Кино и digital: развиваем насмотренность через фильмы

Разбираемся, чему учит кино диджиталов, и как применить знания в работе

Обычно идеи, которые лежат в основе классных концепций, не рождаются из головы – это все ассоциативное мышление, накопленный опыт и насмотренность.

«Мыслите шире, чем учили в школе – любая информация может стать вашим профессиональным топливом».Ева Кац, CEO Digital Bands и спикер TEDx.

Зачем нужна насмотренность?

Чтобы отличать оригинальный дизайн от банального, цепляющий текст – от скучного, продуманные концепции – от проходящих, представителям креативных профессий нужно иметь визуальный багаж и, конечно, уметь им пользоваться. Насмотренность помогает понимать, какой контент точно зайдет ЦА, какой – завирусится и попадет в тренды, а какой – так и останется непонятым.

Насмотренность не дается с рождения – эту креативную мышцу нужно систематически тренировать и держать в тонусе. И дело не заканчивается просмотром кейсов на Behance, добавлением пинов на доску в Pinterest и чтением блогов медийных креаторов, инфлюенсеров и креативных агентств.

Чтобы о ваших проектах говорили: «Это гениально!» – нужно думать, как гений. А чтобы думать, как гений, – нужно наблюдать за гениями. Где это сделать, кроме как не в кино?

«Криминальное чтиво» (1994)

Почему смотреть кино нужно?

Посмотреть фильм – сегодня не просто способ убить время и расслабиться в компании дивана и чипсов. Особенно если вы крутитесь в мире digital. Когда вы смотрите фильм, вы не переходите в полуспящий режим – вы впитываете идеи, отсекаете для себя лучшие, следите за линией повествования, подмечаете удачные ракурсы и цветовые сочетания.

Получается, из развлечения кино трансформируется в возможность прокачать себя в профессиональном и личностном плане; найти несколько инсайтов; подсмотреть приемы у признанных киногениев и использовать их в своих креативах без шейминга за плагиат.

Кино – это один большой референс. Ведь процесс создания контента в digital во многом схож с кинопроизводством: и тут, и там есть этапы препродакшена, продакшена и постпродакшена. Так почему бы не перенести данные из фильма или сериала в свой проект?

Креатор + Кинематограф = Идея

Загляните в свой ежедневник и выкройте хотя бы один свободный вечер между дедлайнами. Устройтесь поудобнее и приготовьтесь к развлекательно-познавательному сеансу перед большим экраном. Захватите любимые снеки, теплый плед и не забудьте про ручку с блокнотом. Зачем? Чтобы составить to-do list для работы над будущим проектом, зафиксировать пару инсайтов и ориентиров для креативов.

Но прежде чем включить что-нибудь из Топа-250 IMDb или Кинопоиска, обозначим, что конкретно (и где именно) может почерпнуть из кинематографа digital-специалист.

Кино учит:

выходить за рамки стандартов

Режиссерам, сценаристам и операторам так же сложно завладеть вниманием кинозрителей, как диджитал-специалистам удивить избалованную контентом аудиторию. Выход один – импровизировать. В киноиндустрии много вдохновляющих историй для тех, кто застрял в рамках стандартного мышления.

Посмотрите «Скрипача на крыше» (1971) и обратите внимание на «земную» цветовую палитру: никаких фильтров и цветокоррекции – ради теплой, атмосферной картинки операторы снимали через колготки. Или «Мандарин» (2015) Шона Бейкера – чтобы увидеть в действии, как повысить общий градус агрессии и сентиментальности с помощью съемки на камеру пятого айфона.

«Скрипач на крыше» (1971)

Еще один пример – классика от Вернера Херцога «Фицкарральдо». Создатели фильма решили отойти от использования спецэффектов и миниатюр для съемок культовой сцены с «переваливанием» судна через холм – они спустили с горы настоящий 320-тонный пароход. За «натуральность» и Кристофер Нолан: в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» (2012) он сбрасывает на землю Локхид С-130, а в «Доводе» (2020) взрывает Боинг-747.

предугадывать тренды

Тренды цикличны – это очевидно, если посмотреть на современную «зернистую» обработку фото и видео и их стилизацию под старую пленку. Кинематограф дарит возможность выцепить несколько интересных приемов и образов, а потом использовать их в своем проекте. Вероятность получить отклик у ЦА, превратить контент в референс и запустить собственный вирусный тренд увеличивается в разы.

Взгляните на свежую рекламную кампанию GQ и Александра Гудкова при участии Gucci: саунд из комедии Геральда Бежанова, нафталиновая атмосфера дома культуры и узнаваемые образы типичных советских ученых переносят зрителя в давно ушедшую эпоху СССР. Для зумеров – это глоток чего-то свежего и необычного, для бумеров и миллениалов – приятная ностальгия. Тройное попадание. И больше 250 тысяч просмотров на YouTube за 2 дня.

рассказывать истории так, чтобы от них нельзя было оторваться

Где еще черпать вдохновение для сторителлинга, который зацепит зрителя с первых слов, как не в Голливуде, откуда он родом? Но Голливуд – это не только про большое кино, Оскар и «Аллею славы». Голливуд – это про определенные принципы и каноны.

Нас учат: беспроигрышный вариант сделать захватывающую историю – ввести персонажа (или несколько), в котором аудитория увидит себя. Такому герою симпатизируют, сопереживают и верят. А, значит, верят его поступкам, перенимают его взгляды и ценности. Цель достигнута – персонаж транслирует зрителю ту идею, которую закладывают его создатели.

Что посмотреть? Конечно, трилогию «Матрицы» братьев/сестер Вачовски, многоуровневый сюжет которой с первых минут увлекает зрителя в мир симуляции и не отпускает даже после финальных титров; «Отступников» Мартина Скорсезе – криминальную драму, пропитанную символизмом и внутренними конфликтами ключевых персонажей: именно в них и мотивация героев, и желание досмотреть фильм до конца.

Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо на съемках «Отступников» (2006)

Подпитаться идеями для собственных историй можно не только в художественных фильмах. Хороший пример для вдохновения – «В поисках сахарного человека» Малика Бенджеллуля. Удивительная и вдохновляющая история о фолк-певце, которая взяла Оскар за лучший фильм документального жанра и доказала, что документальное кино тоже может трогать за живое.

сочетать несочетаемое

Если вам кажется, что вы выжали максимум из своей креативной жилы, но так и не придумали коллаборации, которой еще не видел свет, – вам к Йоргосу Лантимосу. Греческий режиссер-провокатор умеет удивлять и шокировать публику – хотя, по его словам, и ненамеренно. В «Убийстве священного оленя» (2017) он переносит древнегреческую мифологию в современный мир, в «Фаворитке» (2018) превращает историческую драму в исторический артхаус, а в «Лобстере» (2015) наполняет антиутопичную атмосферу комизмом, иронией и драматизмом.

«Лобстер» (2015)

Если вы посмотрите несколько фильмов из «абсурдистского» шорт-листа – коллаборации Магнита с Likee, Артемия Лебедева с Organic Kitchen и KFC c Cooler Master перестанут казаться вам странными и нестандартными.

выстраивать композицию

Задача дизайнеров, моушенеров и клипмейкеров – располагать и связывать между собой графические элементы так, чтобы работы получались смотрибельными и цепляющими. Но даже если графика будет самой крутой в мире – без композиции дизайн-концепт вряд ли получится оригинальным и будет понят заказчиком и аудиторией.

Основы можно найти по первой же ссылке в поисковике, а вот уловки, техники и секреты композиционного мастерства кроются (а точнее – лежат на поверхности) в известных фильмах. Для удобства держите под рукой практические пособия от сценариста и режиссера Кристофера Кенворти.

«Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг» и «Запрещенные приемы» могут стать вашими настольными книгами: в них эксперт покадрово разбирает сцены из культовых кинолент – «Челюстей», «Индианы Джонса», «Бешеных псов», «Убить Билла», «Таксиста», «Авиатора» и др. – и анализирует приемы и техники, которые наделяют кадр особыми харизмой и настроением.

«Бешеные псы» (1991)

… и находить нестандартные цветовые сочетания

На восприятие контента аудиторией влияет не только расположение предмета в кадре, но и общая цветовая гамма. На глубинном подсознательном уровне яркие цвета заставляют нас радоваться и мечтать о хорошем, а темные – испытывать грусть и думать о плохом. А если заглянуть в мир интернет-маркетинга, то от цвета напрямую зависит, насколько высокой будет конверсия сайта и успешными – продажи товара.

Не знаете, какие оттенки внедрить в айдентику ноунейм-бренда, использовать для ребрендинга или дизайн-концепции веб-сайта – ищите референсы в кино. Начать вдохновляться советуем с работ Дени Вильнева: в арсенале канадского режиссера – и приглушенные, «табачные» палитры («Прибытие», «Пленницы», «Враг») и более яркие и неоновые гаммы («Бегущий по лезвию 2049», «Убийца»).

В поисках более интересных и теплых цветовых сочетаний поможет Уэс Андерсон и его киноленты «Отель «Гранд Будапешт», «Семейка Тененбаум» и «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники».

Крутые цветовые решения можно подсмотреть и в «Неограненных алмазах», который подобно драгоценному камню переливается нестандартными оттенками; в фантастической мелодраме «2046», похожей на яркое воспоминание из сна; и, наконец, в «Тьме» – сериале от Netflix, мрачная палитра которого с головой погружает зрителя в гнетущий сканди-нуар.

не бояться экспериментировать

Digital-индустрию почти невозможно представить без анимационной графики: моушн-дизайн привлекает даже тех пользователей, которые «страдают» баннерной слепотой.

За вдохновением и референсами для будущих концепций рекомендуем обратиться к опыту графического дизайнера и режиссера Сола Басса – именно он 60-х годах популяризировал моушн-графику в кино. Его самые узнаваемые работы – концептуальные опенинги к «Психо», «Головокружению» и «К северу через северо-запад» Хичкока, «Эпохе невинности» и «Казино» Скорсезе, «Анатомии убийства» Премингера.

Анимационная графика может задать тон всей креативной концепции. Убедитесь сами: начальные титры к «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга настраивают на атмосферу авантюрной трагикомедии, к «Семь» Дэвида Финчера готовят к мрачной и «грязной» эстетике, а к «Бойцовскому клубу» – к повествованию-головоломке.

Авторы – Флоренс Дейга и Оливер Кунцель

И, конечно, кино вдохновляет нас находить силы и мотивацию продолжать свое дело

«Игра в имитацию», «Социальная сеть», «Октябрьское небо», «Мечты Дзиро о суши» – эти и другие подобные фильмы показывают, что успех любого дела – в наших собственных руках. Нужны лишь страсть к тому, чем ты занимаешься, желание сделать мечту реальностью и готовность трудиться, чтобы добиться успеха в своем начинании.

«Социальная сеть» (2010)

Кстати, сегодня – 28 декабря – кинематографисты и кинолюбители всего мира отмечают Международный день кино. Предлагаем отпраздновать его просмотром фильма из must-watch подборки от нашей креативной команды:

Догвилль (2003)

IMDb: 8.00

Ларс фон Триер отказывается от изощренных киноприемов, красивых монтажных склеек и масштабных декораций, при этом полностью погружая зрителя в происходящее и искусно обнажая изъяны человеческой природы.

Повар, вор, его жена и её любовник (1989)

IMDb: 7.60

Авторский стиль повествования Питера Гринуэя, который превращает происходящее на экране в изысканный фарс, и эстетика кадра заставляют с неподдельным интересом смотреть даже на самые жуткие и неприятные вещи.

Эрин Брокович (2000)

IMDb: 7.30

Стивен Содерберг являет зрителям очередную сильную многогранную героиню. «Эрин Брокович» – драматический байопик о решительной матери-одиночке, которая вступает на путь борьбы за справедливость (и довольно успешно). Вдохновляющая история, которая не теряет актуальности даже спустя 20 лет.

Семь психопатов (2012)

IMDb: 7.20

Криминальная комедия Мартина МакДона, которая придется кстати, когда все фильмы Тарантино пересмотрены, а душа просит колоритных персонажей, непредсказуемых твистов и кровавого абсурда.

Другие ипостаси (1980)

IMDb: 6.90

Режиссер Кен Рассел демонстрирует умение работать вне рамок и виртуозно жонглировать образами, проникая прямо в подсознание зрителя.

Мы будем рады получить от вас обратную связь через наши аккаунты в Instagram и Telegram. Подписывайтесь на нашу рассылку еженедельного дайджеста, чтобы быть в курсе последних событий.

0
1 комментарий
Андрей Д

Спасибо ! 👏

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда