{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Восемь правил digital-этикета в 2021 году: как заботливо общаться с людьми по работе

2020 год и удаленка радикально изменили представления о рабочих процессах и коммуникации. Руководитель отдела клиентского сервиса Go Mobile Алина Прокина рассказывает, как строить коммуникацию с коллегами и клиентами, чтобы они не вздрагивали при входящих от вас и хотели вам отвечать.

COVID-19 вынудил весь мир научиться решать все важные вопросы из дома. В том числе рабочие. Собрали для вас простые, но важные правила ведения коммуникации удаленно.

Правило №1. Выберите удобный всем канал коммуникации

Традиционно почта — основной инструмент деловой коммуникации. Однако мессенджеры и социальные сети становятся полноценными средствами для общения по рабочим вопросам. Чтобы избежать взаимных претензий, решите, какой канал коммуникации удобен вам и собеседнику, и перемещайтесь туда.

Правило №2. Пишите, а не звоните

Звонок или голосовое сообщение кажутся быстрыми способами решить рабочий вопрос, но могут отвлечь собеседника от большой задачи или личных дел. Поэтому в большинстве случаев стоит выбирать текст.

Бывают задачи, которые решить по телефону действительно проще и продуктивнее. Например, каскад вопросов, зависящих друг от друга. Если телефонный разговор необходим, предупредите о нем заранее и договоритесь об удобном времени.

Люди записывают голосовые сообщения, когда им лень формулировать текст. На самом деле содержание любого войс-месседжа легко уложить в несколько предложений. Если вы этого не сделали, это значит, что вы цените свое время гораздо выше, чем время собеседника. А это признак неуважения.

Отправлять голосовые сообщения уместно, только если это устоявшийся формат общения, который подходит вам и собеседнику.

Правило №3. Помните, что рабочий день конечен

Удаленка размыла рамки между работой и отдыхом, но рабочие часы все еще существуют. Если вы заработались и хотите срочно уточнить какой-то момент, отложите его до завтра. А если руки сами тянутся к клавиатуре, то отправьте сообщение без звука или настройте отложенную отправку на утро следующего дня. Звонить не стоит, особенно вне рабочего времени.

Правило №4. Не игнорируйте собеседников

Старайтесь отвечать на любые запросы коллег в течение 15-30 минут. Даже если вы заняты прямо сейчас, обязательно сообщите, что увидели задачу, и обозначьте, когда сможете вернуться с ответом. Так вы избавите собеседника от неопределенности и чувства тревоги.

Правило №5. Правильно ставьте ТЗ

Иногда после получения ТЗ человек не отвечает некоторое время. Это нормально. Он может не отвечать, потому что пытается понять, что вы имели в виду. Или пишет гневное сообщение, стирает его и пишет заново. Чтобы не тратить ваше время и время исполнителя на уточнения, постарайтесь с первого раза (сообщения) сделать ТЗ максимально исчерпывающим.

Правило №6. Готовьтесь к онлайн-встречам заранее

У вас рабочая встреча по Zoom или Google Meet, а связь сбоит под аккомпанемент криков детей, бьющейся посуды и дрожащей камеры. Кто-то из коллег опаздывает. Или классика жанра: ваш кот тоже присоединился к звонку, сбил рабочий настрой, и команда дружно умиляется 5 минут.

Потеря времени в начале звонка грозит необсужденной аджендой, смещением встреч и как следствие — просроченными дедлайнами. Чтобы этого избежать, найдите заранее тихое помещение, попросите домашних не беспокоить вас и проверьте интернет. Будьте собраны, пунктуальны и внимательны. И составьте список вопросов для обсуждения, чтобы ничего не упустить.

Правило №7. Подводите итоги

После звонков и конференций часть информации о задачах может потеряться, поэтому важно составлять follow-up — краткий обзор тем, которые вы обсудили во время встречи. Так вы и ваши коллеги будете уверены, что поняли друг друга и правильно распределили обязанности по проекту. Дополнительный бонус такого формата работы: в случае сложностей вы всегда сможете обратиться к фоллоу-апу и разрешить конфликт.

Правило №8. Используйте асинхронную коммуникацию. Или хотя бы старайтесь

Вспомните работу из офиса. Вы полностью погружены в работу над важной задачей. Решение уже почти найдено, и тут коллега хлопает по вашему столу рукой и рассказывает шутку. Она может быть смешной, но вы выпали из процесса, задача снова кажется большой и сложной.

Если тот же коллега отправил вам мем в мессенджер, вы сможете открыть переписку, когда справитесь с задачей. Удовольствие от шутки будет то же, но вы избежите выпадания из процесса по вине коллеги.

Это классические примеры синхронной и асинхронной коммуникации. Первая требует внимание двоих людей здесь и сейчас, а вторая позволяет каждому более эффективно использовать ресурс времени и концентрации.

Уважение — главное слово для комфортной и эффективной коммуникации. Помните, в мире нет офисных злодеев, которые намеренно усложняют вам жизнь голосовыми сообщениями, небрежными письмами, опозданиями или поздними звонками. Чаще всего люди хотят выполнить задачу, а еще чаще — много разных задач, и в этой агонии забывают беречь время и задачи коллег. В долгосрочной перспективе проигрывают все.

Думайте о других — так вы сделаете взаимодействие эффективным, сохраните отношения с коллегами и справитесь с любым проектом.

0
154 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

А я считаю, что это правила интровертов-трусов. Звонки! Ой, ой, как страшно, не звоните мне. Голосовые сообщения ! ой, ой, я боюсь их слушать, не записывайте их мне.

Если человек работает в бизнесе, он должен уметь общаться с людьми. И голосом, и текстом, и, о Боже мой, даже встречаться лично.

Мы живем в мире людей. Нужно не придумывать глупые правила, как минимизировать коммуникацию с людьми. А НАУЧИТЬСЯ  общаться с людьми. Прокачивать софт скилы, чтобы коммуникация с людьми была эффективная.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

А зачем вы поднимаете трубку, если вам неудобно?
Вас под дулом пистолета заставляют это делать?
Если человеку неудобно говорить по телефону, и это отрывает его от дел, он просто не поднимает трубку.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Ну значит всегда и не поднимайте.

А на работе звонить необходимо, потому что это более эффективный канал коммуникации, чем e-mail и мессенджеры

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Да хватит приводить примеры со спам звонками. Я вам говорю про рабочую коммуникацию

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский
Чтобы услышать "напиши?

Если человек там мне скажет, то получит звонок своему боссу с жалобой. Либо человек кооперируется с другими отделами, либо идет на улицу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Значит надо прийти) Тк если босс говорит "напиши", он точно не ответит

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Да легко. Достаточно сказать, как это повлияет на KPI босса ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Ахахахаха, если боссу срать на KPI, его быстро подсидит молодой и шустрый. Я же говорю - ваша компания деградирует

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана

Кому-то удобный, кому-то - нет.
Если человек не умеет чётко формулировать свои мысли устно, то говорить с ним по телефону значит убивать время на выслушивание его невнятного му-хрю.
В этом случае наилучший вариант - "послать" его в мессендджер. Пусть напечатает свои гениальные идеи коротко и ясно.
У него будет шанс прочитать свой опус перед отправкой, отредактировать, и, заодно, понять - а точно ли его информация настолько ценна и заслуживает внимания, или ему тупо нечем заняться и охота с кем-нить потрындеть.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский
Если человек не умеет чётко формулировать свои мысли устно, то говорить с ним по телефону значит убивать время на выслушивание его невнятного му-хрю.

Учитесь задавать правильные вопросы, чтобы не было му-хрю. Вы специалист в своем деле, он в своем. Он не обязан знать то, что знаете вы.

У него будет шанс прочитать свой опус перед отправкой, отредактировать, и, заодно, понять - а точно ли его информация настолько ценна и заслуживает внимания, или ему тупо нечем заняться и охота с кем-нить потрындеть.

Не все сообщения подходят для мессенджеров. В моменты, когда надо что-то обсудить и найти оптимальное решение, лучше звонить или встречаться

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана
Учитесь задавать правильные вопросы, чтобы не было му-хрю.

Представила: чел взял трубку, набрал меня и хочет мне что-то ценное сообщить.
Поднимаю трубку и внимааааательно слушаю его "эээээ... бэээээ.... мээээ... му-хрю, му-хрю, му-хрю... ой, Маша, я тебе чота важное хотел сообщить, но пока тебя набирал, сбился с мысли и эта... нууу..." и ещё минуту-две в том же духе.
Единственный правильный вопрос, который я ему могу задать: "Чел, нахуа ты мне звонишь?". И далее - послать в мессенджер. Тренироваться кратко, чётко и ясно излагать мысли буквами.

Вы специалист в своем деле, он в своем. Он не обязан знать то, что знаете вы.

Ну так и я не обязана тратить своё время на его длинные прелюдии перед изложением сути вопроса.
Не владеет руским устным, пусть формулирует, чего он там не знает, русским письменным. :)

Не все сообщения подходят для мессенджеров. В моменты, когда надо что-то обсудить и найти оптимальное решение, лучше звонить или встречаться

Это называется "мне нужно об кого-то подумать".
Я двумя руками "за" то, чтоб об меня подумали, с удовольствием встречусь и включусь в этот процесс сама... Если это действительно неотложно и меня хотя бы минут за 30 об этом предупредили. Сообщением. Чтоб я смогла закончить, или без ущерба для дела бросить свои задачи, и переключиться на другой вид умственной активности.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Василик

+++

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Kukuy

Не весь бизнес одинаковый. Есть компании, которые работают 24/7 с офисами по всему миру. Там люди, которые имеют привычку звонить, тут же налетают на то, что у абонента 3 утра.

Есть компании с нормально выстроенными процессами и планированием. Там звонки, как правило, запихивают экстренные задачи в обход общего приоритезирования. Просто абонент не успевает очухаться и говорит "да, сделаю", а потом смотрит на свой список задач на день и остается работать до ночи. Или просто робеет перед требовательным голосом звонящего. В любом случае, хрень и хаосогенератор.

Эта штука с "Позвоню Иван Иванычу обсудить закупку, так быстрее" — это сигнал о том, что либо вы, либо Иван Иваныч, не умеете в асинхронную комуникацию, либо существуете в бизнес-этике где принято друг другу звонить. В IT чаще первое.

Советую прочитать про асинхронную коммуникацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский
Там люди, которые имеют привычку звонить, тут же налетают на то, что у абонента 3 утра.

А еще человек может быть на встрече. Или в туалете. Или ошибся номером. Мы все специфические случаи будем обсуждать?
.
Я говорю про стандартную ситуацию, когда человек понимает, сколько времени у другого абонента.
.

Просто абонент не успевает очухаться и говорит "да, сделаю", а потом смотрит на свой список задач на день и остается работать до ночи.

Не надо так говорить и не придется работать до ночи.
.

Эта штука с "Позвоню Иван Иванычу обсудить закупку, так быстрее" — это сигнал о том, что либо вы, либо Иван Иваныч, не умеете в асинхронную комуникацию, либо существуете в бизнес-этике где принято друг другу звонить.

Нет, это значит, что это быстрее. Представляете! А то, что вы боитесь общаться, это ваши личные психологические заморочки. Прокачивайте communication skills

Ответить
Развернуть ветку
Go Ahead
Автор

Сергей, полностью согласны, что нужно уметь общаться всеми доступными форматами.

Статья не призывает сводить общение к минимуму, а напоминает, как сделать его эффективным и вежливым. Неожиданные звонки и длинные голосовые вовсе не пугают, но могут серьезно отвлекать от рабочих процессов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский
Неожиданные звонки и длинные голосовые вовсе не пугают, но могут серьезно отвлекать от рабочих процессов.

Ну так не отвечайте. Я чуть позже пройдусь по каждому пункту. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Да, ноют. Это человеческая природа. Ничего с этим не поделаешь. Нужно уметь отвечать на такое нытьё.

Это как жаловаться, что люди проявляют эмоции. Это абсолютно нормально, что люди проявляют эмоции. Нужно не на людей жаловаться, а уметь управлять такими ситуациями. То есть прокачивать софт скилы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Что я и сказал с самого начала. Правила рассчитаны на интровертов-трусов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Философские рассуждения оставьте для личного блога. Я здесь про бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Василик

Насчёт звонков не соглашусь с вами.
С автором статьи в этом плане я солидарен.

Действительно очень часто звонки отвлекают от выполнения задач - а порой, весь вопрос можно было уместить в две строчки сообщения.
Если конечно, собеседник перед звонком удосужился сформулировать цель звонка для себя))
А помимо самого вопроса собеседник ещё из вежливости спросит как дела, ещё парой фраз перекинитесь.

И в итоге, тебе позвонили - надо бы ответить. Но мысль ушла, настрой сбился, минут 10 времени потрачено.

Может быть, в зависимости от рода деятельности этот момент может быть и не таким актуальным. Но уж точно имеет место быть)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Romanovsky

А я считаю, что вы рассуждаете, как обыкновенный продаван, наслушавшийся тренингов бизнес-молодости.
Все о чем вы пишете здесь и дальше, и работает, но с околонулевой эффективностью. Вы случайно не из тех господ, что звонят и предлагают бесплатные консультации в Московских медицинских центрах? Если так, то все вопросы снимаю (шляпу тоже) и ретируюсь.

Ответить
Развернуть ветку
151 комментарий
Раскрывать всегда