«В 2012 году в "Сбербанке" мне сказали, что никакой NFC им не нужен»

Основатель платежного инструмента «Кошелек» о неудавшемся партнерстве за четыре года до Apple Pay

Основатель приложения для агрегации банковских и дисконтных карт «Кошелек» Кирилл Горыня опубликовал на своей странице в Facebook мнение о сотрудничестве «Сбербанка» с Apple Pay. Еще четыре года назад предприниматель предлагал банку аналогичное решение, однако руководство организации отказалось от партнерства. Горыня рассказал редакции vc.ru о своем опыте и пояснил, почему он разочаровался в поддержке российского инновационного бизнеса.

В 2006 году Кирилл Горыня вместе со своими коллегами из компании i-Free отправился в Японию на технологическую выставку. Именно там они увидели демонстрацию технологии бесконтактных платежей. Вернувшись в Санкт-Петербург, он решил развивать этот проект.

В 2010 году он и его компаньон Филипп Шубин основали компанию CardsMobile, привлекли инвестиции от i-Free и всерьез взялись за разработку платформы, которая могла бы обеспечивать доступ с телефона к информации с банковских и дисконтных карт с помощью NFC — технологии бесконтактного обмена данными.

В 2012 году, когда платформа заработала, я предложил сотрудничество «Сбербанку». Там мне сказали, что никакой «энефси-шмынефси» им не нужен.

— Кирилл Горыня

Однако в июле 2013 года банк изменил свою позицию, вложив $12 миллионов через Венчурный фонд технологий «Сбербанка» (SBT Venture Capital) в американскую компанию Sequent Software. Основанная в конце 2012 года, она также разрабатывала платформу дистанционного управления бесконтактными приложениями с помощью NFC.

Старший вице-президент «Сбербанка» Виктор Орловский сообщил тогда «Ведомостям», что «фонду очень интересны темы, связанные с безопасностью и мобильными приложениями», и что «эта тема актуальна и для "Сбербанка", поэтому фонд прорабатывает варианты и проектные инициативы для реализации в банке».

«В итоге этот стартап ничего не произвел и "Сбербанку" ничего не вернул, — пишет Горыня. — Я не оставил попыток и продолжал ходить к представителям банка с идеей, что российская разработка, которая действительно опережает свое время, может быть представлена широким массам российских потребителей благодаря охвату "Сбербанка" и продвинутому, сертифицированному по мировым стандартам, весьма полезному решению».

В декабре 2013 года Горыня и Шубин выпустили собственное мобильное приложение «Кошелек». Партнерами CardsMobile стали «Тинькофф Банк», МТС Банк, «Московский индустриальный банк», банк «Санкт–Петербург» и «Русский Стандарт». Первоначально приложение было предустановлено только на смартфонах HTC, Philips и Sony со встроенным модулем NFC. Позднее оно появилось и в Google Play, и в App Store.

В 2014 году в «Кошельке» появилась функция хранения проездных билетов и оплаты проезда в общественном транспорте. В 2015 году глава «Сбербанка» Герман Греф предложил губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко внедрить собственную технологию бесконтактной оплаты проезда на общественном транспорте при помощи мобильных устройств.

Он собирался проинвестировать 6,5 миллиарда рублей в разработку и внедрение того, что мы уже год как разработали.

— Кирилл Горыня

В начале октября 2016 года Apple Pay пришла в Россию. «Сбербанк» стал первым банком, поддерживающим платежную систему. По информации от источников, остальные получат доступ только в ноябре. «"Сбербанк" на рынке ведет себя, как слон в посудной лавке: никому не дает ничего делать и даже в таких банальных вещах умудряется устраивать эксклюзивы, — говорит Кирилл Горыня. — Я не знаю, какие были договоренности у Apple Pay и «Сбербанка», скорее всего они сошлись на том, что корпорация дает банку эксклюзив на месяц за то, что он не выходит на Samsung Pay».

Также в начале октября 2016 года «Сбербанк» запустил собственный сервис для хранения карт, назвав его точно так же — «Кошелек». «Скорее всего банк панически боится любого, даже микроскопического конкурента. И пытается всеми возможными силами не дать ничему развиваться, чтобы сделать все максимально подконтрольным себе. Пускай будет плохо, зато свое», — уверен Горыня.

Вот так и работаем в инновационной, поддерживаемой эффективными менеджерами, экономике. Ура, что уж тут. Мы, привыкшие к поддержке российского инновационного бизнеса, искренне верим в сказки.

— Кирилл Горыня

15 января 2016 года во время Гайдаровского форума, выступая на секции «Будущее невозможного», глава «Сбербанка» Герман Греф заявил, что Россия «оказалась в списке стран-дауншифтеров» из-за невозможности адаптировать экономику к новой реальности.

Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. И это технологическое порабощение: мы просто оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров.

— Герман Греф

Но только не в области мобильной коммерции и мобильных платежей, уверен Горыня: «В России еще в 2003 году появилась оплата мобильным телефоном в интернете через премиум-SMS. Это, конечно, не бесконтактные платежи, но сам факт того, что вы, имея в руках только мобильный телефон и остаток на счету, можете оплатить услугу в интернете, для Европы еще лет восемь было чем-то абсолютно невероятным».

В комментариях к публикации на Facebook Горыня пояснил цель своей записи: «Я не пытался давить на жалость — какие мы тут бедные-несчастные, и как нас обижают. И уж тем более я не обижен на команду «Сбербанка». Просто перечислил, как факты и дела расходятся с пламенными речами «самого эффективного в стране инновационного менеджера». Я все понимаю: ничего личного, бизнес есть бизнес. Но зачем откровенно годами публично врать?».

Сейчас CardsMobile сфокусировалась на оцифровке скидочных карт, потому что в России по объему выпуска пластиковых карт рынок лояльности в 10 раз больше, чем платежный рынок, сообщил Горыня: «В начале года мы поставили цель — оцифровать 25 тонн пластика, то есть около 5 миллионов карточек. Сейчас этот рубеж пройден и мы планируем до конца года увеличить этот результат в два раза».

Редакция vc.ru обратилась к представителям «Сбербанка» с просьбой прокомментировать историю и ожидает ответа.

Статьи по теме
Apple Pay станет доступна для конкурентов «Сбербанка» в России в ноябре 2016 года
Платежная система Apple Pay заработала в России
«Сбербанк» выпустит приложение для хранения документов и карт «Кошелёк»
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 42, "likes": 30, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19258, "is_wide": true }
{ "id": 19258, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19258\/get","add":"\/comments\/19258\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19258"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

42 комментария 42 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
12

Между Apple Pay и «Кошельком» есть некоторая разница:
1) Первый бренд продвигается компанией Apple, а второй был бы вынужден продвигать сам Сбербанк. Apple Pay — во многом имиджевая история для Сбера.
2) Apple — огромная компания с серьезной репутацией, с которой вполне можно работать формально: «вот тут наша часть работы, вот тут — ваша». В случае с маленьким стартапом Сберу по сути придется взять приличную часть разработки и контроля качества на себя.

Ответить
10

Может с Apple это и имиджевая история, но зачем-то они инвестировали в некий стартап в разработку чего-то аналогичного, при этом стартап этот без имени уровня Apple?
Получается что сбербанку такое направление было/стало интересным, но по какой-то причине сотрудничество с CardsMobile не состоялось

Ответить
12

Если не заметили, то статья не об Apple Pay (тут оно вообще для кликбейта упомянуто), а о нежелании Сбербанка замечать стартапы в РФ.

Ответить
5

Не надо там ничего брать. «Тинькофф Банк», МТС Банк, «Московский индустриальный банк», банк «Санкт–Петербург» и «Русский Стандарт» ничего не брали, а просто подключились к готовой системе.
А у сбера "эффективные менеджеры" решили, что мы не можем просто взять и использовать наработки какого-то стартапа. Тут ведь ни бюджета на разработку, ни новой должности, ни годовых бонусов, ничего!

Ответить
0

А потом введут санкции и все нежелание сбера "взять приличную часть разработки и контроля" аукнится трижды.
Уверен на 80%, те же китайцы, уже клепают и внедряют свою систему.
И они правы.

Ответить
0

Имидж-имиджем, но 80% бесконтактных платежей в США совершается в Apple Pay.

Ответить
9

Для удачного внедрения технологии важно правильное время, а не сама технологическая составляющая. Nokia выпустила первый смартфон задолго до Apple, но Apple в 2007м выпустила iPhone и похоронила Nokia. Кто бы пользовался NFC платежами 4 года назад? Сто обладателей "HTC, Philips и Sony со встроенным модулем NFC"? Очевидно что пользователей 6,7 айфонов и apple watch сегодня на порядки больше, и проникновение технологии будет расти с годами. При этом Apple Pay - этот не стартап с туманными перспективами и отсутствием опыта в security политиках банковского сектора, а платформа с глобальным покрытием.
Я понимаю, что обидно видеть, как твоя мечта реализуется позже кем-то другим, сам через такое проходил. Но нужно понимать, что ценность Apple Pay отнюдь не в NFC, а в предустановке на все терминалы Apple, т.е. по сути в пользовательской базе.

Ответить
2

У них проблема в другом - банки не захотели с ними по нормальному сотрудничать. Они не предлагали привязать к Кошельку существующую карту, а только выпустить предоплаченную дебетовку, без всяких бонусов и программ лояльности. Ну кому такое убожество нужно?

Ответить
1

У Яблофона процент платящих просто больше. Только обеспеченный человек может себе позволить телефон за 70к. Сбер правильно всё таргетирует. Аппл сделал рекламу, Сбер подхватил, чтобы не остаться в накладе. Бизнес.

Ответить
10

Потому что не провайдер должен это продвигать, а платформа. Именно производители формируют спрос на подобные сервисы. Пока MasterCard не начал продвигать NFC всем пофиг было до этой технологии.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

6

Многогранная история. С одной стороны "не поняли" нужно читать, как не дали заработать, на клиентской базе Сбера. С другой стороны, от части пересекается другой, реальной историей из жизни. Один мужик увидел нишу. Кабины для подготовки пилотов. Там такая история, чтобы управлять определенной моделью самолета и не потерять лицензию, нужно мин. кол-во часов налета в год. Либо, если не хватает реального налета, велкам в тренажер. Тренажер должен повторять кабину и свойства того самолета, для которого и производится подготовка. Суть в том, что таких кабин (для определенного типа самолетов) было или одна или две. На территории Евразии ни одной а спрос был. Человек нашел строителей тренажер, прикинул бизнес план и пришел к руководству компании. Себестоимость, в абсолютных цифрах не помню, но по-моему около 1 млн. у.е. переговоры и всякие рассмотрения длились пол года, к концу этого периода, в СМИ публикуют информацию, что авиакомпания модернизирует свою подготовительную базу и инвестирует во все это дело 12 млн. у.е.
По факту менеджмент компании взяли идею и бизнес план и сами реализовали все, не забыв про свои неоправданные гонорары.

Ответить
0

Это вы намекаете что нереально влезть со своим детищем в крупную корпорацию ?
Так и хочется привести в пример Билла Гейтса с IBM, но не факт что там было так как описывают)

Ответить
7

У билли маман то-ли в юр отделе толи еще где не в низких позициях в IBM на тот момент работала.

Ответить
1

И предки не посоедние люди то-ли в городе то-ли в штате по принятиям решений были.

Гейтс бесспорно крут, но все же context is king

Ответить
0

Я ни на, что не намекаю а занимаюсь вольным пересказом современной истории

Ответить
2

А я вас не упрекаю вы что, я больше для картины обсуждения статьи - все таки мир построен (в смысле слова "воплощен") по заметно бОльшей части не стартаперами, а удачливыми прагматиками (которых многие видят как стартаперов)

Ответить
2

И это я не вам писал, а вы не мне - вот и пардон.

Ответить
0

Борис Моренко, вы сами читали историю Билла Гейтса и ИБМ?
(в 1980-1981 году мать Билла Гейтса работала в ИБМ и отвечала за новые проекты. В СССР (как и в современной России) ситуция, когда близкие родственники совершают сделку (сын продаёт, а мать покупает) - называется коррупция.
Неужели я один помню старую историю про американских коррупционеров?

Ответить
5

Во-первых, приложение называется "Кошелек от Сбербанка". Во-вторых, ни о какой конкуренции стартапа со "Сбером" речи быть не может. Всего лишь банальная защита данных. Естественно, "Сбер" сделал своё приложение. И также естественно, что люди предпочтут хранить сканы документов в приложении "Сбера", а не в приложении очередного стартапа.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

4

Объяснил бы Кирилл, почему в его хваленом приложении Кошелек на Android (где NFC уже много-много лет) всего 2 банка, которые выпускают карту к существующему счету – Санкт-Петербург и Московский Индустриальный? Есть Тинькофф с предоплаченной – но какой в ней смысл.

Это значит, что не только Сбербанку не интересно было реализовывать костыль. Ведь NFC-платежи в Android можно сделать в нативном приложении банка – так сделал, например, Тинькофф в своем официальном приложении. В чем вообще смысл проекта-то?

И причем тут Сбербанк с Apple Pay, если в iPhone кроме Apple никто больше не может реализовать оплату?

Ответить
0

Тинькофф уже больше года имеет своё приложение с блекджеком и nfc

Ответить
–2

Сбербанк молодцы.

Ответить
9

CardsMobile молодцы

Ответить
–3

Не видно в чем они "Молодцы"

Ответить
2

Основатель айФри привлёк инвестиции из айФри — это, конечно, очень красиво :)

Ответить
0

А где вы это увидели?
::Кирилл Горыня вместе с со своими коллегами из компании i-Free::
::В 2010 году он и его компаньон Филипп Шубин основали компанию CardsMobile, привлекли инвестиции от i-Free::

Ответить
0

https://ru.wikipedia.org/wiki/I-Free
Один из основателей - Кирилл Горыня

Ответить
0

Я лично с Кириллом знаком)

http://www.i-free.com/company

Ответить
2

Да весьма интересное было бы почитать ответ банка на эту статью.

Ответить
0

А вряд ли он будет. Или будет в стиле "он сам виноват". Никто не захочет признаваться, что потратил больше, чем оно стоило.

Ответить
2

пользователи iphone сделали карты сбера - затраты маленькие, результат отличный. почему проект был не интересен - в России, для венчурного фонда, эта игра не стоит свеч. Все Сбер правильно делает.

Ответить
1

А ведь ещё у Google есть "Google Кошелёк". Вселенский заговор против компании которую пытаются, но никак не могут задушить, раскрыт

Ответить
–1

А русскому бизнесу изначально плевать было на инновации из России - именно поэтому российские "производители" вынуждены продавать китайское барахло под своими брендами. Нет ни мощностей, ни желания вкладывать, потому что есть риски, что не взлетит. Гораздо проще продавать нефть и газ, чем вкладывать в собственное производство. Появилось Осколково, но на потребительском рынке чего-то его не видать. Помню, как Чубайс на встречу с Навальным привёз чехлы для айфонов. Видимо, на этом всё и закончилось.
Что ни говори, а олигарху Василию проще представить, как технологии создаются в Силиконовой долине, а не здесь под боком. Такой менталитет.

Ответить
1

Это прям как в шоу-бизнесе - через постель надо... )))

Но ребята молодцы, я пользовался их приложением задолго до того как распиарили эпплпэй.

Ответить
1

Увидел в 6-ом, сделал в 12-ом, ОК.

Ходил в одну и ту же дверь, где посылали с разработкой, опережавшей своё время, ОК.

Кто напишет статью "Как перестать играть в стартап и не просрать бизнес по своей глупости" по мотивам?

Ответить
0

Я не оставил попыток и продолжал ходить к представителям банка с идеей

Зачем?

Душераздирающая, но банальная история про то, что в некоторые большие компании тяжело зайти с улицы.

Ответить
0

С большим удовольствием (ещё раз, ещё много-много раз) всем советчикам "раскрывать карты" могу дать ссылку на старую историю споров инноватора и желающего получить всё бесплатно:
www.youtube.com/watch?v=ELqiP23kQ7E

Ответить
0

Полностью согласен с Кириллом!!
"«Скорее всего банк панически боится любого, даже микроскопического конкурента. И пытается всеми возможными силами не дать ничему развиваться, чтобы сделать все максимально подконтрольным себе. Пускай будет плохо, зато свое», — уверен Горыня."
Аналогичная ситуация с проектом "Копилка"!
Герман Оскорович:
"Про мелочь - ну, я всё-таки придерживаюсь позиции, что мелочь и вообще наличные деньги будут уходить в прошлое, развивать подобные направления - это закапывать деньги в технологии, которые через 5-10-20 лет будут уже никому не нужны. Я с радостью наблюдаю в статистике банка, что доля безналичных платежей постоянно растёт.
Про плавучие отделения - очень оригинальная идея, даже не знаю, что ответить, подумаем."
Замечу - Греф признал устаревшей новую IT-систему Сбербанка за миллиарды рублей!

Олег Тиньков в свою очередь молчит как партизан, но подумывает в 17 году что-то сделать.=)

Как будет происходить уход от наличных по Вашему мнению?
Может все таки стоит начать с Малого, поставить так называемые урны для мелочи?
ВАМ НУЖНЫ МОНЕТЫ????

Ответить
0

Да, нужны пока.

Ответить

Комментарий удален

0

Кошелёк Сбера больше похож на Вкармане. И таких приложений дофига.

Ответить
0

Как по мне - фигню какую-то городят с нфсями:

1) нужны мобилки строго определенных моделей
2) мобилка должна быть заряжена (сел мобильник - привет каменный век)
3) банки должны быть строго определенные
4) годы старта по любому терминалы через один будут поддерживать технологию из-за кривизны настройки

Понятное дело, что раз пришли слоны вроде эппла или самсунга - должно попереть тупо из-за ресурсов и бренда.

Но по факту аналог можно было сделать технологичнее, удобнее, надежнее, раньше:

1) любая карта с PayPass
2) двусторонний скотч и ножницы для вырезания бесконтактного модуля

И лепи хоть к мобиле, хоть к часам. Поддерживается всеми терминалами. Работает независимо от заряженности мобилы. Работает для всех банков.

Почему МПСы не заморочились над "технологией", а банки не смогли продвинуть - непонятно. Если бы сейчас у каждого второго была мобилка с прилепленным PayPass - самсунгам и эпплам суваться было бы уже поздно.

PS Единственное возникает вопрос секьюрности - но особой разницы между мобилкой с прилепленным модулем PayPass и картой с модулем PayPass не заметно - уязвимости те же (тупо украсть; нетупо прокатить мобильным терминалом по карману).

Ответить
–1

Я заранее знаю ответ Сбера.
Вот он:
- Какой такой Горыня-Шмарыня?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления