Офтоп
Дарья Хохлова

Новый Стив Баллмер Статьи редакции

Что мешает Тиму Куку внедрять инновации в Apple и чем это грозит компании

Известный американский предприниматель Стив Бланк опубликовал в своём блоге заметку о том, в чём основные сходства между бывшим генеральным директором Microsoft Стивом Баллмером и нынешним главой Apple Тимом Куком. По мнению автора, оба руководителя не являются инноваторами и не могут обеспечивать успешность компаний в долгосрочной перспективе.

Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«Что происходит с компанией, когда из неё уходит руководитель-визионер? Чаще всего новый генеральный директор оказывается неспособен к инновациям, а сама компания продолжает работать по инерции — ей помогает сила бренда. Поддерживать былую славу новому руководителю удаётся редко», — пишет Бланк.

Как замечает автор материала, в 21 век Microsoft вступила ведущим поставщиком программного обеспечения для всех, кому когда-либо приходилось взаимодействовать с компьютерами. «16 лет спустя корпорация превратилась в просто ещё одного производителя ПО».

В январе 2000 года основатель и бывший генеральный директор Microsoft Билл Гейтс ушёл в отставку после 25 лет работы и передал свой пост Стиву Баллмеру. Его преемник руководил компанией в течение следующих 14 лет.

«Если принять за главную задачу генерального директора увеличение дохода, то Баллмер делал невероятные успехи. Он утроил общие продажи Microsoft до $78 млрд и нарастил годовую прибыль с $9 млрд до $22 млрд. В его руководство компания запустила проекты Xbox и Kinect, а также приобрела Skype и Yammer. Если бы совет директоров исходил из квартального или годового роста выручки, Баллмер был бы прекрасным генеральным директором», — продолжает Бланк.

Но целью компании является долгосрочное развитие, и назначение Баллмера с этой точки зрения оказалось настоящим провалом. Он преуспевал в получении краткосрочных выгод, но разбазаривал долгосрочные возможности.

Пять провалов Баллмера

«Несмотря на финансовые успехи, Стив Баллмер оказался не в состоянии уследить за пятью важнейшими технологическими трендами 21 века: в области поиска его компания проиграла Google, рынок смартфонов остался за Apple, мобильных операционных систем — за Google и Apple, медиа — Apple и Netflix, а «облачных» вычислений — за Amazon», — объясняет автор заметки.

Microsoft вышла из 20 века, владея 95% рынка компьютерных операционных систем. Прошло больше 15 лет — и вот доля Microsoft на двухмиллиардном рынке смартфонов составляет 1%. Такая же ситуация — и на других рынках. Как мог допустить такое столь умный генеральный директор?

Как замечает Бланк, у Microsoft не было недостатка в талантливых разработчиках, которые работали над «облачной» платформой, поиском, мобильной операционной системой и медиапроектами. Проблема заключалась в том, что Баллмер решил выстроить свою стратегию вокруг того, что уже было у корпорации — офисных продуктов, ПК-версии Windows и корпоративных услуг. Проектам, которые не относились к этим направлениям, не уделяли должного внимания и нужные ресурсы.

«Чтобы наверстать упущенное, Microsoft пришлось бы радикально менять бизнес-модель и из компании, которая занимается продуктами, превращаться в компанию, которая предоставляет услуги и сервисы. Это было бы очень трудно».

По мнению автора, Баллмер провалился потому, что использовал устаревшую бизнес-модель (пусть и делал это блестяще), но не смог сориентироваться в новых возможностях. «Он отличный менеджер — в конце концов, он закончил Гарвард и сделал карьеру как продавец, — но ему не удалось руководить компанией в постоянно меняющемся мире», — продолжает он.

В 2014 году Стив Баллмер покинул свой пост, а его место занял Сатья Наделла. «Новый руководитель сделал ставку на мобильные и "облачные" платформы, разделил команды Office и Windows, закрыл бизнес по производству смартфонов и провёл крупный релиз новой операционной системы без обычных сложностей. Теперь он ведёт компанию в мир дополненной реальности и технологий искусственного интеллекта — и возможно, ему удастся вернуть Microsoft на лидирующие позиции».

Чего не хватало Стиву Баллмеру

«Руководители-визионеры не только хороши как менеджеры, они также сильны в инновациях. Они всегда ориентируются на нужды клиентов. Они могут вовремя изменить направление работы и бизнес-модель, если видят, что рынок меняется. Лучшие из них сами формируют новые рынки — они обнаруживают новые возможности раньше других. И в то же время они остаются предпринимателями», — пишет Бланк.

По мнению автора заметки, один из наиболее ярких примеров таких руководителей — бывший генеральный директор Apple Стив Джобс. Он превратил Apple из нишевой компании, занимающейся производством персональных компьютеров, в самую прибыльную корпорацию в мире.

С 2001 по 2008 годы Джобс трансформировал Apple трижды. В 2001 году он перешёл от компьютерного бизнеса к музыкальному — с iPod и iTunes. В 2007 году представил iPhone. В 2008 году — магазин приложений App Store. «Каждый раз Джобс не просто представлял новые продукты, а радикально менял бизнес-модель компании. Он получал новые каналы распространения, новых клиентов и образовывал новые рынки».

Таким руководителям, полагает Бланк, не нужно, чтобы кто-то в компании помогал выделить ключевые направления бизнеса — они сами разрабатывают концепцию и стратегию организации, понимают, как она устроена и что на самом деле нужно клиентам. «Да, они советуются с другими руководителями и своими подчинёнными, но ни один из них никогда не изменит свою стратегию только по настоянию совета директоров».

Что общего между Тимом Куком и Стивом Баллмером

«Одна из сильных сторон руководителей-визионеров заключается в том, что они создают вокруг себя команду менеджеров мирового класса. Однако они бессознательно избавляются от таких же визионеров в своём окружении. В компании, которой управляет такой генеральный директор, инноватором может быть только он один», — говорит Стив Бланк.

По его мнению, подобные руководители допускают до топ-менеджмента только сильных менеджеров и исполнителей. Такой была Apple при Стиве Джобсе — он сам руководил инновациями, а каждым из направлений заведовал сильный менеджер: эти люди превращали видение Джобса в конкретные планы и процессы.

«Когда инноваторы уходят, топ-менеджеры считают своим заслуженным правом занять их пост. После Билла Гейтса руководить компанией стал Стив Баллмер, после Стива Джобса — Тим Кук», — объясняет автор материала.

Одна из первых вещей, которую делают новоиспеченные руководители — избавляются от операционного хаоса в компании. «Они приветствуют стабильность, повторяющийся цикл производства и предсказуемость. Это здорово в краткосрочной перспективе, но часто провоцирует уход талантливых и креативных сотрудников. Топ-менеджеры нанимают всё больше таких же исполнителей, и компания, миссией которой когда-то было изменить мир, теперь становится ещё одной скучной фирмой, куда люди просто ходят на работу».

Начинает казаться, что новому генеральному директору не нравится заниматься продуктом и не нравится сам продукт.

Бланк обращает внимание на то, что Тим Кук руководит Apple уже в течение пяти лет. «Сходство между парами Билл Гейтс — Стив Баллмер и Стив Джобс — Тим Кук просто сверхъестественное. Под руководством Кука Apple удвоила доходы до $200 млрд, удвоила прибыль и утроила свои наличные активы. iPhone становится всё совершеннее с каждым годом. Однако единственная новинка, которую Apple представила за последние пять лет — это часы».

По мнению автора заметки, Apple ждёт та же судьба, что и Microsoft. «Команда Apple достигла мастерства в дизайне и разработке пользовательского интерфейса, но Google и Amazon делают ставку на то, что следующим трендом в ИТ-индустрии станут сервисы под управлением технологий искусственного интеллекта. Причём работать эти сервисы будут не только на телефоне, но и на множестве других устройств».

Вполне вероятно, что делать ставку на смартфон сейчас — проигрышная стратегия.

Как пишет Бланк, ориентация на смартфоны вовсе не означает, что Apple вовсе не занимается технологиями искусственного интеллекта — наоборот, компания вошла на этот рынок одной из первых с приобретением Siri. Apple также работает над самоуправляемыми автомобилями, технологиями виртуальной и дополненной реальности. «Но проблема в том, что генеральный директор предпочтёт видеть Apple недостаточно подготовленной к отдалённым изменениям на рынке, чем выбрать неверную бизнес-модель или сделать неверное организационное решение».

Задачи, которые стоят перед советом директоров

Перед советом директоров Apple, пишет Бланк, стоял стратегический вопрос: планирует ли компания и дальше оставаться инновационным предприятием или оно хочет сосредоточиться на своей основной деятельности и максимизировать текущие доходы. «С тактической точки зрения вопрос звучит так: станут ли они искать нового инноватора извне, продвинут по службе кого-то из менеджеров или попробуют найти визионера внутри компании, но на более низких уровнях».

«И Билл Гейтс, и Стив Джобс оказались слепы в одном: они предложили совету директоров наследника из числа топ-менеджеров компаний. Они путают управленцев мирового класса с людьми, которых волнуют желания клиентов и которые понимают, что нужно рынку».

Ещё одна проблема заключается в том, что если бы совет директоров решил нанять на должность генерального директора кого-то не из числа топ-менеджеров, вероятнее всего, несколько наиболее близких к генеральному директору человек покинули бы компанию — они полагают, что заслужили повышение. Таким образом, совет теряет не только руководителя, но и нескольких сильнейших управленцев.

Кроме того, замечает Бланк, многие инноваторы уже стали частью бренда своей компании. Так произошло с Марком Цукербергом, Стивом Джобсом, Джеффом Безосом, Элоном Маском, Ларри Эллисоном. «Это не новое явление: вспомните об иконах 20-го века — Уолте Диснее, Генри Форде, создателе Polaroid Эвине Лэнде и так далее. Они не только стали лицами компаний, но и даже после своего ухода влияли на принятие внутренних решений. Все спрашивали себя: "Как бы поступил Уолт Дисней", — хотя стоило бы не выяснять это, а заняться поиском новой стратегии на изменившемся рынке».

В 21 веке, замечает Стив Бланк, компании, которые делают ставку на свои текущие продукты и уже существующий рынок, чаще всего прогорают. А сконцентрированный на поиске нужной бизнес-модели и работе с клиентами генеральный директор со своим видением может стать именно тем фактором, который не только убережёт компанию от провала, но и сделает её лидером рынка. «Это особенно верно для постоянно изменяющихся отраслей — таких, как информационные технологии».

0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Герард Иванов

Почему под любым постом с критикой Эпол налетает стая господ отстаивать честь конторы, которая им за это даже не платит?

Ответить
4
Развернуть ветку
gw

Пользование любым продуктом, который тебе нравится, делает тебя психологически сопричастным ко всему, что тебя напрямую не касается.

Ответить
6
Развернуть ветку
Yan Petrov

Но почему-то пользователи Эпла не налетают на посты про Андроид восхваляя Айфоны.

Ответить
5
Развернуть ветку
gw

Налетают, лично видел на 4pda или 3dnews

Ответить
–1
Развернуть ветку
Neko Natum

Верно и обратное.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Lesov

Спорное утверждение. Я пользуюсь техникой Apple с 2006 года и сменил кучу поколений Mac, iPod и iPhone, однако полностью поддерживаю адекватную критику. Лично мне плевать какой у компании оборот и сколько процентов она занимает на рынке. Мне важна ее продукция, радость от покупки и обладания ей. По себе могу сказать, что во времена Джобса, каждый новый продукт вызывал бурю эмоций. Им хотелось обладать. Помню, как с нетерпением ждал очередную презентацию и читал слухи о новинке. Последние же 5 лет я просто обновляю линейку после ее технического устаревания, а не потому, что я ее хочу и она не дает мне спать. Компания вступила на путь эволюции: тот же айфон, что принципиально нового и крутого появилось у него за последние лет 5? Разве что Touch ID, все остальное мы уже видели у других производителей и оно уже успело надоесть. Air не обновляли с 2010 года. Новый Macbook Pro представили только недавно. Дизайн самих устройств и операционки ушел от выдержанного минимализма к какой-то цыганщине, лишь бы ярче и больше золотых цветов (странно, что аймак до сих пор не сделали золотым). Конечно, это все вопрос вкуса и личного отношения, но тем не менее.
Лично я вижу сейчас одну компанию, которая напоминает мне ту самую Apple - это Xiaomi. У них действительно интересные продукты и позиционирование.

Ответить
0
Развернуть ветку
gw

Я говорил о "средней температуре по больнице". Я не психолог и не психоаналитик, в моем комментарии сугубо личное мнение и кое-какой жизненный опыт и то, о чем я сказал встречается - видел.

Ответить
–1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Денис Беляков

Общее у них только одно..Но об этом толерантные люди в слух не говорят)))))

Ответить
–1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Василий Лебедев

На Балмера наговариваете.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Интересно взглянуть, что будет выдавать яблочная корпорация лет через 5-10. Пока они ещё на идеях Стива работают и запас инерции у них будь здоров.

Ответить
2
Развернуть ветку
Анонимус Анонимусов

может через 10 лет камера на айфоне перестанет выпирать

Ответить
–1
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Айфон совсем без джеков, но Сири будет в 3D в дополненной реальности

Ответить
0
Развернуть ветку
Pashket Vulgaris

Целью компании является получение прибыли, это первым пунктом в уставе идёт. Это же не богадельня. Так что автор в первом же посыле уже не прав.

Ответить
0
Развернуть ветку
Pavel Gubarev

А есть ещё такие заделы на будущее как healthkit.

Ответить
2
Развернуть ветку
Vadim Alexandrov

а также homekit.

Ответить
0
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

читал книгу "От хорошего к великому", то когда компанией управляет лидер-инноватор, то в долгосрочной перспективе это плохо для компании

Ответить
0
Развернуть ветку
Василий Лебедев

Как мне кажется, в статье вообще все упростили до ложной альтернативы: визионеру и дальше будет везти с открытием новых рынков и перестройкой бизнес-модели, сменщик-управленец же получит густые сливки с существующих продуктов, но завалит долгосрочное развитие.

Почвой для нынешних революций было развитие интернета и мобильных технологий. Но кто сказал, что в подобных технологиях бесконечное количество шагов для развития? Вполне возможно, что имеющийся сейчас технологический задел уже большей частью реализован и скоро все будут топтаться на месте. Развитие-то будет продолжаться, но вот чтобы кардинально перетряхивался рынок, как это сделала Эппл с айподом и айфоном - потенциал для такого человечеству еще надо накопить.

Ответить
6
Развернуть ветку
Maric Valeev

Напомнило детскую мечту - Эх, родился бы я раньше и столько всего бы мог придумать. А сейчас уже всё придумано.

Прогресс всегда будет. И всегда будет цикличность с подъемами и спадами и сменами лидеров. Я бы вообще упростил всё и сказал, что 1 СОЗДАЕТ продукт, а другой ПРОДАЕТ продукт. Соотвественно цели и пути решения в двух случаях абсолютно разные.

Ответить
0
Развернуть ветку
Василий Лебедев

Ну и где революции, например, в автомобилестроении, которые переворачивают рынок с ног на голову? Уже десятки лет их нет. Да, прогресс есть. Если взять современные модели и хотя бы 90-х, то разница существенна, но это скорее неумолимая поступь эволюции, а не взрыв нового. А ведь когда-то, наверное, тоже фантазировали, что вот скоро новый Генри Форд появится и все изменит, будут вам и летающие машины и автопилоты, но первое даже близко не случилось в практическом смысле, а второе вызревает уже десяток лет и все никак не дойдет до ума. Даже переход на электричество идет долго и очень мучительно.

То же самое можно сказать про кучу других отраслей, где рынки давно устоялись.

Человечество в свою последнюю эру пережило несколько технологических взрывов, которые порождали цунами новых товаров и услуг. Навскидку: паровой двигатель, двс, электричество, транзисторы, тв, интернет, спутник, мобильники. Причем часто такой новый взрыв перетряхивал и обогащал идеями и новыми возможностями и старые рынки. Двигатели создали современную промышленность и транспорт. Транзисторы положили основу всему вычислительному. Спутник и интернет - взбаламутили и перестроили тв, интернет изменил существующие рынки, типа почти всех видов торговли и рекламы, и породил множество совершенно новых сервисов, вроде соцсетей, мобильники же в свою очередь перевернули интернет, сделав людей онлайн почти в любом месте и опять еще раз встряхнув всевозможные классические сервисы (хотя бы такси) и создав новые.

Но у каждого такого возмущения и последующей волны, которая изменяла мировую экономику - всегда был свой конечный потенциал. Реакция с существующим произошла, где-то породила новое качество и явления и все, дальше снова по большей части спокойная жизнь в новом виде.

Вполне возможно, что большую часть инновационного потенциала и влияния на существующие рынки интернет и мобилы уже выработали. Например, новые мировые соцсети уже вряд ли появятся - основные ниши плотно заняты. От продуктов к сервисам переход тоже уже большей частью произошел. Неужели вы думаете, что Джобс, если бы знал чем удивлять дальше, не передал бы это свое видение компании перед смертью? Да не было у него уже ничего в запасе. Те несколько революционных шагов, что предпринял Джобс, были следствием назревшей "революционной ситуации", которой он смог воспользоваться. А до новых предпосылок надо еще дожить. Они не каждое десятилетие случаются.

Сейчас парочка возможных предпосылок все же известна - ИИ и биотехнологии. Но, к примеру, по ИИ сложно спрогнозировать когда эти технологии станут действительно работающими, несмотря на все современные успехи. Еще раз напомню как бывает в других рынках: 21 век - автомобили до сих пор чадят двигателями принципиальной конструкции позапрошлого века, при наличии большого количества перспективных альтернатив.

Ответить
1
Развернуть ветку
Sergey Sergeev

Если коротко

Ответить
0
Развернуть ветку
Yurist

Я не скажу, что Тим Кук плохой руководитель, но то, что требования к качеству производимого ПО снизились — факт.
За последние 3,5–4 года количество "видимых" багов в операционных системах значительно возросло. Да, невидимых обычному пользователю багов в ПО хватало всегда, но они не доставляли дискомфорта при пользовании продуктом компании. Сейчас же, что не релиз, то боль.

Ответить
0
Развернуть ветку
ArtGangStyle

Дарья очень торопилась по-быстрее выложить вольный перевод. В оригинале вот так:
Microsoft left the 20th century owning over 95% of the operating systems that ran on computers (almost all on desktops). Fifteen years and 2 billion smartphones shipped in the 21st century and Microsoft’s mobile OS share is 1%. These misses weren’t in some tangential markets – missing search, mobile and the cloud were directly where Microsoft users were heading. Yet a very smart CEO missed all of these. Why?

И смысл этого абзаца в том, что MS вошла в 21 век владея 95% рынком настольных систем, но нихрена не смогла на рынке мобильных OS. Типа генеральный не смотрит в будущее

Ответить
0
Развернуть ветку
Timur Shakirbekov

Apple сейчас может позволить себе не стоять на острие инноваций а дать дорогу китайцам и корейцам. И уже ни их шишках и ошибках внедрять что-то в свою продукцию. Пример - водонепроницаемость 7 - го iPhone когда у Samsung и других она есть уже несколько лет. Ставлю Heineken на то, что у следующего iPhone появится беспроводная зарядка.

Ответить
0
Развернуть ветку
Анонимус Анонимусов

а доля айфона на рынке всё сокращяется и сокращается

Ответить
0
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

А доля прибыли у них все еще максимальная и максимальная.

Ответить
0
Развернуть ветку
Serazhutdin Khappalaev

Я помню время, когда Nokia имела долю на рынке мобильных телефонов большую, чем у всех прочих компаний вместе взятых. И где сейчас Nokia?

Ответить
9
Развернуть ветку
Анонимус Анонимусов

Вы читали статью? При балмере прибыль тоже была максимальной. Кончилось это тем, что майки проебали все полимеры

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Drobinin

В какой то мере автор прав. Но нельзя говорить, что компания Apple находится на вершине склона с которого вот-вот покатится. Как минимум это по детски.
А о том, что Кук будет управлять компанией иначе знал и сам Джобc и совет директоров.Вот ещё статья от WSJ пишет о разнице подходов к управлению компанией Кука и Джобса:
http://online.wsj.com/articles/tim-cooks-apple-takes-shape-1404757939

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Lesov
Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 29 комментариев
Российскую операционную систему «Фантом» довели до тестирования после 12 лет разработки с нуля Статьи редакции

Система использует необычную архитектуру, не похожую на Windows и Linux.

Система «Фантом» в виртуальной машине QEMU
«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Как всё успевать, если энергия есть только к вечеру

Что делать, если жизнь начинается только после обеда и надо ли себя перестраивать. Спойлер: есть быстрые способы.

«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт»: как родилась ранняя советская реклама Статьи редакции

Чтобы конкурировать с частниками в годы НЭПа, государству пришлось запускать свои рекламные кампании. Для треста Моссельпром Маяковский писал слоганы, а Родченко рисовал плакаты.

Рекламы хлеба и печенья
Как Яндекс Маркет забрал у меня товара на 600 тысяч и не хочет возвращать

Предыстория

Сбербанк совершил подлог-сфальсифицировал в ЛК отказ заемщика от ипотеки

3 ноября 2021 года была одобрена ипотека №36358988 на мою супругу, я выступаю как созаемщик.

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

Pony Express задерживает доставку уже больше месяца, а поддержка издевается над клиентами

Решил я заказать в ноябре себе витаминов на iHerb. Оформил заказ, оплатил. iHerb написал примерные даты доставки. Думаю, ну окей, до отпуска успею получить. Выбрал из предложенных вариантов транспортных компаний Pony Express, тк примерные даты доставки были ближе остальных (ох.. КАК же я ошибался!)

Статус бота Veles
В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

null