«С какой стати инвестор станет платить $20 за ваш обед»: почему закрываются сервисы по доставке еды Статьи редакции

Издание The California Review опубликовало материал о том, почему многие сервисы по доставке еды не могут выйти на прибыль и закрываются. Журналисты разобрались, какая ситуация сложилась на рынке, и что может помочь компаниям начать зарабатывать деньги. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

«Мы математики, и мы ничего не знаем о том, как делают еду», — говорит Тони Сюй, основатель и генеральный директор американского сервиса по доставке еды DoorDash. «Это не то, что вы ожидаете услышать от руководителя столь популярного сервиса, но, возможно, именно это вам и нужно услышать», — пишет автор заметки.

31-летний предприниматель Тони Сюй вырос в Кремниевой долине — его родители держали здесь ресторан китайской кухни. Сейчас услугами DoorDash пользуется каждая третья семья в Долине «Это гораздо больше, чем количество клиентов в ресторане его родителей», — говорит автор заметки. Компания была основана в 2013 году. В организации работает более 700 человек — не считая курьеров. Сервис уже привлёк более 180 млн финансирования. С каждым месяцем количество клиентов и заказов растет.

«Сюй — живой пример молодого жителя Долины, который добился успеха благодаря современному рынку технологий — как Марк Цукерберг. Оценка DoorDash достигла заоблачных высот. Сюй и его команда читают лекции для резидентов акселератора Y Combinator. Они раздают советы стартаперам в выступлениях и подкастах. Они планируют международную экспансию».

Однако в отличие от китайского ресторана его родителей, Тони Сюй и его компания теряют деньги почти на каждом выполненном заказе.

За последние несколько лет, продолжает автор, технологические инвесторы вложили миллиарды долларов в сервисы по доставке еды, в надежде на то, что один из них разрастётся до таких размеров, чтобы получить монополию на рынке и начать приносить прибыль — как Uber в сфере перевозок, Google в сфере поиска или Amazon в сфере электронной коммерции.

Тони Сюй

«Большинство сервисов по доставке еды предлагают одну и ту же услугу: пользователь выбирает обед через приложение, оплачивает его и получает свой заказ в течение 10–100 минут. Некоторые, вроде DoorDash или Postmates, предлагают доставку и из тех заведений, у которых нет соответствующей службы. Некоторые привозят готовую холодную еду, которую нужно только разогреть. Другие используют технологии искусственного интеллекта для работы над заказами, а некоторые — роботов для доставки», — пишет The California Review.

«Существуют десятки (если не сотни) сервисов, которые занимаются доставкой еды. À La Carte Express, Bento, Deliveroo, Deliverd, DeliveryHero, EatFirst, Farm Hill, Favor, Foodora, FreshMint, Gourmaleo, Radish, Spicy Radish, SupperBell, Runnr, Thistle, Wizrd, Zomato, Zoomer, Zume. В борьбу вступают и сайты, у которых раньше не было собственных курьеров, а также гиганты вроде Google, Uber и Amazon. Все хотят откусить кусок пирога».

Падение

«Уже в 2014 и 2015 годах рынок доставки еды называли одним из самых насыщенных сегментов. Но в 2016 году конкуренция только растёт. И чем больше стартапов присоединяется к этой войне, тем более низкие цены предлагают сервисы, чтобы насолить конкурентам и отобрать у них долю рынка», — продолжает автор заметки.

Вскоре, замечает он, появились и первые жертвы. Сервис Sprig, привлёкший $57 млн инвестиций, был вынужден прекратить работу в Пало-Альто и Чикаго, получивший $13,5 млн инвестиций SpoonRocket закрылся, инвесторы DoorDash снизили оценку проекта, сервис Caviar был выкуплен более крупным GrubHub, а руководство Postmates, по слухам, попыталось продать компанию — перед тем, как привлечь дополнительные $141 млн в начале ноября 2016 года. Стартапу удалось не снизить собственную оценку, но и повысить её не получилось.

Как замечает редакция The California Review, 2016 год выдался холодным с точки зрения инвестиционного климата — и это коснулось и сервисы по доставке еды. The New York Times назвала ситуацию «закатом модели on-demand». Редакция Pando высказалась более категорично: она назвала происходящее «фудапокалипсисом».

«Так что же случилось? Почему рынок так быстро "остыл"? Это сложный вопрос, и не менее сложно найти на него ответ. Начать следует с сан-францисского сервиса, который называется Bento».

Bento и проклятие роста

«Добрый день. Мы привлекли $2 млн инвестиций, заслужили внимание таких СМИ, как TechCrunch, CNBC и San Francisco Chronicle. Сейчас у нас на счету осталось $350 тысяч — этого хватит до апреля. Нам нужно привлечь дополнительные средства — а иначе мы умрём», — говорит основатель и генеральный директор Bento Джейсон Демант в беседах со своей женой и с сооснователем проекта.

Эти беседы Демант записал на диктофон и опубликовал на сайте, на котором обычно размещают подкасты с участием предпринимателей. «Необычайно откровенно для руководителя. Он либо слишком молод и неопытен, либо у него просто не было других вариантов», — пишет The California Review.

До запуска своего проекта Демант работал в ресторане. В 2015 году он и его знакомый Винсент Кардилло решили создать сервис по заказу еды. В приложении Bento пользователи могли самостоятельно собирать японские ланчи-«бенто». Создатели представили проект на фестивале Launch в 2015 году, организованном одним из инвесторов Uber Джейсоном Калаканисом. Компанию, пишет автор заметки, приняли восторженно, и вскоре команда привлекла $2 млн первых инвестиций.

Спустя пять с половиной месяцев после запуска с Демантом связался его бухгалтер и сообщил, что компания потратила на $70 тысяч больше, чем рассчитывала — то есть превысила ожидаемые расходы примерно на 30–40%. «Никто не понял, как так получилось», — рассказывает основатель Bento. Выяснилось, что на доставку одной коробки-«бенто» стоимостью в $12 компания тратит $32.

Учитывая расходы на ингредиенты, кухонное оборудование, оплату труда поваров и водителей, а также расходы на разработку приложения и внутреннего ПО, компания теряла по $20 на каждом выполненном заказе. «Хуже всего то, что компания росла в среднем на 15% в неделю. Обычно это говорит об успешности сервиса, но для нас это означало лишь рост потерь».

Руководство компании сократило расходы, уволило часть персонала и установило более высокие цены на доставку — но выручка всё равно оказалась невысокой. «Мы получали прибыль, но это были копейки», — говорит технический директор проекта Винсент Кардилло.

В итоге компания отказалась от разработки приложения и закрыло направление доставки — теперь все заказы привозят курьеры из Postmates. Сервис привлёк дополнительные $100 тысяч финансирования, но основатель Джейсон Демант всё равно отзывается о компании с разочарованием: «Всё, что мы узнали, — что начинать бизнес в этой сфере было фантастически глупо. Нас поддерживали мудрые наставники, и нам казалось, что мы всё делаем правильно».

Хождение по лезвию

«С какой стати инвестор станет платить $20, чтобы проспонсировать ваш обед? Эта идея кажется абсурдной. Но стратегия здесь та же, что у инвесторов Amazon, Uber и теперь Postmates — они обеспечивают проекты таким количеством наличных средств, чтобы те могли буквально потопить своих конкурентов. Сундуки с миллиардами долларов позволяют сервисам вроде Uber предлагать услуги ниже их себестоимости и этим губить конкурентов», — объясняет автор заметки.

После того, как они установят монополию, то смогут поднять цены, увеличив и маржу.

«Стратегия Uber — стать Звездой смерти для своих конкурентов. В качестве оружия компания использует свои деньги, и ей это отлично удаётся. Мне кажется, это беспрецедентный случай», — говорит генеральный директор Postmates Бастиан Леманн.

Однако в случае с сервисами по доставке еды, пишет редакция The California Review, применять такую стратегию гораздо более рискованно, и инвесторы это понимают. Среди проблем, с которыми сталкиваются такие проекты, — увеличение количества участников цепочки. Uber нужно связать водителя с клиентом. Сервисам по доставке еды приходится заботиться и о работе с кухнями и поварами.

Дополнительный этап приносит с собой дополнительные расходы и снижает выручку. «Пользователи готовы заплатить водителю Uber $30 за то, что он довезёт их до места, — но очень немногие согласятся заплатить $30 за то, чтобы водитель Uber довёз до места их бутерброд. И хотя расходы на доставку сопоставимы, руководство сервисов по доставке еды не может взимать за свои услуги больше».

Работа в таких условиях заставляет сервисы искать новые источники заработка. Так, например, DoorDash самостоятельно редактирует меню ресторанов-партнёров — и включает в стоимость блюд дополнительные 20% в качестве налога. По мнению генерального директора проекта, такая практика помогает не шокировать клиентов ценами на доставку. Другие компании взимают дополнительную комиссию с ресторанов за каждый заказ.

Роботы и сервисы по доставке

С сервисами, работающих по модели on-demand, сейчас сотрудничают более миллиона водителей. Технически они не считаются сотрудниками компаний, но именно на них Uber, Postmates, Lyft, DoorDash и другие тратят большую часть своих средств. «Что, если всех этих водителей удастся уволить»?

Uber и Lyft планируют заменить своих водителей на самоуправляемые автомобили. «Отказавшись от услуг водителей, DoorDash и другие сервисы доставки получат даже больше, чем Uber», — считает автор материала. Он упоминает, что на найм одного курьера DoorDash тратит около $200. При этом один водитель работает на компанию от трёх до шести месяцев. То есть каждые несколько месяцев компания тратит $5 млн на обновление штата курьеров (если предположить, что в сервисе работает около 25 тысяч водителей, хотя эта оценка занижена, пишет автор материала).

С расширением компании эти расходы только растут. Согласно отчётам аналитических компаний, Lyft теряет до $50 млн в месяц, а Uber — около $700 млн в квартал. В пересчёте на единицу продукции сервисы по доставке еды теряют ещё больше. «И как же эти компании рассчитывают достичь прибыльности?»

«Всё чаще кажется, что стабильность компании в будущем зависит от распространения беспилотных транспортных средств. Инвесторы позволяют стартапам терять большие деньги в краткосрочной перспективе в надежде, что с роботизацией доставки эти компании наконец станут зарабатывать. И этот день может вскоре настать. Компании всё активнее вкладывают средства в развитие служб доставок дронами и обучение роботов приготовлению пиццы», — пишет редакция The California Review.

Однако до цели, замечает автор, всё ещё далеко. Роботы могут доставлять продукты лишь на ограниченные расстояния, дроны непригодны для использования в городских условиях. Прогнозы относительно распространения самоуправляемых автомобилей разнятся — Элон Маск считает, что на это понадобится два года, а основатель Uber Трэвис Каланик ставит на 15 лет.

И всё же роботы и технологии искусственного интеллекта уже помогают руководителям сервисов по доставке еды сокращать расходы, пишет автор заметки. Например, сервис Forkable с помощью алгоритмов искусственного интеллекта помогает офис-менеджерам и другим работникам выбирать и заказывать ланчи на целые офисы и рабочие пространства на основе предпочтений работников. Сервис доставляет множество порций за раз.

Forkable получает большие однотипные заказы раз за разом — и строит на этом свой бизнес. Сервис уже достиг больших успехов на европейском и азиатском рынках, говорит редакция The California Review.

Будущее сервисов доставки

«Многие инвесторы наивно полагали, что создать Uber для еды так же просто, как сам Uber — нужно лишь добавить в уравнение бутерброды. Очевидно, что это не так», — пишет автор заметки.

Однако некоторые эксперты рынка всё равно смотрят на подобные компании с оптимизмом, продолжает он. Так, аналитики Morgan Stanley полагают, что вскоре объём рынка достигнет $210 млрд в год. «В том, что спрос на услуги будет только расти, сомнений нет. Вопрос в том, кто и как захватит эту отрасль. Ставки здесь высоки, конкуренция огромная, а поле небольшое. Некоторые провалятся, некоторым надоест ждать. Но несколько компаний, возможно, в конце-концов станут зарабатывать миллиарды», — заключает автор заметки.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430_\u0435\u0434\u044b_\u043d\u0430_\u0434\u043e\u043c","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430_\u0435\u0434\u044b","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430"], "comments": 20, "likes": 34, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19802, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 08 Nov 2016 15:57:13 +0300", "is_special": false }
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

"До запуска своего проекта Демант работал в ресторане."

Тоже бургеры жарил, как стартапер из соседней статьи про Сойлент? Видимо, да, потому что...

"Выяснилось, что на доставку одной коробки-«бенто» стоимостью в $12 компания тратит $32."

"Никто не понял, как так получилось".

Господа стартаперы оскорбляют мой разум подобным. Или что-то в переводе потерялось. У кого-нибудь есть время сходить прочитать оригинал?

6

"As it turns out, the company was paying $32 to make and deliver bento boxes being sold for $12."

В 32 доллара не только доставка входит. Это немного приглушает тон, но всё равно очевидно, что основатели Bento не умеют в математику.

"In 2015, despite not having ever worked at restaurant, Demant and his cofounder Vincent Cardillo decided to create their own food app."

В 2015 несмотря на то, что Демант ни разу не работал в ресторане...

VC, приём, вы что пишете-то вообще?

9

Решение уже было изобретено в книге про Незнайку: там в Солнечном городе еду сразу по трубам доставляли в квартиры без всяких шоферов и бензина. Я бы например себе пиццепровод от Додо установил бы влегкую - кому бабла закинуть?

5

Комментарий удален

Я придерживаюсь традиционных взглядов на обед, поэтому голосую за борщепровод!) К тому же его можно подключить к уже имеющимся коммуникациям: повернул кран на кухне в одну сторону, течет холодная вода, в другую - горячая, в третью - борщ)

2

там не трубы а лифты вроде)

0

Оригинал: Nevertheless, the company would eventually shutter its app and the on-demand ordering part of its business.

Перевод VC: "В итоге компания отказалась от разработки приложения и закрыло направление доставки — теперь все заказы привозят курьеры из Postmates."

Это откуда додумка про Postmates? Уверен, весь этот "перевод" такой, если копнуть оригинал чуть глубже.

7

Ребята из доставки пиццы пытаются сделать ИННОВАЦИОННЫЙ СТАРТАП. Вот не люблю стартаперов за это

3

есть как минимум одна компания, которая начинала, кажется, в Сыктывкаре.
так вот она и инновационный стартап, и доставка пиццы, и ещё много чего. очень крутые ребята, кстати.

–3

Но в первую очередь доставка пиццы)

0

Всего лишь надо чтобы клиенты заказывали обед за сутки, а развозились бы они в одно время, например в 13:00-13:15.

1

у нас в офис заказывают меню на каждого, каждую пятницу. Учитывая, что многие БЦ находятся в центре и скоплениями в некоторых районах, это упрощает и удешевляет логистику. Цена 2$=)

2

"Инвесторы позволяют стартапам терять большие деньги в краткосрочной перспективе в надежде, что с роботизацией доставки эти компании наконец станут зарабатывать. И этот день может вскоре настать." - вижу единственный и огромный плюс из всего этого - компании работают в минус, чтобы пользователи могли получить услугу по минимальной цене. Это прекрасно, я щетаю.

1

чтоб сделать сервис продажи 100 долларовых купюр по 10 баксов, большого ума не надо.
только покупают таким образом успех которого нет, не ради пользователей, а чтоб потом этот "успех" перепродать инвесторам)
надуваем пузыри. . .

2

Да-да, только рассматриваю общий результат - миру стало лучше ведь от того, что появились дешевые услуги? Неважно, что кто-то там надул пузырь и кому-то перепродал - движение средств само по себе ничего в мире не создало ведь. А надутый таким образом пузырь создал дешевую доставку еды - всем же хорошо. Ну ладно, не всем, инфесторам не очень хорошо - ну так это их проблемы, ничего личного, только бизнес)

Я вижу, что чуваки хотя бы стараются создать сервис - реальный, работающий и т. д. в отличие от всяких-мы-знаем-кого. Минус им, что не просчитали заранее, но плюс все же - за то что за деньги инвесторов дают всем пользователям дешевый сервис)) Се ля ви.

0

А самое замечательное, что когда роботакси появятся и Uber выйдет благодаря этому и наработанной аудитории в плюс, то появится Buber, который будет чуть дешевле потому, что будет ждать, например, нового вида сверхэкономичных двигателей или такси-телепорта чтобы так же выйти в плюс через 2-15 лет.

0

Бинго, mail.ru :)

–2

Комментарий удален

Именно поэтому я предлагаю дорогой редакции ещё раз пригласить Аркадия Морейниса.
Что там с его книжкой, которую он обещал выпустить прошлым летом?
В книге Морейниса прямо в первой главе написано, почему американские штучки не работают в России.
Что же делать стартаперам из России?
Давайте всем сайтом перейдём на его "Тёмную сторону"?

0

надеюсь они не теряют по 300 р с заказа пиццы)

0
Читать все 20 комментариев
HTC показала новую VR-гарнитуру — компания прифотошопила устройство к стоковым фотографиям Статьи редакции

«Трудно поверить, что ваша вещь хороша, если вам пришлось прифотошопить её к модели. Почему бы не сделать новую фотографию?», — пишет The Verge.

The Verge
Microsoft выпустит мини-холодильники в стиле Xbox Series X за $100 Статьи редакции

Предзаказы откроются 19 октября.

Мини-холодильники Xbox The Verge
Одно лишнее слово убило доверие: на встрече с Джобсом стартапер попытался завысить оценку и остался без сделки и бизнеса Статьи редакции

5 октября 2021 года, в десятилетнюю годовщину смерти Стива Джобса, предприниматель и автор проекта iLike Али Партови вспомнил об уроке, усвоенном после встречи с соучредителем Apple. А именно: не пытайся блефовать, если нет козырей.

Соучредитель музыкального сервиса iLike и образовательной платформы code.org Али Партови CNBC
В Японии установили торговые автоматы со случайными авиабилетами по стране Статьи редакции

Peach Aviation не получает большой прибыли от автоматов, зато на популярности компании это сказывается хорошо.

Аппарат Peach Aviation Vice
«Тинькофф» и «Циан» запустили сервис для дистанционных сделок с недвижимостью Статьи редакции

Недвижимость может быть в любом регионе России, но участники сделки должны находиться в Москве, Петербурге или Уфе.

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Чем плох SkyEng и что лучше него в разы

Учителя-студенты по цене профессиональных тьюторов-носителей. Обман, чтобы получить оплату. Игнор просьб и требований клиента.

VK представила единую видеоплатформу «VK Видео»: она объединила ролики и трансляции из всех сервисов экосистемы Статьи редакции

Платформа объединяет все видеотехнологии, форматы и библиотеки экосистемы.

Выступление гендиректора «ВКонтакте» и «VK Видео» Марины Красновой Скриншот TJ
«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

null