От Mobile First к Mobile Native: о чём важно помнить разработчикам, которые ориентируются только на смартфоны Статьи редакции

Инвестор и партнёр венчурного фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс написал материал о том, почему всё больше разработчиков переходят с парадигмы Mobile First к парадигме Mobile Native, в чём между ними разница и о чём важно помнить создателям мобильных приложений. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«Несколько лет назад ИТ-компании перешли к стратегии Mobile First. До этого в организациях были отдельные департаменты разработки под мобильные платформы и работники, которые занимались развитием мобильного направления. Теперь новая функциональность сразу появляется на смартфонах, а на ПК иногда и не переносится», — пишет Эванс.

По словам инвестора, в 2016 году всё больше компаний приходят к парадигме Mobile Native. «Это эволюция принципа Mobile First. Что будет, если попросту забыть о ПК и дешёвых мобильных телефонах? Если полностью сосредоточиться на 2,5 млрд смартфонов и полностью опустить рынок low-end-устройств. Сможете ли вы построить большую компанию?».

По мнению Эванса, выбирающим стратегию Mobile Native разработчикам следует в первую очередь обдумать несколько основных моментов:

  • Основной метод ввода на смартфонах — их камера. «Часто это лучшая камера, которой когда-либо владели пользователи. И к тому же — универсальное устройство, которым можно снять что угодно и где угодно».
  • Так как, по словам Эванса, множество сотрудников больше не работает в опенспейсах, они не станут мешать другим, если будут слушать музыку, говорить по телефону или отдавать ему голосовые команды.
  • Пропускная способность LTE- и WiFi-сетей выросла настолько, что автопроигрывание видео или прямые трансляции на смартфонах уже не доставляют пользователям неудобств. «Видеоконтент почти стал полноценной и эффективной заменой HTML-вёрстке или технологии Flash».
  • Смартфон становится основным устройством, которое используют даже дома. Длительность работы от батареи приобретает меньшее значение.
  • Смартфон — это также личное устройство, которое всегда в кармане владельца. Личным становится и приложение. «Пользователь готов поделиться с приложением чем-то таким, чем не стал бы делиться с ПК-версией программы».
  • Мобильные операционные системы поддерживают мультизадачность и способны одновременно запускать несколько программ. «Пользователи могут пробовать новые сервисы десятками, платить за это всего ничего и при этом чувствовать, что их устройство в безопасности».
  • Специальные сервисы и технологии позволяют пользователям смартфонов транслировать live-видео для тысяч зрителей и даже дополнять их специальными фильтрами или эффектами.

«Я бы хотел обратить внимание на последний пункт — стоит задумать, сколько различных технологий задействовано в таких приложения, и почему появление подобных сервисов было невозможно на ПК», — замечает Эванс.

Поразительно, насколько смартфоны одновременно сложнее и проще в использовании, чем ПК — и особенно это касается мобильного интернета.

Инвестор говорит, что с мобильным телефоном пользователи могут делать множество вещей, которые им не позволяла делать система, включавшая в себя сам компьютер, клавиатуру и мышь. Это открывает новые возможности как для самих владельцев смартфонов, так и для разработчиков. «Уже выросло целое поколение, которое готово к парадигме Mobile Native. А приложения, которые в 2007 году вызвали бы восторг, сейчас кажутся совсем простыми».

«Разработчики наконец могут отказаться от парадигмы Mobile First и применить свои навыки для того, чтобы максимально охватить возможности двух миллиардов смартфонов на планете. Это напоминает мне переход к Web 2.0 около девяти лет назад. Тогда все разработчики заявили: "А знаете, нам совсем не обязательно думать о Lynx, CGI-скриптах и диалап-соединении. Мы прошли ту точку, когда использование тега IMG казалось спорным решением, и можем думать о том, как создавать интерфейсы и предоставлять пользователям новые услуги"», — заключает Эванс.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Usoltcev

Mobile first это же про верстку вообще, нахера смешивать теплое с мягким?

А по теме — мне думается здесь есть здравый смысл. Веб как платформа, если говорить про мобильные устройства, предоставляет весьма посредственный пользовательский опыт. Т.е. вроде почти все есть, но ощущается как костыль.

Это удручает, я сам люблю веб, но развивается он не в ногу со временем. JS и есть этот драйвер безостановочного расширения, только результаты, на мой взгляд, пока оставляют желать лучшего.

Нужен некий конценсус, а его не было даже между десктопными браузерами, что говорить о прочих платформах. И стоит ли его ожидать в ближайшем будущем.

Если изначально ориентироваться на мобильных пользователей, лучше сразу прорабатывать соответствующие платформы и обеспечивать наилучший пользовательский опыт в рамках мобильных платформ.

Вопросы дистрибуции еще долго не позволят полностью уйти от веба как платформы. Но в текущем виде сам по себе он уже неконкурентен в некоторых нишах.

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Mobile first- это создание продукта в первую очередь для смартфонов. Чаще всего подразумеваются аппы. Причем тут верстка?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Usoltcev

В моем мире термин mobile first пришел как подход проектирования взаимодействия и верстки, предложенный Люком Вроблевски (в адаптивном дизайне ты меньше пляшешь с бубном, когда идешь от меньше к большему, а не наоборот).

Может, есть еще одноименное философское течение, когда вы на уровне бизнеса проектируете сначала мобильные продукты, а потом переходите к большим экранам. Но мне кажется выделять это в некий отдельный термин глупо. Ты просто говоришь: "мы проектируем приложение". Что тут непонятного может быть, зачем обозначение этому?

То же самое и нейтив ферст. Такого подхода нет, во всяком случае гугл быстрее всего находит статью этого самого Бенедикта Эванса. Просто такое вольное трактование терминов вносит путанницу. Я не понимаю зачем на каждый чих придумывать собственное название.

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Столько много букв. В контексте статьи речь идет о двух концепциях: "сперва мобильные"- делаем продукт (сервис) изначально оптимизированный (в первую очередь дизайн, но также и программно, и ux) под смартфоны, а потом ПК. То есть дизайн под смартфоны это следствие принципа, а не причина. Второй- "только мобильные", то есть нафиг ПК, хватит и смартфонов.

Что касается терминов, вы так считаете, а другие иначе, им так удобно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Usoltcev

Редко пишу что-то, поэтому сложности с краткостью изложения) А если к терминам — вы правы, все это в целом не имеет особого значения, хз че меня понесло

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Usoltcev

Только я наврал, атор придумал "Mobile Native". Сути не меняет — в данном случае терминология избыточна и только путает.

Ответить
Развернуть ветку
Pashket Vulgaris

писал бы сразу во сколько это обойдётся заказчику в год на иос/ведроид для "среднестатистического" приложения

Ответить
Развернуть ветку
Terry Sahaidak

ну можно начать с имеющегося web-разработчика и написать mvp или хоть прототип на js+react-native (в большинстве случаев ето проканает). ну и потом уже постепенно переписьівать на джаву/свифт/обжд-с (так как react-native ето позволяет). такой старт будет стоит в разьі дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Pashket Vulgaris

Я как раз не про начать пишу, а про годовой ценник на такое решение. Кросс платформенный адаптивный сайт со старта тоже можно "за копейки" у фрилансера заказать и при этом охват устройств будет гораздо больше.

Ответить
Развернуть ветку
Terry Sahaidak

ну и нельзя забывать о том, что есть уже много тех, кто успешно использует эту технологию в продакшене
https://facebook.github.io/react-native/showcase.html
при этом много из них идуть по пути "только js+react-native+native-components," т.е. не переписывают на нативные языки.
потому имеющийся веб-разработчик может написать годную апликуху на ios/android/windows за небольшой (относительно) срок.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Кащеев

Он как-то не берёт в расчёт что глаза-то не железные и дома жить на маленьком экране с клавиатурой на экране... Ну как минимум логично на планшет хотя бы пересесть.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Кто не понял, под "Mobile Native" автор подразумевает то, что приложение разрабатывается только под смартфон и не подразумевает десктопной версии, а не то, что оно нативное, а не веб, как я тоже в начале подумал. А вообще, только бы терминов понапридумывать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Эванс о главном не написал - заполучить сейчас пользователя для мобильной версии проще чем для PC.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko
Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null