«Русская мечта покорить Америку не состоялась» Статьи редакции

Воспоминания инвестора Сергея Васильева о проекте Давида Яна Cybiko

Инвестор Сергей Васильев, автор цикла заметок о развитии русского интернета через призму роста компании «Рамблер», рассказал на своей странице в Facebook историю одного из проектов основателя ABBYY Давида Яна, который в 2000 году собирался покорить американский рынок при помощи электронного коммуникатора для подростков Cybiko.

Сергей Васильев

Начиналось новое тысячелетие, миллениум.

Хотелось чего-то нового и сногсшибательного. Мы купили в тот год контрольный пакет в «Рамблере», и я погрузился в российский интернет. Но еще более масштабным и вызывающим проектом, в который мы тогда вложились, был Cybiko.

Абсолютно новый проект, который должен был покорить мир.

С Алексеем Блохиным мы учились вместе на Физтехе. Он пошёл за нами в «Тверьуниверсалбанк», где работал в валютном департаменте и торговал валютными бондами Минфина. В общем, Лёха занялся после Физтеха финансами, как и мы. А после «ТУБа» стал работать в «Райффайзенбанке». Но после дефолта 98-го он решил бросить банковское дело и присоединился к Давиду Яну, поднимать деньги и управлять финансами в его новой «штучке» — Cybiko.

Давиду было тогда 32 года.

Он тоже закончил Физтех, но в 90-ых, и, в отличие от нас, остался верен науке и сделал с партнерами свой первый проект ABBYY, систему распознавания текстов.

— А теперь мы придумали ещё более чумовую штуку — Cybiko, — объяснял мне Давид суть своего нового изобретения, когда Алексей привёл его ко мне познакомиться.

Давид оказался молодым, симпатичным и очень энергичным парнем. В нём сплелись три культуры: китайская от отца, армянская от матери и русская, в которой он жил — жгучая смесь, которая обязательно должна была выдать что-то супергениальное.

Он мыслил масштабно, и план его был грандиозным.

— Мы покорим Америку! — вот с такой беспрецедентной идеей пришли ко мне тогда Давид и Лёха. — Мы придумали, сконструировали и, главное, уже воплотили в реальный образец новое супер устройство — Cybiko.

И положили мне на стол этот новый прибор.

Он представлял из себя что-то среднее между мобильным телефоном, рацией и мини-компьютером. Там был экран, миниклавиатура и антенна, и все это можно было держать в одной руке. Карманное беспроводное устройство для быстрых цифровых соединений с другими такими же устройствами.

Мобильная связь тогда уже распространялась, но, во-первых, она была еще не везде и стоила дорого. А таких вещей, как Bluetooth и Wi-Fi, еще вообще не запустили.

— Наше устройство работает на коротких радиоволнах, по типу рации, тут не нужна сотовая связь. Cybiko — идеальное устройство для общения детей в школах, моллах, во дворе. В общем, в людных местах. Радиус его работы — 150 метров, но постепенно этот радиус мы будем увеличивать.

Если в зоне покрытия твоего Cybiko появляется кто-то ещё с таким же устройством, то ты сразу увидишь это на своем экране и сразу сможешь послать ему «Привет», смайлик или другой какой-то знак.

— Это будет фан! Устройство взорвёт американский рынок.

Там дети нуждаются в общении, а они все поголовно сидят в своих компьютерах и тупо играют в игры. А тут они смогут мгновенно писать друг другу письма, сообщения, и при этом не нужно открывать какой-то специальный ящик, email. Все будут видеть друг друга и мгновенно общаться, не нужен ни компьютер, ни телефон.

Тогда еще не было развито SMS-общение и никто не придумал пока социальных сетей.

Я сидел с открытым ртом и слушал воодушевленный рассказ Давида, он был очень убедителен и возбужден. У него горели глаза.

В этой амбициозной затее поражало даже не само устройство, в конце концов, рации и радиоприемники были изобретены уже давно. Тут поражала сама модель бизнеса, которую излагал Давид.

— Сама задумка, изобретение, мозги устройства сделаны тут, в Москве. И мы будем продолжать это делать в России. Производить сами устройства мы будем на Тайване, там это дешевле и быстрее.

К тому времени Давид уже провел какие-то тендеры и несколько крупных тайванских заводов готовы были запустить устройство в серию.

— А продавать Cybiko мы будем в Америке! Там огромный рынок. Американские дети любят компьютерные игры, истосковались по общению и их родители легко купят детям в подарок такое устройство. Наша Cybiko будет стоить всего $149.

— Что вам нужно? — наконец-то задал я свой вопрос Давиду и Лёхе.

— Нам нужны деньги для запуска этой идеи, чтобы к Новому Году, точнее к Рождеству 2000-го, массово выйти с этим устройством на рынок США. Основные продажи там идут как раз на Рождество. У нас есть еще время, но его нельзя терять.

Я был возбуждён услышанным, но внутренние сомнения оставались. Я хорошо чувствовал наш российский рынок, но американский не понимал.

Все-таки Америка — другая, совсем иная страна. Неужели это возможно, что-то придумать здесь в России и запустить там, в Америке?

Я пошёл к Лёне Рожецкину, бывшему основному партнеру Бориса Йордана в « Ренессанс-Капитале», тогда он только что организовал свою собственную компанию «ЛВ Финанс».

Лёня — лучший инвестбанкир, которого я знал и видел.

В середине 90-х именно он организовывал первое российское IPO в Нью-Йорке, выводя на американскую биржу акции «Вымпелкома». Именно он продал Джоржу Соросу блокпакет в «Связьинвесте», именно он привёл British Petroleum в Россию, продав им пакет в «Сиданко».

В общем, человека лучше и профессиональнее Лёни Рожецкина в инвестиционном бизнесе я не знал. Он еще во времена СССР уехал с родителями в США, там закончил Колумбийский университет по математике и курсы в Гарварде по юриспруденции.

Он понимал и чувствовал Америку даже лучше, чем Россию.

В общем, Лёня мог бы оценить, есть в этой идее с Cybiko что-то стоящее, или это пустая затея.

Он позвал нас с Давидом к себе в новою шикарную квартиру рядом с Тверской. Лёня любил комфорт и красивые дорогие вещи.

Давид Ян заново изложил свою концепцию проекта и план, как покорить Америку.

Лёня задал ему несколько вопросов, уточнил некоторые детали по технологии, маркетинговому плану и, отведя меня сторонку, рядом с кухней, тихо на ухо сказал:

— Этот парень может нам заработать миллиард! А может, ничего и не получится. Но рискнуть стоит.

И тут же, в квартире Леонида Рожецкина, мы подтвердили Давиду Яну, что готовы дать ему 1 миллион долларов, по 500 тысяч от «Русских Фондов» и «ЛВ Финанс» на запуск Cybiko в США.

Давид Ян

С этого момента и начнётся взлёт Cybiko в Америке.

Невероятно, но Давид Ян реально смог реализовать ту модель, о которой говорил.

Мозги, начинка этой новой игрушки придумывались в Москве, тут разместилась их огромная контора, которая начала придумывать, рисовать, тестировать и запускать новые мини-игры для Cybiko.

А в Тайване запустили в полноценную серию производство самих устройств.

Наши деньги пошли на первый вход в американский рынок, Cybiko уже в феврале был представлен на главной нью-йоркской выставке игрушек, ToyFair Show 2000. Она вызвала там всеобщий фурор и была признана «новинкой номер один».

Все крупные издания по телекому и интернету назвали Cybiko самым «горячим» продуктом будущего Рождества.

Но до Рождества было еще далеко, нужно было договориться с многочисленными американскими торговыми сетями, интернет-магазинами и начать продажи.

Давид с Алексеем перебираются в Чикаго и оттуда рулят процессом запуска продаж в Америке.

Уже в апреле Cybiko появляется в первых американских магазинах. К сентябрю их было продано почти 250 тысяч штук.

Это был фурор.

Всё шло вроде бы по плану, но стали проявляться и первые признаки проблем. Тайваньцы требовали постоянной предоплаты за производство устройств, а торговые сети, наоборот, просили отсрочку своих платежей и начал появляться кассовый разрыв.

Кроме того, весной упал NASDAQ, и заоблачные капитализации интернет-компаний рухнули в прошлое. Напрямую Cybiko это не касалось. В этом проекте не было «чистого интернета», там была бизнес-модель скорее продажи игрушек, а не интернет-порталов, но все равно поиск инвестиций сразу осложнился.

А проект требовал денег.

Маркетинговые холдинги, которые продвигали рекламу Cybiko на американский рынок, всё время говорили, что нужно увеличивать и увеличивать рекламный бюджет в преддверии предстоящего Рождества.

Давид с Алексеем не опускали руки и накручивали круги по Америке.

В результате в сентябре 2000 года они сделали историческую сделку — американский гигант, компания America Online (AOL), приобрел 20% компании Cybiko почти за $30 миллионов.

Деньги в компании появились, но наш с Лёней Рожецкиным пакет акций, который мы изначально получили, естественно, размылся. Но теперь в партнерах появился AOL, и это убеждало, что сама компания и Давид Ян на правильном пути.

Не может же ошибаться такой гигант, как AOL?

Но дальше пошло хуже.

Рождество, на которое и были поставлены все карты, не оправдало надежд. В тот год лидерами продаж среди игрушек оказался самокат «Скутер» и игровая приставка Sony PlayStation, а не наш Cybiko. Продавцы многочисленных американских магазинов так и не поняли, как продавать Cybiko. Как игрушку или как умный миникомпьютер? А тут нужны совсем разные принципы и подходы к продажам.

Кроме того, не получалось набрать критическую массу покупателей. Ведь если эту игрушку приобрел только один ребенок, и у него нет друга, с кем общаться с помощью Cybiko, то он и не понимал всей фишки «игры».

Критическая масса пользователей не набиралась, и продажи не росли.

А долги перед Тайванем и рекламными конторами всё накапливались.

Давид продолжал накручивать круги по Америке и России в поисках новых раундов инвестиций, чтобы решить эти проблемы. В запуске была уже новая, более продвинутая версия, было выпущено много новых игр для Cybiko.

Нужно еще потерпеть.

К концу года на рынке США удалось продать уже 500 тысяч экземпляров, и все ещё казалось, что компания вот-вот заполонит рынок и начнется цепная реакция продаж.

Давид и Алексей приходили снова просить денег у нас с Рожецкиным, но мы были заняты другими проектами, они тоже требовали денег.

— Ищите где-то ещё, — отвечали мы.

И в январе 2001 года Давид сумел снова привлечь очередной транш в $16 миллионов, теперь от инвестиционного фонда Sun Capital Partners, они давно работали в России и поверили в Cybiko.

Но Sun Capital, ссылаясь на сложную ситуацию, сильно занизили расчетную капитализацию и потребовали уже контроль за свои свежие 16 миллионов.

Наш пакет, в результате, еще больше размылся.

В тот момент стало понятно, что ситуация будет только ухудшаться и спасет только чудо.

Но чуда не случилось.

$16 миллионов не помогли. Долги компании только росли, а продажи падали. Компания была вынуждена остановить производство устройств в Тайване, переключиться только на производство мини-игр, а потом закрыть и это направление, и вовсе уйти с рынка.

Русская мечта покорить Америку не состоялась.

0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Успел отыграть тендеры, сделать прототип, найти первых инвесторов... Вроде все просто. А реально: делать столь огромную работу, не зная точно - получишь ли результат - психологически очень тяжело. Не смотря на провал - плюсую за самоотверженность Давиду и команде.
И вообще оч. правильно писать не только про успешные кейсы, но и провальные.

4

Комментарий удален

А где причинно-следственная связь с Американским рынком? Исходя из статьи проблема не в особенностях рынка была, а в том, что не получилось критическую массу пользователей быстро набрать. Штучно продукт сам по себе не интересен был.

2

Комментарий удален

Комментарий удален

Что с деньгами инвесторов? Где посадки?

–1

На то они и инвесторы, что рискуют потерять деньги. Но рискуют и получить куш. Для гарантированных денег - депозиты, облигации. Только доходность там оч.низкая.

0

У нас закатали бы в асфальт и правильно сделали бы.

–2

у кого бы "у вас"? Тут все фигуранты из РФ вроде как...

0

Да, именно у нас. Или вы считаете, что можно взять $16 млн и сказать инвестору: "Бизнес не пошел..."?

0

Комментарий удален

Почитай что такое венчурное финансирование

0

Мне не нужно читать, я вам про реальность, а вы мне про сказки.

Времена доткомов прошли и сейчас ни один инвестор не вложит цент без понятного механизма возврата инвестиций.

Нынешние инвесторы это по факту кредиторы. А у кредиторов, как вы знаете, есть суды, коллекторы и приставы.

Поэтому щенячий восторг по поводу венчурных инвесторов оставьте при себе.

–4

Я так понимаю, что минуют те, кто двумя руками за халявные деньги:))

Такая нынче тенденция, мало аргументов, много дизлайков)

0

Анатолий, вы тут явно не по адресу

0

Не вам решать, по адресу я или нет.

Наберитесь опыта сначала, прежде чем советы давать.

Кстати, негативный опыт очень отрезвляет.

–1

Супер история

0

Комментарий удален

"Именно он продал Джоржу Соросу блокпакет в «Связьинвесте», именно он привёл British Petroleum в Россию, продав им пакет в «Сиданко»." - звучит, как что-то хорошее, чем можно гордиться.

0

очень интересно, спасибо!

0

В 2000 я купил свой первый мобильник. По сути устройство конкурент сотового телефона с маленьким радиусом действия. В Штатах мобильная связь развивалась быстрей. Позиционирование продукта видимо и не позволило забраться на вершину. Проект очень интересный как и его история. Спасибо.

0

Я приехал в Москву на заработки в апреле 2001 года и сразу поехал на Спартаковскую улицу, в офис Кибико.
Мне сильно повезло - мне организовали встречу с самим Давидом Яном.
Я предложил ему своё ноу-хау, или как потом это назовут "убойное приложение" - для продажи Кибико в России в объёме не менее ста тысяч штук в месяц.
Давид Ян не поверил "человеку с улицы", так как находился в условиях сильного стресса (через полгода американцы отберут у него его любимого ребёнка - его компанию Кибико).
Он несколько раз во время встречи просил раскрыть моё ноу-хау, но я хорошо знал правила игры: товар против денег.
Давид Ян пожалел тридцать тысяч долларов - столько в 2001 году стоила двух-комнатная квартира в Москве, и проиграл всё.
Я остался при своём "ноу-хау", но и сегодня всем советчикам "раскрывать карты" могу дать ссылку на старую историю споров инноватора и желающего получить всё бесплатно:
https://www.youtube.com/watch?v=ELqiP23kQ7E

0

Знакомый диван на фото.. это же Ashens

0

Крутое видео. Но, слушайте, Давид проделал реально крутую работу, разве нет?

0

Очень крутая статья , большое спасибо!

0
Читать все 22 комментария
Почему аренда самоката стоит как каршеринг и зачем отказываться от франшиз: интервью с главой Whoosh Дмитрием Чуйко Статьи редакции

До продажи бизнеса есть ещё «как минимум» два года, а пока Whoosh подумывает о запуске в Европе и учится сам собирать электросамокаты.

Сооснователь и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко
Как я стал резидентом ОЭЗ «Технополис Москва» — опыт компании «ХайТэк»

Опытом работы на территории особой экономической зоны столицы делится генеральный директор НТЦ «ХайТэк» Алексей Алясев.

Пресс-служба ОЭЗ «Технополис Москва».
«Она похожа на соль — улучшит любое блюдо, если не переборщить»: как инженер-пианист создал гитарную педаль Big Muff Статьи редакции

Майк Мэтьюс бросил работу в IBM, чтобы дарить гитарам звучание, как у Хендрикса и The Rolling Stones, и придумал «золотой стандарт» педалей с искажением: её в своих записях использовали Pink Floyd, The White Stripes и Depeche Mode.

Майк Мэтьюс Vintage Guitar
VELES BLOG Рассказываем как себя вести, чтобы заработать с Veles
Модемы, роутеры и интернет-центры Yota можно приобрести на Avito, OZON и «СберМегамаркет»
Использование YOLOv5 для задачи детекции

Ликбез по нейронным сетям

Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

Китайский стартап по производству сельскохозяйственных роботов FJDynamics привлёк $70 млн Статьи редакции

Компания хочет упростить ручную работу в строительстве и садоводстве.

null