Причины провалов стартапов в России. Итоги онлайн-исследования

Подвожу итоги первой части своего мини исследования, делаю первые выводы. Описание зачем нужно это исследование здесь.

Продукт не нужен и не хватило денег

Именно такие причины стали главными и получили по 30% и 23,5% соотвественно. И хотя количество участников опроса далеко от статистически значимых значений (было всего 18 участников), но ответы показательны и кажутся вполне реалистичными. В других больших исследованиях почти всегда главной причиной была "продукт не нужен рынку".
Вывод. Несмотря на массу теоритических и доступных знаний как платных, так и бесплатных по запуску стартапов мы все ще продолжаем наступать на те же грабли.

Почему ваш стартап не полетел?

Интересным фактом, о котором я не сильно думал раньше, стала причина про выгорания основателей или людей в команде. Кроме того, что на нее указали 12% отвечавших, мне самому знакома история, когда пропадает интерес продолжать что-то делать. И в личном общении мне об этом рассказывали уже не раз. Но почему то раньше я и не думал, что это так сильно важно.
В итоге понял, что мотивация, заряженность, внутряняя энергия и психологическое состояние основателя и команды это самое первое и необходимое условие, можно сказать фундамент для постройки стартапа, да и вообще любого начинания. Все остальное можно купить или научиться. Но если мотивации и энергии нет, то не стоит даже думать о том, чтобы начинать. Это был первый и неожиданный для меня инсайт...

Профиль участников опроса

Честно говоря, второй неожиданностью для меня стали ответы на вторичные вопросы о контексте и самих участниках, запускавших стартап.

И если с количеством участников в команде все еще более менее явно:

Сколько человек было в команде?

То вот с остальными вопросами все интереснее. Ответы на них показали, что запуск стартапа это все еще "долго и дорого". И тут есть над чем работать и о чем спрашивать дальше.

Сколько денег потратили на запуск?
Сколько времени ушло на этот стартап?

И при этом командам удалось пройти не так далеко. Большая часть остановились на разработке MVP и на тестировании каналов привлечения.

Отличной новостью стало то, что примерно половина основателей уже запустили или думают о новом стартапе:

Вы остановились после провала?

Значит ли это, что мотивация и энергия не так важна или нужна была "перезарядка"?

Продолжение исследования

Этот опрос только первая часть моего небольшого исследования. На следующем этапе я лично пообщаюсь с теми, кто готов рассказать подробности провала, а таких оказалось 10 из 18 и это радует. Надеюсь, что смогу более точно выявить общие тенденции на более глубоком уровне или понять ключевые ошибки неудач в запусках.

После этого смогу понять как эта проблема решается сейчас (курсы, акселераторы, менторы ...). И почему такие результаты? И можно ли сделать решение лучше?

Следите за продолжением истории. Я пишу статьи про идеи стартапов и создание продукта. Публикую в блоге и в Телеграм-канале.

Если вы не успели принять участие в опросе, но вам есть что рассказать по теме, то можете написать мне здесь или в Телеграме, побеседуем лично, уже после праздников.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Леопольдович

Все бы хорошо, но :
1. Очень мелкий шрифт в подписях данных на диаграммах и в сегментах сыра
2. Данные можно было представлять под графиками и в виде таблиц

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Спасибо за интерес и замечание, учту..

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зоркин

Спасибо за проделанную, информативную работу +100500 к карме 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Спасибо за поддержку. Надеюсь, что дальше будет еще интереснее.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Dusaev

Интересна ещё одна диаграмма - по отраслям
Интересно где больше сдуваются)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Если буду делать в следующем году и с большим количеством участников, то включу такой вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Николаев

в hardware больше всего сдуваются.
уверен что поделие которое вы разместили на фотке имеет околонулевой рост продаж ))

Ответить
Развернуть ветку
stivstivsti

Интересно, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зоркин

Буду следить, с наступающими праздниками и успехов в исследованиях ...

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Спасибо. И вас тоже с наступающим!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Piskunov

На диаграмме "Сколько потратили денег" нет сектора "от 50 тыс. до 500 тыс. р." 
Не было ответа в этом диапазоне?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Да, все верно. В этом диапазоне разбивка была От 51 до 100 тысяч рублей, От 101 до 200 тысяч рублей, От 201 до 500 тысяч рублей. и они не получили баллов. Мало респондентов, наверное, ну и еще возможно на этапах идея или исследование минимальные затраты, а когда начинается mvp, то сразу к 500к прыгаешь.. - но это лишь мои мысли))

Ответить
Развернуть ветку
Killer

Стартапы не нужны, они делают не нужное, продают не нужное. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Николаев

ты токсичный. и скорее всего старый. жаль тебя.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Интересное мнение, только не очень понятно почему вы так думаете? Расскажите...

Ответить
Развернуть ветку
Killer

Несколько лет наблюдаю за этим явлением. Ни одного технически разработанного и выпущенного в серию продукта нет и не предвидится.
Какая-то канализация и сизифов труд.
Право слово в том же ЮТ и то больше идей было. А то смотришь на хипстеров со смузи, которые треплются на англике с русишем и это вызывает только отвращение.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Есть и такие тоже.. но стоит поискать и увидите, что есть и примеры реальных запусков и в России и в мире... А какой формат думаете был бы более правильным, вместо стартапа?

Ответить
Развернуть ветку
Killer

Обычное предприятие, точнее лаборатория, которая располагает собственными мощностями или их арендует. И действительно думает над нужной вещью, а не очередным самокатом.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Так стартап - это и есть такая лаборатория, только при этом еще умеющая видеть что нужно рынку и способная продать свое решение..)) 

Ответить
Развернуть ветку
Killer

Это не лаболатория. Описание "стартупа" я вверху привел, поэтому и проваливается все, потому что хипстеры пьющие смузи никому не интересны.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Dremov

А кто финансировать будет эту вашу лабораторию? На этапе разработки идеи хотя бы до mvp. Где деньги, Зина?

И да, в ЮТ было много идей. Что из них вышло в тираж? Что появилось там или массово использовалось. Только личный нерепрезентативный опыт не стоит приводить в пример.

И если что, я реально интересуюсь. А то вдруг мы мимо чего-то интересного ходим, а не используем.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Юпланов

Добрый день, Анатолий!
В 21м запускаю онлайн преакселератор для студенческих стартапов (Азимут)
Сейчас по максимуму собираю информацию из всех источников для команд с нулевым опытом и знаниями
Возможно опубликовать Ваши результаты у меня на ресурсе? Какие ссылки нужно указать?
Заранее благодарю за ответ

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Публикуйте, если считаете, что это будет полезно. Можете указать ссылку на этот пост и на канал в Телеграм (есть в тескте).
И встречный вопрос, если можно. Какой у вас результат по программам акселерации? Сколько проектов выживают, ну или хотя бы доходят до стадии первых продаж+MVP?

Ответить
Развернуть ветку
Марк Юпланов

Здесь все завязано на специфике - речь идет, прежде всего, о поддержке студенческих стартап-проектов. Здесь сразу появляются ограничения: "денег нет, но вы держитесь", никто студенту денег на стартап давать не будет на первых этапах (хотя в России мало кому вообще дают инвестиции на первых этапах, таких чуть ли не единицы). По факту, подавляющее большинство стартапов преакселератора Азимут - IT-проекты (агрегаторы, приложения, порталы и пр.), те, которые можно сделать имея компьютер и навыки программирования. Остальные проекты онлайн-преакселератора (наукоемкие/железо/физические продукты) не имеют шансов на сегодняшний день, я могу только помочь пристроить их в технопарк, подготовить документацию.

По поводу основателей и команд. Студенты такие студенты. Обычно - яркий запал на старте, быстрый набор команды, низкие потребности в деньгах (деньги хотят, конечно, также как и все, но могут вывезти на этапах до MVP на амбициях). У меня в этой истории задача сделать так, чтобы запал у них остался и команды получили инструкции по применению по каждому этапу.

Начинал я с 4 студентов, они организовали команды, проработали бизнес-модель, отправились в акселератор ИТМО в Петербурге. Но только один из них выходит на MVP с мобильным агрегатором.
У остальных причина стандартная (по крайней мере стандартная для студентов): пропал запал у команды (обычно команда затухает в течение 3-4 месяцев без денег или других мотиваций), собрать новую не вышло (или потерял мотивацию для пересоздания команды сам основатель), основатель отвлекся на переменные доходы (без результатов основатели затухают в течение года) и, в итоге, перестал работать над проектом. По факту статистика еще мрачнее. Если брать с нулевого этапа идеи, то "основателей" было примерно 70, на выходе тот самый 1 проект.
Но вряд ли это можно внести в статистику, студентов сложно отнести к стартаперам, которые уже обладают опытом в сфере и готовы запускать свой бизнес. Здесь нет опыта, крайняя нехватка знаний, большие амбиции и все вытекающие.
Еще сетую на несовершенную программу в Азимуте, ее нужно дорабатывать с учетом специфики основателей) Поэтому сейчас выстраиваю программу преакселератора в виде пошагового алгоритма + необходимо разработать систему ачивок и геймификации, чтобы оставался интерес к своему проекту.

Хотя если брать статистику по очным акселераторам, программы которых проходил - где-то 70-80% не доходят до продаж. Затухают дольше, в течение 1.5-3 лет. Большинство стартаперов как раз-таки по характеру очень похожи на наивных и беззаботных студентов)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Спасибо. 1 из 4 это уже хорошо, лучше у многих других.
Да, про мотивацию согласен, хоть у студентов, хоть у стартаперов - денег нет, поэтому нужно ехать на ней только.. а этому почти никто не уделяет внимание - поэтому идея с геймификацией вполне годная, можно еще соревнования между командами или психолога или коуча для этого приглашать, чтоб цели и внутреннюю энергию прокачивать помогал.
Надеюсь, что у вас все получится и успешных запусков будет еще больше!
Если хотите, то программу можно вместе подумать, могу со стороны дать обратную связь..

Ответить
Развернуть ветку
Марк Юпланов

Благодарю, да, обязательно обращусь)

Ответить
Развернуть ветку
victor green

А у меня бомбическая идея которую даже попытались украсть и запустить. Но так как копипастеры загорелись только базовыми ценностями продукта и игнорировали что это элемент экосистемы и имеет колоссальный потенциал у них хоть и полетело, но невысоко и недолго (но это не точно). Мне срочно нужен запуск! 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Так запускайтесь, делайте... что сейчас не хватает для этого?

Ответить
Развернуть ветку
victor green

Начал двигаться. 
Не хватает (не критически, но все же):
Доверия к инвесторам;
Адекватных кадров (исполнители так себе, в задачах проектирования, интеграции железа вообще мало, на словах все умеют, а на деле, оо это гуглить надо, но зп себе горазды накрутить);
Уровня компетенций заказчиков федерального уровня (люди есть толковые, но их мало и вообще это особенно не важно, но хочу видеть на федеральной сцене больше людей способных выйти за рамки шаблонных картонных фраз в прикладную реализацию своих задач, перекладывают фразы из одного форума в другой:) )

Вообще считаю что главное для стартапа это наличие очереди к минимально функциональному образцу продукта, изготовленного на свои деньги, остальное приложиться. Нет универсальных методик оценки спроса - везде бывают ошибки. Все эти супер методы, супер взгляды мертвы если нет очереди к продукту которым болен создатель. 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Почти со всем согласен, а с "очередью" на все 100)) Создайте очередь, кажется, что всё остальное из списка никак не будет мешать попытке это сделать..

Ответить
Развернуть ветку
Роман Николаев

было всего 18 участников, ясно, понятно...

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Да, мне бы тоже хотелось, чтобы справа у 18 был нолик или лучше два)) Хотя при этом понимаю, что количественный опрос это все равно средняя температура по больнице, только на интервью возможно смогу узнать что-то новое. А эта часть скорее была нужна, чтобы найти людей на интервью. 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

По первой диаграмме многие причины являются следствием остальных. Понятно, когда не прет, теряется мотивация и выгорание начинается. А не прет, потому что либо товар не нужен, либо конкуренция дикая.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Согласен, что все взаимосвязано, буду дальше копать, там может получится узнать получше..

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Вообще красавчик, что такое исследование затеял, молодец!!! От себя хочу сказать, не переживай, что 18 опрошенных - это якобы мало. 15 человек дают 85% информации. 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов
Автор

Спасибо, есть продолжение здесь - https://vc.ru/flood/201280-itogi-issledovaniya-o-prichinah-provalov-startapov если не видели еще..

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда