«Русская мечта покорить Америку не состоялась» Статьи редакции

Воспоминания инвестора Сергея Васильева о проекте Давида Яна Cybiko

Инвестор Сергей Васильев, автор цикла заметок о развитии русского интернета через призму роста компании «Рамблер», рассказал на своей странице в Facebook историю одного из проектов основателя ABBYY Давида Яна, который в 2000 году собирался покорить американский рынок при помощи электронного коммуникатора для подростков Cybiko.

Сергей Васильев

Начиналось новое тысячелетие, миллениум.

Хотелось чего-то нового и сногсшибательного. Мы купили в тот год контрольный пакет в «Рамблере», и я погрузился в российский интернет. Но еще более масштабным и вызывающим проектом, в который мы тогда вложились, был Cybiko.

Абсолютно новый проект, который должен был покорить мир.

С Алексеем Блохиным мы учились вместе на Физтехе. Он пошёл за нами в «Тверьуниверсалбанк», где работал в валютном департаменте и торговал валютными бондами Минфина. В общем, Лёха занялся после Физтеха финансами, как и мы. А после «ТУБа» стал работать в «Райффайзенбанке». Но после дефолта 98-го он решил бросить банковское дело и присоединился к Давиду Яну, поднимать деньги и управлять финансами в его новой «штучке» — Cybiko.

Давиду было тогда 32 года.

Он тоже закончил Физтех, но в 90-ых, и, в отличие от нас, остался верен науке и сделал с партнерами свой первый проект ABBYY, систему распознавания текстов.

— А теперь мы придумали ещё более чумовую штуку — Cybiko, — объяснял мне Давид суть своего нового изобретения, когда Алексей привёл его ко мне познакомиться.

Давид оказался молодым, симпатичным и очень энергичным парнем. В нём сплелись три культуры: китайская от отца, армянская от матери и русская, в которой он жил — жгучая смесь, которая обязательно должна была выдать что-то супергениальное.

Он мыслил масштабно, и план его был грандиозным.

— Мы покорим Америку! — вот с такой беспрецедентной идеей пришли ко мне тогда Давид и Лёха. — Мы придумали, сконструировали и, главное, уже воплотили в реальный образец новое супер устройство — Cybiko.

И положили мне на стол этот новый прибор.

Он представлял из себя что-то среднее между мобильным телефоном, рацией и мини-компьютером. Там был экран, миниклавиатура и антенна, и все это можно было держать в одной руке. Карманное беспроводное устройство для быстрых цифровых соединений с другими такими же устройствами.

Мобильная связь тогда уже распространялась, но, во-первых, она была еще не везде и стоила дорого. А таких вещей, как Bluetooth и Wi-Fi, еще вообще не запустили.

— Наше устройство работает на коротких радиоволнах, по типу рации, тут не нужна сотовая связь. Cybiko — идеальное устройство для общения детей в школах, моллах, во дворе. В общем, в людных местах. Радиус его работы — 150 метров, но постепенно этот радиус мы будем увеличивать.

Если в зоне покрытия твоего Cybiko появляется кто-то ещё с таким же устройством, то ты сразу увидишь это на своем экране и сразу сможешь послать ему «Привет», смайлик или другой какой-то знак.

— Это будет фан! Устройство взорвёт американский рынок.

Там дети нуждаются в общении, а они все поголовно сидят в своих компьютерах и тупо играют в игры. А тут они смогут мгновенно писать друг другу письма, сообщения, и при этом не нужно открывать какой-то специальный ящик, email. Все будут видеть друг друга и мгновенно общаться, не нужен ни компьютер, ни телефон.

Тогда еще не было развито SMS-общение и никто не придумал пока социальных сетей.

Я сидел с открытым ртом и слушал воодушевленный рассказ Давида, он был очень убедителен и возбужден. У него горели глаза.

В этой амбициозной затее поражало даже не само устройство, в конце концов, рации и радиоприемники были изобретены уже давно. Тут поражала сама модель бизнеса, которую излагал Давид.

— Сама задумка, изобретение, мозги устройства сделаны тут, в Москве. И мы будем продолжать это делать в России. Производить сами устройства мы будем на Тайване, там это дешевле и быстрее.

К тому времени Давид уже провел какие-то тендеры и несколько крупных тайванских заводов готовы были запустить устройство в серию.

— А продавать Cybiko мы будем в Америке! Там огромный рынок. Американские дети любят компьютерные игры, истосковались по общению и их родители легко купят детям в подарок такое устройство. Наша Cybiko будет стоить всего $149.

— Что вам нужно? — наконец-то задал я свой вопрос Давиду и Лёхе.

— Нам нужны деньги для запуска этой идеи, чтобы к Новому Году, точнее к Рождеству 2000-го, массово выйти с этим устройством на рынок США. Основные продажи там идут как раз на Рождество. У нас есть еще время, но его нельзя терять.

Я был возбуждён услышанным, но внутренние сомнения оставались. Я хорошо чувствовал наш российский рынок, но американский не понимал.

Все-таки Америка — другая, совсем иная страна. Неужели это возможно, что-то придумать здесь в России и запустить там, в Америке?

Я пошёл к Лёне Рожецкину, бывшему основному партнеру Бориса Йордана в « Ренессанс-Капитале», тогда он только что организовал свою собственную компанию «ЛВ Финанс».

Лёня — лучший инвестбанкир, которого я знал и видел.

В середине 90-х именно он организовывал первое российское IPO в Нью-Йорке, выводя на американскую биржу акции «Вымпелкома». Именно он продал Джоржу Соросу блокпакет в «Связьинвесте», именно он привёл British Petroleum в Россию, продав им пакет в «Сиданко».

В общем, человека лучше и профессиональнее Лёни Рожецкина в инвестиционном бизнесе я не знал. Он еще во времена СССР уехал с родителями в США, там закончил Колумбийский университет по математике и курсы в Гарварде по юриспруденции.

Он понимал и чувствовал Америку даже лучше, чем Россию.

В общем, Лёня мог бы оценить, есть в этой идее с Cybiko что-то стоящее, или это пустая затея.

Он позвал нас с Давидом к себе в новою шикарную квартиру рядом с Тверской. Лёня любил комфорт и красивые дорогие вещи.

Давид Ян заново изложил свою концепцию проекта и план, как покорить Америку.

Лёня задал ему несколько вопросов, уточнил некоторые детали по технологии, маркетинговому плану и, отведя меня сторонку, рядом с кухней, тихо на ухо сказал:

— Этот парень может нам заработать миллиард! А может, ничего и не получится. Но рискнуть стоит.

И тут же, в квартире Леонида Рожецкина, мы подтвердили Давиду Яну, что готовы дать ему 1 миллион долларов, по 500 тысяч от «Русских Фондов» и «ЛВ Финанс» на запуск Cybiko в США.

Давид Ян

С этого момента и начнётся взлёт Cybiko в Америке.

Невероятно, но Давид Ян реально смог реализовать ту модель, о которой говорил.

Мозги, начинка этой новой игрушки придумывались в Москве, тут разместилась их огромная контора, которая начала придумывать, рисовать, тестировать и запускать новые мини-игры для Cybiko.

А в Тайване запустили в полноценную серию производство самих устройств.

Наши деньги пошли на первый вход в американский рынок, Cybiko уже в феврале был представлен на главной нью-йоркской выставке игрушек, ToyFair Show 2000. Она вызвала там всеобщий фурор и была признана «новинкой номер один».

Все крупные издания по телекому и интернету назвали Cybiko самым «горячим» продуктом будущего Рождества.

Но до Рождества было еще далеко, нужно было договориться с многочисленными американскими торговыми сетями, интернет-магазинами и начать продажи.

Давид с Алексеем перебираются в Чикаго и оттуда рулят процессом запуска продаж в Америке.

Уже в апреле Cybiko появляется в первых американских магазинах. К сентябрю их было продано почти 250 тысяч штук.

Это был фурор.

Всё шло вроде бы по плану, но стали проявляться и первые признаки проблем. Тайваньцы требовали постоянной предоплаты за производство устройств, а торговые сети, наоборот, просили отсрочку своих платежей и начал появляться кассовый разрыв.

Кроме того, весной упал NASDAQ, и заоблачные капитализации интернет-компаний рухнули в прошлое. Напрямую Cybiko это не касалось. В этом проекте не было «чистого интернета», там была бизнес-модель скорее продажи игрушек, а не интернет-порталов, но все равно поиск инвестиций сразу осложнился.

А проект требовал денег.

Маркетинговые холдинги, которые продвигали рекламу Cybiko на американский рынок, всё время говорили, что нужно увеличивать и увеличивать рекламный бюджет в преддверии предстоящего Рождества.

Давид с Алексеем не опускали руки и накручивали круги по Америке.

В результате в сентябре 2000 года они сделали историческую сделку — американский гигант, компания America Online (AOL), приобрел 20% компании Cybiko почти за $30 миллионов.

Деньги в компании появились, но наш с Лёней Рожецкиным пакет акций, который мы изначально получили, естественно, размылся. Но теперь в партнерах появился AOL, и это убеждало, что сама компания и Давид Ян на правильном пути.

Не может же ошибаться такой гигант, как AOL?

Но дальше пошло хуже.

Рождество, на которое и были поставлены все карты, не оправдало надежд. В тот год лидерами продаж среди игрушек оказался самокат «Скутер» и игровая приставка Sony PlayStation, а не наш Cybiko. Продавцы многочисленных американских магазинов так и не поняли, как продавать Cybiko. Как игрушку или как умный миникомпьютер? А тут нужны совсем разные принципы и подходы к продажам.

Кроме того, не получалось набрать критическую массу покупателей. Ведь если эту игрушку приобрел только один ребенок, и у него нет друга, с кем общаться с помощью Cybiko, то он и не понимал всей фишки «игры».

Критическая масса пользователей не набиралась, и продажи не росли.

А долги перед Тайванем и рекламными конторами всё накапливались.

Давид продолжал накручивать круги по Америке и России в поисках новых раундов инвестиций, чтобы решить эти проблемы. В запуске была уже новая, более продвинутая версия, было выпущено много новых игр для Cybiko.

Нужно еще потерпеть.

К концу года на рынке США удалось продать уже 500 тысяч экземпляров, и все ещё казалось, что компания вот-вот заполонит рынок и начнется цепная реакция продаж.

Давид и Алексей приходили снова просить денег у нас с Рожецкиным, но мы были заняты другими проектами, они тоже требовали денег.

— Ищите где-то ещё, — отвечали мы.

И в январе 2001 года Давид сумел снова привлечь очередной транш в $16 миллионов, теперь от инвестиционного фонда Sun Capital Partners, они давно работали в России и поверили в Cybiko.

Но Sun Capital, ссылаясь на сложную ситуацию, сильно занизили расчетную капитализацию и потребовали уже контроль за свои свежие 16 миллионов.

Наш пакет, в результате, еще больше размылся.

В тот момент стало понятно, что ситуация будет только ухудшаться и спасет только чудо.

Но чуда не случилось.

$16 миллионов не помогли. Долги компании только росли, а продажи падали. Компания была вынуждена остановить производство устройств в Тайване, переключиться только на производство мини-игр, а потом закрыть и это направление, и вовсе уйти с рынка.

Русская мечта покорить Америку не состоялась.

{ "author_name": "Константин Панфилов", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439_\u0432\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0435\u0432","\u0434\u0430\u0432\u0438\u0434_\u044f\u043d","cybiko"], "comments": 22, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19123, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Oct 2016 13:39:16 +0300", "is_special": false }
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Успел отыграть тендеры, сделать прототип, найти первых инвесторов... Вроде все просто. А реально: делать столь огромную работу, не зная точно - получишь ли результат - психологически очень тяжело. Не смотря на провал - плюсую за самоотверженность Давиду и команде.
И вообще оч. правильно писать не только про успешные кейсы, но и провальные.

4

Комментарий удален

А где причинно-следственная связь с Американским рынком? Исходя из статьи проблема не в особенностях рынка была, а в том, что не получилось критическую массу пользователей быстро набрать. Штучно продукт сам по себе не интересен был.

2

Комментарий удален

Комментарий удален

Что с деньгами инвесторов? Где посадки?

–1

На то они и инвесторы, что рискуют потерять деньги. Но рискуют и получить куш. Для гарантированных денег - депозиты, облигации. Только доходность там оч.низкая.

0

У нас закатали бы в асфальт и правильно сделали бы.

–2

у кого бы "у вас"? Тут все фигуранты из РФ вроде как...

0

Да, именно у нас. Или вы считаете, что можно взять $16 млн и сказать инвестору: "Бизнес не пошел..."?

0

Комментарий удален

Почитай что такое венчурное финансирование

0

Мне не нужно читать, я вам про реальность, а вы мне про сказки.

Времена доткомов прошли и сейчас ни один инвестор не вложит цент без понятного механизма возврата инвестиций.

Нынешние инвесторы это по факту кредиторы. А у кредиторов, как вы знаете, есть суды, коллекторы и приставы.

Поэтому щенячий восторг по поводу венчурных инвесторов оставьте при себе.

–4

Я так понимаю, что минуют те, кто двумя руками за халявные деньги:))

Такая нынче тенденция, мало аргументов, много дизлайков)

0

Анатолий, вы тут явно не по адресу

0

Не вам решать, по адресу я или нет.

Наберитесь опыта сначала, прежде чем советы давать.

Кстати, негативный опыт очень отрезвляет.

–1

Супер история

0

Комментарий удален

"Именно он продал Джоржу Соросу блокпакет в «Связьинвесте», именно он привёл British Petroleum в Россию, продав им пакет в «Сиданко»." - звучит, как что-то хорошее, чем можно гордиться.

0

очень интересно, спасибо!

0

В 2000 я купил свой первый мобильник. По сути устройство конкурент сотового телефона с маленьким радиусом действия. В Штатах мобильная связь развивалась быстрей. Позиционирование продукта видимо и не позволило забраться на вершину. Проект очень интересный как и его история. Спасибо.

0

Я приехал в Москву на заработки в апреле 2001 года и сразу поехал на Спартаковскую улицу, в офис Кибико.
Мне сильно повезло - мне организовали встречу с самим Давидом Яном.
Я предложил ему своё ноу-хау, или как потом это назовут "убойное приложение" - для продажи Кибико в России в объёме не менее ста тысяч штук в месяц.
Давид Ян не поверил "человеку с улицы", так как находился в условиях сильного стресса (через полгода американцы отберут у него его любимого ребёнка - его компанию Кибико).
Он несколько раз во время встречи просил раскрыть моё ноу-хау, но я хорошо знал правила игры: товар против денег.
Давид Ян пожалел тридцать тысяч долларов - столько в 2001 году стоила двух-комнатная квартира в Москве, и проиграл всё.
Я остался при своём "ноу-хау", но и сегодня всем советчикам "раскрывать карты" могу дать ссылку на старую историю споров инноватора и желающего получить всё бесплатно:
https://www.youtube.com/watch?v=ELqiP23kQ7E

0

Знакомый диван на фото.. это же Ashens

0

Крутое видео. Но, слушайте, Давид проделал реально крутую работу, разве нет?

0

Очень крутая статья , большое спасибо!

0
Читать все 22 комментария
В Японии установили торговые автоматы со случайными авиабилетами по стране Статьи редакции

Peach Aviation не получает большой прибыли от автоматов, зато на популярности компании это сказывается хорошо.

Аппарат Peach Aviation Vice
«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

Стоимость биткоина превысила $60 тысяч на фоне планов о создании биржевого фонда на базе биткоин-фьючерсов Статьи редакции

Впервые этой отметки биткоин достиг в марте 2021 года

Объявлены победители Finlanding
Одно лишнее слово убило доверие: на встрече с Джобсом стартапер попытался завысить оценку и остался без сделки и бизнеса Статьи редакции

5 октября 2021 года, в десятилетнюю годовщину смерти Стива Джобса, предприниматель и автор проекта iLike Али Партови вспомнил об уроке, усвоенном после встречи с соучредителем Apple. А именно: не пытайся блефовать, если нет козырей.

Соучредитель музыкального сервиса iLike и образовательной платформы code.org Али Партови CNBC
«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Microsoft выпустит мини-холодильники в стиле Xbox Series X за $100 Статьи редакции

Предзаказы откроются 19 октября.

Мини-холодильники Xbox The Verge
Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

Минюст признал «Росбалт» и Republic «иностранными агентами» Статьи редакции
HTC показала новую VR-гарнитуру — компания прифотошопила устройство к стоковым фотографиям Статьи редакции

«Трудно поверить, что ваша вещь хороша, если вам пришлось прифотошопить её к модели. Почему бы не сделать новую фотографию?», — пишет The Verge.

The Verge
Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
null