«В 2012 году в "Сбербанке" мне сказали, что никакой NFC им не нужен»

Основатель платежного инструмента «Кошелек» о неудавшемся партнерстве за четыре года до Apple Pay

Основатель приложения для агрегации банковских и дисконтных карт «Кошелек» Кирилл Горыня опубликовал на своей странице в Facebook мнение о сотрудничестве «Сбербанка» с Apple Pay. Еще четыре года назад предприниматель предлагал банку аналогичное решение, однако руководство организации отказалось от партнерства. Горыня рассказал редакции vc.ru о своем опыте и пояснил, почему он разочаровался в поддержке российского инновационного бизнеса.

В 2006 году Кирилл Горыня вместе со своими коллегами из компании i-Free отправился в Японию на технологическую выставку. Именно там они увидели демонстрацию технологии бесконтактных платежей. Вернувшись в Санкт-Петербург, он решил развивать этот проект.

В 2010 году он и его компаньон Филипп Шубин основали компанию CardsMobile, привлекли инвестиции от i-Free и всерьез взялись за разработку платформы, которая могла бы обеспечивать доступ с телефона к информации с банковских и дисконтных карт с помощью NFC — технологии бесконтактного обмена данными.

В 2012 году, когда платформа заработала, я предложил сотрудничество «Сбербанку». Там мне сказали, что никакой «энефси-шмынефси» им не нужен.

— Кирилл Горыня

Однако в июле 2013 года банк изменил свою позицию, вложив $12 миллионов через Венчурный фонд технологий «Сбербанка» (SBT Venture Capital) в американскую компанию Sequent Software. Основанная в конце 2012 года, она также разрабатывала платформу дистанционного управления бесконтактными приложениями с помощью NFC.

Старший вице-президент «Сбербанка» Виктор Орловский сообщил тогда «Ведомостям», что «фонду очень интересны темы, связанные с безопасностью и мобильными приложениями», и что «эта тема актуальна и для "Сбербанка", поэтому фонд прорабатывает варианты и проектные инициативы для реализации в банке».

«В итоге этот стартап ничего не произвел и "Сбербанку" ничего не вернул, — пишет Горыня. — Я не оставил попыток и продолжал ходить к представителям банка с идеей, что российская разработка, которая действительно опережает свое время, может быть представлена широким массам российских потребителей благодаря охвату "Сбербанка" и продвинутому, сертифицированному по мировым стандартам, весьма полезному решению».

В декабре 2013 года Горыня и Шубин выпустили собственное мобильное приложение «Кошелек». Партнерами CardsMobile стали «Тинькофф Банк», МТС Банк, «Московский индустриальный банк», банк «Санкт–Петербург» и «Русский Стандарт». Первоначально приложение было предустановлено только на смартфонах HTC, Philips и Sony со встроенным модулем NFC. Позднее оно появилось и в Google Play, и в App Store.

В 2014 году в «Кошельке» появилась функция хранения проездных билетов и оплаты проезда в общественном транспорте. В 2015 году глава «Сбербанка» Герман Греф предложил губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко внедрить собственную технологию бесконтактной оплаты проезда на общественном транспорте при помощи мобильных устройств.

Он собирался проинвестировать 6,5 миллиарда рублей в разработку и внедрение того, что мы уже год как разработали.

— Кирилл Горыня

В начале октября 2016 года Apple Pay пришла в Россию. «Сбербанк» стал первым банком, поддерживающим платежную систему. По информации от источников, остальные получат доступ только в ноябре. «"Сбербанк" на рынке ведет себя, как слон в посудной лавке: никому не дает ничего делать и даже в таких банальных вещах умудряется устраивать эксклюзивы, — говорит Кирилл Горыня. — Я не знаю, какие были договоренности у Apple Pay и «Сбербанка», скорее всего они сошлись на том, что корпорация дает банку эксклюзив на месяц за то, что он не выходит на Samsung Pay».

Также в начале октября 2016 года «Сбербанк» запустил собственный сервис для хранения карт, назвав его точно так же — «Кошелек». «Скорее всего банк панически боится любого, даже микроскопического конкурента. И пытается всеми возможными силами не дать ничему развиваться, чтобы сделать все максимально подконтрольным себе. Пускай будет плохо, зато свое», — уверен Горыня.

Вот так и работаем в инновационной, поддерживаемой эффективными менеджерами, экономике. Ура, что уж тут. Мы, привыкшие к поддержке российского инновационного бизнеса, искренне верим в сказки.

— Кирилл Горыня

15 января 2016 года во время Гайдаровского форума, выступая на секции «Будущее невозможного», глава «Сбербанка» Герман Греф заявил, что Россия «оказалась в списке стран-дауншифтеров» из-за невозможности адаптировать экономику к новой реальности.

Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. И это технологическое порабощение: мы просто оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров.

— Герман Греф

Но только не в области мобильной коммерции и мобильных платежей, уверен Горыня: «В России еще в 2003 году появилась оплата мобильным телефоном в интернете через премиум-SMS. Это, конечно, не бесконтактные платежи, но сам факт того, что вы, имея в руках только мобильный телефон и остаток на счету, можете оплатить услугу в интернете, для Европы еще лет восемь было чем-то абсолютно невероятным».

В комментариях к публикации на Facebook Горыня пояснил цель своей записи: «Я не пытался давить на жалость — какие мы тут бедные-несчастные, и как нас обижают. И уж тем более я не обижен на команду «Сбербанка». Просто перечислил, как факты и дела расходятся с пламенными речами «самого эффективного в стране инновационного менеджера». Я все понимаю: ничего личного, бизнес есть бизнес. Но зачем откровенно годами публично врать?».

Сейчас CardsMobile сфокусировалась на оцифровке скидочных карт, потому что в России по объему выпуска пластиковых карт рынок лояльности в 10 раз больше, чем платежный рынок, сообщил Горыня: «В начале года мы поставили цель — оцифровать 25 тонн пластика, то есть около 5 миллионов карточек. Сейчас этот рубеж пройден и мы планируем до конца года увеличить этот результат в два раза».

Редакция vc.ru обратилась к представителям «Сбербанка» с просьбой прокомментировать историю и ожидает ответа.

Статьи по теме
Apple Pay станет доступна для конкурентов «Сбербанка» в России в ноябре 2016 года
Платежная система Apple Pay заработала в России
«Сбербанк» выпустит приложение для хранения документов и карт «Кошелёк»
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 42, "likes": 30, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19258, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 17 Oct 2016 23:10:42 +0300" }
{ "id": 19258, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19258\/get","add":"\/comments\/19258\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19258"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

42 комментария 42 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
12

Между Apple Pay и «Кошельком» есть некоторая разница:
1) Первый бренд продвигается компанией Apple, а второй был бы вынужден продвигать сам Сбербанк. Apple Pay — во многом имиджевая история для Сбера.
2) Apple — огромная компания с серьезной репутацией, с которой вполне можно работать формально: «вот тут наша часть работы, вот тут — ваша». В случае с маленьким стартапом Сберу по сути придется взять приличную часть разработки и контроля качества на себя.

Ответить
10

Может с Apple это и имиджевая история, но зачем-то они инвестировали в некий стартап в разработку чего-то аналогичного, при этом стартап этот без имени уровня Apple?
Получается что сбербанку такое направление было/стало интересным, но по какой-то причине сотрудничество с CardsMobile не состоялось

Ответить
12

Если не заметили, то статья не об Apple Pay (тут оно вообще для кликбейта упомянуто), а о нежелании Сбербанка замечать стартапы в РФ.

Ответить
5

Не надо там ничего брать. «Тинькофф Банк», МТС Банк, «Московский индустриальный банк», банк «Санкт–Петербург» и «Русский Стандарт» ничего не брали, а просто подключились к готовой системе.
А у сбера "эффективные менеджеры" решили, что мы не можем просто взять и использовать наработки какого-то стартапа. Тут ведь ни бюджета на разработку, ни новой должности, ни годовых бонусов, ничего!

Ответить
0

А потом введут санкции и все нежелание сбера "взять приличную часть разработки и контроля" аукнится трижды.
Уверен на 80%, те же китайцы, уже клепают и внедряют свою систему.
И они правы.

Ответить
0

Имидж-имиджем, но 80% бесконтактных платежей в США совершается в Apple Pay.

Ответить
9

Для удачного внедрения технологии важно правильное время, а не сама технологическая составляющая. Nokia выпустила первый смартфон задолго до Apple, но Apple в 2007м выпустила iPhone и похоронила Nokia. Кто бы пользовался NFC платежами 4 года назад? Сто обладателей "HTC, Philips и Sony со встроенным модулем NFC"? Очевидно что пользователей 6,7 айфонов и apple watch сегодня на порядки больше, и проникновение технологии будет расти с годами. При этом Apple Pay - этот не стартап с туманными перспективами и отсутствием опыта в security политиках банковского сектора, а платформа с глобальным покрытием.
Я понимаю, что обидно видеть, как твоя мечта реализуется позже кем-то другим, сам через такое проходил. Но нужно понимать, что ценность Apple Pay отнюдь не в NFC, а в предустановке на все терминалы Apple, т.е. по сути в пользовательской базе.

Ответить
2

У них проблема в другом - банки не захотели с ними по нормальному сотрудничать. Они не предлагали привязать к Кошельку существующую карту, а только выпустить предоплаченную дебетовку, без всяких бонусов и программ лояльности. Ну кому такое убожество нужно?

Ответить
1

У Яблофона процент платящих просто больше. Только обеспеченный человек может себе позволить телефон за 70к. Сбер правильно всё таргетирует. Аппл сделал рекламу, Сбер подхватил, чтобы не остаться в накладе. Бизнес.

Ответить
10

Потому что не провайдер должен это продвигать, а платформа. Именно производители формируют спрос на подобные сервисы. Пока MasterCard не начал продвигать NFC всем пофиг было до этой технологии.

Ответить

6

Многогранная история. С одной стороны "не поняли" нужно читать, как не дали заработать, на клиентской базе Сбера. С другой стороны, от части пересекается другой, реальной историей из жизни. Один мужик увидел нишу. Кабины для подготовки пилотов. Там такая история, чтобы управлять определенной моделью самолета и не потерять лицензию, нужно мин. кол-во часов налета в год. Либо, если не хватает реального налета, велкам в тренажер. Тренажер должен повторять кабину и свойства того самолета, для которого и производится подготовка. Суть в том, что таких кабин (для определенного типа самолетов) было или одна или две. На территории Евразии ни одной а спрос был. Человек нашел строителей тренажер, прикинул бизнес план и пришел к руководству компании. Себестоимость, в абсолютных цифрах не помню, но по-моему около 1 млн. у.е. переговоры и всякие рассмотрения длились пол года, к концу этого периода, в СМИ публикуют информацию, что авиакомпания модернизирует свою подготовительную базу и инвестирует во все это дело 12 млн. у.е.
По факту менеджмент компании взяли идею и бизнес план и сами реализовали все, не забыв про свои неоправданные гонорары.

Ответить
0

Это вы намекаете что нереально влезть со своим детищем в крупную корпорацию ?
Так и хочется привести в пример Билла Гейтса с IBM, но не факт что там было так как описывают)

Ответить
7

У билли маман то-ли в юр отделе толи еще где не в низких позициях в IBM на тот момент работала.

Ответить
1

И предки не посоедние люди то-ли в городе то-ли в штате по принятиям решений были.

Гейтс бесспорно крут, но все же context is king

Ответить
0

Я ни на, что не намекаю а занимаюсь вольным пересказом современной истории

Ответить
2

А я вас не упрекаю вы что, я больше для картины обсуждения статьи - все таки мир построен (в смысле слова "воплощен") по заметно бОльшей части не стартаперами, а удачливыми прагматиками (которых многие видят как стартаперов)

Ответить
2

И это я не вам писал, а вы не мне - вот и пардон.

Ответить
0

Борис Моренко, вы сами читали историю Билла Гейтса и ИБМ?
(в 1980-1981 году мать Билла Гейтса работала в ИБМ и отвечала за новые проекты. В СССР (как и в современной России) ситуция, когда близкие родственники совершают сделку (сын продаёт, а мать покупает) - называется коррупция.
Неужели я один помню старую историю про американских коррупционеров?

Ответить
5

Во-первых, приложение называется "Кошелек от Сбербанка". Во-вторых, ни о какой конкуренции стартапа со "Сбером" речи быть не может. Всего лишь банальная защита данных. Естественно, "Сбер" сделал своё приложение. И также естественно, что люди предпочтут хранить сканы документов в приложении "Сбера", а не в приложении очередного стартапа.

Ответить

4

Объяснил бы Кирилл, почему в его хваленом приложении Кошелек на Android (где NFC уже много-много лет) всего 2 банка, которые выпускают карту к существующему счету – Санкт-Петербург и Московский Индустриальный? Есть Тинькофф с предоплаченной – но какой в ней смысл.

Это значит, что не только Сбербанку не интересно было реализовывать костыль. Ведь NFC-платежи в Android можно сделать в нативном приложении банка – так сделал, например, Тинькофф в своем официальном приложении. В чем вообще смысл проекта-то?

И причем тут Сбербанк с Apple Pay, если в iPhone кроме Apple никто больше не может реализовать оплату?

Ответить
0

Тинькофф уже больше года имеет своё приложение с блекджеком и nfc

Ответить
–2

Сбербанк молодцы.

Ответить
9

CardsMobile молодцы

Ответить
–3

Не видно в чем они "Молодцы"

Ответить
2

Основатель айФри привлёк инвестиции из айФри — это, конечно, очень красиво :)

Ответить
0

А где вы это увидели?
::Кирилл Горыня вместе с со своими коллегами из компании i-Free::
::В 2010 году он и его компаньон Филипп Шубин основали компанию CardsMobile, привлекли инвестиции от i-Free::

Ответить
0

https://ru.wikipedia.org/wiki/I-Free
Один из основателей - Кирилл Горыня

Ответить
0

Я лично с Кириллом знаком)

http://www.i-free.com/company

Ответить
2

Да весьма интересное было бы почитать ответ банка на эту статью.

Ответить
0

А вряд ли он будет. Или будет в стиле "он сам виноват". Никто не захочет признаваться, что потратил больше, чем оно стоило.

Ответить
2

пользователи iphone сделали карты сбера - затраты маленькие, результат отличный. почему проект был не интересен - в России, для венчурного фонда, эта игра не стоит свеч. Все Сбер правильно делает.

Ответить
1

А ведь ещё у Google есть "Google Кошелёк". Вселенский заговор против компании которую пытаются, но никак не могут задушить, раскрыт

Ответить
–1

А русскому бизнесу изначально плевать было на инновации из России - именно поэтому российские "производители" вынуждены продавать китайское барахло под своими брендами. Нет ни мощностей, ни желания вкладывать, потому что есть риски, что не взлетит. Гораздо проще продавать нефть и газ, чем вкладывать в собственное производство. Появилось Осколково, но на потребительском рынке чего-то его не видать. Помню, как Чубайс на встречу с Навальным привёз чехлы для айфонов. Видимо, на этом всё и закончилось.
Что ни говори, а олигарху Василию проще представить, как технологии создаются в Силиконовой долине, а не здесь под боком. Такой менталитет.

Ответить
1

Это прям как в шоу-бизнесе - через постель надо... )))

Но ребята молодцы, я пользовался их приложением задолго до того как распиарили эпплпэй.

Ответить
1

Увидел в 6-ом, сделал в 12-ом, ОК.

Ходил в одну и ту же дверь, где посылали с разработкой, опережавшей своё время, ОК.

Кто напишет статью "Как перестать играть в стартап и не просрать бизнес по своей глупости" по мотивам?

Ответить
0

Я не оставил попыток и продолжал ходить к представителям банка с идеей

Зачем?

Душераздирающая, но банальная история про то, что в некоторые большие компании тяжело зайти с улицы.

Ответить
0

С большим удовольствием (ещё раз, ещё много-много раз) всем советчикам "раскрывать карты" могу дать ссылку на старую историю споров инноватора и желающего получить всё бесплатно:
www.youtube.com/watch?v=ELqiP23kQ7E

Ответить
0

Полностью согласен с Кириллом!!
"«Скорее всего банк панически боится любого, даже микроскопического конкурента. И пытается всеми возможными силами не дать ничему развиваться, чтобы сделать все максимально подконтрольным себе. Пускай будет плохо, зато свое», — уверен Горыня."
Аналогичная ситуация с проектом "Копилка"!
Герман Оскорович:
"Про мелочь - ну, я всё-таки придерживаюсь позиции, что мелочь и вообще наличные деньги будут уходить в прошлое, развивать подобные направления - это закапывать деньги в технологии, которые через 5-10-20 лет будут уже никому не нужны. Я с радостью наблюдаю в статистике банка, что доля безналичных платежей постоянно растёт.
Про плавучие отделения - очень оригинальная идея, даже не знаю, что ответить, подумаем."
Замечу - Греф признал устаревшей новую IT-систему Сбербанка за миллиарды рублей!

Олег Тиньков в свою очередь молчит как партизан, но подумывает в 17 году что-то сделать.=)

Как будет происходить уход от наличных по Вашему мнению?
Может все таки стоит начать с Малого, поставить так называемые урны для мелочи?
ВАМ НУЖНЫ МОНЕТЫ????

Ответить
0

Да, нужны пока.

Ответить

0

Кошелёк Сбера больше похож на Вкармане. И таких приложений дофига.

Ответить
0

Как по мне - фигню какую-то городят с нфсями:

1) нужны мобилки строго определенных моделей
2) мобилка должна быть заряжена (сел мобильник - привет каменный век)
3) банки должны быть строго определенные
4) годы старта по любому терминалы через один будут поддерживать технологию из-за кривизны настройки

Понятное дело, что раз пришли слоны вроде эппла или самсунга - должно попереть тупо из-за ресурсов и бренда.

Но по факту аналог можно было сделать технологичнее, удобнее, надежнее, раньше:

1) любая карта с PayPass
2) двусторонний скотч и ножницы для вырезания бесконтактного модуля

И лепи хоть к мобиле, хоть к часам. Поддерживается всеми терминалами. Работает независимо от заряженности мобилы. Работает для всех банков.

Почему МПСы не заморочились над "технологией", а банки не смогли продвинуть - непонятно. Если бы сейчас у каждого второго была мобилка с прилепленным PayPass - самсунгам и эпплам суваться было бы уже поздно.

PS Единственное возникает вопрос секьюрности - но особой разницы между мобилкой с прилепленным модулем PayPass и картой с модулем PayPass не заметно - уязвимости те же (тупо украсть; нетупо прокатить мобильным терминалом по карману).

Ответить
–1

Я заранее знаю ответ Сбера.
Вот он:
- Какой такой Горыня-Шмарыня?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }