko

Зачем же его отключать в случае войны, если враждующее государства его все равно не использует? :) Все будет работать - это источник ценной информации. Это как крики, что отключат интернет. Зачем? Через интернет можно доносить информацию или пропаганду и собирать/передавать сведения. Это руководство страны в первую очередь сама попытается отключить интернет и GPS, чтобы не было информации из вне со всеми последствиями.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Во первых, я про отключение интернета в случае войны ничего не писал, не надо все в кучу валить. А если пишите, что интернет отключат вслед за гпс, то пишите тогда, что и воду в кране отключат, чтобы свалить все на известно кого. "Если в кране нет воды..." Во-вторых, как это не пользуют гпс враждующие государства? Вы где то видели только глонасс приемник без поддержки гпс? Пользуют и будут пользовать, пока не отключат. Причем не только отключат, но и сбить будут пытаться вражеские спутники. Вообще это открытая информация, вы как Лунтик, который только что родился. Проект шатла, а у нас буран, эти космические самолеты для этих целей и создавались

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Минэкономразвития обещает запустить... дальше можно не читать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Тузов

про спрос рождает предложение, слышали что нибудь?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Тузов

на "что-либо интересное по минимальной цене."

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Автор реально думает, что сайт создают на результат? То, что площадка не взлетит, заложено в план.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Тузов

Помню читал как эксперты писали "Булава" не полетит, ПАК ФА не взлетит, Суперджет не взлетит, Суперджет никому не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Плохое сравнение. Вы приводите продукты в себе, экспортом части которых государство занимается на межгосударственом уровне. Оборонка у нас это территория государственная, так что всё норм.

Здесь речь идёт о системе взаимодействия миллионов малых бизнесов и чтобы она взлетела нужна гибкость, которая государству не присуща в силу его природы (не только нашему — любому). Это территория частной инициативы.

Да и у государства, прямо скажем, ворох своих нерешённых проблем есть. Вот я сейчас зашёл на Ozon и вижу, что мне доставка курьером на завтра будет стоить дешевле Почты России через неделю. Почем не заняться проблемой логистики в первую очередь?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Тузов

После того как открыли Московское центральное кольцо. За гибкость государства я не переживаю. МЦК это проект двух монструозных корпораций РЖД и Московского метро. Они такую гибкость проявили в этом деле, что ПЦ.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Высоков

Кстати, про Булаву недавно Медуза писала. С 2004 года было произведено 26 запусков и только 8 удачных. Не могу назвать это успехом и это при том, что оборонка - это то чисто государственная тема.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Даже при том зашкаливающем уровне раздолбайства в стране, который мы имеем, государство не может отказаться от разработки современного вооружения.

Оборона страны не может быть сервисом или услугой — при взгляде вглубь истории это становится понятно, ведь наёмники воюют до первой серьёзной опасности, а оружие все продают только то, которому могут противостоять сами.

Мы пока не разобрались как в рыночной системе эффективно заниматься оборонкой, космосом и прочими стратегическими отраслями, но это придёт со временем.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мантусов

Почему это образование может быть услугой, а оборонка - нет? Оборонные услуги - нормально звучит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Ни образование, ни медицина также не могут быть услугами. И миграция последних на хозрасчёт — огромная беда для нашей страны. Хочется надеяться, что это поймут раньше, чем мы получим поколение больных полуобразованных людей, которые лягут тяжелейшим бременем на бюджет страны и работающий процент населения.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Иванов

А что вы понимаете под словом "услуга"?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Услуга это когда если у тебя есть 100.000 рублей в год, твой ребёнок получает высшее образование. Если нет этих денег — идёт сначала в армию, потом работать менеджером по продажам.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Станиславский

Кто мешает после армии идти на "вышку" при льготном поступлении? Отсутствие желания и/или ума иметь профессию?

У меня приятель после армии мелким бизнесом занялся. Практически с нуля причем. Простой человек, только с некоторым умом в голове и прямыми руками.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

Медицина это вполне себе услуга, врачам платят деньги, а они за это работают, а кто платит гос-во, страховая компания, сам пациент значения для сути процесса не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Очень даже имеет. Если платит пациент — нет никакого смысла заниматься профилактикой его здоровья. Если все будут здоровы, зачем будут нужны врачи?

С ДМС всё немного лучше, т.к. страховая жёстко контролирует целесообразность тех или иных расходов медучереждения. Но опять же, страховщики оптимизируют свои расходы, а не твоё здоровье.

Если государство ставит комплексную задачу поддерживать здоровую нацию, то это совершенно другая система мотивации и совершенно другие люди будут идти в медицину. Кстати, обязательная профилактика была в позднем СССР, но к сожалению мы не успели в полной мере насладиться результатами этого эксперимента.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Тузов

так и оказывают. Реклама услуги в Сирии происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Тузов

Когда пишется приложение в большинстве случаев его запуск оканчивается ошибкой. Однако, в релизе они нормально работают.

Т. Е. сравнение не корректно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Просто в конце концов тот же яндекс маркет допилит арбитраж....

Все остальное уже есть. И продавать то не обязательно товары производства РФ.
Другое дело, что с нынешними законами мелкий экспорт "в белую" - просто нереален

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Фридман

"Недавний провальный опыт продажи российской одежды на том же Aliexpress.com — лишнее тому подтверждение." - Алиэкспресс не продавали одежду на экспорт, это был проект для России и СНГ, они это комментировали официально и поправляли ошибочную информацию в СМИ.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов

ТС говорит про Алибабу, но не сравнивает China Post (delivery 30-50 days) с Почтой России. Будут объемы продаж, глядишь и в Почте России топ-менеджеры подсуетятся. Помнится мне из курса макроэкономики "спрос рождает предложение"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Карулин

ПР не шевелится, ей это не надо

Ответить
Развернуть ветку
Bela Lugosi's Dead

Хотел поставить лайк, задел дислайк, отменить не могу, в мобильной версии VC до сих пор работает как вздумается

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Карулин

Бывает

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

3 года подряд использовал China post, как правило в 21 день укладывались. Тем более о чем говорить, если большую часть времени посылки лежат в одном из наших аэропортов или на сортировках. Более того, продвинутые люди используют Hong Kong post или Singapore post, сроки были до 14 дней.

Ответить
Развернуть ветку
slugge

просто никто не готов взять на себя отвественность за продавцов у нас в стране. ну кто еще поручится за людей, основная прибыль которых-это обман и нарушение прав потребителей

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда